Интерактивный способ тренировки технико-тактических действий в игровых видах спорта

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта. Оно может быть использовано в тренировках футболистов, хоккеистов и баскетболистов, а также в целях увеличения двигательной активности населения и профилактики гиподинамии. Изобретение направлено на повышение эффективности тренировки. Результат достигается тем, что тренировки осуществляются на поле со светодинамической подсветкой, формирующей световые зоны, которые имитируют противодействие игроков-соперников. При этом задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки. Предсказуемость изменения игровой ситуации является особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, при этом программа комплекса перемещает зоны как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и максимальная скорость запрещенных зон-соперников. Задача спортсмена - выполнить обводку зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади. При отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади диаметр и/или скорость перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение. Особенностью является то, что программно-аппаратный комплекс содержит заданное количество датчиков движения, которые реагируют на движение спортсмена в пределах игрового поля и своим сигналом при наличии движения спортсмена запускают программу перемещения зон или останавливают их при остановке спортсмена. По максимальному количеству, скорости и диаметру запрещенных зон, а также количеству остановок игры и времени безошибочного выполнения задания тренировки судят о технико-тактической и физической подготовленности спортсмена, его умении видеть игровое поле, предугадывать изменение игровой ситуации, эффективно реализовывать свои навыки.

Реферат

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта. Оно может быть использовано в тренировках футболистов, хоккеистов и баскетболистов, а также в целях увеличения двигательной активности населения и профилактики гиподинамии. Вместе с тем изобретение может использоваться в исследовательской работе в области психофизиологии человека, при комплексной оценке его зрительных, когнитивных и двигательных способностей.

Постоянная интенсификация игровой деятельности, последних десятилетий, требует от спортсменов в игровых видах спорта умения быстро и эффективно выполнять технико-тактические приемы в условиях неожиданно меняющейся обстановки, лимита пространства и времени, противоборства со стороны соперников [1]. До настоящего времени отдельные вопросы подготовки спортсменов в игровых видах спорта еще не решены, они заслуживают дальнейшего изучения и создания новых научно-методических разработок и тренажеров.

Уровень техники.

Из доступной литературы известно достаточно большое разнообразие датчиков движения и принципов их действия. Датчик движения - прибор, позволяющий получать информацию о состоянии контролируемой им области и наличии в ней мобильных объектов. Датчик движения дает возможность реализовать автоматизированный контроль параметров движения объектов в контролируемом объеме и задавать заранее предусмотренный алгоритм действия технической системы[2].

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [3].

Однако такие системы не предназначены для проведения спортивных тренировок.

Известен способ интерактивной тренировки одного или нескольких игроков в светодинамических зонах по патенту WO 2003/100568 А2 [4]. Данная система предназначена, прежде всего, для создания мультимедийных развлечений и формирования аэробных упражнений благодаря формированию маршрутов движения пользователей различными звуковыми и световыми сигналами.

Недостатком способа являются малые функциональные возможности и высокая стоимость программно-аппаратных средств.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. Изменение зон и режим тренировок могут задаваться тренером вручную или программно-аппаратным комплексом. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [5].

Недостатком способа является высокая стоимость его реализации в случае моделирования игровых ситуаций с большим количеством динамичных зон, а также физические ограничения тренера при одновременном ручном управлении большим числом световых зон.

По патенту [6] известен способ, где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются с помощью формирования светодинамических запрещенных зон, которые имитируют противодействие игроков-соперников и целенаправленно перемещаются, препятствуя передвижению спортсмена. Эти зоны реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью, обусловленной задержкой перемещения из-за наличия времени сенсомоторной реакции игроков-соперников. Задача спортсмена - оценить смоделированную игровую ситуацию, соизмерить свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, выполнить обманные движения и совершить обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперника.

Недостатком данного способа тренировки является то, что при реализации этого способа используются дорогостоящие программно-аппаратные средства, включающие в себя мощный вычислительный комплекс и сложную систему видеоанализа и обратной связи.

Близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ по патенту [7], где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются при помощи упрощенного состава программно-аппаратного комплекса. В данном способе тренировки также используется светодинамическая подсветка. Световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена, они имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников. В данном способе задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки на спортсмена. При этом перемещения световых запрещенных зон предсказуемы для спортсмена и не связаны с его действиями на тренировочной площади. Предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, причем программа комплекса перемещает зоны как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и максимальная скорость запрещенных зон. Задача спортсмена - выполнить обводку зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться в течение заданного времени от столкновения с запрещенной зоной в границах тренировочной площадки. При отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади диаметр и/или скорость перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение.

