Способ определения трещин в двухслойных емкостях для перевозки нефтепродуктов
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к ремонту, в частности к способам определения трещин в двухслойных емкостях для перевозки нефтепродуктов. Вначале определяют трещину в наружном слое двухслойной емкости и заваривают ее. Затем получают в наружном слое этой емкости отверстие, через которое подают под давлением между слоями емкости жидкий раствор. Жидкий раствор выходит через трещины во внутреннем слое и окрашивает поверхность трещин. Техническим результатом является повышение эффективности определения трещин во внутренних слоях двухслойных емкостей. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к области металлообработки, в частности к методам ремонта деталей машин, направлено на совершенствование методов определения трещин в двухслойных емкостях для перевозки нефтепродуктов.
Известен способ гидравлического испытания изделий (Надежность и ремонт машин / В.В. Курчаткин, Н.Ф. Тельнов, К.А. Ачкасов и др.; Под ред. В.В. Курчаткина. - М.: Колос, 2000. - 776 с.), заключающийся в том, что внутреннюю полость изделия заполняют рабочей жидкостью (чаще всего водой), герметизируют, создают насосом избыточное давление и выдерживают изделие некоторое время. Наличие дефекта устанавливают визуально по появлению течи, капель рабочей жидкости или отпотеванию наружной поверхности изделия. Данный способ эффективен при гидравлическом испытании простых однослойных изделий, таких как топливные и масляные баки и т.п., у которых при применении данного способа не представляет трудности определение конкретного места негерметичности простым визуальным осмотром. Этим способом можно определить также наружные трещины в двухслойных емкостях.
Недостатком этого способа является невозможность определения внутренних трещин в двухслойных емкостях.
Ультразвуковые, радиографические, акустические, методы цветной и магнитопорошковой дефектоскопии (см. там же) при их применении в емкостях для перевозки нефти, полностью покрытых тонким слоем нефтепродуктов и продуктов коррозии материала емкостей, требуют тщательной зачистки дефектуемых поверхностей. Эти методы отличаются низкой производительностью и большими затратами энергии и компонентов, оборудование и расходные материалы отличатся высокой сложностью и стоимостью, что не всегда приемлемо для условий ремонтного производства.
Известен способ определения микротрещин на поверхности детали (патент РФ №2413213), заключающийся в том, что предварительно смачивают поверхность детали легкопроникающей жидкостью, по истечении некоторого времени очищают поверхность детали насухо и по появлению на очищенной поверхности следа жидкости судят о наличии микротрещины, после чего наводят вибрацию в материале детали, например постукиванием по поверхности детали тяжелым предметом или же расположив деталь на вибрационном столе, по появлению следов жидкости на поверхности детали судят о наличии микротрещины, причем материал тяжелого предмета имеет твердость меньшую, чем деталь, масса предмета, сила и частота ударов, а также место нанесения ударов выбирают в зависимости от материала и конфигурации детали, чтобы в материале детали возникли колебания резонансной частоты, интенсифицирующие выход жидкости на поверхность детали.
Недостатками этого метода также является низкая производительность, необходимость зачистки и нанесения жидкости на внутреннюю поверхность, резонансные вибрации могут образовать остаточные деформации и напряжения в металле.
Достигаемый технический результат - повышение эффективности определения трещин во внутреннем слое двухслойной емкости путем проведения гидравлических испытаний.
Указанный технический результат достигается тем, что в начале определяют трещину в наружном слое емкости и заваривают ее, затем в наружном слое емкости получают отверстие, через которое под давлением в пространство между слоями емкости подают жидкий раствор, который выходит из трещин внутреннего слоя и окрашивает поверхность трещин
На фиг. 1 представлена схема определения внутренних трещин в двухслойных емкостях для перевозки нефтепродуктов. Способ осуществляется следующим образом. Вначале определяют трещину 4 в наружном слое 2 двухслойной емкости и устраняют дефект заваркой. Затем получают в наружном слое 2 отверстие 3 и через него подают под давлением между слоями жидкий раствор. Жидкий раствор вытекает через трещину 5 во внутреннем слое 1 емкости. Далее наличие трещины определяют визуально по окрашенному участку емкости.
Например, для выявления трещин в емкостях для перевозки сырой нефти может использоваться жидкий раствор на основе керосина с мелкодисперсным порошком мела. Керосин обеспечивает растворение загустевшей в пространстве между слоями нефти и лучшее проникновение в трещины, за счет малого коэффициента поверхностного натяжения. Мел при высыхании окрашивает трещины в контрастный белый цвет.
Химический состав жидкого раствора, создаваемое давление, температура и вязкость зависят от состава нефтепродуктов и конструкции емкости.
При определении трещины в двухслойных емкостях для перевозки нефтепродуктов по данному способу повышается производительность процесса, отпадает необходимость механической зачистки внутренней поверхности емкости, что в целом повышает эффективность процесса поиска трещины во внутреннем слое двухслойной емкости.
Способ определения трещин в двухслойных емкостях для перевозки нефтепродуктов, заключающийся в гидравлическом определении сквозных дефектов, отличающийся тем, что предварительно определяют трещину в наружном слое емкости и заваривают ее, затем в наружном слое емкости получают отверстие, через которое под давлением в пространство между слоями емкости подают жидкий раствор, который выходит из трещин внутреннего слоя и окрашивает поверхность трещин.