Способ коучинга по формированию стоматологической активности пациентов

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии и психологии, может быть применено для формирования мотивации к стоматологическим лечебно-профилактическим мероприятиям. С пациентами, имеющими жалобы на стоматологическое здоровье, проводят осмотр полости рта, информируют пациента о состоянии рта и совместно обсуждают план лечения. После этого пациенту предлагают шаблон в виде круга для самооценки полости рта, состоящий из семи одинаковых секторов, символически характеризующих состояние рта: свежесть дыхания - отсутствие неприятного запаха изо рта; целостность зубного ряда - сохранность всех зубов во рту; здоровье десен, слизистой оболочки полости рта и губ - отсутствие воспаления и кровоточивости; чистота полости рта - отсутствие зубного налета и камней; болезненность или чувствительность зубов на различные раздражители; состояние зубов - сохранение целостности, формы и цвета зубов; состояние височно-нижнечелюстного сустава - безболезненное неограниченное открывание рта. Каждый из секторов содержит десятибалльную шкалу, и при этом пациент самостоятельно оценивает состояние по каждому сектору, фиксируя баллы на шкалах и соединяя точки оценок ломаной линией, получая в результате фигуру правильного или неправильного многоугольника. Наглядно сравнивает полученный контур многоугольника с контуром круга, проходящего через максимальные оценки шкал секторов составных частей состояния полости рта, символизируя здоровье рта пациента по всем предложенным составляющим и отображая идеальное состояние полости рта. Далее врач стоматолог с учетом данных самооценки, совместно с пациентом расписывает этапы лечения отдельно для профессионального вмешательства и личного участия пациента в решении выявленных проблем полости рта. По завершении лечения пациент повторно проводит самооценку по шаблону, заполненный шаблон пациент использует в дальнейшем для периодической самооценки и контроля состояния полости рта. Способ позволяет повысить ответственность пациентов за здоровье полости рта и сформировать стойкую мотивацию к выполнению различных лечебно-профилактических и гигиенических мероприятий за счет использования шаблона стоматологического здоровья. 4 ил., 2 пр.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к разделу стоматологии и психологии, может быть применено для самооценки и визуализации стоматологического здоровья.

Ответственное отношение людей к стоматологическому здоровью определяется многими факторами, при этом наибольшее значение имеют собственные усилия мотивированного человека через постоянный самоконтроль и самооценку. Целенаправленное формирование стоматологической активности пациентов - это важное условие повышения уровня стоматологического здоровья.

Существуют общеизвестные методы мотивации пациентов на лечение в виде санитарно-просветительской работы по гигиеническому обучению и бесед.

Большое распространение получили различные методы анкетирования, тестирования и опроса для изучения вопросов мотивирования, стоматологической активности и самооценки пациентов.

Наиболее распространены анкеты с вопросами, составленные для выявления мотивации к лечению и профилактике стоматологических заболеваний (Михальченко Д.В., Михальченко А.В., Корнева Н.М. Проблемы мотивации студентов к профилактике стоматологических заболеваний //Фундаментальные исследования. - 2014. - №7-1. - С. 129-132.; Фирсова И.В. Исследование мотивации военнослужащих к профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний с помощью анкетирования //Российский стоматологический журнал. 2003. - №3. - С. 37-38.).

Все предлагаемые анкеты направлены на выяснение причин обращаемости к стоматологу, факторов, мотивирующих к лечению и профилактике стоматологических заболеваний. Предложенные способы разработаны в помощь врачу, носят диагностический характер и применяются для установления причинно-следственных связей. Данные способы не оказывают влияние на формирование мотивации к лечебно-профилактическим мероприятиям.

Опыт применения методов опроса и анкетирования для самооценки пациентами освещены в работах: Османов С.Э. Проблемы профилактики и лечения стоматологических заболеваний. - // Вестник ТГУ, т. 12, вып. 6, 2007; Проценко А.С. Состояние стоматологического здоровья студенческой молодежи Москвы и пути его улучшения: диссертация … кандидата медицинских наук - Москва, 2010. - 147 с. Все предлагаемые методы состоят из перечня вопросов, посвященных гигиенической грамотности и приверженности к лечению пациентов.

