Ювелирное изделие и способ его изготовления
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к ювелирной промышленности. Ювелирное изделие содержит основу из драгоценного металла, задающую форму и вид ювелирного изделия, и вставку из дерева, размещаемую в основе. Основа выполнена в виде ободковой рамки, имеющей периметральное обрамление, несущее элементы крепления вставки, и донную часть, утопленную по отношению к указанному обрамлению и выполненную со сквозными просветами или сквозной. Вставка выполнена в виде пластинки с по крайней мере лицевой стороной, на которой нанесена роспись по дереву под лак, а тыльная сторона вставки размещена с опиранием на донную часть рамки и закреплена по периметру. Предложен также способ изготовления такого ювелирного изделия. Обеспечивается повышение долговечности ювелирного изделия с деревянной вставкой. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к ювелирной промышленности и рассматривает способ изготовления ювелирных изделий, включающих деревянные вставки в качестве декорирующей части этого изделия. Так же рассматривается конструкция такого ювелирного изделия.
Ювелирные изделия, включающие вставки из дерева, в частности эбенового дерева, относятся к категории редких изделий. И это обусловлено не только тем, что деревянные вставки сильно отличаются по своему строению и свойствам от свойств драгоценных металлов (золото, серебро, платина и т.д.), но и тем, что фактура, цвет и форма деревянных вставок не всегда походит к форме металлической части изделия или не совпадает по колористическому исполнению с металлической частью изделия. Ювелирные изделия с использованием дерева относятся к категории экзотических изделий.
Если обратиться к предложениям ювелирных производителей, то можно найти предложения изделий, включающих в себя драгоценный металл и дерево. Эти известные решения можно разделить на две категории. Первая - это основа из драгоценного металла (серебра), имеющая форму ювелирного изделия (кольцо, подвеска), в которой укреплена вставка из дерева (эбеновое дерево). Второе - это выполненная из этого дерева основа фантазийного содержания (подвеска, серьги), на лицевой поверхности которой закрепляются элементы из драгоценных металлов (серебра) или камней, или наклепка из драгоценных металлов (серебра), декоративно оформленная по фактуре или с камнями.
Так, известно ювелирное изделие, содержащее основу из драгоценных металлов, задающую форму и вид ювелирного изделия, и вставку из дерева, размещаемую в основе (см., например, кольцо ELLE из серебра 925 пробы с родиевым напылением и натуральным деревом (эбеновое дерево), представленное на сайте ювелирной студии «KAMEASTUDIO» в сети Интернет по адресу: http://kameastudio.ru/catalog/1392/433314, обнаружено февраль, 2-15 г.).
Такое изделие представляет собой кольцо из литой основы, имеющей сплошную шинку, на которой закреплена в виде диска платформа-верхушка, в которой выполнена кольцевая проточка для размещения круглой в плане пластинки из эбенового дерева. Пластина из дерева приклеена к поверхности проточки и заполирована заподлицо с лицевой поверхностью верхушки. Сама основа изделия выполнена из серебра, а выбор эбенового дерева обусловлен тем, что ядровая древесина этого дерева не имеет различимых годовых колец, очень твердая и тяжелая и относится к самым ценным древесным породам (плотность эбена - до 1300 кг/м3 при влажности 15%). Таким образом, выбор именно этого дерева - это практически одинаковая по цвету поверхность, высокие твердость и сопротивляемость воздействию внешней среды (особенно важно при ношении кольца с целью сохранения его товарного вида).
Но даже при качественном техническом исполнении изделия всегда существует диссонанс в резком контрасте черного или темно-коричневого цвета эбенового дерева: и полированной поверхности серебра или золота. Многие ювелирные изделия представляют собой миниатюрные композиции с законченным классическим или фантазийным художественным образом. Для таких изделий сохранность их внешнего вида является важным свойством. Наличие полировки части поверхности изделия может быть обусловлено художественным замыслом для выделения или подчеркивания другой части поверхности изделия, выполненной специально шероховатой. А при ношении полированная часть может быть утрачена (износ, истирание и т.д.), что приводит к нарушению замысла изготовителя изделия. Как следствие, изделие теряет привлекательность - главное свое назначение. Для ювелирного изделия долговечность - это не сохранность в течение длительного времени своей конструкции, а сохранность фактуры внешней поверхности.
А при использовании как эбенового дерева, так и других пород дерева не обеспечивается долговечность изделия и сохранность деревянной вставки в товарном виде. В связи с этим применение других пород дерева ограниченно и сведено к минимуму. Если в известных решениях речь идет о миниатюрных деревянных вставках, то все перечисленные проблемы сильно усугубляются при увеличении размеров деревянной вставки.
Дерево подвержено воздействию влаги и имеет свойство при высыхании после насыщения влагой менять свою форму (так называемое коробление). Поэтому развитые фрагменты дерева не используются в ювелирном производстве.
Настоящее изобретение направлено на достижение технического результата, заключающегося в повышении долговечности ювелирного изделия, имеющего развитые по площади деревянные вставки и сохранение фактурной структуры наружной поверхности изделия с деревянными вставками.
