Способ выявления нарушения когнитивных функций у лиц молодого и среднего возраста
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии, психиатрии, неврологии и общественному здравоохранению, касается метода диагностики когнитивной деятельности человека, а именно исследования одной из важнейших ее составляющих - мышления. Проводят тестирование по методике «Исключение понятий» для различных возрастных категорий с фиксацией количества правильных ответов, затраченного на ответы времени и определения интегрального показателя уровня мышления по формуле
, где Ind - интегральный показатель уровня мышления; N - количество правильных ответов в тесте; t'' - время в секундах, затраченное обследуемым на тестирование. Способ позволяет выявить когнитивные дисфункции человека за счет оценки интегрального показателя уровня мышления. 4 табл., 3 пр.
Реферат
Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии, психиатрии, неврологии и общественному здравоохранению, касается метода диагностики когнитивной деятельности человека, а именно исследования одной из важнейших ее составляющих - мышления. Изобретение с наибольшей эффективностью может быть применено при проведении массовых обследований населения для определения состояния когнитивных функций человека.
В настоящее время известны различные способы диагностики когнитивных дисфункций, но далеко не все из них могут применяться в условиях массовых скрининговых обследований, жестко лимитированных по времени [1, 2, 3]. Наиболее часто при массовых обследованиях исследуют объемы кратко- и долговременной памяти, а также показатели внимания. В силу ограниченного временного фактора при массовых обследованиях исследованию состояния мышления, оценке его стройности и темпа уделяется явно недостаточно внимания. А между тем, изучение мыслительной деятельности составляет одну из важнейших сторон психодиагностического исследования, дает важную информацию об особенностях и уровне развития интеллектуальных способностей того или иного человека.
К настоящему времени разработано большое количество методик для исследования мышления, каждая из них исследует свой аспект. Основными методами исследования мышления являются тесты на классификацию, исключение, выделение существенных признаков, аналогии, обобщение, ассоциативный эксперимент, проблема Эверье, пиктограмма.
Наиболее часто в практической работе для диагностики когнитивных дисфункций применяются следующие классические методики [4, 5, 6].
1) Метод складывания рисунков. Испытуемому предлагается сложить 6 картинок, разрезанных на части, при этом первые 3 рисунка разрезаны на 4 части, а остальные - на большее количество отрезков. Первый и четвертый рисунки одинаковы, но разрезаны по-разному. Оценка производится не только по результату, но и по анализу процесса складывания.
2) Понимание рассказов и сюжетных картин. Позволяет оценить осмысление сюжета и состояние памяти испытуемого.
3) Установление последовательности событий. Позволяет оценить процесс сопоставления. Испытуемому предлагается серия сюжетных картинок, которые он должен сложить последовательно и рассказать историю.
4) Выделение существенных признаков. Оценивает способность дифференцировать основные признаки явлений и предметов от второстепенных, а также последовательность суждений. Исследование заключается в выборе из ряда предметов и явлений только двух основных, относящихся к какому-то конкретному предмету и явлению, например, для такого явления как «игра» выбираются «игроки» и «правила», игнорируются «карты», «штрафы», «наказания».
5) Образование аналогий. Оценивает способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями, а также последовательность суждений. Простые аналогии - среди разбросанных слов нужно найти пару и объяснить свой выбор. Сложные аналогии - оцениваются в тесте Равена.
6) Выделение закономерностей - продолжение логической цепочки.
7) Определение и сравнение понятий. Оценивает процесс анализа целого ряда признаков предмета или явления и выделения из них наиболее существенных. Степень точности определения зависит от тех признаков, на которых Вы останавливаете свой выбор.
8) Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Позволяет оценить особенности мышления - его уровень, целенаправленность и критичность.
9) Называние 50 слов. Изучает особенность ассоциаций и темп речевой деятельности. Исследование заключается в том, что как можно быстрее нужно проговорить 50 любых слов, не называя расположенных в комнате предметов. Оценивается время, группировка. В норме 50 слов воспроизводятся за 1,5-2,5 минуты.
