Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к способам отображения информации о вертикальном перемещении корабельной площадки при посадке вертолета на корабль. Устанавливают на надстройке корабля в положении вертикально, в сторону захода вертолета на посадку, многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл, на котором находятся два информационных поля со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на первом из которых отображается определенным цветом символ индикации положения ВППл, безопасного для посадки вертолета, на втором – обеспечивается отображение информации о вертикальной качке в виде столбчатой диаграммы двух других разных цветов в зависимости от движения вверх или вниз, размер диаграмм которых пропорционален расчетной величине времени движения центра ВППл вверх или вниз в каждый момент времени. Обеспечивается безопасность посадки вертолета на палубу в сложных метеоусловиях. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к авиационной технике, преимущественно морской авиации, и может быть использовано для обеспечения визуальной посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку (ВППл) днем и ночью, при бортовой и килевой качках, в простых и сложных метеоусловиях за счет повышения уровня информированности летчика при визуальном способе приземления вертолета на корабельные ВППл.

Для летчиков наиболее сложной задачей полета на вертолете является задача приземления (припалубливания) вертолета на ВППл. Для осуществления успешной посадки летчик должен спрогнозировать момент, когда центр ВППл будет двигаться вниз, а углы по дифференту и боковой качке будут стремиться к нулю, т.е. положение ВППл будет близким к горизонтальному.

Для повышения безопасности приземления разрабатываются различные способы информационного обеспечения и средства.

Известен способ обеспечения летчика визуальной информацией о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль (см. Ю.Г. Басов, 1993, Светосигнальные устройства, Москва, Транспорт, стр. 269-270, 309).

Способ заключается во включении сигнализатора зеленого цвета при движении палубы вниз, сигнализатора красного цвета запрета посадки и сигнализатора желтого цвета при движении палубы вверх, сигнализатора направления дифферента вниз и сигнализатора направления дифферента вверх.

К недостаткам известного способа относится недостаточная информативность для принятия решения о приземлении на ВППл, в частности при этом способе затруднено определение момента изменения направления движения ВППл.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль (см. патент RU №2506654 МПК G09G 03/20, публикация от 10.02.2014), заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, установлен многофункциональный индикатор, например, на основе цветных сверхъярких светодиодов. Этот индикатор имеет два информационных поля. На одном из них, например, на первом параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение шкалы высоты перемещения центра ВППл, а на втором информационном поле - отображение информации о положении ВППл в виде цветной столбчатой диаграммы, состоящей из линеек светодиодов, началом которой является линейка светодиодов, отображающая текущее положение ВППл, а концом - линейка светодиодов, отображающая прогнозируемое положение ВППл при ее движении снизу вверх или сверху вниз. Высота столбчатой диаграммы зависит от амплитуды качки центра ВППл в вертикальной плоскости, при этом столбиковая диаграмма горит в одном цвете, например в зеленом, при движении вниз, и в другом, например в желтом, при движении вверх. Линейка светодиодов вверху амплитуды горит зеленым цветом, а внизу другим цветом, например, желтым. Концы столбиковой диаграммы вычисляются вычислительным устройством, т.е. являются прогнозируемыми.

К недостаткам способа, представленного в патенте, следует отнести сложность определения летчиком момента, благоприятного для причаливания вертолета к палубе. Этот момент он определяет визуально, наблюдая за перемещением огней подсветки палубы при движении палубы вниз от вертолета. Этот момент наступает, когда угол качки по дифференту и угол боковой качки будут близкими к нулю.

Техническим результатом решения является устранение указанного недостатка, повышение безопасности посадки вертолета на корабельную ВППл в сложных метеоусловиях.

Технический результат предложенного решения заключается в том, что в способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль, заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, устанавливают многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл, на котором имеется два информационных поля со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на втором из которых параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение информации о вертикальной качке в виде столбчатой диаграммы одного цвета при движении вниз и другого - при движении вверх, причем на первом информационном поле отображается символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета – положения, близкого к горизонтальному, которое ВППл займет при движении вниз, причем символ индикации имеет цвет иной, чем цвет столбиковой диаграммы при движении центра ВППл вниз и размер диаграмм по высоте пропорционален расчетной величине времени движения центра ВППл по траектории вниз и соответственно по траектории вверх, причем начало диаграмм - это начало отсчета времени, а конец - расчетное время до изменения направления движения центра ВППл и размер диаграмм равномерно уменьшается по мере движения центра ВППл вниз или вверх.

