Способ определения взаимодействия и подготовленности спортсменов

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для определения уровня взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта. Световым излучателем на заданном игровом поле формируют заданное количество светодинамических зон, которые являются запрещенными для нахождения каждого члена группы спортсменов и их спортивного снаряда. При этом зоны имитируют противодействие игроков-соперников и непредсказуемо или предсказуемо для спортсменов перемещаются с заданной скоростью по игровому полю. Задача спортсменов: предугадать изменения смоделированной игровой ситуации. Спортсмены контролируют предварительно заданную исследователем минимально допустимую дистанцию между собой, соизмеряют свои возможности с динамикой перемещения партнеров, запрещенных зон и совершают технико-тактические действия с максимально возможным количеством передач спортивного снаряда друг другу через свободные от запрещенных зон коридоры. Игровое поле снимают видеокамерой, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует перемещения зон, спортивного снаряда, спортсменов, дистанции между ними, а также количество передач снаряда. При отсутствии ошибок, когда нет попадания спортивного снаряда и/или спортсменов на запрещенную светодинамическую зону, или их выхода за границы игрового поля, или сокращения минимально допустимой дистанций между спортсменами во время теста, программно-аппаратный комплекс фиксирует количество передач. Уровень теста усложняют увеличением скорости перемещения и/или площади запрещенных светодинамических зон и/или их количества и/или заданной минимальной допустимой дистанции между спортсменами до тех пор, пока они не смогут безошибочно совершать передачи спортивного снаряда друг другу. По максимальному количеству передач друг другу в заданное время теста при максимальной скорости, площади и количеству запрещенных светодинамических зон, а также максимальной величине минимально допустимой дистанции между спортсменами, при которой они, выполняя данный тест, не допускают ошибок, судят об уровне взаимодействия и подготовленности группы спортсменов. Способ позволяет повысить эффективность оценки взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта за счет оценки действий спортсмена в смоделированной ситуации. 1 пр.

Реферат

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для оценки уровня взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта. Оно может быть использовано, например, при формировании спортивных команд футболистов, хоккеистов или баскетболистов, а также при подборе групп специалистов, работающих совместно в экстремальных условиях, где требуется высокая согласованность действий при принятии решений в условиях дефицита пространства и времени.

Постоянная интенсификация игровой деятельности последних десятилетий требует от спортсменов в игровых видах спорта умения быстро и эффективно выполнять технико-тактических приемы в условиях неожиданно меняющейся обстановки, лимита пространства и времени, противоборства со стороны соперников [1]. Условия соревнований в игровых видах спорта отличаются большим разнообразием и динамичностью игровых ситуаций. Поэтому к спортсменам предъявляются особые требования: уделяется особое внимание к их навыкам и способностям контролировать текущие ситуации, предвидеть их развитие и вовремя реагировать на игровые изменения. От того, как и в каком состоянии находится организм каждого члена команды, как он подготовлен для совместной работы, от взаимопонимания и психологического климата в команде зависит качество и эффективность выполнения общей командной задачи [2].

Анализ специальной литературы показал, что единого универсального метода оценки уровня игровой коммуникации и взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта не существует. Для получения полной картины определения уровня взаимодействия спортсменов рекомендуется использовать разнородные тесты. К тому же следует учитывать свою специфику в определении сыгранности команд в разных видах спорта [3, 4].

До настоящего времени оценка сыгранности игроков и их взаимодействия осуществляется тренерами в основном методом наблюдений, а это неэффективно и не исключает субъективных ошибок. Из этого следует, что в современном спорте очевидна потребность в инновационных технологиях и новых научно-методических разработках, решающих вышеуказанные проблемы.

Уровень техники

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [5].

Однако такие системы не предназначены для проведения тестирования спортсменов.

Известен способ интерактивной тренировки одного или нескольких игроков в светодинамических зонах по патенту WO 2003/100568 А2 [6]. Данная система предназначена, прежде всего, для создания мультимедийных развлечений и формирования аэробных упражнений благодаря формированию маршрутов движения пользователей различными звуковыми и световыми сигналами.

Недостатком способа являются малые функциональные возможности.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон [7].

