Способ неинвазивной диагностики энтеропатии, индуцированной белком коровьего молока, у детей грудного возраста
Способ относится к области медицины, а именно к аллергологии в педиатрии, детской гастроэнтерологии, и может быть использован для диагностики аллергической энтеропатии, индуцированной белком коровьего молока у детей грудного возраста. Сущность способа заключается в определении в копрофильтратах у детей с подозрением на энтеропатию до начала элиминационной терапии зонулина, β-дефензина 2, эозинофильного катионного протеина. При повышении β-дефензин 2 более 34,8 нг/мл, зонулина более 1,59 нг/мл, эозинофильного катионного протеина более 455,57 нг/мл у пациента регистрируется непереносимость белков коровьего молока. Способ обеспечивает безопасную, неинвазивную и эффективную диагностику пищевой гиперчувствительности у детей любого возраста и позволяет своевременно определять тактику патогенетической терапии. 1 табл., 3 пр.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к аллергологии, детской гастроэнтерологии, и может быть использовано для диагностики пищевой аллергии, индуцированной белком коровьего молока у детей грудного возраста.
Самым распространенным заболеванием, в основе которого лежат механизмы интолерантности к пищи, у детей грудного возраста является аллергия к белкам коровьего молока (АБКМ) [1, 2, 4, 9]. На практике возникают сложности со своевременной постановкой диагноза, что способствует утяжелению процесса и развитию дефицитных состояний. АБКМ, как правило, возникает при переводе ребенка на искусственное вскармливание адаптированными молочными смесями. Грудной возраст, неспецифичность и тяжесть клинических проявлений, возможные осложнения ограничивают в данной возрастной группе применение провокационной диеты, а также комплекса диагностических исследований инвазивного характера. Все это влияет на своевременность постановки правильного диагноза, что приводит к формированию внекишечной патологии, появлению нутритивной недостаточности [3, 8].
Известны различные способы диагностики пищевой аллергии. Способ диагностики аллергии желудочно-кишечного тракта у детей путем морфометрического исследования слизистой оболочки тонкой кишки позволяет определить тип аллергической реакции. Недостатком метода является его инвазивность для ребенка и определенная сложность восприятия метода эмоционального характера для родителей (патент №21228836).
Существует способ дифференциальной диагностики гастроинтестинальной формы пищевой аллергии, позволяющий определить природу патологического процесса путем определения липопротеидов в сыворотке крови (патент №2287166).
Основным недостатком известных способов диагностики пищевой аллергии является их инвазивность, заключающаяся либо в проведении эндоскопического исследования желудочно-кишечного тракта с последующей биопсией слизистой оболочки, либо в наличии внутривенного доступа для забора материала исследования.
Клиническая значимость способов диагностики определяется при совпадении закономерностей результатов диагностических тестов с данными анамнеза и клиническими проявлениями. В практике встречаются ситуации, когда для подтверждения диагноза используются провокационные тесты. Основными их недостатками являются: исследование проводится в период ремиссии заболевания, на фоне проведения теста может развиться обострение заболевания, высока вероятность получения острых токсико-аллергических реакций с возникновением состояний, представляющих реальную угрозу для жизни ребенка.
Наиболее близким к заявленному способу является способ диагностики пищевой аллергии у детей, включающей определение в 1 мл слюны секреторного IgA методом твердофазного иммуноферментного анализа в первый день до проведения элиминационного теста и на 4-5 день теста. Полученные значения сравнивают между собой. При изменении уровня sIgA более чем на 30% диагностируют пищевую аллергию (патент №2442980).
Известный способ предназначен для диагностики аллергического процесса в целом, однако он отражает наличие аллергии в организме без учета его локализации. Физиологическая незрелость образования слюны у младенцев первых месяцев жизни не позволяет применять данный метод у детей с пищевой аллергией.
Разработка системы ранней неинвазивной диагностики аллергической энтеропатии, индуцированной белком коровьего молока, у детей грудного возраста очень актуальна в педиатрической практике, внедрение новых диагностических маркеров будет способствовать улучшению ранней диагностики пищевой аллергии у детей.
Задачей изобретения является разработка неинвазивного способа диагностики гастроинтестинальной пищевой аллергии, а именно энтеропатии, индуцированной белками коровьего молока, обеспечивающей безопасную и эффективную диагностику аллергии у детей грудного возраста.