Указанный технический результат в части устройства достигается тем, что в ювелирном изделии, содержащем основу из драгоценного металла, задающую форму и вид ювелирного изделия, и вставку из дерева, размещаемую в основе, основа выполнена в виде рамки, имеющей периметральное обрамление, несущее элементы для крепления вставки, и донную часть, утопленную по отношению к указанному обрамлению и выполненную сквозной или со сквозными просветами, вставка выполнена в виде пластинки с по крайней мере лицевой стороной, на которой нанесена роспись по дереву под лак, а тыльная сторона вставки размещена с опиранием на донную часть рамки и закреплена по периметру.
При этом роспись по дереву под лак может быть нанесена на лицевую и на тыльную стороны пластинки. Донная часть рамки выполнена в виде сетки или в виде ободка по периметру рамки или в виде в центре рамки расположенного кольцеобразного элемента, жестко связанного с периметральным обрамлением рамки.
Вставку укрепляют в рамке закрепками или приклеивают к донной части рамки.
Указанный технический результат в части способа достигается тем, что в способе изготовления ювелирного изделия, заключающемся в выполнении основы из драгоценного металла для задания формы и вида ювелирного изделия, обработке вставки из дерева для придания ей формы, отвечающей форме посадочного места в основе, и установке вставки в основу, основу выполняют по месту размещения вставки в виде тонкоободковой рамки, имеющей периметральное обрамление и донную часть со сквозными просветами ниже уровня этого обрамления, вставку по крайней мере по лицевой поверхности обрабатывают под роспись, наносят роспись по дереву под лак и после высыхания лака вставку размещают в полости рамки с опиранием на донную часть и закрепляют ее.
Указанные признаки являются существенными и взаимосвязаны с образованием устойчивой совокупности существенных признаков, достаточной для получения требуемого технического результата.
Настоящее изобретение поясняется конкретным примером исполнения, который, однако, не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения требуемого технического результата.
На фиг. 1 - общий вид основы в ракурсе 3/4;
фиг. 2 - основа с лицевой стороны;
фиг. 3 - основа с тыльной стороны;
фиг. 4 - ювелирное изделие с деревянной вставкой.
Согласно настоящему изобретению рассматривается ювелирное изделие, в котором используется деревянная тонкопластинчатая вставка в качестве декорирующей части этого изделия, а драгоценный металл используется в качестве опорного элемента для исключения пространственной деформации этой вставки.
Ювелирное изделие содержит основу 1 из драгоценного металла (серебро, золото, платина и т.д.), задающую форму и вид ювелирного изделия (серьги, подвеска, верхушка кольца, браслет), и вставку 2 из дерева, размещаемую в основе 1.
Основа 1 выполнена в виде тонкоободковой рамки 3 (фиг. 1-3), имеющей периметральное обрамление, несущее элементы для крепления вставки, и донную часть 4, утопленную по отношению к указанному обрамлению и выполненную сквозной или со сквозными просветами 5. Существенным для такой рамки является то, что ее толщина с лицевой стороны изделия выполнена меньше высоты рамки (то есть боковая поверхность выполняется шире, чем лицевая). Это обеспечивает у рамки ее высокое сопротивление изгибу. Для небольших размеров изделия выполнение рамки с определенными размерами по ширине не принципиально, но для габаритных изделий вопрос сопротивления изгибу приобретает существенное значение, так как рамка является опорой для деревянной вставки, которая под воздействием влаги и процессов высыхания может пространственно деформироваться.
Рамка может быть выполнена в виде плоскостного элемента, например, для сережек или подвески, как это показано на фиг. 1-3. Рамка может иметь и изогнутую форму, если она создается для браслета обручевого типа.
Донная часть рамки может быть выполнена в виде сетки (как это показано в примере на фиг. 1-3) или в виде ободка по периметру рамки или в виде в центре рамки расположенного кольцеобразного элемента 6, жестко связанного с периметральным обрамлением рамки. Сетка, или кольцеобразный элемент, или ободок, то есть элементы, на которые опирается деревянная вставка или на которых она будет крепиться, являются элементами жесткости тонкоободковой рамки. Несмотря на то, что золото и серебро являются металлами, но с увеличением размеров (особенно для тонких ободков проволочного типа) эти металлы начинают проявлять гибкость и пластичность, легко под действием нагрузки меняют пространственную форму. Поэтому усиление рамки элементами жесткости обеспечивает общую возможность сохранять пространственную форму в изделии.
Вставка 2 из дерева выполнена в виде пластинки с по крайней мере лицевой стороной, на которой нанесена роспись по дереву под лак, а тыльная сторона вставки размещена с опиранием на донную часть рамки и закреплена по периметру. Пластинка может быть тонкой и плоской (с одинаково толщиной по площади) или иметь выпуклость как с лицевой, так и с тыльной стороны, так и с обеих сторон для придания пластинке некоторого объема. Пластина может иметь переменную толщину по площади, то есть иметь участки выпуклые и участки поверхности вогнутого характера.
