Способ оценки выносливости спортсмена в игровых видах спорта
Изобретение относится к способу оценки игровой выносливости человека в игровых видах спорта и может быть использовано в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке. Оценку проводят в условиях повторяющегося игрового теста на кольцевом маршруте с мобильной меткой и препятствиями, которые формируются при помощи устройств отображения дополненной реальности. Исследователь на мониторе, воспроизводящем изображения испытуемого, спортивного снаряда и объекты дополненной реальности, или программно-аппаратный комплекс фиксирует количество ошибок испытуемого на каждом круге и сопоставляет их количество. При резком возрастании суммарного количества технических ошибок испытуемого на круге тестирование останавливается. Фиксируется номер круга, время стабильно пройденных кругов, по которому и определяют уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме. Способ позволяет повысить эффективность оценки игровой выносливости спортсмена в игровых видах спорта за счет использования устройств дополненной реальности и учета особенностей нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности.
Реферат
Изобретение относится к способу оценки игровой выносливости человека в игровых видах спорта. Вместе с тем, оно может быть использовано в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке, например при исследовании динамики развития технико-тактической подготовленности спортсменов.
Под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности, то есть способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Общая и специальная выносливость различаются особенностями нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности.
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
Единого универсального метода и критерия оценки выносливости не существует. Для получения полной картины определения выносливости следует использовать разнородные тесты. К тому же есть своя специфика измерения специальной выносливости, проявляемой в спортивных играх, единоборствах, гимнастике и других видах спорта [1].
Уровень техники. Известны нашлемные системы целеуказания и индикации (НСЦИ) - обязательная принадлежность современных боевых самолетов и вертолетов [2]. НСЦИ проецирует изображение на прозрачный экран, находящийся перед глазами пилота и закрепленный на его шлеме. Так как экран прозрачен, пилот может одновременно наблюдать и внешнюю обстановку, и индицируемую информацию. Пилоту индицируюся основные пилотажные параметры, тактическая и навигационная информация.
Для применения в спорте более перспективны компактные устройства отображения дополненной реальности. Среди известных устройств - легкие очки дополненной реальности компании SensoMotoric Instruments (SMI) или Google Project Glass [3] и миниатюрные контактные линзы дополненной реальности компании Innovega (система iOptik). Инновационная система iOptik может работать в паре со специализированными очками. Ее пользователь фокусируется одновременно на нескольких объектах разной удаленности, причем одна цель не мешает другой [4].
Однако такие системы отображения дополненной реальности не предназначены для оценки игровой выносливости.
Известен способ оценки игровой выносливости по патенту [5]. Недостатком данного способа является то, что в данном способе определение игровой выносливости испытуемого осуществляется в условиях, удаленных от реальной игры, где спортсмену предоставляется практически полная свобода действий.
Наиболее близким по технической сути к заявляемому изобретению является способ по патенту [6]. Данный способ обеспечивает получение достоверной оценки индивидуального уровня выносливости спортсмена при многорежимных игровых нагрузках. Результат достигается тем, что на горизонтальной поверхности световым излучателем, входящим в состав программно-аппаратного комплекса, формируют кольцевой световой маршрут, а на нем мобильную световую метку - отрезок светового маршрута заданной величины, который перемещается по маршруту программно, со скоростью, задающей величину тестовой нагрузки испытуемого. Режим теста выбирается из библиотеки программ, которая содержит варианты конфигураций маршрутов и варианты скоростных режимов метки по всем участкам кольцевого маршрута. Кольцевой маршрут формируется заданной ширины с простыми и сложными криволинейными и/или прямолинейными участками, включая такие, где испытуемый может показать свою максимальную скорость и выполнить минимальные радиусы разворота в обе стороны. Задача испытуемого - в течение заданного времени неоднократно пройти кольцевой маршрут со спортивным снарядом или без него в границах заданной метки, которая в условиях отдельного теста, с каждым новым кругом, по всем его участкам повторяет свой скоростной режим. Каждый выход за границы метки фиксируется как техническая ошибка испытуемого. После команды «Старт» тренер или видеорегистратор программно-аппаратного комплекса фиксирует и сопоставляет количество ошибок испытуемого на каждом круге. При резком возрастании суммарного количества ошибок испытуемого на круге фиксируется номер круга и время стабильно пройденных кругов, которое определяет уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме.
Недостатком указанного способа является его низкая эффективность из-за удаленности условий тестирования от условий реальной игры, где игрок часто вынужден перепрыгивать через препятствия и/или перебрасывать через них свой спортивный снаряд.
Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении эффективности оценки игровой выносливости спортсмена в игровых видах спорта.
Технический результат достигается тем, что оценку игровой выносливости испытуемого проводят игровым тестом путем предъявления испытуемому когнитивно-двигательной задачи, где программно-аппаратным комплексом формируют кольцевой световой маршрут, а на нем мобильную световую метку - отрезок светового маршрута заданной величины, который перемещается по маршруту программно, со скоростью, задающей величину тестовой нагрузки испытуемого. Режим теста выбирается из библиотеки программ, которая содержит варианты конфигураций маршрутов и варианты скоростных режимов метки по всем участкам кольцевого маршрута. Кольцевой маршрут формируется заданной ширины с простыми и сложными криволинейными и/или прямолинейными участками, включая такие, где испытуемый может показать свою максимальную скорость и выполнить минимальные радиусы разворота в обе стороны. Задача испытуемого - в течение заданного времени неоднократно пройти кольцевой маршрут со спортивным снарядом или без него в границах заданной метки, которая в условиях отдельного теста, с каждым новым кругом, по всем его участкам повторяет свой скоростной режим. Каждый выход за границы метки фиксируется как техническая ошибка испытуемого. После команды «Старт» тренер или видеорегистратор программно-аппаратного комплекса фиксирует и сопоставляет количество ошибок испытуемого на каждом круге; при резком возрастании суммарного количества ошибок испытуемого на круге фиксируется номер круга и время стабильно пройденных кругов, которое определяет уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме. Причем новым является то, что на испытуемом закрепляют мобильное средство, формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса, часть которого стационарна и связана с мобильной частью по радиоканалу;
исследователь из библиотеки программ программно-аппаратного комплекса задает конфигурацию кольцевого маршрута, вариант скоростных режимов испытуемого на участках выбранного маршрута, также ширину маршрута, длину световой метки и количество плоских и/или объемных препятствий на маршруте, которые должен перепрыгнуть спортсмен, выполняя когнитивно-двигательную задачу;
испытуемый в границах световой метки, сформированной дополненной реальностью, после команды «Старт» неоднократно проходит маршрут, не выходя за площадь световой метки и перепрыгивая препятствия, а исследователь на мониторе, воспроизводящим изображение испытуемого, спортивного снаряда и объекты дополненной реальности, или система видеорегистрации программно-аппаратного комплекса фиксирует количество технических ошибок испытуемого на каждом круге и сопоставляет их количество, при резком возрастании суммарного количества технических ошибок испытуемого на круге тестирование останавливается, фиксируется номер круга, время стабильно пройденных кругов, по которому и определяют уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме;
для определения выносливости испытуемого в иных игровых условиях и игровых нагрузках задают другой скоростной режим, конфигурацию маршрута и состав препятствий.
В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
Предлагаемый способ оценки выносливости спортсмена в игровых видах спорта осуществляется следующим образом. На испытуемом закрепляют мобильное средство (шлем, очки, или линзы), формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса. Исследователь из библиотеки программ комплекса выбирает и задает режим теста. Им задается конфигурация кольцевого маршрута, вариант скоростных режимов испытуемого на участках выбранного маршрута, также ширина маршрута, длина световой метки и количество плоских и объемных препятствий на маршруте, которые должен преодолеть спортсмен, выполняя когнитивно-двигательную задачу.
На устройство, создающее дополненную реальность, подается сигнал, который формирует видеоконтент с изображением виртуального маршрута, световой метки и препятствий на маршруте. Испытуемому предлагается встать в границах световой метки и после команды «Старт» неоднократно пройти маршрут с препятствиями, не выходя за площадь световой метки. По команде «Старт» испытуемый начинает свое движение, контролирует свои локомоции в предложенных пространственно-скоростных условиях и выполняет технические приемы по преодолению препятствий на маршруте. Исследователь на мониторе, воспроизводящем изображение испытуемого, спортивного снаряда и объекты дополненной реальности, или система видеорегистрации программно-аппаратного комплекса фиксирует количество ошибок испытуемого на каждом круге и сопоставляет их количество. При резком возрастании суммарного количества технических ошибок испытуемого на круге тестирование останавливается. Фиксируется номер круга, время стабильно пройденных кругов, по которому и определяют уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме.
После полного восстановления испытуемого тест повторяют для проверки данных. Затем при необходимости задают другой скоростной режим, конфигурацию маршрута и состав препятствий для определения выносливости испытуемого в иных игровых условиях и других игровых нагрузках.