10) Метод пиктограммы - образы для опосредованного запоминания. Оценивает самостоятельную мыслительную продукцию, что наиболее явно демонстрирует нарушения мышления. Испытуемый на чистом листе должен нарисовать что-либо для запоминания слов, при этом нельзя использовать буквы и слова, а качество рисунка не имеет никакого значения. Всего называется 10-15 слов, имеющих какой-либо эмоциональный контекст. Затем испытуемый должен по рисункам эти слова воспроизвести.
11) Формирование искусственных понятий по методике Выгодского позволяет проанализировать способность к целенаправленным и последовательным действиям, умение вести анализ одновременно в нескольких направлениях, отбрасывать неопределенные признаки.
12) Метод ассоциаций. Испытуемому предлагаются 30-40 существительных, он должен дать ассоциативный ответ - слово или описание.
При проведении исследований экспериментатором тщательно протоколируются все ответы, отмечаются правильные и ошибочные ответы, отмечается отношение к допущенным ошибками, рассуждения.
К недостаткам этих методик можно отнести то, что практически все они требуют достаточно большого количества времени и специальных условий [4, 5, 6] и поэтому не находят применение при массовых скрининговых обследованиях.
Наиболее близкой к заявленному способу является методика классификации объектов, а именно словесный вариант одного из тестов на классификацию предметов - метод «Исключения понятий». Этот метод упоминается в работах Б.В. Зейгарник, Ю.Ф. Полякова и С.Я. Рубинштейн [7, 8, 4]. В разных модификациях этого теста существуют различия по количеству рядов слов на бланке (с 15 и 17 рядами слов). В качестве прототипа взят тест с 17 рядами слов, который приводится в ряде работ, например [9]. В каждом ряду 4 слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. Отводится 3 минуты, за это время обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.
Эта методика применяется для исследования процессов обобщения, отвлечения и последовательности суждений. Известно, что снижение уровня обобщения свидетельствует либо о наличии интеллектуального дефекта разной степени выраженности, либо о деменции. Таким образом, анализируя особенности процесса обобщения у конкретного обследуемого, можно получить данные о нарушении мышления. Следует подчеркнуть то, что при выполнении тестирования высших психических функций важным является изучение связи параметров, отражающих стройность мышления с временными характеристиками, с индивидуальной скоростью выполнения теста участниками исследования в зависимости от их образовательного уровня.
Задачей предлагаемого изобретения является создание способа, позволяющего на раннем этапе проводить выявление когнитивных дисфункций человека, что особенно важно при проведении массовых обследований.
Указанная цель достигается тем, что обследуемого тестируют по методике «Исключение понятий», фиксируют количество правильных ответов, точное время, затраченное на ответы, определяют интегральный показатель уровня мышления по формуле
,
где Ind - интегральный показатель уровня мышления;
N - количество правильных ответов в тесте;
t'' - время в секундах, затраченное обследуемым на тестирование,
и в возрастной группе 25-29 лет: при Ind≤7,2 у мужчин и Ind≤8,11 у женщин делают заключение о снижении когнитивных функций, при Ind в пределах 7,23-13,1 у мужчин и Ind в пределах 8,12-14,4 у женщин делают заключение о нормальном состоянии когнитивных функций, при Ind≥13,2 у мужчин и Ind≥14,5 у женщин делают заключение об отличном состоянии когнитивных функций;
в возрастной группе 30-34 лет: при Ind≤7,7 у мужчин и Ind≤8,7 у женщин делают заключение о снижении когнитивных функций, при Ind в пределах 7,8-12,6 у мужчин и Ind в пределах 8,8-13,9 у женщин делают заключение о нормальном состоянии когнитивных функций, при Ind≥12,7 у мужчин и Ind≥14,0 у женщин делают заключение об отличном состоянии когнитивных функций;
в возрастной группе 35-39 лет: при Ind≤7,7 у мужчин и Ind≤8,5 у женщин делают заключение о снижении когнитивных функций, при Ind в пределах 7,8-13,2 у мужчин и Ind в пределах 8,6-15,4 у женщин делают заключение о нормальном состоянии когнитивных функций, при Ind≥13,3 у мужчин и Ind≥15,5 у женщин делают заключение об отличном состоянии когнитивных функций;
в возрастной группе 40-45 лет: при Ind≤8,2 у мужчин и Ind≤8,8 у женщин делают заключение о снижении когнитивных функций, при Ind в пределах 8,3-13,8 у мужчин и Ind в пределах 8,9-15,1 у женщин делают заключение о нормальном состоянии когнитивных функций, при Ind≥13,9 у мужчин и Ind≥15,2 у женщин делают заключение об отличном состоянии когнитивных функций.
