Смазочное устройство зубчатого колеса

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубчатые колеса которых смазываются пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями. В каждом зазоре расположена плоская пластина, поверхности которой параллельны плоскости вращения колеса. Пластины расположены симметрично относительно друг друга. Своей верхней частью, расположенной выше вершин зубчатого венца, пластины жестко укреплены на основании, неподвижном относительно вращающегося колеса. Пластины заполняют зазоры по всему их радиальному сечению с возможностью обеспечения свободного вращения колеса относительно пластин. Торцы пластин, обращенные в сторону центра колеса, эквидистантны окружностям внутренних поверхностей кольцевых накладок, к которым они обращены. Торцы пластин, расположенные вдоль высоты зубчатого венца, ориентированы радиально относительно колеса. Торцы расположенные со стороны набегания на них при вращении колеса зубьев, скошены в сторону торцов зубчатого венца. А размер пластин в плоскости вращения колеса задан с возможностью обеспечения перекрытия ими одновременно полностью не менее двух торцов зубьев. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, зубчатые колеса которых смазываются пластичными смазочными материалами.

Известно смазочное устройство зубчатого колеса, представляющее собой лопатку, посредством которой пластичный смазочный материал периодически вручную наносится на боковые (рабочие) поверхности зубьев зубчатого колеса - см., например, «Одноковшовый универсальный экскаватор Э-652 Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.- М.: Машиностроение, 1973».

Недостаток данного смазочного устройства состоит в низкой производительности, высокой трудоемкости и недолговечности нанесенного на поверхности зубьев колеса слоя смазочного материала - вследствие вытеснения его с этих поверхностей при работе колеса в передаче зубьями сопряженного парного зубчатого колеса.

В качестве прототипа взято смазочное устройство по А.С. СССР №1618972, кл. F16Н 57/04, опубл. 07.01.91 г., Бюл. №1. Сущность его состоит в том, что с обоих торцов зубчатого колеса расположена пара кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, а внутренний диаметр меньше диаметра окружности оснований зубьев. Накладки укреплены на торцах тела колеса, прилегающих к зубчатому венцу, с зазорами относительно торцов зубчатого венца. Зазоры между накладками и торцами зубьев образуют смазочные карманы для пластичного смазочного материала, вытесняемого с боковых (рабочих) поверхностей зубьев. Из этих смазочных карманов смазочный материал подпитывает трущиеся боковые поверхности зубьев. Рециркуляция смазочного материала на эти поверхности происходит вследствие адгезионных свойств смазочного материала.

Недостаток прототипа состоит в том, что рециркуляция смазочного материала незначительна вследствие незначительной скорости этой рециркуляции при действии адгезионных свойств смазочного материала. А вытеснение смазочного материала с боковых поверхностей зубьев превалирует над процессами рециркуляции, т.к. вытеснение осуществляется при каждом контакте боковых поверхностей зубьев с зубьями парного колеса в передаче, кроме того, это вытеснение происходит вследствие механических воздействий на смазочный материал сопряженных зубьев парных зубчатых колес, а это воздействие гораздо значительнее, чем воздействие на смазочный материал адгезионных сил.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания боковых поверхностей зубьев колеса.

Для этого смазочное устройство зубчатого колеса содержит пару кольцевых накладок, расположенных с обоих торцов колеса. Наружный диаметр накладок равен диаметру окружности вершин зубчатого венца колеса, их внутренний диаметр меньше диаметра окружности оснований зубьев. Накладки укреплены на торцах тела колеса, с зазорами относительно торцов зубчатого венца. Причем в каждом зазоре расположена плоская пластина, поверхности которой параллельны плоскости вращения колеса; пластины расположены симметрично относительно друг друга; своей верхней частью, расположенной выше вершин зубчатого венца, пластины жестко укреплены на основании, неподвижном относительно вращающегося колеса; пластины заполняют зазоры по всему из радиальному сечению, с обеспечением возможности свободного вращения колеса относительно пластин; торцы пластин, обращенные к центру колеса, эквидистантны окружностям внутренних поверхностей кольцевых накладок, к которым они обращены; торцы пластин, расположенные вдоль высоты зубчатого венца, ориентированы радиально относительно колеса; торцы, расположенные со стороны набегания на них при вращении колеса зубьев, скошены в сторону торцов зубчатого венца; а размер пластин в плоскости вращения колеса задан с возможностью обеспечения перекрытия ими одновременно не менее двух торцов зубьев.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображен фрагмент зубчатого колеса со смазочным устройством: вид с торца колеса - фиг. 1; то же, вид сбоку - фиг. 2 и 3.

На чертежах показаны: кольцевые накладки 1 и 2, тело 3 колеса, торец 4 зубчатого венца, зубья 5 зубчатого венца, пластина 6, неподвижное основание 7, отстающая боковая поверхность 8, набегающая боковая поверхность 9, набегающий торец 10 пластины (6); окружность Дв вершин зубчатого венца, окружность До оснований зубчатого венца, внутренний диаметр Двн кольцевых накладок, зазор с между торцами 4 зубчатого венца и кольцевыми накладками 1 и 2, превышение h верха пластин 6 над уровнем окружности вершин зубчатого венца, направление вращения ω зубчатого колеса, направление относительного перемещения V пластины 6 относительно вращения ω зубчатого колеса, размер пластин 6 в плоскости вращения колеса.