Из описания способа понятно, что данное изобретение не раскрывает возможность оценки взаимодействия спортсменов.

Близким по техническому наполнению к предлагаемому способу, но с иной характеристикой назначения и функцией, является способ, где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются с помощью формирования светодинамических запрещенных зон, которые имитируют противодействие игроков-соперников и препятствуют передвижению спортсмена. В данном способе задача спортсмена - выполнить обманные движения и совершить обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперника [8].

Недостатком указанного способа является отсутствие возможности оценить уровень развития игрового взаимодействия группы спортсменов в реальных полевых условиях.

Ни один из известных способов не может быть принят в качестве прототипа к предлагаемому способу оценки игрового взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности оценки взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта. Впервые формулируется и решается задача определения объективной количественной оценки игровой коммуникации и взаимодействия группы спортсменов.

Технический результат достигается тем, что световым излучателем программно-аппаратного комплекса, на заданном игровом поле формируют заданное количество светодинамических зон, которые являются запрещенными для нахождения каждого члена группы спортсменов и их спортивного снаряда, при этом светодинамические зоны имитируют противодействие игроков-соперников и непредсказуемо или предсказуемо для спортсменов перемещаются с заданной скоростью по игровому полю. Задача спортсменов - предугадать изменения смоделированной игровой ситуации, предварительно заданной исследователем и, соблюдая по условиям теста минимально допустимую дистанцию между спортсменами, выполнять технико-тактические действия на игровом поле с максимально возможным количеством передач спортивного снаряда друг другу через свободные от запрещенных светодинамических зон коридоры. Игровое поле снимают видеокамерой, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует перемещения светодинамических зон, спортивного снаряда, спортсменов, дистанции между ними, а также количество передач снаряда. При отсутствии ошибок, когда нет попадания спортивного снаряда и/или спортсменов на запрещенную светодинамическую зону, или их выхода за границы игрового поля, или сокращения минимально допустимой дистанций между спортсменами во время теста, программно-аппаратный комплекс фиксирует количество передач. Уровень теста усложняют увеличением скорости перемещения и/или площади запрещенных светодинамических зон и/или их количества и/или заданной минимальной допустимой дистанции между спортсменами до тех пор, пока они не смогут безошибочно совершать передачи спортивного снаряда друг другу. По максимальному количеству передач друг другу в заданное время теста при максимальной скорости, площади и количеству запрещенных светодинамических зон, а также максимальной величине минимально допустимой дистанции между спортсменами, при которой они, выполняя данный тест, не допускают ошибок, судят об уровне взаимодействия и подготовленности группы спортсменов.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. Исследователь из библиотеки компьютерных программ выбирает тест, который соответствует, по его мнению, уровню подготовленности спортсменов и ориентирован на уточнение их уровня функционального состояния и взаимодействия. Для определения игровой коммуникации и взаимодействия группы спортсменов их вводят в искусственное игровое состояние со сбалансированной физической и интеллектуальной нагрузкой. При этом физическая нагрузка задается целевыми перемещениями по игровому полю: уходом от столкновения с «соперником» - запрещенными светодинамическими зонами, выходом в зоны со свободным коридором, где не перекрыт прямой путь к спортсмену-партнеру, и многократным выполнением приема, обработкой, перемещением снаряда и передачей паса партнеру. Интеллектуальная нагрузка предъявляется игрокам как необходимость предугадывания изменений ситуаций и «открывания» членов группы на поле с целью эффективного выполнения общей задачи - максимального количества точных передач снаряда друг другу с дистанций, которые допускаются условиями данного теста. Ограничение дистанций вводится в условия теста с целью повышения его корректности и исключения быстрых коротких передач, которые не могут быть показателем уровня взаимодействия группы.

На игровом поле известными традиционными средствами, например краской или световым излучателем, например лазерным проектором, формируется контрастная граница игровой площади заданной формы и размера. В зависимости от подготовленности спортсменов световым излучателем программно-аппаратного комплекса формируется один или несколько условных «соперников» - запрещенных светодинамических зон заданного диаметра, которые перемещаются по игровой площади с заданной скоростью. При этом в зависимости от условий теста перемещения светодинамических зон могут быть предсказуемы или непредсказуемы для спортсменов.

