Траверса

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию и может быть использовано при производстве работ по подъему и перемещению большегрузных и габаритных изделий. Траверса содержит штангу, на одном конце которой имеется проушина для соединения с механизмом подъема крана, а на втором конце - вилка, жестко связанная осью с балкой, захватные серьги, шарнирно прикрепленные к концам балки с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости, направляющие вилки, жестко прикрепленные к балке и расположенные рядом с захватными серьгами, привод синхронного поворота захватных серег. Балка на концах имеет по крайней мере два отверстия для шарнирного крепления захватных серег. Места установки захватных серег имеют опорные предохранительные проточки, на основании балки имеются опорные направляющие планки, на которые установлены направляющие вилки, привод синхронного поворота захватных серег установлен на штанге, имеющей позиционирующую метку, определяющую глубину погружения траверсы в воду. Передача от привода к захватным серьгам произведена с помощью канатов, один конец которых закреплен на захватной серьге, другой - на штоке привода. Достигается универсальность и надежность узлов крепления захватных серег и направляющих вилок, возможность их переустановки под заданные габариты груза. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию и может быть использовано при производстве работ по подъему и перемещению большегрузных и габаритных изделий с использованием имеющихся на наружной поверхности корпуса изделия (груза) опорных цапф под захватные серьги траверсы.

В настоящее время для проведения транспортно-технологических операций с транспортными упаковочными комплектами (ТУК) весом до 130 тонн, предназначенными для хранения и транспортирования отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), используется траверса, включающая в себя балку с захватными серьгами и направляющими вилками в однозначном положении на концах балки. Конструкция траверсы предполагает проведение работ с грузом как на воздухе, так и установку (извлечение) груза в объем, заполненный водой.

Известна грузоподъемная траверса (патент РФ №29713, опубл. 27.05.2003 г.), содержащая продольную балку, фиксатор. Продольная балка снабжена двумя поперечными балками, в центральной части каждой из которых жестко установлен хомут, соединяющий поперечные балки с продольной балкой при помощи фиксаторов, выполненных в виде фиксирующих пальцев со штырями, причем на поперечной балке по обе стороны от хомута размещены гнезда для размещения в них переставных крюковых подвесок, снабженных опорными осями с лысками и поворотными ручками.

Недостатком известной траверсы является наличие четырех крюковых подвесок в качестве захватных элементов, для чего на поднимаемом изделии должно быть не менее четырех узлов подвеса. Данная траверса не предназначена для захвата цапф, выполненных в виде валов, что затрудняет использование траверсы при проведении работ с такими грузами, как транспортные упаковочные комплекты, отнесенные к работам с особо опасными объектами.

К недостаткам рассматриваемой траверсы следует также отнести отсутствие дистанционного управления захватом (расцеплением) груза, в том числе находящегося в воде или под водой, содержащей агрессивные вещества.

В качестве прототипа выбрана траверса механизма подъема крана (патент РФ №71644, опубл. 20.03.2008 г.),

Траверса механизма подъема крана содержит штангу, на одном конце которой имеется проушина для соединения с механизмом подъема крана, а на втором конце - вилка, жестко связанная осью с балкой, несущей средство для удержания груза, которое выполнено в виде рычагов с проушинами и ограничителей. Рычаги прикреплены к концам балки шарнирно, с помощью осей, с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости. Ограничители жестко прикреплены к концам балки рядом с рычагами. В средней части балки на боковой ее поверхности смонтирован механизм синхронного поворота рычагов, выполненный в виде электропривода, передающего движение через винтовую передачу и тяги рычагам, обеспечивая синхронный поворот последних относительно осей. Механизм поворота рычагов имеет электрическое управление с помощью дистанционного пульта управления или ручное управление с помощью штурвала.

Недостатком конструкции прототипа является то, что она рассчитана на проведение работ с грузом только одного габарита и не предполагает производить захват (расцепление) груза, находящегося в воде или под водой, содержащей агрессивные вещества.