Данные методы самооценки применяются активно врачами для изучения стоматологического здоровья и качества жизни пациентов, однако они не носят характера визуализации, не имеют цель воздействия на мотивационную сферу пациентов.

Известен способ количественной оценки уровня стоматологической мотивации, разработанный как «экспресс метод» по тесту-опроснику. За основу способа взят Миннесотский многопрофильный личностный опросник - MMPI, учитывающий психофизиологические особенности личности. По количеству набранных баллов пациентов распределяют на три уровня мотивации (низкий, средний и высокий) для выбора и проведения профилактических мероприятий (Чаплиева Е.М. Фирсова И.В. Попова А.Н. «Экспресс-метод количественной оценки уровня стоматологической мотивации» // Актуальные вопросы современной стоматологии: Материалы конференции, посвященной 75-летию Волгоградского государственного медицинского университета, 45-летию кафедры терапевтической стоматологии и 40-летию кафедры ортопедической стоматологии / Под общ. ред. акад. В.И. Петрова. - Волгоград: ООО «Бланк», 2010. - 248 с.: ил. - Том №67).

Предложенный экспресс-метод количественной и качественной оценки уровня мотивации учитывает индивидуально-типологические характеристики психофизиологической структуры личности человека. Он позволяет врачу изучить структуру и особенности мотивации индивидуума и подобрать наиболее эффективные профилактические мероприятия. Однако данный метод не дает наглядной картины стоматологического статуса обследуемого лица, не позволяет пациенту самостоятельно оценивать состояние полости рта, не дает возможности пациенту участвовать в лечебно-профилактических мероприятиях, тем самым не формирует стоматологическую мотивацию и стоматологическую активность пациента.

Известен комплекс медико-статистических, социологических и психологических методик, применяемых для исследования стоматологической активности (Еловикова Т.М., Легких А.В. «Качество жизни и факторы стоматологической активности стоматологов-первокурсников». Медицина в Кузбассе - 2009. - №2. - С. 58-59). В приведенном способе стоматологическое здоровье обследуемые оценивают самостоятельно по признакам: привлекательность собственных зубов и улыбки. Субъективные оценки пациентов, дополненные ответами на вопросы социально-бытового и личностно-психологического характера, дают возможность делать выводы о стоматологической активности обследуемых.

Известный комплекс методик позволяет изучить и оценить приверженность пациентов к стоматологическому лечению, получить личностно-психологические характеристики по «опросникам», однако самооценка стоматологического здоровья скудная, основана только на внешнем виде зубов. Данный комплекс методик носит сугубо диагностический характер, предложен для изучения качества жизни стоматологических пациентов и не формирует мотивационную сферу стоматологической активности обследуемых.

Известен способ мотивационного интервьюирования стоматологических больных в амбулаторной стоматологической практике (патент РФ №2515749, МПК: А61В 5/16, опубликован 20.05.2014), направленный на изменение отношения пациента к своему здоровью. Задачей известного способа является обеспечение проведения стоматологического лечения в полном объеме за счет снятия уровня тревожности и психоэмоционального напряжения. Мотивационное воздействие на пациента осуществляется с целью подготовки к стоматологическому лечению и проведения необходимых манипуляций в полном объеме. Данный способ не воздействует на формирование стоматологической и гигиенической активности у пациентов.

Известен способ формирования мотивации к оздоровлению (патент РФ №2506887, МПК: А61В 5/00, опубликован 20.02.2014), основанный на побуждении человека к выполнению различных оздоровительных профилактических рекомендаций, программ и режимов (двигательной активности, питания, дыхательной гимнастики и др.). Проводят оценку состояния организма по определенным признакам, визуализируя результат через программно-информационный комплекс. Способ позволяет повысить эффективность формирования у пользователя мотивации к общему оздоровлению и ее поддержания. Однако данный способ не охватывает сферу стоматологии и не позволяет формировать стоматологическую мотивацию и активность.