Сущностью решения является введение символа индикации положения ВППл безопасного для причаливания вертолета для повышения уровня информированности летчика для принятия решения о причаливания вертолета.

На фиг. 1 показан вид панели при движении ВППл вниз - начало движения.

На фиг. 2 показан вид панели при движении ВППл вверх.

На фиг. 3 показана условная траектория движения центра ВППл и дана ее разметка по времени, где

1. Многофункциональный индикатор вертикального перемещения.

2. Информационное поле 1 - поле индикации символа индикации наступления момента времени, безопасного для причаливания вертолета на корабль.

3. Информационное поле 2 - поле индикации в виде столбиковой диаграммы времени движения центра ВППл по траектории вниз или вверх.

4. Текущее положение центра ВППл при его движении вниз.

5. Расчетная столбиковая диаграмма времени вертикального перемещения центра ВППл при движении по траектории вниз.

6. Символ индикации наступления момента времени, безопасного для причаливания вертолета на корабль.

7. Прогнозируемое расчетное время изменения направления движения центра ВППл снизу вверх.

8. Расчетная столбиковая диаграмма времени перемещения центра ВППл от нижней точки траектории до верхней.

9. Текущее положение центра ВППл при его движении вверх.

10. Прогнозируемое расчетное время изменения направления движения центра ВППл сверху вниз.

11. T1 - расчетное время перемещения ВППл сверху вниз.

Т2 - расчетное время перемещения ВППл снизу вверх.

tпос - время до движения до символа.

Для осуществления заявляемого способа летчик обеспечивается информацией о наступлении момента, благоприятного для причаливания. Этот момент наступает, когда текущее положение центра ВППл будет находиться по горизонтали в зоне, близкой к зоне расположения символа.

Способ осуществляют следующим образом.

С помощью вычислительного устройства по нескольким измерениям периода качки ВППл вычисляются прогнозные значения времени Ta1 и Тa2 вертикального перемещения центра ВППл на очередной период качки. Время вычисляется с учетом килевой, бортовой качек и вертикального перемещения центра корабля и с учетом месторасположения центра ВППл относительно месторасположения датчиков навигационной системы. В соответствии с вычисленными значениями временных амплитуд включаются столбиковые диаграммы 5 или 8 и соответственно расчетные нижние строки 7 светодиодов на диаграмме 5 и верхние 10 на диаграмме 8.

Если при движении центра ВППл вниз, ВППл может оказаться в положении, близком к горизонтальному, то на поле 1 включается символ 6 на соответствующей высоте tпос временной амплитуды вертикального перемещения. При приближении текущего положения ВППл 4 к символу 6 летчик осуществляет маневр на причаливание вертолета практически автоматически.

Преимущество изобретения состоит в том, что летчику предоставляется информация о положении центра ВППл в виде и объеме, достаточном для своевременного принятия решения на припалубливание вертолета на корабельную ВППл.

Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль, заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, устанавливают многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл, на котором имеется два информационных поля со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на втором из которых параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение информации о вертикальной качке в виде столбчатой диаграммы одного цвета при движении вниз и другого - при движении вверх, отличающийся тем, что на первом информационном поле отображается символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета – положения, близкого к горизонтальному, которое ВППл займет при движении вниз, причем символ индикации имеет цвет иной, чем цвет столбиковой диаграммы при движении центра ВППл вниз и размер диаграмм по высоте пропорционален расчетной величине времени движения центра ВППл по траектории вниз и соответственно по траектории вверх, причем начало диаграмм - это начало отсчета времени, а конец - расчетное время до изменения направления движения центра ВППл и размер диаграмм равномерно уменьшается по мере движения центра ВППл вниз или вверх.