Способ реабилитационной коррекции мелкой моторики руки

Изобретение относится к медицине, неврологии, реабилитации, восстановлению двигательных функций у больных с ишемическим инсультом, имеющих грубые двигательные нарушения. Курс коррекции мелкой моторики руки включает тактильное взаимодействие пациента с сенсорной панелью цифрового графического планшета путем последовательного выполнения пациентом упражнений, направленных на развитие моторики руки, и мотивации к активной целенаправленной деятельности. Для этого пациент касается пальцем руки поверхности панели планшета в заданной точке и продолжает двигать пальцем по заданной траектории таким образом, чтобы цвет точек линии траектории по мере движения пальца менялся на заданный – свидетельствующий о положительном выполнении упражнения. Последовательность выполнения упражнений – от простых движений к сложным. При выполнении упражнения движения руки пациента по панели могут повторять движения зубной щетки в полости рта. Длительность курса определяется общей тяжестью состояния пациента и может составлять не менее 22-30 дней при времени занятия 10-30 мин. Занятия проводят 5 дней в неделю. Способ обеспечивает эффективную реабилитацию пациентов данной группы, с формированием требуемого двигательного действия как образцового (эталонного) при тренировке групп мышц, участвующих в выполнении сложных движений, обеспечивающих самообслуживание пациента. 3 з.п. ф-лы.

Реферат

Изобретение относится к области медицины, в частности к неврологии, и может быть использовано для восстановления двигательных функций у больных, перенесших ишемический инсульт и имеющих грубые двигательные нарушения.

Известен реабилитационный комплекс ArmeoSpring (Армео Спринг) (Интернет.http://mstvlespb.ru/armeospring), который предлагает эффективную и современную программу реабилитации двигательных функций верхних конечностей для пациентов с инсультами, травмами головного и спинного мозга и другими неврологическими патологиями верхних конечностей. Исследования в области неврологии подтверждают, что благодаря нейропластичности обеспечивается компенсация и возможность восстановления утраченной функции конечностей путем интенсивных, повторяющихся и ориентированных на выполнение задач движений. Концепция терапии Armeo увеличивает эффективность программы реабилитации благодаря функциональным, интенсивным и направленными упражнениям. Пациенты даже со значительной утратой двигательных функций могут самостоятельно осуществлять тренировки без постоянного присутствия врача-терапевта или инструктора. Таким образом, стимулируется мотивация и повышается потенциал пациента к выздоровлению.

Недостатками известного технического решения является сложность оборудования, необходимого для проведения процедур, необходимость присутствия сопровождающего.

Известно, что повторяющиеся активные целенаправленные движения значительно способствуют восстановлению двигательных функций. У больных, перенесших инсульт, помимо лечебной физкультуры, этот подход в течение последних 10 лет реализован в таких методах, как тренировка в условиях виртуальной реальности, когда пациенты обучаются движениям по обратной связи, и тренировка в условиях, когда движения облегчаются роботом (Черникова Л.А. Пластичность мозга и современные реабилитационные технологии. Анналы клинической и экспериментальной неврологии, 2007, 1(2):40-47). Это позволяет активно включать в программы двигательной реабилитации биоуправление, организованное по электромиограмме и направленное на выработку точностных движений пальцев кисти у больных с легкими и умеренными парезами и нарушением мелкой моторики руки, однако не обеспечивает полноценную реабилитацию у пациентов, имеющих грубые двигательные нарушения.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа по отношению к заявляемому изобретению, по технической сущности и достигаемому результату является исследование тонкой моторики рук с помощью цифрового графического планшета (Интернет.vestmk_HPI_2013_18_Selivanova_Eksperimental'noye. УДК 615.47. К.Г. СЕЛИВАНОВА, аспирант, ХНУРЭ, Харьков. Экспериментальное исследование тонкой моторики рук с помощью цифрового графического планшета). Сутью способа является исследование индивидуальных особенностей тонкой моторики рук испытуемых с помощью разработанного программного средства при выполнении ряда последовательных тестов в виде рисования линейных прямых на цифровом графическом планшете с беспроводным пером. Для этого анализируют теоретические аспекты проблемы развития тонкой моторики в работах специалистов; разрабатывают методику тестирования испытуемых и внедряют ее в виде автоматизированной компьютерной программы с применением цифрового графического планшета; проводят оценку особенностей мелкой моторики с помощью разработанного программного средства; определяют закономерности в виде значимых критериев условной нормы. Техническим оснащением служит использование цифрового графического планшета Wacom Bamboo One CTF-430/S-Ru (см. рис. 1). Данный планшет служит как удобное устройство ввода данных в ПК с максимальной простотой работы и широкой функциональностью для исследования тонкой моторики рук при выполнении беспроводным пером ряда последовательных тестов в виде различного рода линейных задач. В процессе клинического испытания использовались следующие методы: опрос испытуемых на наличие жалоб, наблюдение, разработанная методика тестирования с помощью графического планшета. Наблюдение за испытуемыми осуществлялось за тем, как выполнялось задание, при этом регистрировалась скорость и время выполнения теста, сила давления на беспроводное перо. Тестирование включало в себя выполнение 20 шаблонов заданий - рисование прямых линий различной длины и пространственной ориентации. При этом фиксировалась заданная и экспериментальная длина линий; проводился автоматизированный подсчет отклонений от исходного значения; регистрировалась сила нажима беспроводного пера на графический планшет при рисовании линий; строились графики отклонения координат х и у заданных линий при проведении тестирования. При регистрации силы давления на беспроводное перо, изменялась толщина линий в зависимости от нажима.

