Крышка подушки безопасности, по меньшей мере, с одной створкой
Группа изобретений относится к крышке подушки безопасности и способу формирования, по меньшей мере, одной складки, канавки или желобка крышки. Крышка имеет, по меньшей мере, одну створку, которая ограничена в материале крышки образующими края створки линиями ослабленной прочности и шарнирным краем. Материалом крышки является самоусиленный термопластичный комбинированный материал, имеющий несколько лежащих друг на друге слоев из термопластичного полипропилена или полиэфира. Слои из однородной полипропиленовой пленки, сополимерсодержащей полиолефиновой пленки, однородной полиэфирной пленки или сополимерсодержащей полиэфирной пленки чередуются с усиливающими слоями, у которых либо полипропилен, либо полиэфир присутствует в виде лент, волокон или нитей, или у которых усиливающие слои содержат полипропиленовые или полиэфирные ленты, и/или полипропиленовые, или полиэфирные нити, и/или полипропиленовые, или полиэфирные нити. Обеспечивается простота изготовления и обработки. 2 н. и 8 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к крышке подушки безопасности, по меньшей мере, с одной створкой, которая ограничена в материале крышки образующими края створки линиями ослабленной прочности и шарнирным краем.
Известны крышки подушек безопасности из пластика, образующие одну или две створки, которые соответственно имеют на трех краях линии ослабленной прочности, причем после срабатывания подушки безопасности разрываются там, а на четвертом краю образуют шарнир, вокруг которого створка поворачивается, не отрываясь, благодаря чему она не попадает в салон автомобиля. Это надежное крепление створки в зоне шарнира достигается за счет дополнительных нервущихся нитей в зоне шарнира, как это известно из ЕР 2057044. Эти известные крышки подушек безопасности сложны в изготовлении.
Задачей изобретения является усовершенствование крышки подушки безопасности описанного выше рода так, чтобы она была проста в изготовлении и обработке.
Эта задача решена, согласно изобретению, посредством того, что материалом крышки является самоусиленный термопластичный комбинированный материал, имеющий несколько лежащих друг на друге слоев из термопластичного полипропилена или полиэфира, причем слои из однородной полипропиленовой пленки, сополимерсодержащей полиолефиновой пленки, однородной полиэфирной пленки или сополимерсодержащей полиэфирной пленки чередуются с усиливающими слоями, у которых либо полипропилен, либо полиэфир присутствует в виде лент, волокон или нитей, или у которых усиливающие слои содержат полипропиленовые или полиэфирные ленты и/или полипропиленовые, или полиэфирные нити, и/или полипропиленовые, или полиэфирные нити.
Конструкция представляет собой преимущественно «чистосортовую систему», т.е. промежуточные пленки и усиливающие слои состоят всегда из одинакового химического основного вещества. Однако возможна также «смесь» из полипропиленовой пленки и полиэфирных усилений или наоборот.
Такая крышка подушки безопасности проста в изготовлении, поскольку она состоит только из одного вида материала. Других материалов вводить не требуется. В частности, не требуется вводить другие материалы в виде нитей или тканей. В частности, не требуется снабжать материал крышки в зоне шарнира дополнительными нитями или специально формованными нитями. При этом предложенная крышка имеет небольшую массу, может термически деформироваться, обладает высоким сопротивлением разрушению и высокой ударной прочностью, является стойкой к агрессивным жидкостям и очень стойкой к истиранию. Кроме того, материал экологичен, поскольку он может повторно применяться.
Предпочтительным является то, что ленты, волокна или нити из полипропилена или полиэфира образуют ткань в усиливающих слоях, которые могут по-разному сильно растягиваться. В качестве альтернативы предложено, что ленты и/или волокна расположены в усиливающих слоях хаотично во всех направлениях.
Достаточная прочность при легкой обрабатываемости достигается тогда, когда полипропилен или полиэфир в случае многослойной крышки имеет общую толщину 0,35-3 мм. Также предпочтительно, если материал многослойной крышки имеет, по меньшей мере, два слоя, причем внешний слой может состоять как из пленки, так и из усиливающего материала.
Чтобы достичь достаточной подвижности створки в зоне шарнира без ее отрыва в зоне шарнира, предусмотрено, что полипропиленовый или полиэфирный материал многослойной крышки образует в зоне шарнира, по меньшей мере, одну складку, канавку и/или желобок, проходящий вдоль шарнира.
Чтобы просто и надежно закрепить и удерживать материал крышки на основании и/или на материале крышки, и/или крышки, предусмотрено, что верхняя и/или нижняя сторона материала крышки каширована термопластичной пленкой, в частности, из полиэфира или полипропилена. В качестве альтернативы этому предложено, что верхняя и/или нижняя сторона материала крышки каширована стекловолокнистым холстом или стекловолокнистой тканью.
Способ получения такой складки, канавки или желобка осуществляется особенно просто и предпочтительно за счет использования нагретой планки для горячей деформации термопластичного полипропиленового или полиэфирного комбинированного материала в зоне шарнира, причем комбинированный материал перед деформацией можно еще дополнительно нагреть планкой.
Предпочтительные примеры выполнения крышки подушки безопасности и ее изготовления более подробно описаны ниже.
Крышка подушки безопасности выполняется из твердого и/или жесткого пластинообразного полимерного материала, и она является, тем самым, относительно тонким, плоским, ровным, прочным предметом одинаковой везде толщины и ограниченной эластичности (в противоположность пленке).