Заявленный способ осуществляется следующим образом.
Заявленный способ был реализован автором на базе ФГБНУ «НИИ терапии и профилактической медицины» при проведении скринингового обследования населения Октябрьского района г. Новосибирска. Для исследования обследуемые были разбиты по возрастным группам 25-29 лет, 30-34 года, 35-39 лет и 40-45 лет и по полу. Всего было обследовано 1009 человек: 546 мужчин (54,1%) и 463 женщины (45,9%). Выборка была сформирована согласно требованиям протокола, на основе избирательных списков с использованием таблицы случайных чисел. Использовали процедуру механического случайного отбора. Возрастной фактор был наиболее важным демографическим показателем ввиду наибольшего влияния на значения когнитивных функций. Также учитывались половая принадлежность и уровень образования. Русский язык должен был служить родным у обследуемых лиц.
Состояние когнитивных функций у обследуемых проверялось выполнением тестов с запоминанием 10-ти слов по А.Р. Лурия и выполнением корректурной пробы. Согласно данным методикам у обследуемых по состоянию памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение), а также объему, концентрации и устойчивости внимания определяли состояние высших психических функций.
Далее обследуемым предлагалось тестовое задание на бланке, отпечатанном типографским способом, содержащее 17 рядов слов. При этом в каждом ряду 4 слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится.
1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.
5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.
10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.
13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.
14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.
15. Секунда, час, год, вечер, неделя.
16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
При выполнении этого тестового задания обследуемый в каждом ряду должен найти и вычеркнуть слово, не относящееся к 4-м словам, объединенным общим родовым понятием. При этом точно фиксировалось затраченное обследуемым время в секундах и выполнялся подсчет количества правильных ответов.
Правильные ответы: 1) Иванов; 2) маленький; 3) постепенно; 4) чешуя; 5) понимать; 6) голубой; 7) сторожка; 8) волнение; 9) спокойствие; 10) землетрясение; 11) сало; 12) светлый; 13) дым; 14) сирень; 15) вечер; 16) злой; 17) чернила.
Затем рассчитывался интегральный показатель уровня мышления по формуле:
,
где Ind - интегральный показатель уровня мышления;
N - количество правильных ответов в тесте;
t'' - время в секундах, затраченное обследуемым на тестирование.
В результате проведенных исследований было определено, что чем больше интегральный показатель уровня мышления, тем лучше проявлялась способность обследуемого к классификации и анализу в тесте исключения понятий и наоборот. А способность к классификации и анализу в тесте исключения понятий характеризует уровень мышления.
Были вычислены верхние и нижние квартили по интегральному показателю уровня мышления в зависимости от возрастной группы, раздельно для мужчин и для женщин, таблица 1.
Автором определена статистически достоверная прямая корреляционная взаимосвязь между интегральным показателем уровня мышления (Ind) и возрастом как при помощи коэффициента корреляции по Пирсону (r=0,087, р=0,006, таблица 2), так и при помощи коэффициента корреляции по Спирмену (р=0,065, р=0,039, таблица 3).
Определены популяционные нормы по этому показателю по возрастным группам 25-29 лет, 30-34 года, 35-39 лет и 40-45 лет, по полу и при различном уровне образования, которые приведены в таблице 4.
M, Ind - средние значения интегрального показателя уровня мышления;
σ, Ind - среднее квадратическое отклонение интегрального показателя уровня мышления.
Таким образом, при значении интегрального показателя уровня мышления меньше 7,22 мужчин в возрасте до 30 лет относят к категории с низким уровнем способности к классификации и анализу, при значениях показателя от 7,23 до 13,1 относят к категории с хорошим уровнем способности к классификации и анализу, а при значении показателя равном 13,2 и выше мужчин относят к категории с отличными показателями по этим параметрам. В этой же возрастной группе женщин с показателем меньше 8,11 относят к категории с низким уровнем способности к классификации и анализу, при значениях показателя от 8,12 до 14,4 относят к категории с хорошим уровнем способности к классификации и анализу, а при значении показателя равном 14,5 и выше женщин относят к категории с отличными показателями по этим параметрам.
