Редукционный радиально-упорный подшипник второго типа

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области машино-, приборо-, самолето-, автомобиле-, корабле- и ракетостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности и транспорта. Редукционный радиально-упорный подшипник второго типа содержит наружное кольцо (1) и внутреннее кольцо (2) с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнезда сепаратора двухступенчатых конических роликов, ступени большего диаметра (3) которых обкатывают дорожку качения наружного кольца (1) подшипника, а ступени меньшего диаметра (4) обкатывают дорожку его внутреннего кольца (2). Диаметры оснований ступеней ролика находятся в пропорциональной зависимости от расстояния от оснований до точки вершины конуса подшипника. Формулы диаметров оснований ступеней ролика: Dr/dr=k; Dr1=Dr/cosα; Dr2=Dr1*(|OB|-H)/|OB|; dr1=dr2*(|OB|+h)/|OB|; dr2=dr/cosα; dr3=dr2*(|OB|-H)/|OB|; dr4=dr2*(|OB|-H-h)/|OB|, где Dr - диаметр большей ступени (3) ролика редукционного радиального подшипника, служащего базой (базового подшипника) для построения и исчисления редукционного подшипника, dr - диаметр меньшей ступени (4) ролика базового подшипника, Dr1, Dr2 - диаметры оснований большей ступени ролика, dr1, dr2, dr3, dr4 - диаметры оснований выступов меньшей ступени (4) ролика; α - угол между векторами силы Fr радиальной нагрузки на подшипник и вектором суммы векторов силы Fr и силы Fr осевой нагрузки, |ОВ| - отрезок, соединяющий точку фокуса конуса ролика и центр основания ролика радиуса Dr1; H - ширина большей ступени ролика; h - ширина выступов меньшей ступени ролика. Технический результат: повышение частоты вращения наружного кольца подшипника относительно неподвижного внутреннего кольца в разы без повышения частоты вращения роликов, снижение затрат горючего или электроэнергии в приводе подшипника, многократное повышение ресурса работы подшипника, вращающегося с частотой сравниваемого стандартного подшипника с пониженным уровнем шума. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к области машино-, приборо-, самолето-, автомобиле-, корабле- и ракетостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности и транспорта.

Известен подшипник качения со ступенчатыми роликами, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, установленные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнезда сепаратора двухступенчатых роликов, ступени большего диаметра которых контактируют с дорожкой качения наружного кольца подшипника, а ступени меньшего диаметра контактируют с дорожкой качения его внутреннего кольца, диаметры дорожек качения наружного и внутреннего колец и диаметры большей и меньшей ступеней ролика находятся в пропорциональной зависимости. Отношение d1/kd2=D1/D2=n и равно любому числу в пределах допустимого, а отношение D1/d1=D2/kd2=m, при этом m определяют из соотношения m=(n+1/k)/(n-1), a d1 и d2 определяют из соотношений d1=D1/m; d2=D1/km (см. RU №2553489, МПК F16C 19/22, F16C 33/36, опубликовано 20.06.2015 г.).

Наиболее близким аналогом является подшипник качения, содержащий внутреннее и наружное кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде роликов, установленных в гнездах сепаратора, тела качения - ролики выполнены двухступенчатыми, больший диаметр ступени, имеющий один участок, контактирует только с дорожкой качения наружного кольца подшипника, а меньший диаметр ступени, выполненный с двумя участками, контактирует только с дорожками качения его внутреннего кольца с постоянной и одинаковой частотой вращения, при этом должно выполняться условие сборки подшипника d1m/Dwm1=D1m/Dwm2=Const (см. RU №2232926 МПК F16C 19/22, F16C 33/34, модель фигуры 7, опубликовано 20.07.2004).

