Траверса спуско-подъемного устройства

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к грузозахватным устройствам, используемым с судовыми спуско-подъемными устройствами. Траверса содержит раму в виде двух подкрепленных поперечными ребрами жесткости параллельных балок, штоковые устройства, установленные по торцам рамы. На балках расположены подвижные по длине рамы муфты с ручками-стопорами, амортизаторы, вертикально встроенные в подвижные муфты, автоматические захваты, подвешенные стропами к амортизаторам, и канифас-блоки для заведения канатов-проводников за штоковые устройства поднимаемого объекта через соосные каналы в амортизаторах и автоматических захватах траверсы. Достигается унификация и автоматизация траверсы. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к грузозахватным устройствам, используемым с грузоподъемными механизмами, в частности со спуско-подъемными устройствами (СПУ) спасательных судов.

Может быть использовано для автоматического захвата, спуска на воду и подъема с воды на борт судна в условиях волнения подводных аппаратов (ПА), малых плавсредств и других объектов, снабженных штоковыми подъемными устройствами (ШУ).

Известна грузозахватная траверса, содержащая две телескопически связанные между собой секции, перемещающиеся относительно друг друга с помощью гидроцилиндра, связанную с секциями крюковую подвеску и расположенные по концам секций такелажные элементы в виде скоб для остропки и подъема грузов. Базу между скобами траверсы устанавливают в зависимости от расположения такелажных элементов по длине груза [1].

Недостатком траверсы является невозможность ее использования на судах в условиях волнения.

Известна конструкция траверсы, содержащая две параллельные уголковые балки с поперечными связями по торцам. По нижним наружным опорам балок перемещаются каретки с подвешенными электромагнитами и силовыми кабелями, проходящими к ним между балками от источника питания. На верхних опорах балок установлены проушины для соединения с канатами грузоподъемного устройства [2].

Недостатком устройства является зависимость грузоподъемности траверсы от магнитных свойств поднимаемого груза и невозможность использования в условиях волнения.

Известна траверса кормового портала спасательного судна СС-750, содержащая раму с проушинами в верхней части для соединения с грузовыми талями портала, блоки, неподвижно установленные в оконечностях рамы, и автоматические захваты, подвешенные на стропах через шкивы блоков к штокам горизонтально расположенных на раме амортизаторов. Траверса опускается по направляющим канатам-проводникам следящих лебедок кормового портала, вертикально заводимым за штоковые устройства ПА через каналы в раме и автоматических захватах. После спуска траверсы ее захваты автоматически стыкуются с ШУ подводного аппарата. Амортизаторы траверсы обеспечивают стыковку, спуск и подъем ПА на борт судна при волнении моря [3, 4] (прототип).

Недостатком траверсы является нерегулируемая база между ее автоматическими захватами, что не обеспечивает подъем объектов с неадекватной базой между ШУ, так как в этих случаях спуск автоматических захватов происходит по наклонному канату-проводнику и их автоматическая стыковка с ШУ становится невозможной.

Задачей изобретения является унификация и автоматизация траверсы СПУ (далее траверса) для обеспечения возможности ее использования в условиях волнения для спуска и подъема объектов, оснащенных штоковыми устройствами с базой, не соответствующей расстоянию между автоматическими захватами СПУ.

Задача решается тем, что конструкция траверсы позволяет регулировать расстояние между ее автоматическими захватами в зависимости от расположения ШУ по длине поднимаемого объекта, а также обеспечивает автоматическую стыковку и расстыковку траверсы как с СПУ, так и с поднимаемым объектом. Для этого рама траверсы выполнена в виде двух подкрепленных ребрами жесткости параллельных балок, по торцам рамы закреплены штоковые устройства для стыковки с автоматическими захватами СПУ, на балках установлены подвижные по длине рамы муфты с ручками-стопорами, в подвижные муфты вертикально встроены амортизаторы, штоки амортизаторов соединены стропами с автоматическими захватами траверсы, амортизаторы имеют соосный с автоматическими захватами канал и канифас-блок над ним для заведения канатов-проводников СПУ за штоковые устройства поднимаемого объекта.

Отличительными признаками от прототипа являются рама в виде двух подкрепленных поперечными ребрами жесткости параллельных балок, штоковые устройства по торцам рамы, подвижные по длине рамы муфты с ручками-стопорами, амортизаторы вертикально встроены в подвижные муфты, имеют соосный с автоматическими захватами канал и канифас-блок над ним.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1, 2 схематично показано устройство траверсы.

Траверса содержит раму 1, состоящую из двух параллельных балок, соединенных в центре и оконечностях поперечными ребрами жесткости 2. По торцам рамы установлены штоковые устройства 3 для соединения с автоматическими захватами 4 СПУ. На балках рамы 1 расположены подвижные муфты 5. В муфтах 5 вертикально закреплены амортизаторы 6. Каждый амортизатор 6 имеет сквозной канал 7 для прохода каната-проводника 8 СПУ, соосный с каналом автоматического захвата 13. Над каналом 7 установлен канифас-блок 9. Муфты 5 снабжены ручками-стопорами 10. Шток 11 амортизатора 6 с помощью стропов 12 соединен с автоматическим захватом 13.