Недостатком данного способа тренировки является его низкая эффективность, удаленность от условий реальной игры из-за отсутствия взаимодействия спортсмена и светодинамических зон.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности тренировки технико-тактических действий спортсмена в игровых видах спорта.

Технический результат достигается тем, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки на поле со светодинамической подсветкой. Световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников. При этом задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки, в котором на игровом поле перемещается заданное число запрещенных светодинамических зон заданного диаметра, и их перемещения предсказуемы для спортсмена. Предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, при этом программа комплекса перемещает зоны как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и максимальная скорость запрещенных зон. Задача спортсмена - выполнить обводку зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади. При отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади диаметр и/или скорость перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение. Причем новым является то, что программно-аппаратный комплекс содержит заданное количество датчиков движения, которые реагируют на движение спортсмена в пределах игрового поля и своим сигналом при наличии движения спортсмена запускают программу перемещения зон или останавливают их при остановке спортсмена.

По максимальному количеству, скорости и диаметру запрещенных зон, а также количеству остановок игры и времени безошибочного выполнения задания тренировки судят о технико-тактической и физической подготовленности спортсмена, его умении видеть игровое поле, предугадывать изменение игровой ситуации, эффективно реализовывать свои навыки.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Предлагаемый интерактивный способ тренировки технико-тактических действий спортсмена в игровых видах спорта осуществляется следующим образом. Тренер или спортсмен из компьютерной базы тренировочных программ выбирает программу тренировки, которая соответствует уровню подготовленности спортсмена и ориентирована на формирование навыков спортсмена, согласно тренировочного плана. Для эффективного совершенствования игровых навыков спортсмена физическая нагрузка задается ему в сочетании с интеллектуальной нагрузкой, которая предъявляется игроку как необходимость предугадывания изменений ситуаций при выполнении целевых перемещений.

На игровом поле известными традиционными средствами, например краской, или световым излучателем, например лазерным проектором, формируется контрастная тренировочная площадь заданной формы и размера. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки на игровом поле формируется один или несколько условных соперников - запрещенных светодинамических зон заданного диаметра, которые перемещаются по тренировочной площади с заданной максимальной скоростью.

Действия зон осуществляются по заданному сценарию и предсказуемы для спортсмена. Зоны неподвижны, когда спортсмен стоит и не двигается. Зоны перемещаются по игровому полю при наличии движений спортсмена. При этом зоны двигаются прямолинейно и изменяют свое направление движения только после столкновения с границей тренировочной площади или другими зонами. Причем перемещения зон компьютерная программа формирует как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы по существующим законам механики.

В такой ситуации, на малых скоростях, спортсмену не трудно просчитать изменение положения запрещенных зон на игровом поле и заранее безошибочно выбрать направление своего перемещения и выполнить игровой маневр. Однако с возрастанием скорости зон, увеличением их числа и диаметра возникает лимит пространства и времени для принятия решения и выполнения технико-тактических приемов. Как показали эксперименты, в таких условиях состояние спортсмена мало чем отличается от его состояния в реальной игровой обстановке, где он вынужден одновременно контролировать свой спортивный снаряд, изменение обстановки на игровом поле и быстро просчитывать рациональные варианты развития игры.

В реальной командной игре спортсмен эпизодически кратковременно владеет спортивным снарядом, но в эти моменты он испытывает особое эмоциональное и физическое напряжение, сопровождающееся вниманием и прессингом со стороны соперника. Для исключения ошибок потерь спортивного снаряда, спортсмен, выполнив свою краткосрочную игровую задачу, разгружает и развивает игровую ситуацию переводом спортивного снаряда партнерам по команде.

В данном способе предлагается рваный ритм тренировки, более соответствующий ритму реальной игры, где разгрузка игровой ситуации возможна кратковременной остановкой игры, при которой спортсмен может проанализировать сложившуюся игровую обстановку и продолжить игру после принятия рационального решения по продолжению тренировочного задания.

Задача спортсмена - как можно быстрее провести спортивный снаряд, с возможными остановками, по предложенному маршруту, например, к противоположному краю игровой площадки и обратно, выполняя обводку запрещенных зон.

Начиная свое перемещение, спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает их обход как обводку игроков-соперников.

При отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади площадь и/или скорость перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение.