Недостатком известного технического решения является то, что в формуле отношений взяты диаметры ступеней из сечений в разных местах конусов двухступенчатых роликов для каждого частного, поэтому они не равны между собой. В аналоге указана модель вращения внутреннего кольца относительно неподвижного наружного, что приведет к увеличению частоты вращения ролика вместо заявленного автором аналога уменьшения. В аналоге отсутствует метод исчисления размеров роликов вообще и с заданными характеристиками движения подшипника в частности, без которого невозможно осуществить изобретение.

Для редукционного радиально-упорного подшипника с моделью вращения наружного кольца относительно неподвижного внутреннего кольца поставлена задача: в несколько раз повысить предельную частоту вращения наружного кольца относительно внутреннего, чтобы частота вращения роликов при этом оставалась на уровне стандартного радиально-упорного подшипника, наружное кольцо которого вращалось бы с прежней пониженной частотой; вывести математические формулы исчисления диаметров оснований усеченных конических ступеней роликов и коэффициента редукции подшипника, исключить трение скольжения тел качения по дорожкам, присущее всем шариковым подшипникам.

Поставленная задача решается тем, что в редукционном радиально-упорном подшипнике второго типа, содержащем наружное и внутреннее кольца с коническими дорожками качения, установленные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнезда сепаратора конических двухступенчатых роликов, ступени большего диаметра которых обкатывают дорожку наружного кольца подшипника, а ступени меньшего диаметра обкатывают дорожку его внутреннего кольца, угол между осью вращения каждого ролика и центральной осью подшипника зависит от отношения осевой нагрузки на подшипник к радиальной нагрузке, отношение диаметров большей и меньшей ступеней ролика, находящихся в одной плоскости сечения, перпендикулярной оси вращения ролика, зависит от коэффициента редукции ролика, выбираемого пользователем подшипника, отношение Dr/dr=k является коэффициентом редукции цилиндрического и конического ступенчатого ролика и равно любому числу в пределах допустимого, Dr1=Dr/cosα; ; ; dr2=dr/cosα; ; , где Dr - диаметр большей ступени ролика редукционного радиального подшипника, служащего базой (базового подшипника) для построения и исчисления редукционного радиально-упорного подшипника, dr - диаметр меньшей ступени ролика базового подшипника, Dr1, Dr2 - диаметры оснований большей ступени ролика редукционного радиально-упорного подшипника, dr1, dr2, dr3, dr4 - диаметры оснований выступов меньшей ступени ролика редукционного радиально-упорного подшипника.

Анализ известных технических решений, проведенный по научно-технической и патентной документации, показал, что совокупность существенных признаков заявляемого технического решения не известна из уровня техники, следовательно, он соответствует условиям патентоспособности изобретения - «изобретательский уровень» и «новизна».

Редукционный радиально-упорный подшипник второго типа поясняется чертежами:

Фиг. 1 - Геометрическая схема редукционного радиального подшипника второго типа;

Фиг. 2 - Геометрическая схема для расчета ступеней ролика редукционного радиально-упорного подшипника второго типа по размерам редукционного радиального подшипника;

Фиг. 3 - Редукционный радиально-упорного подшипник второго типа в разрезе.

Редукционный радиально-упорный подшипник второго типа состоит из наружного кольца 1, внутреннего кольца 2, конических ступенчатых роликов с большей ступенью 3 и меньшей ступенью 4, установленных в гнезда сепаратора.

Средний участок ролика с большими диаметрами оснований конуса (большая ступень 3) обкатывает дорожку качения наружного кольца 1. Одновременно боковые выступы ролика с меньшими диаметрами оснований конуса (меньшая ступень 4) обкатывают дорожку качения внутреннего кольца 2, имеющего проточку для свободного прохождения большей ступени ролика.

Для удобства сборки подшипника ступенчатый ролик можно собирать из отдельных ступеней, вставляя меньшую ступень в расположенную на своем месте в подшипнике большую ступень, для этого в большей ступени делается отверстие 5 соответствующего размера для посадки в него меньшей ступени ролика с последующей фиксацией ступеней между собой.