Аналогично рассматриваются и другие возрастные группы. При значении интегрального показателя уровня мышления меньше 7,7 мужчин в возрасте 30-34 лет относят к категории с низким уровнем способности к классификации и анализу, при значениях показателя от 7,8 до 12,6 относят к категории с хорошим уровнем способности к классификации и анализу, а при значении показателя равном 12,7 и выше мужчин относят к категории с отличными показателями по этим параметрам. В возрастной группе 30-34 лет женщин с показателем меньше 8,7 относят к категории с низким уровнем способности к классификации и анализу, при значениях показателя от 8,8 до 13,9 относят к категории с хорошим уровнем способности к классификации и анализу, а при значении показателя равном 14,0 и выше женщин относят к категории с отличными показателями по этим параметрам.
При значении интегрального показателя уровня мышления меньше 7,7 мужчин в возрасте 35-39 лет, также как и в группе 30-34 лет, относят к категории с низким уровнем способности к классификации и анализу, при значениях показателя от 7,8 до 13,2 относят к категории с хорошим уровнем способности к классификации и анализу, а при значении показателя равном 13,3 и выше мужчин относят к категории с отличными показателями по этим параметрам. В возрастной группе 35-39 лет женщин с показателем меньше 8,5 относят к категории с низким уровнем способности к классификации и анализу, при значениях показателя от 8,6 до 15,4 относят к категории с хорошим уровнем способности к классификации и анализу, а при значении показателя равном 15,5 и выше женщин относят к категории с отличными показателями по этим параметрам.
В более старшей возрастной группе отмечаются несколько более высокие значения этого показателя. При значении интегрального показателя уровня мышления меньше 8,2 мужчин в возрасте 40-45 лет относят к категории с низким уровнем способности к классификации и анализу, при значениях показателя от 8,3 до 13,8 относят к категории с хорошим уровнем способности к классификации и анализу, а при значении показателя равном 13,9 и выше мужчин относят к категории с отличными показателями по этим параметрам. В возрастной группе 40-45 лет женщин с показателем меньше 8.8 относят к категории с низким уровнем способности к классификации и анализу, при значениях показателя от 8,9 до 15,1 относят к категории с хорошим уровнем способности к классификации и анализу, а при значении показателя равном 15,2 и выше женщин относят к категории с отличными показателями по этим параметрам.
Проведенные автором исследования показали, что низкий уровень способности к классификации и анализу у обследуемого свидетельствует о снижении когнитивных функций, хороший уровень способности к классификации и анализу свидетельствует о нормальном состоянии когнитивных функций, а отличный уровень способности к классификации и анализу свидетельствует об отличном состоянии когнитивных функций.
Для примера приведены исследования лиц молодого возраста с законченным высшим образованием. Эти исследования отражают влияние поражения головного мозга различной этиологии на состояние интегрального показателя уровня мышления и другие когнитивные функции.
Пример 1. Мужчина 33 лет с высшим образованием прошел стандартное скрининговое обследование. Не имеет в анамнезе сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета. Согласно предложенному способу, по тестовому заданию дано 16 правильных ответов за 70,0 секунд. Интегральный показатель уровня мышления равен 22,86.
Состояние когнитивных функций у него было определено по показателям кратко- и долговременной памяти (9 и 10 слов в тесте с запоминанием 10-ти слов по А.Р. Лурия, соответственно) и выполнением корректурной пробы - просмотрено 420 символов.
Заключение: уровень когнитивных функций - отличный.
Пример 2. Мужчина 31 года с высшим образованием и перенесший ранее 3 повторные закрытые черепно-мозговые травмы прошел стандартное скрининговое обследование. Не имеет в анамнезе сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета. Согласно предложенному способу, по тестовому заданию дано 8 правильных ответов за 180,0 секунд. Интегральный показатель уровня мышления равен 4,44.
Состояние когнитивных функций у него было определено по показателям кратко- и долговременной памяти (8 и 8 слов в тесте с запоминанием 10-ти слов по А.Р. Лурия, соответственно) и выполнением корректурной пробы - просмотрено 283 символа.
Заключение: уровень когнитивных функций - сниженный.