Выполнение заданий с помощью графического планшета представляет собой сложный координированный процесс, как и акт письма, потому что включает ряд факторов: общий тонический фон пишущей руки и всей рабочей позы, вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев, которая очень ритмична и монотонна; осуществление округлости движения и его временного ритмического узора; реализация начертательной стороны рисования линий.

Задача настоящего изобретения заключается в разработке способа реабилитации, профилактики стоматологических заболеваний и терапевтической стоматологии, направленных на улучшение мелкой моторики пояса верхних конечностей (пальцев, кистей рук) и формирование мануальных навыков по проведению очистки зубов у индивидуумов различного возраста с нарушением двигательных способностей верхних конечностей.

Технический результат от применения изобретения заключается в повышении эффективности реабилитации у пациентов, перенесших инсульт и имеющих грубые двигательные нарушения, за счет влияния тренировки, в результате которой формируют требуемое двигательное действие как образцовое (эталонное), за счет тренировки групп мышц, участвующих в выполнении сложных движений, обеспечивающих самообслуживание пациента.

Это достигается за счет того, что в способе реабилитационной коррекции мелкой моторики руки, включающем курс тактильного взаимодействия пациента с сенсорной панелью цифрового графического планшета, согласно изобретению, курс осуществляют путем последовательного выполнения пациентом упражнений, направленных на развитие моторики руки, и мотивации к активной целенаправленной деятельности пациента, где упражнение заключается в том, что пациент касается пальцем руки поверхности панели планшета в заданной точке и продолжает двигать пальцем по заданной траектории таким образом, чтобы цвет точек линии траектории по мере движения пальца менялся на заданный - свидетельствующий о положительном выполнении упражнения; при этом последовательность выполнения упражнений - от простых движений к сложным. При этом при выполнении упражнения движения руки пациента по панели повторяют движения зубной щетки в полости рта. При этом длительность курса определяется общей тяжестью состояния пациента и может составлять не менее 22-30 дней. При этом время занятия по 10-30 мин, занятия проводят 5 дней в неделю.

Обучение бытовым навыкам - одна из основных задач реабилитационного лечения в тех случаях, когда у больного наблюдаются стойкие нарушения двигательной функции верхних конечностей. Цель восстановительного лечения - выработка у больного умения самостоятельно одеваться, умываться, причесываться, производить уборку помещения, приготовление пищи и др. Физические упражнения должны быть направлены на выработку и закрепление необходимых больному комплексных целенаправленных движений. Проводится специальная тренировка. В результате систематической тренировки у больного постепенно восстанавливается умение обслужить себя без посторонней помощи.

В основу данного изобретения положено повышение эффективности проведения манипуляций по чистке зубов за счет обеспечения возможности выработки у пациента положительной мотивации при выполнении процедур самостоятельно.