Для приведения размеров редукционного подшипника к размерам стандартных подшипников за основу исчислений берутся наружный и внутренний диаметры стандартного радиально-упорного шарикового или роликового подшипника. Ширина подшипника и роликов рассчитывается с учетом нагрузки на подшипник. По известным радиальной и осевой нагрузкам на подшипник определяется угол конуса осей роликов подшипника - угол α между каждой осью вращения роликов и центральной осью подшипника: берется отношение осевой нагрузки Fi к радиальной нагрузке Fr, равное тангенсу угла между вектором Fr и вектором суммы векторов Fr и Fi, и по тангенсу определяется величина угла tgα=Fi/Fr.

Для исчисления размеров дорожек колец и ролика редукционного радиально-упорного подшипника сначала исчисляются диаметры двухступенчатого цилиндрического ролика базового подшипника по заданному коэффициенту редукции ролика и диаметрам дорожек качения наружного и внутреннего кольца. Для этого по выбранным наружному и внутреннему диаметрам стандартного подшипника, подлежащего замене на редукционный подшипник, определяются диаметры дорожек качения наружного и внутреннего колец 1 и 2 редукционного радиального подшипника с учетом присутствия между ними двухступенчатых роликов и по этим диаметрам исчисляются диаметры ступеней 3 и 4 цилиндрического ролика с учетом выбранного коэффициента редукции ролика; толщину наружного кольца рассматриваемого подшипника можно сделать меньше, чем у стандартного подшипника, учитывая минимизированный износ дорожки качения наружного кольца из-за отсутствия трения скольжения, присущего шариковым подшипникам - для расширения диапазона размеров диаметров колец и приближения их к диаметрам колец стандартного подшипника. Отсутствие трения скольжения между роликами и дорожками колец позволяет сделать ширину редукционного подшипника такой же, как ширина стандартного подшипника с такими же наружным и внутренним диаметрами колец.

По Фиг. 1 исчислили диаметры ступеней ролика с известными D, d и k базового подшипника.

Из Фиг. 1 вывели равенство

D - диаметр дорожки качения большей ступени 3 ролика;

d - диаметр дорожки качения меньшей ступени 4 ролика.

r1 - радиус большей ступени 3 ролика;

r2 - радиус меньшей ступени 4 ролика;

Для удобства вывода формул еще раз записали и пронумеровали найденное выше соотношение диаметров ступеней роликов

Используя формулу (2), выразили Dr через dr

Записали формулу (1) с использованием формулы (3)

Из формулы (4) нашли dr

По формуле (3) исчислили диаметр Dr.

Построили на чертеже полученный базовый подшипник, как это показано на Фиг. 2, с продленной центральной осью подшипника. Из точки А на оси подшипника подняли перпендикуляр АЕ. Ось ролика продлили до пересечения с перпендикуляром в точке В. Через точку В провели линию СВ под углом α к перпендикуляру, определенному из формулы tgα=Fi/Fr при известных осевой и радиальной нагрузках на подшипник. От редукционного радиального подшипника провели линии, параллельные оси подшипника, по линиям диаметра наружного и внутреннего кольца и их дорожек качения, по линиям большей и меньшей ступеней ролика, все - до пересечения с линией СВ. Линии наружного и внутреннего диаметра подшипника сделали длинней, чтобы определить, как впишется по размерам в габариты подшипника построенный конический ролик. На ось подшипника нанесли точку О фокуса линий наружной и внутренней дорожек и линий большей и меньшей ступеней ролика. Длина отрезков АВ, OA, OB равна

Соединили точку О с точками пересечения линии СВ и линий диаметров дорожек колец и ступеней ролика, оси ролика; продолжили линии из точки О за линию СВ меньшей ступени ролика и его оси. На линии оси ОВ влево от точки В отложили точку ширины большей ступени ролика и от отложенной точки ширины отложили точку ширины выступающей части меньшей ступени ролика. Вправо от точки В на линии оси ролика отложили точку ширины выступающей части меньшей ступени ролика. Можно ширину ступеней ролика оставить, как у редукционного радиального подшипника, послужившего базой для построения редукционного радиально-упорного подшипника. Через точки ширины ступеней ролика на оси ОВ провели перпендикуляры к оси до пересечения их с соответствующими линиями, проведенными из точки О к линии СВ. Полученные точки соединили, как на Фиг. 2, и получили чертеж конического двухступенчатого ролика.

