Тормозная колодка рельсового транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. Тормозная колодка содержит две плоские торцевые поверхности, плоскую боковую поверхность, другую боковую поверхность, часть которой выполнена плоской, а другая часть выполнена в виде части поверхности тора, а также тыльную и рабочую поверхности. Содержащая углубление рабочая поверхность выполнена в виде части поверхности вращения, несоосной с тыльной поверхностью колодки, выполненной в виде части поверхности вращения и содержащей выступы в центральной и боковых частях. Ось вращения рабочей поверхности колодки соосна с осью вращения дуги сопряжения плоской части боковой поверхности колодки с ее частью, выполненной в виде части поверхности тора. Достигается улучшение эксплуатационных характеристик колодки за счет обеспечения баланса габаритных размеров колодки в процессе эксплуатации. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к тормозным колодкам рельсовых транспортных средств, образующих фрикционную пару с колесом (трибоконтакт между рабочей поверхностью колодки и поверхностью катания колеса), например колодкам метрополитена и другого рельсового транспорта.

Аналогом заявляемого изобретения является тормозная колодка рельсового транспортного средства, у которой рабочая поверхность колодки (поверхность, контактирующая с колесом и содержащая углубление в центральной части) выполнена в виде части поверхности вращения, соосной с тыльной поверхностью колодки, выполненной в виде части поверхности вращения с выступами в центральной и боковых частях (см. патент RU №32454, МПК В61Н 7/02, 2003 г.). Существенные признаки аналога «рабочая поверхность колодки (поверхность, контактирующая с колесом и содержащая углубление в центральной части) выполнена в виде части поверхности вращения, тыльная поверхность колодки, выполненная в виде части поверхности вращения с выступами (бобышками) в центральной и боковых частях» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является одинаковая толщина колодки в рабочей зоне (поверхность углубления не является рабочей при трибоконтакте), что уменьшает срок эксплуатации (ресурс) колодки из-за преждевременного износа ее краевых частей (что обусловлено гибкостью колодки, особенно благодаря углублению в центральной части).

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является тормозная колодка рельсового транспортного средства, содержащая две плоские торцевые поверхности, плоскую боковую поверхность, другую (вторую) боковую поверхность, часть которой выполнена плоской, а другая часть выполнена в виде части поверхности тора, а также тыльную и рабочую поверхности, при этом содержащая углубление рабочая поверхность колодки выполнена в виде части поверхности вращения, несоосной с тыльной поверхностью колодки, выполненной в виде части поверхности вращения, содержащей выступы в центральной и боковых частях, при этом расстояние между осью вращения тыльной поверхности колодки и рабочей поверхностью колодки больше, чем расстояние между осью вращения рабочей поверхности колодки и рабочей поверхностью колодки (см. патент RU №2265538, МПК B61H 7/02, 2005 г.). Существенные признаки наиболее близкого аналога «две плоские торцевые поверхности, плоская боковая поверхность, другая боковая поверхность, часть которой выполнена плоской, а другая часть выполнена в виде части поверхности тора, а также тыльная и рабочая поверхности; содержащая углубление рабочая поверхность колодки выполнена в виде части поверхности вращения, несоосной с тыльной поверхностью колодки, выполненной в виде части поверхности вращения, содержащей выступы в центральной и боковых частях, при этом расстояние между осью вращения тыльной поверхности колодки и рабочей поверхностью колодки больше, чем расстояние между осью вращения рабочей поверхности колодки и рабочей поверхностью колодки» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком наиболее близкого аналога является ухудшение эксплуатационных характеристик колодки в результате разбалансированности габаритных размеров колодки вследствие несоосности ее рабочей и тыльной поверхностей.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является улучшение эксплуатационных характеристик колодки за счет обеспечения баланса габаритных размеров колодки в процессе эксплуатации.

Для достижения указанного технического результата в тормозной колодке рельсового транспортного средства, содержащей две плоские торцевые поверхности, плоскую боковую поверхность, другую боковую поверхность, часть которой выполнена плоской, а другая часть выполнена в виде части поверхности тора, а также тыльную и рабочую поверхности, содержащая углубление рабочая поверхность выполнена в виде части поверхности вращения, несоосной с тыльной поверхностью колодки, выполненной в виде части поверхности вращения, содержащей выступы в центральной и боковых частях, ось вращения рабочей поверхности колодки соосна с осью вращения линии (дуги) сопряжения плоской части другой боковой поверхности колодки с ее частью, выполненной в виде части поверхности тора.

Существенные признаки заявляемого изобретения «ось вращения рабочей поверхности колодки соосна с осью вращения линии (дуги) сопряжения плоской части другой боковой поверхности колодки с ее частью, выполненной в виде части поверхности тора» являются отличительными от признаков наиболее близкого аналога.

На чертеже изображена колодка рельсового транспортного средства, вид со стороны боковой поверхности, выполненной в виде сопряженных частей, одна из которых плоская, а другая в виде части поверхности тора.

Тормозная колодка рельсового транспортного средства содержит плоскую боковую поверхность (не показана), углубление 1 на рабочей поверхности 2, центральный выступ 3 и боковые выступы 4 на тыльной поверхности 5. Также тормозная колодка рельсового транспортного средства содержит две торцевые поверхности 6 и боковую поверхность 7, выполненную в виде сопряженных плоской 8 и тороидальной 9 поверхностей. При этом рабочая поверхность выполнена в виде части поверхности вращения, сочетающей часть конической и часть тороидальной поверхности. Ось 10 вращения рабочей поверхности размещена на оси 11 симметрии колодки рельсового транспортного средства. Ось вращения дуги 12 сопряжения плоской и тороидальной частей боковой поверхности 7 также размещена на оси симметрии колодки соосно с осью 10. При этом указанные оси вращения не являются конструктивными элементами колодки и представляют собой координатные характеристики формы изделия, также как и ось симметрии.

Конкретным примером заявляемого изобретения является колодка тормозная для вагонов метрополитена «Русич». Радиус рабочей поверхности колодки ≈ 435 мм, дуга сопряжения плоской и тороидальной поверхностей выполнена соосно.

Изготавливаться заявляемая колодка может известными способами, например формованием в пресс-форме с последующей обработкой.

Изготовление тормозной колодки рельсового транспортного средства с заявленным соотношением габаритных размеров обеспечивает оптимальную разнотолщинность колодки и при значительном износе колодки (близком к максимально допустимому) позволяет иметь достаточный запас толщины на краях колодки, что важно в случае незначительного «перекоса» колодки в башмаке. В результате улучшаются эксплуатационные характеристики колодки.

Тормозная колодка рельсового транспортного средства, содержащая две плоские торцевые поверхности, плоскую боковую поверхность, другую боковую поверхность, часть которой выполнена плоской, а другая часть выполнена в виде части поверхности тора, а также тыльную и рабочую поверхности, при этом содержащая углубление рабочая поверхность выполнена в виде части поверхности вращения, несоосной с тыльной поверхностью колодки, выполненной в виде части поверхности вращения и содержащей выступы в центральной и боковых частях, отличающаяся тем, что ось вращения рабочей поверхности колодки соосна с осью вращения дуги сопряжения плоской части боковой поверхности колодки с ее частью, выполненной в виде части поверхности тора.