Способ повышения мотивации пациентов к стоматологическим мероприятиям, сочетающий самооценку здоровья и психологическое собеседование, предложено авторами О.И. Олейник, А.Н. Коровкиной, К.П. Кубышкиной (Способ повышения мотивации пациентов с начальными формами воспалительных заболеваний пародонта к проведению лечебно-профилактических мероприятий // Вестник новых медицинских технологий. - 2013. - №1. Электронный журнал). Предлагаемый подход к стимуляции позитивных перемен в установках и поведении больного, основанный на мотивационном интервьюировании, способствует формированию активности пациентов при пародонтологическом лечении. Однако данный способ имеет узкую нозологическую направленность, не имеет компонента визуализации при самооценке стоматологического здоровья.

Задачей заявляемого изобретения является создание способа коучинга по формированию ответственности и мотивации к стоматологическим лечебно-профилактическим мероприятиям с помощью визуализированной самооценки своего состояния полости рта.

Техническим результатом заявляемого способа является достижение стойкой мотивации и стимула к поддержанию стоматологического здоровья за счет самостоятельной оценки по предложенному шаблону стоматологического здоровья.

Указанная задача достигается тем, что согласно изобретению вначале проводят осмотр полости рта по общепринятой методике и информируют пациента о состоянии полости рта. Врач стоматолог и пациент совместно обсуждают план лечения, после этого пациенту предлагают шаблон в виде круга для самооценки стоматологического здоровья. Шаблон состоит из семи одинаковых секторов, символически характеризующих стоматологический статус пациента, каждый из которых содержит десятибалльную шкалу. Пациент самостоятельно оценивает состояние по каждому сектору, фиксируя баллы на шкалах и соединяя точки оценок ломаной линией, и получая в результате фигуру правильного равностороннего или неправильного многоугольника. Пациент, наглядно, сравнивает полученный контур многоугольника с контуром круга, далее врач стоматолог анализирует самооценку стоматологического здоровья пациента по шаблону и корректирует первоначальный план лечения полости рта с учетом данных самооценки, совместно с пациентом расписывает этапы лечения по каждому сектору шаблона отдельно для профессионального вмешательства и личного участия пациента в решении выявленных проблем полости рта. По завершении лечения пациент повторно проводит самооценку по шаблону, причем при получении новой фигуры неправильного многоугольника врач корректирует лечение, а при получении фигуры правильного равностороннего многоугольника врач констатирует о достижении баланса в составляющих стоматологического здоровья, а заполненный шаблон пациент использует в домашних условиях для дальнейшей самооценки и контроля стоматологического здоровья.

Новизна изобретения состоит в том, что самооценка стоматологического здоровья проходит с помощью шаблона, созданного на основе техники коучинга, позволяющей пациенту быть вовлеченным в лечебно-профилактический процесс, визуально проводить оценку и сравнение состояния полости рта, мотивирующей пациента на лечебно-профилактические мероприятия, и формирующей ответственное отношение пациента к стоматологическому здоровью.

В доступных источниках информации России и зарубежных не обнаружено аналогичного предлагаемому способу формирования стоматологической активности пациентов.

Заявляемое изобретение является промышленно применимым, так как может быть многократно повторено и использовано на стоматологическом приеме и воспроизведено в различных лечебно-профилактических и научных медицинских учреждениях.

Заявляемое изобретение иллюстрируется чертежами, на которых изображены:

на фиг. 1 - общий вид шаблона для оценки стоматологического здоровья,

на фиг. 2 - вид шаблона для оценки стоматологического здоровья, использованного пациентом №1,

на фиг. 3 - вид шаблона для оценки стоматологического здоровья, использованного пациентом №2.

на фиг. 4 - вид шаблона для оценки стоматологического здоровья, использованного пациентом №2 при следующем приеме.

Способ коучинга по формированию стоматологической активности пациентов осуществляется следующим образом.

Перед сессией коучинга врач стоматолог проводит осмотр полости рта по общепринятой методике, с последующим информированием пациента о состоянии полости рта и совместным обсуждением плана лечения.

Пациенту предлагается специально разработанный шаблон (см. фиг. 1) для самооценки и самостоятельного определения стоматологического здоровья. На шаблоне предложены семь символичных составляющих стоматологического здоровья:

- состояние височно-нижнечелюстного сустава;

- свежесть дыхания;

- целостность зубного ряда;

- здоровье десен, слизистой оболочки полости рта и губ;

- чистота полости рта;

- болезненность или чувствительность зубов на различные раздражители;

- состояние зубов.