Расчет диаметров оснований большей и меньшей ступеней конического ролика с учетом равенства ширины большей ступени Н, ширины выступов меньшей ступени h.

Диаметр большей ступени ролика Dr1 равен

Диаметр большей ступени ролика Dr2 равен

Диаметр меньшей ступени ролика dr2 равен

Диаметр меньшей ступени ролика dr1 равен

Диаметр меньшей ступени ролика dr3 равен

Диаметр меньшей ступени ролика dr4 равен

Для исчисление коэффициента редукции редукционного радиально-упорного подшипника второго типа использовали диаметры дорожек качения и ступеней ролика в плоскости сечения, проходящей через линию СВ перпендикулярно чертежу.

Диаметр конического ролика в стандартном подшипнике равен

Частота вращения редукционного конического ролика относительно центральной оси подшипника, связанная с увеличением диаметра ролика (его большей ступени), понизилась в z раз по сравнению со стандартным коническим роликом

Полная частота вращения ступенчатого ролика относительно центральной оси подшипника понизилась в s раз

s - коэффициент редукции подшипника.

На Фиг. 2 убрали косвенные построения, по чертежу ролика и оси подшипника сделали чертеж наружного и внутреннего колец подшипника, как на Фиг. 3, и сняли необходимые размеры дорожек качения с чертежа.

Для примера выбрали расчет подшипника с диаметром внутренней дорожки в точке V в любых единицах d=68 и диаметром наружной дорожки в точке N D=116; с выбранными коэффициентом редукции ролика k=5, шириной большей ступени ролика Н=20, шириной выступа меньшей ступени ролика h=10; с радиальной и осевой нагрузками Fr=100Н и Fi=50Н.

По формулам (3), (5) рассчитали диаметры большей и меньшей ступени, радиуса меньшей ступени ролика базового подшипника

dr=(116-68)/(1+5)=8; Dr=5*8=40, откуда r2=dr/2=4

Угол α между осью роликов и центральной осью, косинус α в соответствие с таблицей равны

tgα=Fi/Fr=50/100=1/2; α=26°30'; cosα=0,8949

По формуле (6) исчислили

По формуле (7) нашли Dr1

Dr1=40/0,8949=44,7

По формуле (8) диаметр большей ступени ролика Dr2 равен

Dr2=44,7*(84,97-20)/84,97=34,18

По формуле (9) диаметр меньшей ступени ролика dr2 равен

dr2=8/0,8949=8,94

По формуле (10) диаметр меньшей ступени ролика dr1 равен

dr1=8,94*(84,97+10)/84,97=9,99

По формуле (11) диаметр меньшей ступени ролика dr3 равен

dr3=8,94*(84,97-20)/84,97=6,84

По формуле (12) диаметр меньшей ступени ролика dr4 равен

dr4=8,94*(84,97-20-10)/84,97=5,78

Исчисление коэффициента редукции подшипника. По формуле (13) диаметр конического ролика в стандартном радиально-упорном подшипнике в плоскости сечения, проведенной по линии СВ перпендикулярно чертежу, при известных D и d равен

dst.r=(116-68)/2*0,8949=26,82

По формуле (14) исчислили коэффициент понижения частоты вращения редукционного ролика по сравнению со стандартным, когда редукционный и стандартный подшипники вращаются с одинаковой частотой, связанной с увеличением диаметра редукционного ролика (его большей ступени)

z=44,7/26,82=1,67

По формуле (15) коэффициент редукции подшипника равен

s=1,67*5=8,35

Замена шариковых радиально-упорных подшипников на редукционные позволит экономить большое количество горючего в транспорте и электроэнергии в промышленности, так как будет исключено хроническое проскальзывание, проворачивание и протаскивание тел качения, как в шариковом подшипнике (статья автора на эту тему находится на рассмотрении в журнале Mechanics Research Communications), на преодоление которых расходуется много работы.