Способ основан на постоянном тактильном взаимодействии пальца (правой, левой) руки и панели графического планшета. Пациент при выполнении упражнений испытывает статическую и динамическую нагрузку в руке (кисти, предплечье, плече). В начале обучения пациент испытывает статическую нагрузку - удержание пальца в определенной точке, далее динамическую нагрузку - движение пальца, руки по заданной траектории. Упражнения выполняются в последовательности от простых действий к сложным. Пациент должен касаться поверхности панели пальцем кисти в обозначенной точке и двигаться по направлению траектории, линии, заданной в упражнении, при продвижении пальца по траектории движения точки меняют цвет и на панели появляется линия с заданным цветом, что свидетельствует о положительном выполнении упражнения, т.е. имеется обратная связь. Первые 5-10 занятий следует проводить под постоянным контролем врача, далее пациент сам занимается и контроль не требуется. Упражнения разработаны таким образом, что движения руки по панели повторяют движения зубной щетки в полости рта. Длительность курса коррекционных (реабилитационных) мероприятий определяется общей тяжестью пациента и может продолжаться длительное время по желанию самого больного, но не менее 22-30 дней, рекомендовано время занятия по 10-30 мин, возможно сокращение времени занятия в связи с состоянием и возможностью пациента, 1-2 раза в день, 5 дней в неделю.

Критериями включения пациентов в исследование являлись:

Больные, перенесшие ОНМК с двигательными нарушениями в кисти в степени умеренного и выраженного пареза, в раннем восстановительном периоде инсульта; дети и подростки, страдающие детским церебральным параличом, с нормальным интеллектом или снижением интеллекта не ниже умеренного (умственная отсталость легкая и умеренная).

Пол - обоего пола;

Возраст - 06-65 лет.

Техническими результатами изобретения являются:

1. Развитие (улучшение функции) мелкой моторики кистей рук.

2. Восстановление (улучшение функции) движений кистей, предплечья, плеча.

3. Тренировка движений рук, в том числе по методике чистки зубов.

4. Развитие и активация познавательный сферы.

5. Формирование мануальных навыков по гигиене полости рта (обучают пациента простейшему методу чистки зубов).

6. Психологический эффект, т.к. пациент в реальном времени на мониторе планшетного компьютера видит результаты (плавность линий, скорость прохождения задания).

Проблема высокой стоматологической заболеваемости остается одной из наиболее острых и актуальных, представляющих угрозу состоянию здоровья нации России. Современное развитие медицины, задачи сохранения и укрепления здоровья населения поставили первичную профилактику на одно из ведущих мест в системе здравоохранения. Профилактика стоматологических заболеваний - одно из важных направлений здравоохранения, предотвращающих ряд общих заболеваний организма. Стоматологическая профилактика складывается из комплекса связанных и взаимно дополняющих друг друга мероприятий организационного и лечебно-профилактического характера, в которых важную роль отводят рациональной гигиене полости рта. Правильная, рациональная и хорошо организованная гигиена полости рта поможет предупредить развитие многих стоматологических заболеваний или приостановить их на начальной стадии. Вместе с тем, существующие технологические приемы обучения проведения рациональной гигиены полости рта разработаны для людей с нормальным умственным и физическим развитием. Лица, имеющие нарушение двигательной способности верхних конечностей (острое нарушение мозгового кровоснабжения, травма, патологии), не могут проводить адекватную чистку зубов, происходит утрата либо дефицит мануальных навыков по уходу за полостью рта. В связи с этим увеличивается количество зубного налета, снижается роль защитных механизмов полости рта. Следовательно, необходимо проводить обучение гигиене полости рта, используя дифференцированный подход с учетом патогенетических, клинических и возрастных факторов.

Необходимо перед проведением обучения изучить исходную клиническую ситуацию каждого пациента, составить план мероприятий, оценить мотивацию пациента к правильному уходу за полостью рта, разработать индивидуальный график занятий. В ходе каждого занятия следует определять эффективность проводимых профилактических мероприятий, эффективность подтверждается объективными методами, наглядно отражающими гигиеническое состояние полости рта пациента.

Для оценки клинических данных использовали индекс гигиены (ИГ) - Грина-Вермильона (Oral Hygiene Index-Simlified (OHI-S), J.С. Green - J.R. Vermillion, 1964). Состояние тканей пародонта исследовали посредством определения индекса РМА в модификации Parma (1960).

