Система охраны, пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для тягового подвижного состава
Изобретение относится к системам охранной и пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, адаптированным к использованию в подвижном составе. Система охраны, пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для тягового подвижного состава включает блоки контроля, индикации и управления, блоки дистанционного управления, объединенные через блок коммутации в единую систему с тепловыми и дымовыми извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, блоком резервного питания, устройствами связи локомотивов и адаптер радиосвязи. Система включает в свой состав датчики состояния дверей, систему контроля уровня заряда аккумуляторных батарей блока резервного питания, адаптер регистратора параметров движения и адаптер сети передачи данных о работе системы на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов. При этом логический блок содержит функцию автоматического отключения технологического оборудования локомотива перед запуском исполнительных средств пожаротушения путем опускания пантографа и отключения вентиляторов при использовании в электровозах либо разрыва цепей сбора тяги и остановки дизеля при использовании в тепловозах перед запуском систем пожаротушения. Система может функционировать в трех режимах: «РУЧНОЙ», «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» и «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» и помимо функций контроля возгорания и пожаротушения несет охранную функцию в режиме отстоя. 1 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к системам охранной и пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, а именно к системам охранной и пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, адаптированным к использованию в подвижном составе.
Известна система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах (RU 67454 U1 (Общество с ограниченной ответственностью "ЭПОТОС" (ООО "ЭПОТОС") (RU)), 27.10.2007), включающая пожарный извещатель, средства пожаротушения и кнопку их запуска в ручном режиме, снабженную защитным устройством от несанкционированного запуска, устройства сбора информации и контроля неисправностей линий, состояний пожарного извещателя, совмещенные с возможностью выполнения функции логического блока, с которым непосредственно связан пожарный извещатель, и последовательно связаны устройство светового и устройство звукового сигнала, а кнопка ручного запуска дистанционно связана с соответствующим средством пожаротушения, при этом система дополнительно снабжена блоком бесперебойного питания, выполненного с возможностью трансляции напряжения бортового питания через преобразующий модуль на логический блок, а также выполнена с возможностью передачи сигнала по каналам связи в количестве не более двух.
К недостаткам данной системы следует отнести отсутствие возможности работы с несколькими секциями, отсутствие возможности отключения электропитания технологического оборудования перед тушением пожара, отсутствие автоматического пожаротушения.
Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой относится система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах (UA 64293 (Калашник Александр Анатольевич, UA), 10.11.2011), содержащая блоки контроля, индикации и управления, размещаемые в каждой секции локомотива, объединенные через блок коммутации в единую систему с тепловыми и дымовыми извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, блоком резервного питания, пультами дистанционного управления, устройствами связи локомотивов, обладающая возможностью работы в ручном и автоматическом режимах, а также с возможностью запуска основного и резервного огнетушащего вещества.
Данная система так же имеет ряд существенных недостатков, к которым следует отнести отсутствие возможности контроля состояния аккумуляторов резервного питания, что важно при работе в автоматическом режиме при нахождении локомотивов в состоянии холодного отстоя, отсутствие охранной функции, отсутствие адаптера системы с регистратором параметров движения (РПД), в памяти которого, в соответствии с регламентом, хранится информация о движении и состоянии локомотива, отсутствие функции отключения технологического оборудования перед запуском систем пожаротушения.
Целью настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей системы, заключающихся:
- при нахождении локомотивной бригады в локомотиве в регистрации аварийных ситуаций (пожар либо нарушения работоспособности системы) во внутренней памяти; обеспечении передачи соответствующих сообщений машинисту, дежурному депо (по радиоканалу посредством адаптера радиостанции), а так же в регистратор системы автоведения поезда с обеспечением синхронизации по времени; отключении цепей сбора тяги путем опускания пантографа и отключения вентиляторов электровозов либо разрыва цепей сбора тяги и остановки дизеля для тепловозов перед запуском систем пожаротушения, передачу информации о всех изменениях состояния системы на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов;
- при нахождении локомотива в состоянии отстоя в автоматическом оповещении дежурного по депо о постановке локомотива под охрану, о снятии локомотива с охраны, об аварийных ситуациях (пожар либо нарушения работоспособности системы либо несанкционированное проникновение в локомотив); контроле уровня заряда аккумуляторной батареи (АКБ) источника бесперебойного питания с функцией генерации и передачи соответствующего речевого сообщения дежурному по депо в случае разряда АКБ до критического уровня; передачу информации о всех изменениях состояния системы на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов.
Поставленная цель достигается тем, что заявляемая система дополнительно включает в свой состав датчики состояния дверей, систему контроля уровня заряда аккумуляторных батарей источника бесперебойного питания, адаптер регистратора параметров движения и адаптер сети передачи данных РЖД, обеспечивающий передачу данных о работе системы на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов.