По максимальному количеству, скорости и диаметру запрещенных зон, а также количеству вынужденных остановок игры и скорости выполнения упражнения судят о технико-тактической и физической подготовленности спортсмена. Данные показатели могут послужить основой оценки его умения видеть игровое поле, предугадывать изменение игровой ситуации, эффективно реализовывать свои навыки.

Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивает достижение заявленного технического результата.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для создания упражнений может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Использование данного интерактивного способа тренировки показывает эффективность и высокий потенциал данного изобретения. Ограниченными средствами, без использования дорогостоящих программно-аппаратных средств, при помощи простой системы обратной связи достигнут высокий тренировочный эффект. Созданы многоуровневые игровые условия, способствующие быстрому профессиональному росту спортсмена. Изобретение формирует условия, которые имеют педагогическое и методическое преимущество по сравнению с известными подходами в спортивной тренировке.

Способ позволяет повысить точность и объективность интегральной оценки уровня технико-тактической подготовки спортсмена в игровых видах спорта. Отличительной особенностью представленного способа является учет ключевых компонентов игры, учет длительности пребывания спортсмена в специфических условиях атаки активно противодействующего соперника. Вместе с тем особенностью является то, что в данном способе техническая подготовка органически сочетается с процессом психомоторного, умственного и эмоционального развития спортсмена. Заявляемый способ придает процессу тренировки эмоционально-игровой характер, в котором дети и взрослые раскрепощены, не стесняются, проявляют инициативу и соревновательность. А это позволяет быстро раскрыть их уровень подготовленности, создать адекватные программы тренировок и оценить их способность к обучению в выбранном виде спорта.

Создание индивидуальных заданий со сбалансированной физической и интеллектуальной нагрузкой дает возможность эффективно сформировать и закрепить у спортсмена требуемые навыки для выполнения технико-тактических приемов в условиях меняющейся обстановки, лимита пространства и времени, что немаловажно в игровых видах спорта. Вместе с тем способ рекомендуется использовать при проведении физкультурных пауз в трудовых коллективах на предприятиях и учреждениях, детских садах, школах, вузах, специальных заведениях, а также в домашней обстановке.

Благодаря относительно недорогой искусственно созданной среде тренировочные задания выполняются на индивидуальном уровне сложности, с оптимальной скоростью и необходимым числом повторений до усвоения требуемого навыка. Способ позволяет определить количественные показатели подготовленности спортсмена в большом диапазоне когнитивно-моторных тестов, что будет являться основой при анализе потенциала игрока и корректировке его тренировочных заданий. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития технико-тактической и физической подготовленности спортсмена, его зрительно-моторной координации и способности к индивидуальной игре.

Таким образом, заявляемый интерактивный способ тренировки тактико-технических действий спортсмена в игровых видах спорта обладает новыми свойствами, обусловливающими получение положительного эффекта с получение новых знаний, которые ранее были недоступны.

Источники информации

1. Голомазов С.В. Теория и методика футбола. Техника игры / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: СпортакадемПресс, 2002. - 472 с.

2. http://www.sensor-com.ru/?yclid=1505151134351231967

3. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

4. Патент WO 2003/100568 A2 (LIGHTSPACE CORP.), 04.12.2003.

5. Патент 2444392 РФ, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.

6. Патент 2492896 РФ, МПК A63B 71/00. Способ тренировки технических действий в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В.; опубл. 20.09.2013, Бюл. №26.

7. Патент 2557497 РФ, МПК A63B 71/00. Способ тренировки технико-тактических действий спортсмена в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е.; опубл. 20.07.2015, Бюл. №20.

Способ тренировки спортсменов, который осуществляется на игровом поле с управляемой программно-аппаратным комплексом светодинамической подсветкой, формирующей световые запрещенные зоны как имитацию противодействия игроков-соперников; при этом задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки, формируемый предсказуемым для спортсмена перемещением заданного количества запрещенных зон заданного диаметра и с заданной максимальной скоростью; предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, при этом программа комплекса перемещает зоны как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики, отличающийся тем, что программно-аппаратный комплекс содержит заданное количество датчиков движения, которые реагируют на движение спортсмена в пределах игрового поля и своим сигналом при наличии движения спортсмена запускают программу перемещения зон или останавливают их при остановке спортсмена; по максимальному количеству, скорости и диаметру запрещенных зон, а также количеству остановок игры и времени безошибочного выполнения задания тренировки судят о технико-тактической и физической подготовленности спортсмена, его умении видеть игровое поле, предугадывать изменение игровой ситуации, эффективно реализовывать свои навыки.