При разработке способа обследовано 50 больных в 2-х группах, идентичных по количеству, возрасту, нозологическому составу: 1 группа - 25 человек: проводили обучение по компьютерной программе формирования мануальных навыков по чистке зубов (КПФМН-1). 2 группа - 25 человек: проводили обучение чистке зубов по известной методике Фонеса.

Сравнительная эффективность мануальных навыков по чистке зубов этих групп оценивали по результатам выполнения каждого задания, фиксированного в базе данных данного изобретения, стоматологическим осмотрам и результатам индексов гигиены. Динамика результатов использования КПФМН-1 отображалась в таблице статистических данных программы в виде графиков этапов правильности и точности выполнения согласно даты и времени, затраченного на выполнение заданного упражнения.

У пациентов 1 группы (n=25) исходное значение индекса гигиены составило 3,5±0,2 баллов, в процессе обучения по программе КПФМН-1 формировались мануальные навыки по проведению чистки зубов, через 7 дней ИГ повысился - 3,1±0,1 баллов, но уровень гигиены оценивался, как «плохой». Нормализация показателей ИГ у пациентов данной группы наступила через 14 дней после начала обучения - 2,4±0,2 балла, а в конце лечения через 21 день (экспериментальный период применения предлагаемого способа) эффект нормализации закрепился, уровень гигиены - «удовлетворительный».

Динамика индекса гигиены полости рта у пациентов 2 группы (n=25) показала следующие результаты: исходный уровень - 3,4±0,3 балла; через 7 дней - 3,3±0,2 балла; 14 дней - 3,0±0,2 балла; 21 день - 2,8±0,1 балла. Уровень гигиены после обучения улучшился, но за счет изменения двигательных нарушений, полной или почти полной утратой силы мышц проводить чистку зубов данным пациентам было затруднительно, либо невозможно.

Обследование состояния тканей пародонта у пациентов 1 и 2 групп до обучения выявило наличие воспаления папиллярной и маргинальной десны, индекс РМА в первой группе составлял 43,4±1,2%, во второй группе - 43,1±0,9%. Незначительное снижение воспаления пародонта у обследованных наблюдалось с 15 дня обучения - 38,2±0,6% и 39,4±0,5%. По завершению курса обучения индекс РМА у пациентов первой группы улучшился до 32,1±0,5%, чем у пациентов второй группы - 36,5±0,8%.

Следовательно, анализируя показатели, можно сделать вывод, что предлагаемый способ формирования мануальных навыков по чистке зубов (КПФМН-1) эффективен и позволяет добиться положительных результатов: улучшить индекс гигиены полости рта уже через 21 день в среднем на 1,3, а уровень гигиены поднять до «удовлетворительного»; снизить воспаление тканей пародонта на 11,3%, за счет рациональной гигиены полости рта.

Способ разработан и прошел испытания в Красноярском государственном медицинском университете имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого. Испытания в клиниках подтверждают его высокую эффективность.

Предлагаемый способ восстановления движений у пациентов с нарушением двигательных способностей верхних конечностей является промышленно применимым в области практического здравоохранения, так как может быть исполнен неоднократно, не требуя исключительных средств для осуществления.

1. Способ реабилитационной коррекции мелкой моторики руки, включающий курс тактильного взаимодействия пациента с сенсорной панелью цифрового графического планшета, отличающийся тем, что курс осуществляют путем последовательного выполнения пациентом упражнений, направленных на развитие моторики руки, и мотивации к активной целенаправленной деятельности пациента, где упражнение заключается в том, что пациент касается пальцем руки поверхности панели планшета в заданной точке и продолжает двигать пальцем по заданной траектории таким образом, чтобы цвет точек линии траектории по мере движения пальца менялся на заданный - свидетельствующий о положительном выполнении упражнения; при этом последовательность выполнения упражнений - от простых движений к сложным.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при выполнении упражнения движения руки пациента по панели повторяют движения зубной щетки в полости рта.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что длительность курса определяется общей тяжестью состояния пациента и может составлять не менее 22-30 дней.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что время занятия по 10-30 мин, занятия проводят 5 дней в неделю.