Заявляемый способ позволяет значительно расширить диапазон условий тестирования испытуемых за счет возможности проведения испытаний в естественных и искусственных режимах, включая испытания на различных покрытиях и в условиях яркой освещенности игрового поля. При значительном весе и габаритах вычислительного комплекса, связь и обмен информацией между системами переносной и стационарной части программно-аппаратного комплекса может осуществляться по радиоканалу.
При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства. Для компьютерной обработки полученной информации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.
Способ позволяет повысить эффективность оценки игровой выносливости спортсмена в игровых видах спорта за счет учета особенностей нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности. Изобретение позволяет создать новые режимы и условия оценки выносливости спортсмена, которые имеют существенное преимущество по сравнению с известными способами.
Данный способ тестирования выгодно отличается от известных способов тестирования: он не сложен в методической и технической реализации, максимально приближен к реальным игровым условиям, многовариантен в предъявлении тестовых условий и нагрузок. Обладая отличительными признаками, способ обеспечивает достоверность оценки индивидуального уровня выносливости спортсмена в различных режимах тестирования.
Заявляемый способ отличается от известных способов новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта, он позволяет повысить достоверность оценки выносливости спортсмена в игровых видах спорта получением данных, которые до этого были недоступны.
Источники информации
1. http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/fizicheskaia-kultura-chikurov-a-i/5-6-vynoslivost-opredelenie-poniatiia-vidy-vynoslivosti
2. Журнал «Электроника НТБ», 5/2003, стр. 66.
3. https://plus.google.com/+projectglass/posts
4. http://innovega-inc.com/
5. Патент RU 2551920, МПК A61B 5/00. Способ оценки игровой выносливости / В.Е. Афоньшин; опубл. 10.06.15.
6. Патент RU 2576783, МПК А61В 5/00. Способ оценки уровня развития игровой выносливости / В.Е. Афоньшин; опубл. 10.03.16.
Способ оценки игровой выносливости испытуемого спортсмена в игровых видах спорта, где программно-аппаратным комплексом формируют кольцевой световой маршрут, а на нем мобильную световую метку - отрезок светового маршрута заданной величины, который перемещается по маршруту программно, со скоростью, задающей величину тестовой нагрузки испытуемого; режим теста выбирается из библиотеки программ, которая содержит варианты конфигураций маршрутов и варианты скоростных режимов метки по всем участкам кольцевого маршрута; кольцевой маршрут формируется заданной ширины с простыми и сложными криволинейными и/или прямолинейными участками, включая такие, где испытуемый может показать свою максимальную скорость и выполнить минимальные радиусы разворота в обе стороны; задача испытуемого - в течение заданного времени неоднократно пройти кольцевой маршрут со спортивным снарядом или без него в границах заданной метки, которая в условиях отдельного теста, с каждым новым кругом, по всем его участкам повторяет свой скоростной режим; каждый выход за границы метки фиксируется как техническая ошибка испытуемого; после команды «Старт» тренер или видеорегистратор программно-аппаратного комплекса фиксирует и сопоставляет количество ошибок испытуемого на каждом круге; при резком возрастании суммарного количества ошибок испытуемого на круге, фиксируется номер круга и время стабильно пройденных кругов, которое определяет уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме; отличающийся тем, что на испытуемом закрепляют мобильное средство, формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса, часть которого стационарна и связана с мобильной частью по радиоканалу;
исследователь из библиотеки программ программно-аппаратного комплекса задает конфигурацию кольцевого маршрута, вариант скоростных режимов испытуемого на участках выбранного маршрута, также ширину маршрута, длину световой метки и количество плоских и/или объемных препятствий на маршруте, которые должен перепрыгнуть испытуемый, выполняя когнитивно-двигательную задачу;
испытуемый в границах световой метки, сформированной дополненной реальностью, после команды «Старт» неоднократно проходит маршрут, не выходя за площадь световой метки и перепрыгивая препятствия, а исследователь на мониторе, воспроизводящем изображение испытуемого, спортивного снаряда и объекты дополненной реальности, или система видеорегистрации программно-аппаратного комплекса фиксирует количество технических ошибок испытуемого на каждом круге и сопоставляет их количество, при резком возрастании суммарного количества технических ошибок испытуемого на круге тестирование останавливается, фиксируется номер круга, время стабильно пройденных кругов, по которому и определяют уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме;
для определения выносливости испытуемого в иных игровых условиях и игровых нагрузках задают другой скоростной режим, конфигурацию маршрута и состав препятствий.