В каждом секторе составляющих здоровья расположена шкала с единицей измерения в 1 балл величиной от 1 до 10 баллов. Пациенту предлагается ознакомиться с каждой составляющей стоматологического здоровья и оценить свое состояние полости рта в каждом секторе, на момент собеседования, по десяти бальной шкале. При условии плохого состояния здоровья оценка будет соответствовать 1 баллу, при хорошем состоянии - приближается к 10 баллам.

Так, в секторе - состояние височно-нижнечелюстного сустава при наличии таких признаков, как ограниченное открывание рта, боль, щелканье в суставе;

- в секторе - свежесть дыхания при наличии такого признака, как запаха изо рта;

- в секторе - целостность зубного ряда при наличии таких признаков, как отсутствие зубов, скученность зубов, нарушения прикуса, неудовлетворительное состояние протезов;

- в секторе - здоровье десен, слизистой оболочки полости рта и губ при наличии таких признаков, как воспаление, кровоточивость, оседание десны (рецессия), пародонтальные карманы;

- в секторе - чистота полости рта при наличии таких признаков, как наличие зубных отложений, налета и зубных камней;

- в секторе - болезненность или чувствительность зубов на различные раздражители при наличии таких признаков, как болезненность в полости рта и повышенная чувствительность зубов на температурные, химические, тактильные раздражители;

- в секторе - состояние зубов, при наличии таких признаков, как нарушение целостности зубов и пломб, патология формы и цвета зубов, разрушения зубов, кариозные изменения и отсутствие желаемой белизны зубов оценка по шкале будет снижаться, и приближаться к центру круга, т.е. к оценке один балл.

Поставленная пациентом оценка фиксируется на секторе составной части здоровья. Самооценка проводится по всем секторам до полного анализа секторов составных здоровья полости рта. Отмеченные точки оценок на шаблоне соединяются. В результате получается фигура, скорее всего, неправильного многоугольника, в котором наглядно видно в каких секторах составляющих здоровья состояние отличается от идеальной нормы в 10 баллов (см. фиг. 2). Форма круга позволяет наглядно оценить полученный контур с ровной линией круга. Врач стоматолог анализирует самооценку стоматологического здоровья пациента. Корректирует первоначальный план лечения полости рта с учетом данных шаблона стоматологического здоровья. Совместно с пациентом расписываются шаги и манипуляции по каждому сектору здоровья, которые помогут достичь пациенту желаемой оценки в баллах и выровнять полученную фигуру («сбалансировать») стоматологическое здоровье. При составлении плана достижения необходимых результатов врач составляет шаги и манипуляции отдельно для профессионального вмешательства (врачебного) и для пациента по личной гигиене полости рта и домашним профилактическим мероприятиям.

После завершения плана лечения и выполнения врачебных манипуляций пациенту повторно предлагается провести самооценку по шаблону «стоматологического здоровья» и оценить состояние полости рта. При получении новой фигуры неправильного многоугольника врач корректирует лечение, а при получении желаемых оценок и фигуры правильного многоугольника с вершинами максимальных оценок врач констатирует о достижении баланса в составляющих стоматологического здоровья.

В заключении врач, для сохранения и поддержания полученных результатов, дает рекомендации по кратности осмотров у врача стоматолога, советы по личной гигиене полости рта. Заполненный шаблон пациент использует в домашних условиях для дальнейшей самооценки и контроля стоматологического здоровья.

Способ позволит повысить ответственность пациентов за здоровье полости рта и сформировать стойкую мотивацию к выполнению различных лечебно-профилактических и гигиенических мероприятий. Это будет способствовать своевременному определению признаков изменений стоматологического здоровья и их устранению.

Работоспособность изобретения подтверждается следующими конкретными примерами.

Пример 1. Пациентка Д., 31 год. Обратилась на прием к стоматологу с жалобами на эстетическую неудовлетворенность во фронтальном участке зубов верхней челюсти и кровоточивость десен.