На малых скоростях на изменения моделируемых ситуаций спортсменам легко отреагировать и не трудно предугадывать изменение положения запрещенных светодинамических зон на игровом поле. Партнеры могут заранее безошибочно выбрать направления своих перемещений для выполнения общей задачи и условий теста. Однако с возрастанием скорости светодинамических зон - соперников, увеличением их числа и диаметра возникает лимит пространства и времени для принятия решения и совместного выхода в свободный коридор. Вот здесь и проявляется способность чувствовать партнера и своими действиями помогать друг другу, выполняя общую задачу. Как показали первые эксперименты, в созданных искусственных условиях состояние спортсмена мало чем отличается от его состояния в реальной игровой обстановке, где он вынужден одновременно контролировать спортивный снаряд, действия спортсменов-партнеров и соперников, а также быстро просчитывать рациональные варианты взаимодействия своей команды.

Пример. На тестовую игровую площадку квадратной формы, со стороной квадрата 8 метров, приглашаются три юных футболиста. Тренер из библиотеки компьютерных программ выбирает программу теста, задающую сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки спортсменам. После команды «Старт» на игровом поле световым излучателем программно-аппаратного комплекса формируется четыре запрещенные светодинамические зоны диаметром 1 метр. Программой задается их начальная скорость перемещения - 1.5 м/с. При этом для простоты восприятия перемещения светодинамических зон предсказуемы для юных спортсменов и не связаны с их действиями на площадке. Предсказуемость изменения положения светодинамических зон определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает светодинамические зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами игровой площадки и/или между собой. Для понимания и предвидения спортсменами игровой ситуации программа комплекса перемещает светодинамические зоны как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики. Перед футболистами ставится задача удержаться в течение пяти минут в границах игровой площадки от столкновения со светодинамическими зонами и выполнить максимальное число передач спортивного снаряда друг другу с дистанций не менее двух метров. Уходя от столкновений с запрещенными светодинамическими зонами, футболисты оценивают смоделированную игровую ситуацию, обмениваются условными сигналами и показывают друг другу своими перемещениями выходы в зоны, где открыт или будет открыт в ближайшее время, по их мнению, на какое-то время свободный коридор для передачи спортивного снаряда. В результате пятиминутного теста программно-аппаратный комплекс зафиксировал 72 точные передачи. Это свидетельствует, по оценке экспертов, в данных условиях теста, о хорошем уровне технико-тактической подготовленности и взаимодействии группы испытуемых.

Предлагаемое тестовое упражнение многократно апробировано на практике. Оно вариабельно в широком диапазоне большого числа параметров и может выполняться на игровом поле парой, тройкой или иной группой спортсменов. Как показал опыт, такие групповые упражнения, кроме индивидуального развития на общей площади, дают возможность тренировать прием и передачу снаряда в динамичной игровой обстановке и эффективно отрабатывать командное взаимопонимание и взаимовыручку.

Очевидно, что впервые сформулированная задача количественной оценки взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта выполнена, а совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивают достижение заявленного технического результата. Заявленный способ демонстрирует значительный изобретательский шаг, он впервые указывает путь и технические средства, при помощи которых поставленная задача может быть решена. Следует отметить, что при осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для проведения тестов может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Практическое использование данного способа определения взаимодействия и подготовленности спортсменов показывает эффективность и высокий потенциал данного изобретения. Созданы многоуровневые тестовые режимы, способствующие более точной оценке коммуникации и взаимодействия спортсменов различной квалификации при адекватных игровых нагрузках. Особенностью данного способа определения взаимодействия и подготовленности спортсменов является то, что в нем тестовые процедуры органически сочетаются с процессом психомоторного, умственного и эмоционального развития спортсменов. Заявляемый способ придает процессу тестирования эмоционально-игровой характер, в котором дети и взрослые раскрепощены, не стесняются, проявляют инициативу и соревновательность. А это позволяет быстро раскрыть их уровень подготовленности, создать эффективные программы тренировок и оценить их способность к групповой игре и обучению в выбранном виде спорта.