Полученный технический результат от реализации предлагаемого способа достигается тем, что у детей с подозрением на аллергию к белкам коровьего молока в способе диагностики аллергической энтеропатии, индуцированной белком коровьего молока, включающем количественное определение эндогенных пептидов в копрофильтратах, до проведения диагностической элиминационной диетотерапии на фоне клинических проявлений в копрофильтратах определяют содержание β-дефензина 2, зонулина, эозинофильного катионного протеина и при повышении β-дефензина 2 более 34,8 нг/мл, зонулина более 1,59 нг/мл, эозинофильного катионного протеина более 455,57 нг/мл у ребенка диагностируют аллергию к белкам коровьего молока.
Способ осуществляется следующим образом.
Пациенту при подозрении на непереносимость белков коровьего молока до назначения диагностической элиминационной диеты с исключением подозреваемого пищевого продукта (молока, молочных продуктов, говядины, телятины и т.д.) проводят забор кала в количестве 1 грамм в стерильный флакон. Забор материала можно проводить в любое время дня вне зависимости от приема пищи. Биологический материал смешивают с 5 мл 0,9% физиологического раствора, центрифугируют в течение 10 минут, после чего материал разливают по эпиндорфам. Определение зонулина, β-дефензина 2, эозинофильного катионного протеина проводят методом иммуноферментного анализа (ELISA). Полученные значения сравнивают с нормативными показателями. При значениях зонулина выше 1,59 нг/мл, β-дефензина 2 больше 34,8 нг/мл, эозинофильного катионного протеина, превышающего 455,57 нг/мл, у пациента регистрируется непереносимость белков коровьего молока.
Значимость ранней неинвазивной диагностики подтверждена клиническими примерами.
Клинический пример 1
Больная А., 4 месяца, с диагнозом аллергическая энтеропатия. Поступила с жалобами на постоянное беспокойство во время и после кормления, немотивированный плач, срыгивания после еды, вздутие живота, нарушение стула: чередование запоров с диареей, низкие прибавки в массе тела. Ребенок находится на грудном вскармливании, докармливается коровьим молоком. При комплексном обследовании выявлена аллергия на белок коровьего молока. У данного ребенка проведено определение содержания в копрофильтрате β-дефензина 2, зонулина, эозинофильного катионного протеина, которые составили 37,9 нг/мл, 1,83 нг/мл и 525 нг/мл соответственно. Согласно изобретению выставлен диагноз: аллергическая энтеропатия с непереносимостью белков коровьего молока. Результаты проведенных провокационных тестов подтвердили наличие аллергии к белкам коровьего молока.
Клинический пример 2
Больной Д., 5 месяцев, с диагнозом функциональное заболевание кишечника. Синдром избыточного бактериального роста. Поступил с жалобами на разжиженный стул до 5 раз в день, беспокойство ребенка, снижение аппетита, низкие прибавки в массе тела. Перечисленные жалобы появились после перевода ребенка на искусственное вскармливание в возрасте 4 месяцев. Аллергологический анамнез отягощен: у мамы в детском возрасте - атопический дерматит. Проведено комплексное клинико-диагностическое обследование. Перед назначением диагностической элиминационной терапии проведено определение содержания в копрофильтрате β-дефензин 2, зонулина, эозинофильного катионного протеина по предлагаемому способу. В результате получены следующие значения: β-дефензин 2 - 38,1 нг/мл, зонулин - 1,76 нг/мл, эозинофильный катионный протеин - 569,45 нг/мл. Согласно изобретению выставлен диагноз: аллергическая энтеропатия с непереносимостью белков коровьего молока. Результаты проведенных провокационных тестов подтвердили наличие аллергии к белкам коровьего молока.