Вставка может выполняться из разных пород дерева, пригодных к росписи красками и покрытию лаком. Форма вставки в плане повторяет форму в плане посадочного места в рамке. В зависимости от конструктивного исполнения тыльной стороны ювелирного изделия (вид и тип элементов усиления) роспись по дереву под лак может быть нанесена на лицевую и на тыльную стороны пластинки или только на лицевую поверхность пластинки. Вставка укрепляется в рамке закрепками или приклеивается к донной части рамки по ее периметру.
Размещение деревянной пластинки в рамке приводит к тому, что пластинка фиксируется от смещений и внешнего воздействия при ношении. Эти нагрузки воспринимаются рамкой и не передаются пластинке. Это позволяет использовать пластинки разной площади, в том числе большой.
Для исключения воздействия влаги на пластинку последнюю закрывают росписью под лак. Эта роспись, с одной стороны, является защитным покрытием дерева, а с другой стороны, элементов декорирования изделия.
До нанесения росписи деревянную пластинку подготавливают под роспись, чтобы краска не впитывалась и не растекалась, а ложилась ровно, рисунок не тускнел и не деформировался со временем. Для этого подсушивают вырезанную по форме посадочного места пластинку длительное время вдали от обогревательных приборов (от этого изделие может сильно деформироваться). Избавляются от крупных дефектов, для этого используют наждачную бумагу, затем шлифуют изделие мелкозернистой наждачной бумагой. После этого готовят грунтовку на основе воды и обычного клея ПВА, которую наносят на поверхность пластинки. Снова высушивают и шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой, затем повторяют процесс нанесения грунтовки с последующей просушкой и шлифовкой.
Приведенный алгоритм подготовки поверхностей пластинки относится к стандартному. Но при выполнении росписи под лак в стиле Палехской лаковой миниатюры или Федоскинской лаковой миниатюры можно использовать более сложные отработанные алгоритмы. Подготовка поверхностей пластинки позволяет решить две задачи: сформировать слой, пригодный для нанесения лако-красочной фактуры, и отделить дерево от внешней среды герметизирующими слоями. При такой обработке деревянная пластина перестает быть незащищенным элементом ювелирного изделия.
Таким образом, существо заявленного изобретения заключается в обеспечении возможности использования в качестве вставки фрагмента дерева любого происхождения и любого размера при минимизированной толщине за счет герметизации поверхностей деревянной пластинки методами росписи под лак. При этом, учитывая свойства деревянных тонких пластин деформироваться и разрушаться под действием внешнего контактного воздействия, используется рамка с жесткостью, превышающей жесткость деревянной пластинки, которая является опорой для пластинки и ее пространственным держателем за счет переноса деформационных процессов в пластинке на металл.
Настоящее изобретение промышленно применимо и технически осуществимо. Для получения изделия применяются технологии работы с драгоценными металлами в области ювелирного производства и технологии художественной обработки дерева.
1. Ювелирное изделие, содержащее основу из драгоценного металла, задающую форму и вид ювелирного изделия, и вставку из дерева, размещаемую в основе, отличающееся тем, что основа выполнена в виде тонкой ободковой рамки, имеющей периметральное обрамление, несущее элементы для крепления вставки, и донную часть, утопленную по отношению к указанному обрамлению и выполненную сквозной или со сквозными просветами, вставка выполнена в виде пластинки с по крайней мере лицевой стороной, на которой нанесена роспись по дереву под лак, а тыльная сторона вставки размещена с опиранием на донную часть рамки и закреплена по периметру.
2. Ювелирное изделие по п. 1, отличающееся тем, что роспись по дереву под лак нанесена на лицевую и на тыльную стороны пластинки.
3. Ювелирное изделие по п. 1, отличающееся тем, что донная часть рамки выполнена в виде сетки.
4. Ювелирное изделие по п. 1, отличающееся тем, что донная часть рамки выполнена в виде ободка по периметру рамки.
5. Ювелирное изделие по п. 1, отличающееся тем, что донная часть рамки выполнена в виде в центре рамки расположенного кольцеобразного элемента, жестко связанного с периметральным обрамлением рамки.
6. Ювелирное изделие по п. 1, отличающееся тем, что вставка укреплена в рамке закрепками или приклеена к донной части рамки.
7. Способ изготовления ювелирного изделия, заключающийся в выполнении основы из драгоценного металла для задания формы и вида ювелирного изделия, обработке вставки из дерева для придания ей формы, отвечающей форме посадочного места в основе, и установке вставки в основу, отличающийся тем, что основу выполняют по месту размещения вставки в виде тонкой ободковой рамки, имеющей периметральное обрамление и донную часть со сквозными просветами ниже уровня этого обрамления, вставку по крайней мере по лицевой поверхности обрабатывают под роспись, наносят роспись по дереву под лак и после высыхания лака вставку размещают в полости рамки с опиранием на донную часть и закрепляют ее.