Пример 3. Женщина 32 лет с высшим образованием и перенесшая ранее ОНМК прошла стандартное скрининговое обследование. Не имеет в анамнезе сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета. Согласно предложенному способу, по тестовому заданию дано 9 правильных ответов за 170,0 секунд. Интегральный показатель уровня мышления равен 5,29.
Состояние когнитивных функций у нее было определено по показателям кратко- и долговременной памяти (7 и 8 слов в тесте с запоминанием 10-ти слов по А.Р. Лурия, соответственно) и выполнением корректурной пробы - просмотрено 270 символов.
Заключение: уровень когнитивных функций - сниженный.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет определить изменение способности к классификации и анализу объектов у лиц молодого и среднего возраста, характеризующее состояние когнитивных функций и позволяет выявить лиц с высоким риском развития когнитивных нарушений. Это, в свою очередь, позволит своевременно проводить профилактические мероприятия у этих лиц, снижая риск возникновения психоорганического синдрома, деменций и других когнитивных расстройств.
Также следует отметить простоту способа при практическом использовании, что очень важно при проведении массовых обследований.
Литература
1. Захаров В.В., Вознесенская Т.Г. Нервно-психические нарушения: диагностические тесты // М: МЕДпресс-информ. - 2016. - с. 320.
2. Левин О.С. Диагностика и лечение деменции в клинической практике // М.: МЕДпресс-информ. - 2010. - с. 256.
3. Левин О.С. Алгоритмы диагностики и лечения деменции // М.: МЕДпресс-информ. - 2011. - с. 192.
4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2004. - 224 с.
5. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов // Ростов н/Д: Изд-во Феникс.- 1996. с. - 448 с.
6. Блейхер В.М. Экспериментально-психологическое исследование психически больных // Ташкент: Изд-во Медицина, 1970. - 176 с.
7. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Издательство Московского университета, 1986. - 287 с.
8. Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. - М.: Медицина, 1974. - 86 с.
9. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов // М.: Эксмо. - 2007. - с. 416.
10. Юнкеров В.И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований // СПб., 2002. - С. 266.
Способ выявления нарушения когнитивных функций у лиц молодого и среднего возраста, заключающийся в тестировании по методике «Исключение понятий», отличающийся тем, что фиксируют количество правильных ответов, время, затраченное на ответы, определяют интегральный показатель уровня мышления по формуле
,
где Ind - интегральный показатель уровня мышления;
N - количество правильных ответов в тесте;
tʺ - время в секундах, затраченное обследуемым на тестирование,
и в возрастной группе 25-29 лет: при Ind≤7,2 у мужчин и Ind≤8,11 у женщин делают заключение о снижении когнитивных функций, при Ind в пределах 7,23-13,1 у мужчин и Ind в пределах 8,12-14,4 у женщин делают заключение о нормальном состоянии когнитивных функций, при Ind≥13,2 у мужчин и Ind≥14,5 у женщин делают заключение об отличном состоянии когнитивных функций;
в возрастной группе 30-34 лет: при Ind≤7,7 у мужчин и Ind≤8,7 у женщин делают заключение о снижении когнитивных функций, при Ind в пределах 7,8-12,6 у мужчин и Ind в пределах 8,8-13,9 у женщин делают заключение о нормальном состоянии когнитивных функций, при Ind≥12,7 у мужчин и Ind≥14,0 у женщин делают заключение об отличном состоянии когнитивных функций;
в возрастной группе 35-39 лет: при Ind≤7,7 у мужчин и Ind≤8,5 у женщин делают заключение о снижении когнитивных функций, при Ind в пределах 7,8-13,2 у мужчин и Ind в пределах 8,6-15,4 у женщин делают заключение о нормальном состоянии когнитивных функций, при Ind≥13,3 у мужчин и Ind≥15,5 у женщин делают заключение об отличном состоянии когнитивных функций;
в возрастной группе 40-45 лет: при Ind≤8,2 у мужчин и Ind≤8,8 у женщин делают заключение о снижении когнитивных функций, при Ind в пределах 8,3-13,8 у мужчин и Ind в пределах 8,9-15,1 у женщин делают заключение о нормальном состоянии когнитивных функций, при Ind≥13,9 у мужчин и Ind≥15,2 у женщин делают заключение об отличном состоянии когнитивных функций.