Клинический пример 3
Больная В., 6 месяцев, поступила с диагнозом: синдром нарушенного кишечного всасывания. Поступила с жалобами на вздутие живота, метеоризм, разжиженный пенистый стул с непереваренными комочками, снижение аппетита, капризность. Перечисленные жалобы появились после перенесенной острой кишечной инфекции, лечения антимикробными препаратами. Ребенок на искусственном вскармливании, получает адаптированную молочную смесь в возрастном объеме, овощное пюре, безмолочные каши. Проведено комплексное клинико-диагностическое обследование. Перед назначением диагностической элиминационной терапии проведено определение содержания в копрофильтрате зонулина, β-дефензин 2, эозинофильного катионного протеина по предлагаемому способу. В результате получены следующие значения: зонулин - 0,91 нг/мл, β-дефензин 2 - 32,4 нг/мл, эозинофильный катионный протеин - 179,8 нг/мл. Согласно изобретению диагноз аллергическая энтеропатия с непереносимостью белков коровьего молока не подтвержден. Результаты проведенного исследования не подтвердили диагноз аллергическая энтеропатия с непереносимостью белков коровьего молока. При обследовании выставлен клинический диагноз: вторичная лактазная недостаточность после перенесенной острой кишечной инфекции.
Предлагаемый способ диагностики аллергической энтеропатии с непереносимостью белков коровьего молока применен у 50 пациентов Краевой детской клинической больницы №1 г. Владивостока. Группу контроля в количестве 30 человек составили здоровые дети соответствующего возраста. Результаты проводимого способа диагностики аллергической энтеропатии с непереносимостью белков коровьего молока представлены в таблице.
Технический результат от реализации предлагаемого способа:
- полная безопасность для здоровья пациента;
- возможность проведения исследования в любом возрасте и при любой фазе болезни;
- для исследования необходимо небольшое количество биологического материала (1 грамм копрофильтрата);
- отсутствие реактогенности со стороны организма больного;
- забор материала не представляет никаких трудностей для родителей, может производиться в домашних условиях в любое время вне зависимости от приема пищи.
Таким образом, предлагаемый информативный неинвазивный способ обеспечивает эффективную и безопасную диагностику аллергической энтеропатии у детей и позволяет своевременно определить тактику персонифицированной терапии.
Источники информации
1. Вишнева Е.А., Намазова-Баранова Л.С., Турти Т.В. и др. Аллергия к белкам коровьего молока. Подходы и алгоритмы лечения // Вопросы современной педиатрии. - 2012. - Т. 11. - №3. - С. 65-69.
2. Казюкова Т.В. Аллергия к белкам коровьего молока: стратегия выбора лечебного питания (обзор литературы) // Эффективная фармакотерапия. Педиатрия. - 2013. - №3. - С. 31-34.
3. Макарова С.Г., Намазова-Баранова Л.С., Боровик Т.Э. и др. Гастроинтестинальные проявления аллергии на белок коровьего молока у детей // Медицинский совет. - 2014. - №1. - С. 28-34.
4. Пампура А.Н. Принципы диетотерапии детей раннего возраста, страдающих пищевой аллергией // Российский аллергологический журнал. - 2010. - №1. С. 57-65.
5. Способ диагностики аллергии желудочно-кишечного тракта у детей. RU 2128836, опубл. 10.07.1999 г.
6. Способ диагностики пищевой аллергии у детей. RU 2442980, опубл. 20.02.2012 г.
7. Способ дифференциальной диагностики гастроинтестинальной формы пищевой аллергии у детей раннего и дошкольного возраста. RU 2287166, опубл. 10.11.2006 г.
8. Шуматова Т.А., Приходченко Н.Г., Григорян Л.А. Морфофункциональная оценка состояния слизистой оболочки желудка у детей с пищевой непереносимостью // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2014. - №1. - С. 28-30.
9. Nicolaou N., Tsabouri S., Priftis KN Reintroduction of cow’s milk in milk-allergic children // Endocr Metab Immune Disord Drug Targets. - 2014. - Mar. - Vol. 14. - №1. - P. 54-62.
Способ диагностики аллергической энтеропатии, индуцированной белком коровьего молока у детей грудного возраста, включающий количественное определение эндогенных пептидов в копрофильтратах, отличающийся тем, что до проведения диагностической элиминационной диетотерапии на фоне клинических проявлений в копрофильтратах определяют содержание β-дефензина 2, зонулина, эозинофильного катионного протеина и при повышении β-дефензина 2 более 34,8 нг/мл, зонулина более 1,59 нг/мл, эозинофильного катионного протеина более 455,57 нг/мл у ребенка диагностируют аллергию к белкам коровьего молока.