Установка для регенерации моторного масла
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к устройствам для регенерации работающих моторных масел и может быть использовано в процессе эксплуатации автомототехники с двигателями внутреннего сгорания. Установка для регенерации моторного масла, содержащая маслозаборник, систему трубопроводов, в том числе и гибких, систему кранов и вентилей, насосы, электронагреватель, термометр, манометр, центрифугу, устройство ультрафильтрации, емкость с композицией присадок и емкость с очищенным маслом, отличается тем, что в емкости с очищенным маслом размещен дозатор присадок, снабженный полой вибрационной накладкой. Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение качества регенерированного моторного масла за счет улучшения смешивания его с присадками. 1 табл., 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к устройствам для регенерации работающих моторных масел и может быть использовано в процессе эксплуатации автомототехники с двигателями внутреннего сгорания.
Известна установка для осуществления способа очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений [Пат. №2221841 РФ, МПК С10М 175/02. Способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений. / Остриков В.В., Тупотилов Н.Н., Матыцин Г.В. (RU); заявитель и патентообладатель ГНУ Всероссийский научно-исследовательский и проектно-технологический институт по использованию техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве; - №2002118649/04; заявл. 10.07.2002; опубл. 20.01.2004]. Эта установка включает следующие основные элементы: маслозаборник, трубопроводы, систему кранов, насос, емкость (резервуар) для коагулянта, электродвигатель, термометр, манометр, клапан, центрифугу. Очищение работающего моторного масла обеспечивается коагулянтом за счет соединения частиц примесей в более крупные с последующим их улавливанием на работающей центрифуге.
К недостаткам установки можно отнести неполную очистку от продуктов окисления работающего масла. Кроме того, коагулянт нейтрализует действие диспергирующих присадок, и их содержание значительно снижается в составе очищенного работающего моторного масла, что приводит к увеличению износа трущихся деталей двигателя, сокращению их ресурса и повышению затрат на ремонт.
Известна также установка для регенерации отработанных масел [Патент на полезную модель №129926 РФ, МПК С10М 175/02, B01D 36/00. Установка для регенерации отработанных масел. / Осадчий Ю.П., Никифорова Т.Е., Маркелов А.В., Осадчая Т.Ю.; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет»; №2013100584/04; заявл. 09.01.2013; опубл. 10.07.2013. Бюл. №19], состоящая из емкости, нагревательных элементов, мембранного аппарата, центрифуги, емкости-дозатора с коагулянтом, насосов, системы трубопроводов с вентилями, манометра, термометра и маслозаборника.
Основным недостатком этого устройства является удаление совместно с продуктами окисления специальных присадок, предназначенных для улучшения физико-химических свойств моторных масел (до 75%).
В качестве прототипа принята установка для регенерации промышленных масел [Пат. №2142980 РФ, МПК С10М 174/02, B01D 36/00. Способ регенерации отработанных промышленных масел и установка для его осуществления. / Бойков В.Е., Швед С.А.; заявитель и патентообладатель ООО Научно-производственная фирма «ЭНАВАЛ»; - №991081166/12; заявл. 12.04.1999; опубл. 20.12.1999], которая содержит вентили, насосы, фильтры, устройство ультрафильтрации, емкость-дегазатор, конденсатор - отделитель паров, емкость подачи присадок.
Недостатком прототипа является низкое качество регенерированного моторного масла.
Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение качества регенерированного моторного масла за счет улучшения его смешивания с присадками.
Указанный технический результат достигается тем, что в установке для регенерации моторного масла, содержащей маслозаборник, систему трубопроводов, в том числе и гибких, систему кранов и вентилей, насосы, электронагреватель, термометр, манометр, центрифугу, устройство ультрафильтрации, емкость с композицией присадок и емкость с очищенным маслом, согласно изобретению в емкости с очищенным маслом размещен дозатор присадок, снабженный полой вибрационной накладкой.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором приведена схема установки.
Установка для регенерации моторного масла содержит: маслозаборник 1, систему трубопроводов 2 с вентилем 3, вентиль 4 для подачи коагулянта, емкость 5 с коагулянтом, подкачивающий насос 6, электронагреватель 7, термометр 8, манометр 9, трехходовой кран 10, центрифугу 11, мембранный ультрафильтрационный аппарат 12, сборную емкость 13 для очищенного масла, полую вибрационную накладку 14, дозатор присадок 15, емкость 16 с композицией присадок, гибкий рукав 17 для соединения с двигателем внутреннего сгорания при сливе в него восстановленного масла, предохранительный клапан 18.