Техническим результатом является разработка траверсы с универсальными и надежными узлами крепления грузонесущих элементов в виде захватных серег и направляющих вилок, обеспечивающая возможность их переустановки под требуемой габарит груза, а также возможность дистанционного захвата (расцепления) груза, находящегося в воде или под водой, содержащей агрессивные вещества.

Технический результат достигается тем, что траверса, содержащая штангу, на одном конце которой имеется проушина для соединения с механизмом подъема крана, а на втором конце - вилка, жестко связанная осью с балкой, захватные серьги, шарнирно прикрепленные к концам балки с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости, направляющие вилки, жестко прикрепленные к балке и сопряженные с захватными серьгами, привод синхронного поворота захватных серег, балка на концах имеет, по крайней мере, два отверстия для шарнирного крепления захватных серег, при этом места установки захватных серег имеют опорные предохранительные проточки, на основании балки имеются опорные направляющие планки, на которые установлены направляющие вилки, привод синхронного поворота захватных серег установлен на штанге выше позиционирующей метки, имеющейся на штанге, определяющей максимальную допустимую глубину погружения траверсы в воду, передача от привода к захватным серьгам осуществляется с помощью канатов с талрепами, один конец которых закреплен к узлу крепления на захватной серьге, другой - на штоке привода.

Траверса в вариантах исполнения:

- на поверхности деталей в подвижных соединениях нанесены наплавки из коррозионной стали;

- привод синхронного поворота захватных серег имеет электромеханическое и ручное управления;

- передача от привода к захватным серьгам осуществляется с помощью канатов с талрепами;

- направляющие вилки и кронштейны направляющих вилок выполнены из коррозионностойкой стали;

- направляющие планки выполнены из коррозионностойкой стали;

- все крепежные элементы, расположенные ниже позиционирующей метки выполнены из коррозионностойкой стали.

Траверса предполагает проведение работ с грузом как на воздухе, так и захват (расцепление) груза, находящегося в воде или под водой, содержащей агрессивные вещества.

Наличие на концах балки, по крайней мере, двух отверстий для шарнирного крепления серег, опорных предохранительных проточек и направляющих планок, на которые установлены направляющие вилки с креплением последних к балке, позволяет установить захватные серьги и направляющие вилки на расстоянии, позволяющем производить захват груза заданного габарита, при этом при переустановке захватных серег не происходит их спадания с балки.

Использование канатной передачи от привода к захватным серьгам дает возможность разместить на штанге привод электрического и ручного управления синхронным поворотом захватных серег выше максимального уровня воды, определяемой позиционирующей меткой.

На фиг. 1 показан общий вид траверсы с одним из расположений захватных серег и направляющих вилок на балке, на фиг. 2 показан вид на траверсу сбоку, вид А на фиг. 1, на фиг. 3 показано расположение и крепление на балке захватных серег, элемент Б на фиг. 1, на фиг. 4 - расположение и крепление на балке направляющей вилки, сечение В-В на фиг. 1 где:

1 - штанга;

2 - проушина соединения штанги с механизмом подъема крана;

3 - позиционирующая метка, определяющая максимальное погружение траверсы в воду;

4 - балка;

5 - захватная серьга;

6 - отверстие для крепления захватных серег;

7 - направляющая вилка;

8 - канат с талрепом привода поворота захватной серьги;

9 - привод электрического и ручного управления синхронным поворотом захватных серег;

10 - кронштейн направляющей вилки;

11 - опорная направляющая кронштейна направляющей вилки;

12 - фиксирующий палец захватной серьги;

13 - крепежные детали направляющей вилки к балке;

14 - проточки, удерживающие от спадания захватную серьгу;

15 - планка, удерживающая грузонесущие элементы от схода с балки при переустановках;

16 - направляющий блок каната привода поворота захватной серьги;

17 - узел крепления каната на захватной серьге.