Траверса работает следующим образом.

В исходном положении траверса расположена на спуско-подъемной позиции. Для подготовки к подъему с воды плавающего объекта траверсу соединяют с автоматическими захватами 4 спуско-подъемного устройства. Для этого канаты-проводники 8 стыкуют со штоковыми устройствами 3 траверсы. Лебедки канатов-проводников 8 включают в работу на выбирание и переводят в автоматический режим слежения. По канатам-проводникам 8 грузовыми лебедками СПУ опускают автоматические захваты 4. После стыковки автоматических захватов 4 со штоковыми устройствами 3 траверсы в канатах-проводниках 8 создается слабина и они автоматически отдаются. Муфты 5 траверсы растормаживаются ручками-стопорами 10 переводом их в верхнее положение. Муфты 5 устанавливаются на раме 1 в положение, соответствующее расстоянию (базе) между ШУ объекта. Для установки муфт на тормоз ручки-стопора 10 опускаются в нижнее положение.

Для обеспечения подъема на борт судна плавающего на воде объекта канаты-проводники 8 через канифас-блоки 9 проводятся по каналу 7 амортизаторов 6, пропускаются через автоматические захваты 13 траверсы и подаются на плавающий объект, где соединяются с его штоковыми устройствами. Траверса поднимается грузовыми лебедками СПУ в крайнее верхнее положение и выносится за борт. Лебедками канатов-проводников 8 создается натяжение, после чего их работа переводится в автоматический режим слежения за колебаниями находящегося на воде объекта. В этом режиме обеспечивается постоянное натяжение канатов-проводников 8. По канатам-проводникам 8 опускается траверса до момента срабатывания автоматических захватов 13. После срабатывания автоматических захватов 13 следящие лебедки грузового каната СПУ включают в режим слежения за колеблющимся на взволнованной поверхности объектом, и при его нахождении на вершине волны система слежения включает грузовые лебедки СПУ в режим подъема. Амортизаторы 6 предотвращают возможность обрыва грузовых канатов при случайных рывках или при неработающей системе слежения. Траверса с объектом поднимается на борт. Поднятый объект опускается на кильблоки и закрепляется. Захваты 13 траверсы автоматически отдаются после образования слабины в стропах 12. Канатам-проводникам 8 дают слабину, и они также автоматически отдаются. Отсоединенная от объекта траверса грузовыми канатами СПУ переносится на штатное место. Грузовым канатам СПУ после установки траверсы на штатное место создают слабину. Автоматические захваты 4 СПУ с образованием слабины отдаются от штоковых устройств 3 траверсы и поднимаются в крайнее верхнее положение. Траверса закрепляется. СПУ приводится в исходное положение.

Аналогичным образом используется траверса для спуска объекта на воду.

Полезность отличительных признаков состоит в том, что конструкция траверсы имеет существенные преимущества по сравнению с прототипом:

- обеспечивается автоматизация траверсы, что улучшает удобство эксплуатации СПУ, так как траверса оперативно стыкуется с автоматическими захватами СПУ и так же быстро отдается по окончании работ;

- достигается унификация траверсы, так как обеспечивается ее автоматическая стыковка и расстыковка с объектами, имеющими ШУ с неадекватной базой.

Возможность реализации изобретения не вызывает сомнения. Использование траверсы в составе СПУ предусматривается проектом строящегося спасательного судна. СПУ судна имеет автоматическую систему выбора момента подъема объекта с вершины волны.

Литература

1. Грузозахватная траверса. Патент РФ 2057056.

2. Грузозахватные приспособления. БСЭ, т. 13, 2-е издание, Госнаучиздат, 1952, с. 116, рис. 2М.

3. В.А. Смирнов, А.Г. Катковский. Суда поисково-спасательного обеспечения ВМФ. Учебно-справочное пособие. С.-Петербург, ВМИИ (Адмиралтейство), 2005, с. 118, рис. 25.

4. Судовые устройства. Справочник под редакцией М.Н. Александрова, гл. 10. Судовые спускоподъемные устройства. Л.: Судостроение, 1987, с. 604-605.

Траверса спуско-подъемного устройства, содержащая раму, автоматические захваты, амортизаторы и стропы, соединяющие автоматические захваты с амортизаторами, отличающаяся тем, что рама выполнена в виде двух подкрепленных поперечными ребрами жесткости параллельных балок, по торцам рамы установлены штоковые устройства, на балках расположены подвижные по длине рамы муфты с ручками-стопорами, амортизаторы вертикально встроены в подвижные муфты, имеют соосный с автоматическими захватами канал и канифас-блок над ним для заведения канатов-проводников за штоковые устройства поднимаемого объекта.