Создание групповых заданий со сбалансированной физической и интеллектуальной нагрузкой дает возможность рационально сформировать и закрепить у спортсменов требуемые навыки взаимопонимания в условиях меняющейся обстановки, лимита пространства и времени, что немаловажно в игровых видах современного спорта.

Данный способ расширяет арсенал средств когнитивно-моторного тестирования человека на всех этапах профессиональной карьеры, дает возможность на качественно новом уровне организовать оценку взаимодействия пары, тройки или большой группы спортсменов в среде, где тестирование максимально приближено к реальным условиям игры и обладает эффектом присутствия постоянно прессингующего соперника.

Предложенный способ позволяет интенсифицировать развитие взаимодействия спортсменов с учетом понимания их текущей функциональной подготовленности. Благодаря искусственно созданной среде тестовые задания выполняются подконтрольно, с оптимальной скоростью и когнитивной нагрузкой. Сравнивая результаты показателей разновременных тестов на разных режимах, можно определить динамику развития взаимодействия испытуемых в разных сочетаниях, а это позволит сформировать слаженные, результативные коллективы.

Заявляемый способ отличается от известных способов новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта, он позволяет повысить эффективность определения взаимодействия и подготовленности спортсменов получением данных, которые до этого были недоступны.

Источники информации

1. Голомазов, С.В. Теория и методика футбола. Техника игры. / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: СпортакадемПресс, 2002. - 472 с.

2. Попечителев Е.П. Спортивная команда как макроорганизм. СПб.: ООО «Золотое сечение». В сб. Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития. 2013. - 344 с. Стр. 295-314.

3. Марушкин, Ю.Ф. Сыгранность футбольной команды в связи с индивидуальными особенностями оперативного мышления футболистов: Дисс... канд. пед. наук. / Ю.Ф. Марушкин. М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 120 с.

4. Букова, Л.М. Рациональные варианты комплектования игровых звеньев баскетболисток 3 и 4 годов обучения в учебно-тренировочных группах: Дисс... канд. пед. наук. / Л.М. Букова. М.: ГЦОЛИФК, 1987. - 175 с.

5. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

6. Патент WO 2003/100568 A2 (LIGHTSPACE CORP.), 04.12.2003.

7. Патент 2444392 РФ, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов. / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.

8. Патент 2492896 РФ, МПК А63В 71/00. Способ тренировки технических действий в игровых видах спорта. / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В.; опубл. 20.09.2013, Бюл. №26.

Способ определения взаимодействия и подготовленности спортсменов, заключающийся в том, что световым излучателем программно-аппаратного комплекса на заданном игровом поле формируют заданное количество светодинамических зон, которые являются запрещенными для нахождения каждого члена группы спортсменов и их спортивного снаряда, при этом светодинамические зоны имитируют противодействие игроков-соперников и непредсказуемо или предсказуемо для спортсменов перемещаются с заданной скоростью по игровому полю; задача спортсменов - предугадать изменения смоделированной игровой ситуации, предварительно заданной исследователем и, соблюдая по условиям теста минимально допустимую дистанцию между спортсменами, выполнять технико-тактические действия на игровом поле с максимально возможным количеством передач спортивного снаряда друг другу через свободные от запрещенных светодинамических зон коридоры; игровое поле снимают видеокамерой, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует перемещения светодинамических зон, спортивного снаряда, спортсменов, дистанции между ними, а также количество передач снаряда; при отсутствии ошибок, когда нет попадания спортивного снаряда и/или спортсменов на запрещенную светодинамическую зону, или их выхода за границы игрового поля, или сокращения минимально допустимой дистанций между спортсменами во время теста, программно-аппаратный комплекс фиксирует количество передач; уровень теста усложняют увеличением скорости перемещения и/или площади запрещенных светодинамических зон и/или их количества и/или заданной минимальной допустимой дистанции между спортсменами до тех пор, пока они не смогут безошибочно совершать передачи спортивного снаряда друг другу; по максимальному количеству передач друг другу в заданное время теста при максимальной скорости, площади и количеству запрещенных светодинамических зон, а также максимальной величине минимально допустимой дистанции между спортсменами, при которой они, выполняя данный тест, не допускают ошибок, судят об уровне взаимодействия и подготовленности группы спортсменов.