Для формирования у пациентки ответственного отношения к лечебно-профилактическим мероприятиям и стоматологической активности было проведено исследование согласно заявленному способу.

После осмотра врачом стоматологом, по плану лечения Пациентке Д. требовалось: - санация зубов во фронтальном участке верхней челюсти (диагноз кариес дентина 1.2., 1.1., 2.1., 2.2. с нарушением режущего края.), в области жевательной группы зубов прилегание пломб не нарушено, контактные пункты несостоятельные в области 4.6. и 4.7. зубов; 3.5. и 3.6. зубов; 1.6. и 1.7 зубов, признаки хронического генерализованного катарального гингивита с очагами обострения в области указанных зубов. По плану лечения; 1) эстетическая реставрация и ламинирование композитными материалами зубов 1.2., 2.1., 2.2.; 2) пародонтологическое лечение с проведением профессиональной гигиены и замена пломб зубов 4.6. и 4.7.; 3.5. и 3.6.; 1.6. и 1.7 с восстановлением контактных пунктов.

При самооценке стоматологического здоровья по шаблону пациентка поставила баллы (см. фиг. 2, сплошная линия неправильного многоугольника):

- состояние височно-нижнечелюстного сустава - 10 баллов;

- свежесть дыхания - 5 баллов;

- целостность зубного ряда - 9 баллов;

- здоровье десен, слизистой оболочки полости рта и губ - 5 баллов;

- чистота полости рта - 5 баллов;

- болезненность или чувствительность зубов на различные раздражители - 6 баллов;

- состояние зубов - 2 балла.

Наибольшее отклонение от баланса здоровья выявилось в секторе состояние зубов. В секторах: состояние десен, чистота полости рта, свежесть дыхания, болезненность или чувствительность зубов на различные раздражители оценено 5-6 баллов.

По результатам шаблона повторно был обсужден и расписан план лечения для каждого сектора. Пациентка сомневалась в необходимости замены пломб в жевательной группе зубов, после разъяснения врача, что по сектору - свежесть дыхания, состояние улучшить можно при замене пломб на жевательных зубах и применять интердентальные предметы (ершики, зубные нити) для личной гигиены полости рта. Пациентка согласилась на предложенный план лечения.

После завершения лечения полости рта Пациентка Д. повторно провела самооценку здоровья (см. фиг. 2, пунктирная линия неправильного многоугольника):

- состояние височно-нижнечелюстного сустава - 10 баллов;

- свежесть дыхания - 9 баллов;

- целостность зубного ряда - 10 баллов;

- здоровье десен, слизистой оболочки полости рта и губ - 10 баллов;

- чистота полости рта - 10 баллов;

- болезненность или чувствительность зубов на различные раздражители - 10 баллов;

- состояние зубов - 10 баллов.

По результатам шаблона стоматологического здоровья пациентка полностью удовлетворена лечением, полученные данные показывают сбалансированное состояние полости рта. Врач дает рекомендации по сохранению полученных результатов: - проводить самооценку здоровья полости рта каждый месяц, применять назначенные предметы и средства личной гигиены полости рта, осмотр у стоматолога через 6 месяцев, при изменении баланса стоматологического здоровья по шаблону прийти на осмотр к стоматологу раньше назначенного времени.

Пример 2. Пациентка А., 25 лет. Обратилась на прием к стоматологу с жалобами на эстетическую неудовлетворенность цвета зубов верхней и нижней челюсти. Основная цель - визита отбеливание зубов.

Для формирования у пациентки ответственного отношения к профилактическим мероприятиям после процедуры отбеливания зубов было проведено исследование согласно заявленному способу.

В ходе осмотра врачом стоматологом выявлено, что Пациентка А. не нуждается в санации зубов, гигиена полости рта удовлетворительная, пломбы состоятельные. Предложенный план лечения: профессиональная гигиена полости рта ультразвуковым методом, профессиональное химическое отбеливание аппаратом ZOOM, реминерализирующая терапия фтористым гелем, домашнее поддерживающая реминерализирующая терапия.