Мобильная установка работает следующим образом.
Мобильную установку, смонтированную на передвижном стенде, подводят к двигателю внутреннего сгорания - ДВС, для чего под сливной пробкой поддона картера двигателя устанавливают маслозаборник 1 установки, а в заливную горловину патрубка ДВС вставляют гибкий рукав 17 установки. Затем выполняют пуск двигателя, прогревают его, пока температура масла в системе смазки не поднимется до 70...75°С. После этого двигатель глушат, делают паузу с целью сбора моторного масла в поддоне картера двигателя, откручивают сливную пробку картера ДВС, и моторное масло попадает в маслозаборник 1. Включают насос 6 мобильной установки, при открытых вентилях 3 и 4 трубопроводов 2 моторное масло смешивается с вытекающим из емкости 5 коагулянтом. Полученная смесь попадает в зону электронагревателя 7.
Для лучшего перемешивания масла с коагулянтом и доведения смеси до рабочего интервала температуры от 100 до 105°C трехходовой кран 10 ставят в положение, направляющее смесь в маслозаборник 1. Таким образом, происходит циркуляция смеси в течение заданного времени (не менее 30 минут), при этом рабочий процесс перемешивания и нагрева контролируется с помощью термометра 8 (температурный режим) и манометра 9 (поддержание рабочего давления). Сливную пробку поддона картера двигателя устанавливают на место, а вентиль 4 подачи коагулянта перекрывают.
После этого трехходовой кран 10 ставят в положение, направляющее нагретую смесь в зону очистки, где на первой ступени происходит сепарация на центрифуге 11 с целью удаления укрупненных коагуляцией продуктов окисления, механических примесей и воды, а затем смесь попадает на вторую ступень очистки в мембранный аппарат 12. В этом аппарате под избыточным давлением, создаваемым насосом 6, происходит процесс ультрафильтрации с целью отделения от моторного масла мелкодисперсных продуктов старения и остатков непрореагировавшего коагулянта. После этого масло поступает в сборную емкость 13 для очищенного масла.
Чтобы очищенное масло приобрело необходимые эксплуатационные свойства, в него добавляют из емкости 16 присадки определенного состава и качества (композиция присадок). Для этого используется дозатор 15 с полой вибрационной накладкой 14. В результате вибрационных колебаний полой вибрационной накладки 14 происходит интенсивное перемешивание компонентов масла и частиц активных элементов присадок (компаундирование), затем очищенное и восстановленное масло по гибкому рукаву 17 подается через заливную горловину в двигатель внутреннего сгорания автомототехники.
Предохранительный клапан 18 предназначен для предотвращения перегрузки гидравлической линии очистки масла.
На установке по предлагаемому изобретению осуществляется как очистка моторного масла, так и придание ему заданных эксплуатационных качеств с помощью процесса компаундирования непосредственно в зоне технической эксплуатации автотракторной техники без перемещения ее в специальные ремонтно-механические мастерские, т.е. мобильно.
Результаты лабораторных испытаний по регенерации работающего моторного масла М-10Г2 по предлагаемому изобретению представлены в таблице.
По данным, представленным в таблице, можно сделать вывод о том, что щелочное число и доля активных элементов присадок регенерированного (восстановленного) моторного масла по предлагаемому изобретению достаточно близки к параметрам нового масла.
Установка может быть использована непосредственно в местах работы и эксплуатации моторной техники, т.е. в отдаленных регионах, где осуществляется строительство, добыча полезных ископаемых и эксплуатируется в больших количествах дорожная и строительная техника, на речном, морском и железнодорожном транспорте, а также в хозяйствах агропромышленного комплекса.
Установка для регенерации моторного масла, содержащая маслозаборник, систему трубопроводов, в том числе и гибких, систему кранов и вентилей, насосы, электронагреватель, термометр, манометр, центрифугу, устройство ультрафильтрации, емкость с композицией присадок и емкость с очищенным маслом, отличающаяся тем, что в емкости с очищенным маслом размещен дозатор присадок, снабженный полой вибрационной накладкой.