Замена роликовых подшипников, которые вращают с пониженной чем у шариковых подшипников частотой, так как они при вращении с большой частотой выходят из строя, на редукционные поможет повысить частоту вращения подшипника в разы (в 8,35 раза в примере), частота вращения ступенчатых роликов останется на прежнем уровне частоты вращения роликов стандартного подшипника, вращающегося с прежней пониженной частотой, что расширит диапазон применения роликовых подшипников и снизит затраты горючего или электроэнергии в приводах на лишнее вращение тел качения.

Применение редукционных подшипников в самолето-, автомобиле-, корабле- и ракетостроения позволит повысить в разы частоту вращения винтов, турбин, других движителей и составляющих механизма.

Редукционный подшипник, работающий не на рассчитанном пределе вращения (частота вращения меньше рассчитанной максимальной, но больше частоты вращения стандартного подшипника) будет в разы и десятки раз дольше работать с минимизированным износом дорожек качения колец и роликов.

Из-за пониженной в разы частоты вращения тел качения при вращении подшипника с прежней частотой значительно снизится шум.

Заявляемое техническое решение обеспечивает повышение частоты вращения наружного кольца подшипника относительно статичного внутреннего кольца в разы без повышения частоты вращения роликов относительно оси подшипника. Диаметры ступеней ролика представленного подшипника и его коэффициент редукции исчисляются по выведенным формулам. У роликов отсутствует их скольжение по дорожкам, как у шариков. Таким образом, технический результат достигнут.

Редукционный подшипник первого типа может быть изготовлен на стандартном оборудовании с использованием современных материалов и технологий.

1. Редукционный радиально-упорный подшипник второго типа, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, установленные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнезда сепаратора двухступенчатых конических роликов, ступени большего диаметра которых обкатывают дорожку качения наружного кольца подшипника, а ступени меньшего диаметра обкатывают дорожку качения его внутреннего кольца, диаметры дорожек качения наружного и внутреннего колец и диаметры большей и меньшей ступеней ролика находятся в пропорциональной зависимости, отличающийся тем, что диаметры дорожек качения наружного и внутреннего колец и диаметры большей и меньшей ступеней ролика находятся в пропорциональной зависимости: Dr/dr=k; Dr1=Dr/cosα; Dr2=Dr1*(|OB|-H)/|OB|; dr1=dr2*(|OB|+h)/|OB|; dr2=dr/cosα; dr3=dr2*(|OB|-H)/|OB|; dr4=dr2*(|OB|-H-h)/|OB|, где

Dr - диаметр большей ступени ролика редукционного радиального подшипника первого типа, служащего базой (базового подшипника) для построения и исчисления редукционного радиально-упорного подшипника первого типа;

dr - диаметр меньшей ступени ролика базового подшипника;

k - коэффициент редукции базового цилиндрического и конического ролика;

Dr1, Dr2 - диаметры оснований большей ступени ролика редукционного радиально-упорного подшипника;

dr1, dr2, dr3, dr4 - диаметры оснований выступов меньшей ступени ролика редукционного радиально-упорного подшипника;

α - угол между векторами силы Fr радиальной нагрузки на подшипник и вектором суммы векторов силы Fr и силы Fi осевой нагрузки;

|ОВ| - отрезок, соединяющий точку фокуса конуса ролика и центр основания ролика радиуса Dr1;

H - ширина большей ступени ролика;

h - ширина выступов меньшей ступени ролика.

2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что для удобства сборки меньшая ступень ролика вставляется в большую ступень на любой стадии сборки подшипника.