Сопоставительный анализ с аналогом и прототипом позволяет сделать вывод о том, что отличительными чертами заявляемого объекта являются наличие датчиков состояния дверей, системы контроля уровня заряда аккумуляторных батарей источника бесперебойного питания, адаптер регистратора параметров движения и адаптер сети передачи данных РЖД. Таким образом, заявляемый объект соответствует критерию «новизна».
Сравнение заявляемого объекта с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «существенные отличия».
Система может функционировать в трех режимах: «РУЧНОЙ», «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» и «АВТОМАТИЧЕСКИЙ».
На всех режимах работы система сохраняет информацию о срабатывании извещателей в шлейфах пожарной сигнализации, неисправностях в цепях пожарных шлейфов и в цепях запуска исполнительных механизмов пожаротушения в энергонезависимую память. При полном заполнении памяти самые старые записи автоматически стираются.
При включении Системы автоматически устанавливается режим «РУЧНОЙ», который применяется при нахождении локомотивной бригады в локомотиве и используется при экстренном тушении пожара в секции, где отсутствуют локомотивные бригады.
Режим «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» применяется при нахождении локомотивной бригады в локомотиве и является основным режимом работы Системы в движении. Временная задержка перед запуском исполнительных механизмов пожаротушения необходима для предоставления возможности эвакуации локомотивной бригаде. В этом режиме система позволяет отслеживать задымление и возгорания в контролируемых зонах, оповещение локомотивной бригады и дежурного по депо (посредством адаптера радиостанции), передачу соответствующих сообщений в регистратор параметров движения поезда и передачу информации о изменении состояния системы на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов посредством адаптера сети передачи данных РЖД.
При этом система обеспечивает ручной запуск исполнительных механизмов пожаротушения и автоматическое отключение технологического оборудования локомотива путем опускания пантографа и отключения вентиляторов при использовании в электровозах либо разрыва цепей сбора тяги и остановки дизеля при использовании в тепловозах перед запуском исполнительных средств пожаротушения.
Режим «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» применяется при отсутствии локомотивной бригады при нахождении локомотива в состоянии отстоя.
При включении данного режима посредством адаптера радиостанции дежурному по депо автоматически отправляется сообщение о постановке локомотива под охрану. Система переходит в автоматический режим, в ходе которого контролируется состояние извещателей, уровень заряда АКБ источника бесперебойного питания, состояние дверей локомотива и несанкционированное вмешательство в работу системы. Любые изменения состояния системы фиксируются в памяти системы и передаются на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов посредством адаптера сети передачи данных РЖД.
При нахождении локомотива в отстое дежурному по депо отправляются сообщения об обнаружении пожарной ситуации, о постановке под охрану и снятии с нее, о несанкционированном проникновении в локомотив либо несанкционированном вмешательстве в работу системы, о критическом разряде АКБ источника бесперебойного питания по радиоканалу через поездную радиостанцию с указанием номера локомотива.
При срабатывании извещателей система осуществляет тушение в автоматическом режиме.
Данная система позволяет существенно расширить функциональные возможности системы путем раннего автоматического обнаружении пожара по задымленности или повышению температуры в защищаемых зонах, его оперативной регистрации с выдачей информации как о пожаре, так и о неисправности системы с указанием соответствующего места в локомотиве, тушения пожара в автоматическом или ручном режиме управления, а также своевременного оповещения дежурного по депо об обнаружении нештатной ситуации с указанием номера локомотива. Таким образом цель изобретения достигнута.
1. Система охраны, пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для тягового подвижного состава, включающая блоки контроля, индикации и управления, размещаемые в каждой секции локомотива, блоки дистанционного управления, размещенные на внешних сторонах кузовов локомотивов, объединенные через блок коммутации, включающий функцию логического блока, в единую систему с тепловыми и дымовыми извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, оснащенными тепловыми пускателями, блоком резервного питания, устройствами связи локомотивов, и адаптер радиосвязи, отличающаяся тем, что включает в свой состав датчики состояния дверей, систему контроля уровня заряда аккумуляторных батарей блока резервного питания, адаптер регистратора параметров движения и адаптер сети передачи данных на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов в режиме реального времени, а логический блок содержит функцию автоматического отключения технологического оборудования локомотива перед запуском исполнительных средств пожаротушения путем опускания пантографа и отключения вентиляторов при использовании в электровозах либо разрыва цепей сбора тяги и остановки дизеля при использовании в тепловозах перед запуском систем пожаротушения.
2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что может функционировать в трех режимах: «РУЧНОЙ», «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» и «АВТОМАТИЧЕСКИЙ».