При самооценке стоматологического здоровья по шаблону (см. фиг. 3, сплошная линия неправильного многоугольника) пациентка поставила баллы:

- состояние височно-нижнечелюстного сустава - 10 баллов;

- свежесть дыхания - 10 баллов;

- целостность зубного ряда - 10 баллов;

- здоровье десен, слизистой оболочки полости рта и губ - 10 баллов;

- чистота полости рта - 9 баллов;

- болезненность или чувствительность зубов на различные раздражители - 10 баллов;

- состояние зубов - 5 балла.

Отклонение от баланса здоровья пациентка отметила в секторе состояние зубов из-за неудовлетворенности цветом коронок зубов.

По результатам шаблона повторно был обсужден и расписан план лечения для данного сектора.

После завершения лечения полости рта пациента повторно провела самооценку здоровья (см. фиг. 3, пунктирная линия неправильного многоугольника):

- состояние височно-нижнечелюстного сустава - 10 баллов;

- свежесть дыхания - 9 баллов;

- целостность зубного ряда - 10 баллов;

- здоровье десен, слизистой оболочки полости рта и губ - 10 баллов;

- чистота полости рта - 10 баллов;

- болезненность или чувствительность зубов на различные раздражители - 7 баллов;

- состояние зубов - 9 балла.

По результатам шаблона стоматологического здоровья пациентка полностью удовлетворена лечением, полученные данные показывают получение необходимого результата в цвете зубов. Однако после процедуры отбеливания появляется обратимая гиперестезия зубов, которую устраняют применением реминерализирующих препаратов и специальных средств гигиены полости рта. Пациентке А. было назначено применение необходимых препаратов с контролем длительности процедуры по шаблону и самооценкой состояния полости рта каждый месяц. Запланированный осмотр у стоматолога через 1 месяца.

Через месяц при контрольном осмотре: пациентка не предъявляет жалоб. Объективно: состояние полости рта хорошее. Анализ шаблона пациентки А. показал (см. фиг. 3, точечная линия правильного многоугольника), что здоровье полости рта в сбалансированном состоянии, в секторе - болезненность или чувствительность зубов на различные раздражители через месяц оценка соответствовала - 9 баллов.

Прием Пациентки А. через 2 месяца.

Пациентка А. обратилась в клинику с жалобами на появление болей в области зубов верхней челюсти справа. В ходе опроса пациентки выявлено, что боли появились недавно, пациентка пришла на прием после очередной самооценки состояния полости рта. При осмотре на дистальной контактной поверхности 1.4. зуба выявлен скол коронки зуба в пределах эмалево-дентинной границе, при проведении температурной пробы, пациентка отмечает кратковременную болезненность. Оценка чувствительности других зубов по температурной пробе - «отрицательная». Анализ шаблона пациентки А. показал (см. фиг. 4, сплошная линия неправильного многоугольника):

- состояние височно-нижнечелюстного сустава - 10 баллов;

- свежесть дыхания - 9 баллов;

- целостность зубного ряда - 10 баллов;

- здоровье десен, слизистой оболочки полости рта и губ - 10 баллов;

- чистота полости рта - 10 баллов;

- болезненность или чувствительность зубов на различные раздражители - 5 баллов;

- состояние зубов - 9 балла.

После проведенного лечения и восстановления коронки 1.4. пломбировочным материалом, оценка по данному сектору вернулась к 9 баллам (см. фиг. 4, пунктирная линия правильного многоугольника).

В данном примере предложенный шаблон помог в домашних условиях оценить состояние полости рта пациентке А. и своевременно обратиться за специализированной помощью.

Для изучения эффективности технологии коучинга на формирование мотивационной составляющей в вопросах гигиенического воспитания проведено исследование в 2 группах студентов РостГМУ. После осмотра и санации полости рта проводили качественную и количественную оценку уровня гигиены полости рта.

Качество мануальных навыков по уходу за полостью рта оценивали при помощи гигиенических индексов: OHI-S - J.C. Green, J.R. Vermillion (1964), при помощи которого оценивался общий уровень гигиены и РНР - индекс эффективности гигиены полости рта Podshadley, Haley (1968), который позволял оценить мануальную технику проведения чистки и выявить накопление налета при некачественной чистке зубов.