Работа с траверсой осуществляется в следующей последовательности:

- штанга 1 с приводом электрического и ручного управления синхронным поворотом захватных серег крепится к механизму подъема крана за проушину 2;

- балка 4 с захватными серьгами 5 и направляющими вилками 7 устанавливается на технологическую подставку и производится переустановка, при необходимости, захватных серег и направляющих вилок 7, например, из положения, показанного на фиг. 1, в положение, определяемое новыми габаритами груза:

а) демонтируется крепеж 13 кронштейна 10 одной из направляющих вилок 7 к балке 4;

б) направляющая вилка 7 перемещается по опорной направляющей планке 11 до совпадения отверстий, определяющих ее новое положение;

в) направляющая вилка 7 крепится к балке 4 крепежными деталями 13;

г) демонтируется фиксирующий палец 12 из отверстия 6 захватной серьги 5;

д) захватная серьга 5 перемещается по проточке 14 до отверстия, определяющего ее новое положение;

е) устанавливается демонтированный палец 12;

ж) повторяются в той же последовательности операции по перемещению направляющей вилки 3 и захватной серьги 5 с другой стороны балки 4;

- с помощью крана штанга 1 устанавливается и закрепляется к балке 4;

- производится установка, крепление канатов 8 с талрепами, от узла крепления 17 на захватных серьгах через направляющие блоки 16 на балке 4 и к штоку привода, а также регулирование их длины с помощью талрепов для обеспечения синхронного поворота захватных серег;

- траверса краном выставляется над грузом, который требуется переместить;

- захватные серьги 5 траверсы разводят синхронно с помощью привода 9 электрического или ручного управления (при отсутствии питания) за штурвал в крайнее положение;

- с помощью крана производят вертикальное перемещение траверсы вниз так, чтобы направляющие вилки 7 вошли в контакт с цапфами груза;

- захватные серьги 5 траверсы сводят синхронно с помощью привода 9 электрического или ручного управления (при отсутствии питания) за штурвал в крайнее положение так, чтобы они своими проушинами оделись на цапфы груза;

- производится подъем и перемещение груза.

При захвате (расцеплении) груза в воде или под водой необходимо следить за тем, чтобы уровень погружения траверсы в воду не превышал допустимый, определенный позиционирующей меткой 3 на штанге 1.

Таким образом, расширяются эксплуатационные характеристики траверсы путем введения в конструкцию узла, позволяющего расширить диапазон ее использования, что дает значительное снижение затрат как в производстве, так и в процессе эксплуатации.

1. Траверса, содержащая штангу, на одном конце которой имеется проушина для соединения с механизмом подъема крана, а на втором конце - вилка, жестко связанная осью с балкой, захватные серьги, шарнирно прикрепленные к концам балки с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости, направляющие вилки, жестко прикрепленные к балке и сопряженные с захватными серьгами, привод синхронного поворота захватных серег, отличающаяся тем, что балка на концах имеет, по крайней мере, два отверстия для шарнирного крепления захватных серег, при этом места установки захватных серег имеют опорные предохранительные проточки, на основании балки имеются опорные направляющие планки, на которые установлены направляющие вилки, привод синхронного поворота захватных серег установлен на штанге, имеющей позиционирующую метку, передача от привода к захватным серьгам произведена с помощью канатов, один конец которых закреплен к захватной серьге, другой - на штоке привода.

2. Траверса по п.1, отличающаяся тем, что на поверхности деталей в подвижных соединениях нанесены наплавки из коррозионностойкой стали.

3. Траверса по п.1, отличающаяся тем, что привод синхронного поворота захватных серег имеет электромеханическое и ручное управление.

4. Траверса по п.1, отличающаяся тем, что передача от привода к захватным серьгам производится с помощью канатов с талрепами.

5. Траверса по п.1, отличающаяся тем, что направляющие вилки и кронштейны направляющих вилок выполнены из коррозионностойкой стали.

6. Траверса по п.1, отличающаяся тем, что направляющие планки выполнены из коррозионностойкой стали.

7. Траверса по п.1, отличающаяся тем, что все крепежные элементы, расположенные ниже позиционирующей метки, выполнены из коррозионностойкой стали.