При этом крышка подушки безопасности состоит только из одного термопластичного материала, в частности, термопластичного полипропилена. Материал представляет собой пластинообразный самоусиленный комбинированный материал (композит), причем однородные полипропиленовые, сополимерные полиолефиновые, однородные полиэфирные или сополимерные полиэфирные пленки чередуются с другими усиливающими слоями, которые состоят из полипропиленовых или полиэфирных лент или содержат их. При этом ленты образуют тонкий слой, в котором они расположены либо упорядоченно, в частности, уложены или переплетены, как ткань, либо хаотично во всех направлениях. Пленочные и ленточные слои (усиливающие слои) чередуются, а общее число ленточных слоев составляет, по меньшей мере, два, в частности, три-восемь, при общей толщине 0,35-3 мм. Под давлением и при подводе тепла все слои сплавляются в одну пластину, состоящую только из полипропиленовых или полиэфирных слоев.
Другие находящиеся между пленочными слоями или на них усиливающие слои содержат в альтернативных вариантах вместо лент волокна или нити, которые также состоят из полипропиленовых или полиэфирных пленок и расположены упорядоченно (также в виде ткани) или хаотично.
В пластинообразной крышке подушки безопасности одна или две створки, закрывающие подушку безопасности, размещены таким образом, что внутри пластины крышки на трех краях каждой створки расположены линии ослабленной прочности, которые пронизывают всю пластину и после срабатывания подушки безопасности освобождают створку. На четвертом краю находится продолговатая шарнирная зона, вокруг которой створка, не отрываясь, поворачивается после срабатывания. Надежность против отрыва достигается, в частности, за счет лент, волокон или нитей в усиливающих слоях.
В другом варианте (не показан) крышка заделана в нижнюю сторону полимерного слоя (в частности, отлитого под давлением слоя из полипропилена со стеклянными волокнами), причем, по меньшей мере, на одной стороне линия ослабленной прочности расположена не в материале крышки, а вне материала крышки в полимерном слое.
В другом варианте надежность против отрыва повышается еще за счет того, что в зоне шарнира в пластине выполняется, по меньшей мере, одна складка, канавка или желобок, который проходит вдоль продольной протяженности шарнира или края створки в шарнире, создавая за счет этого дополнительную длину материала поперек продольной протяженности шарнира. Эта дополнительная длина материала в шарнирной зоне обеспечивает достаточную длину пути при повороте створки вокруг шарнира, благодаря чему створка не отрывается.
В другом варианте в качестве первой альтернативы верхняя и/или нижняя сторона материала крышки каширована термопластичной пленкой, в частности, из полиэфира или полипропилена. В качестве второй альтернативы верхняя и/или нижняя сторона материала крышки каширована стекловолокнистым холстом или стекловолокнистой тканью.
Для получения складки (складок), канавки (канавок) или желобка (желобков) используется преимущественно нагретая планка (горячая планка), которая вдавливается в пластину в зоне шарнира, деформируя термопластичный материал, причем перед деформацией материал дополнительно может быть нагрет частично или по всей поверхности.
1. Крышка подушки безопасности, по меньшей мере, с одной створкой, которая ограничена в материале крышки образующими края створки линиями ослабленной прочности и шарнирным краем, отличающаяся тем, что материалом крышки является самоусиленный термопластичный комбинированный материал, имеющий множество лежащих друг на друге слоев из термопластичного полипропилена или полиэфира, причем слои из однородной полипропиленовой пленки, сополимерсодержащей полиолефиновой пленки, однородной полиэфирной пленки или сополимерсодержащей полиэфирной пленки чередуются с усиливающими слоями, у которых либо полипропилен, либо полиэфир присутствует в виде лент, волокон или нитей, или у которых усиливающие слои содержат полипропиленовые или полиэфирные ленты, и/или полипропиленовые, или полиэфирные нити, и/или полипропиленовые, или полиэфирные нити.
2. Крышка по п.1, отличающаяся тем, что ленты, волокна или нити из полипропилена или полиэфира образуют в усиливающих слоях ткань.
3. Крышка по п.1, отличающаяся тем, что ленты, волокна или нити расположены в усиливающих слоях хаотично во всех направлениях.
4. Крышка по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что полипропилен или полиэфир многослойной крышки имеет общую толщину 0,35-3 мм.
5. Крышка по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что материал многослойной крышки имеет, по меньшей мере, два слоя.
6. Крышка по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что полипропиленовый или полиэфирный материал многослойной крышки образует в зоне шарнира, по меньшей мере, одну складку, канавку и/или желобок, проходящий вдоль шарнира.
7. Крышка по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что верхняя и/или нижняя сторона материала крышки каширована термопластичной пленкой, в частности, из полиэфира или полипропилена.
8. Крышка по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что верхняя и/или нижняя сторона материала крышки каширована стекловолокнистым холстом или стекловолокнистой тканью.
9. Способ формирования, по меньшей мере, одной складки, канавки или желобка по п.6, отличающийся тем, что используют горячую планку для горячей деформации термопластичного полипропиленового или полиэфирного комбинированного материала в зоне шарнира.
10. Способ по п.9, отличающийся тем, что перед деформацией пластину нагревают с помощью планки на подвергаемых деформации участках или по всей поверхности.