Распределение по группам происходило в добровольном порядке, по желанию участников, в группу №1 вошли 30 студентов, группу №2 составили 37 студентов. Динамическое наблюдение обеих групп составило 1 месяц.

Перед проведением коуч-сессии в каждой из групп студентов было проведено обучение, включающее: мотивацию к здоровому образу жизни, обучение стандартному методу чистки зубов, выбор средств гигиены с подробным информированием об их действиях, контроль уровня мануальных навыков чистки зубов и профессиональную гигиену полости рта. В группе №2 была проведена групповая коуч-сессия по предложенному способу коученговой технике, направленной на формирование мотивации к гигиеническим мероприятиям полости рта.

В результате проводимых мероприятий по гигиеническому воспитанию студентов, в каждой из групп будущих врачей, показатели индексов гигиены улучшились и соответствовали «хорошему» уровню гигиены. Так, в первой подгруппе индексы OHI-S и РНР и имели среднее значение 1,59±0,06 и 1,00±0,04 баллов, во второй подгруппе соответственно - 1,60±0,07 и 1,12±0,05 баллов.

Период динамического наблюдения обеих групп составил 1 месяц. По истечении данного периода повторно была проведена регистрация индексов гигиены. Оценка гигиенического состояния в группах выявила существенные различия в показателях гигиенических индексов.

Так, в первой группе, где проводилось только традиционное гигиеническое воспитание студентов, уровень гигиены достоверно снизился, особенно по индексу эффективности гигиены. Индекс РНР стал иметь значение «удовлетворительного», среднее значение индекса составило 1,32±0,04 балла, против 1,00±0,04 балла (p<0,01), до динамического наблюдения. Среднее значение индекса OHI-S в этой группе, через месяц наблюдений, составило 1,75±0,06, против первоначальных значений 1,59±0,06 (p>0,05, при t=1,89).

Во второй группе индексы гигиены полости рта не изменились в течение месяца и остались сравнимыми с исходными показателями. OHI-S и РНР имели среднее значение 1,59 и 1,00 баллов, сразу после коуч-сессии и соответственно - 1,61±0,07 (p>0,05, при t=0,02) и 1,10±0,05 (p>0,05, при t=1,28) баллов, спустя 1 месяц наблюдения.

Данное клиническое исследование с применением способа формирования стоматологической активности подтверждает эффективность данного способа в достижении более качественного гигиенического воспитания и стойкой мотивации к сохранению стоматологического здоровья.

Способ коучинга по формированию стоматологической активности пациентов, заключающийся в том, что с пациентами, имеющими жалобы на стоматологическое здоровье, проводят осмотр полости рта, информируют пациента о состоянии рта и совместно обсуждают план лечения, после этого пациенту предлагают шаблон в виде круга для самооценки полости рта, состоящий из семи одинаковых секторов, символически характеризующих состояние рта: свежесть дыхания - отсутствие неприятного запаха изо рта; целостность зубного ряда - сохранность всех зубов во рту; здоровье десен, слизистой оболочки полости рта и губ - отсутствие воспаления и кровоточивости; чистота полости рта - отсутствие зубного налета и камней; болезненность или чувствительность зубов на различные раздражители; состояние зубов - сохранение целостности, формы и цвета зубов; состояние височно-нижнечелюстного сустава - безболезненное неограниченное открывание рта, причем каждый из секторов содержит десятибалльную шкалу, и при этом пациент самостоятельно оценивает состояние по каждому сектору, фиксируя баллы на шкалах и соединяя точки оценок ломаной линией, получая в результате фигуру правильного или неправильного многоугольника, наглядно сравнивает полученный контур многоугольника с контуром круга, проходящего через максимальные оценки шкал секторов составных частей состояния полости рта, символизируя здоровье рта пациента по всем предложенным составляющим и отображая идеальное состояние полости рта, далее врач стоматолог с учетом данных самооценки, совместно с пациентом расписывает этапы лечения отдельно для профессионального вмешательства и личного участия пациента в решении выявленных проблем полости рта, по завершении лечения пациент повторно проводит самооценку по шаблону, заполненный шаблон пациент использует в дальнейшем для периодической самооценки и контроля состояния полости рта.