Смазочное устройство зубчатого колеса содержит пару кольцевых накладок 1 и 2 с наружным диаметром, равным диаметру Дв окружности вершин зубчатого венца, и внутренним диаметром Двн, меньшим диаметра До окружности оснований зубчатого венца. Накладки укреплены на теле 3 колеса с зазорами с относительно торцов 4 зубчатого венца, по всей высоте зубчатого венца (его зубьев 5). С обеих сторон торцов 4 зубчатого венца в зазорах с расположено по одной пластине 6, пластины расположены симметрично друг относительно друга, плоскости пластин параллельны плоскости вращения колеса, они заполняют зазоры (с) по всей их высоте, превышают (h) по высоте зазоры и верхней своей частью жестко закреплены на неподвижном основании 7, с возможностью свободного вращения ω колеса относительно этих пластин. Торцы пластин 6, обращенные к центру колеса, эквидистантны окружностям внутренних поверхностей кольцевых накладок (1 и 2) - диаметром До. Торцы пластин, расположенные вдоль высоты зубчатого венца, ориентированы радиально относительно колеса, а набегающие (при вращении ω колеса) торцы 10 пластин 6 выполнены со скосом в сторону торцов 4 зубчатого венца. При реверсивном режиме работы колеса оба радиально ориентированных торца пластин выполняются скошенными. А размер пластин в плоскости вращения колеса задан с возможностью обеспечения перекрытия ими одновременно не менее двух торцов зубьев.

При работе колеса со смазыванием его пластичным смазочным материалом этот смазочный материал, изначально нанесенный на боковые поверхности зубьев колеса, при работе этого колеса в передаче и зацеплении с парным колесом, зубьями этого парного колеса вытесняется с боковых поверхностей зубьев - за пределы этих боковых поверхностей и за пределы зоны зацепления зубьев парных зубчатых колес. При этом вытеснение происходит в сторону торцов зубьев 5. При этом вытесненный смазочный материал накапливается на торцах зубьев 5 и на внутренних поверхностях кольцевых накладок 1 и 2 (в зонах впадин зубьев 5 колеса), а также в зонах между торцами зубьев 5 и внутренними поверхностями накладок 1 и 2, расположенных у торцов зубьев 5. При вращении ω колеса, при относительном перемещении V пластин 6 относительно колеса, пластины 6 своими набегающими торцами 10 захватывают вытесненный смазочный материал (с торцов зубьев 5 и внутренних поверхностей кольцевых накладок) и, проходя мимо набегающих боковых поверхностей 9 зубьев 5, захваченный пластинами смазочный материал срезается боковыми гранями зубьев 5 и остается на боковых поверхностях 9, смазывая эти поверхности. Выполнение набегающих торцов 10 пластин 6 скошенными в сторону торцов 4 зубчатого венца позволяет предотвращать перемещение смазочного материала, захваченного набегающими торцами пластин 6 по окружности зазоров между торцами 4 зубчатого венца и внутренними поверхностями кольцевых накладок 1 и 2, а задать этому смазочному материалу перемещение в сторону боковых поверхностей зубьев; кроме того, скошенные торцы пластин облегчают проход граней зубьев - при вращении колеса - мимо пластин 6, предотвращая их совместное заклинивание. А задание размера пластин в плоскости вращения колеса с возможностью обеспечения одновременного перекрытия ими не менее двух торцов зубьев позволяет осуществлять центрирование этих пластин относительно вращающегося колеса и предотвратить их рыскание относительно зубьев зубчатого венца колеса.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства позволяет интенсифицировать процесс рециркуляции смазочного материала, вытесненного с боковых поверхностей зубьев - обратно на эти поверхности. Процесс рециркуляции повторяется для каждого зуба при каждом полном повороте колеса. Это повышает качество смазывания зубьев колеса и снижает интенсивность их изнашивания.

Смазочное устройство зубчатого колеса, смазываемое преимущественно пластичным смазочным материалом, содержащее пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, и внутренним диаметром, меньшим диаметра окружности оснований зубчатого венца, укрепленных на торцах тела зубчатого колеса с зазорами относительно торцов зубчатого венца, отличающееся тем, что в каждом зазоре расположена плоская пластина, поверхности которой параллельны плоскости вращения зубчатого колеса, плоские пластины расположены симметрично относительно друг друга, своей верхней частью, расположенной выше вершин зубчатого венца, плоские пластины жестко укреплены на основании, неподвижном относительно вращающегося зубчатого колеса, плоские пластины заполняют зазоры по всему их радиальному сечению с обеспечением возможности свободного вращения зубчатого колеса относительно пластин, торцы плоских пластин, обращенные к центру зубчатого колеса, эквидистантны окружностям внутренних поверхностей кольцевых накладок, к которым они обращены, торцы плоских пластин, расположенные вдоль высоты зубчатого венца, ориентированы радиально относительно колеса, торцы плоских пластин, расположенные со стороны набегания на них при вращении зубчатого колеса зубьев, скошены в сторону торцов зубчатого венца, а размер пластин в плоскости вращения зубчатого колеса задан с возможностью обеспечения перекрытия ими одновременно полностью не менее двух торцов зубьев.