Способ формирования секций малогабаритных плотов на минирейде

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к водному транспорту леса, а именно к формированию секционных сортиментных плотов и может быть использовано лесосплавными и лесозаготовительными предприятиями. Способ формирования секций малогабаритных плотов заключается в том, что на первом пучке бортовой линейки бортлежнем делают шлаг, фиксируемый после утяжки двумя дуговыми сжимами, затем первый ошлагованный пучок разворачивают вокруг угла вспомогательного пучка и отпускают его вниз по течению до натяжения бортлежня и далее опускают в воду следующий пучок, разворачивают его и, подправляя багром, сопровождают до контакта с первым пучком. По аналогии продолжают набор бортовой линейки с периодическим стравливанием бортлежня, затем формируют внутреннюю линейку секции, далее к формировочному устройству подвешивают еще один вспомогательный пучок, который располагают с речной стороны у ближнего к берегу анкера. Конец вспомогательного каната после двух-трех оборотов вокруг анкера укладывают на ближний вспомогательный пучок. Затем к нему подают первый пучок для внутренней линейки, на нем делают концом вспомогательного каната два шлага у обвязок таким образом, чтобы вспомогательный канат оставался наверху, размещаясь по оси пучка, и затем стравливают вспомогательный канат. Вновь подаваемые пучки крепят к вспомогательному канату при помощи временных проволочных хомутов, аналогично продолжая действия до набора нужной длины линейки, соответствующей длине секции. Изобретение обеспечивает снижение трудозатрат и уменьшение количества необходимых наплавных сооружений для формирования плота. 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к водному транспорту леса, а именно к формированию секционных сортиментных плотов и может быть использовано лесосплавными и лесозаготовительными предприятиями.

Известен способ формирования секционного плота без оплотника с продольной постановкой пучков в секции, при котором пучки устанавливают в поперечном ряду секции последовательно с чередованием пучков по группам осадок, т.е. начиная с бортовых пучков минимальной осадки с постепенным увеличением осадки до максимальной в середине ряда и уменьшением к противоположному борту [Патент РФ на изобретение №1388372, МПК B65G 69/20, 1986 г.].

Наиболее близким к заявленному решению является способ формирования секций малогабаритного плота, заключающийся в том, что на первый, поперечно установленный, пучок бортовой линейки секции крепят бортлежень, закрепленный на формировочном устройстве, бортлежень стравливают и формируют бортовую линейку, затем формируют внутренние линейки секции из продольно установленных пучков [Водный транспорт леса: учебник для вузов / А.А. Камусин, Ю.А. Дмитриев, А.Н. Минаев и др.; Под ред. В.И. Патякина. - 2-е изд., стереотип. - М.: МГУЛ, 2000. - 433 с.]. Данный способ принят за прототип.

Недостаток прототипа - большие трудозатраты и необходимость использования достаточно большого количества наплавных сооружений, специальных дорогостоящих машин и механизмов.

Задача изобретения - повышение эффективности сплава путем снижения трудозатрат и уменьшения количества необходимых наплавных сооружений для формирования плота.

На фиг. 1 приведена схема осуществления предлагаемого способа формирования секций малогабаритных плотов, формирование бортовой линейки секции, на фиг. 2 - формирование внутренней линейки секции, начальное положение, на фиг. 3 - то же, конечное положение, на фиг. 4 - сформированная секция.

Формирование бортовой линейки 1 секции производится следующим образом. Сплотку пучков 2 выполняют в челюстном захвате лесопогрузчика. Этим же погрузчиком пучки доставляют к месту сброски, где пучки 2 укладывают между формировочным устройством 3, закрепленным за береговые опоры 4, и вспомогательными пучками 5, которые выполняют роль направляющей, служат упором при развороте пучков, устанавливаемых в бортовую линейку 1, обеспечивают подход рабочих к формируемой линейке. На первом пучке 2 бортовой линейки 1 бортлежнем 6 делают шлаг, фиксируемый после утяжки двумя дуговыми сжимами. Затем первый ошлагованный пучок 2 разворачивают вокруг угла вспомогательного пучка 5 и отпускают его вниз по течению до натяжения бортлежня 6. Далее опускают в воду следующий пучок, разворачивают его и, подправляя багром, сопровождают до контакта с первым пучком. По аналогии продолжают набор бортовой линейки 1 с периодическим стравливанием бортлежня 6. Пучки крепят к бортлежню в соответствии с ТУ. На заключительном этапе формирования бортовой линейки 1 (фиг. 1) к концу бортлежня 6 на заданном расстоянии от коуша тремя дуговыми сжимами крепят вспомогательный канат 7, связанный с ближним анкером 8. Это позволяет выполнить шлаговку крайнего пучка бортовой линейки 1 свободным концом бортлежня 6. После этого ближний конец бортлежня 6 соединяют с концом вспомогательного каната 7, закрепленного на дальнем от берега анкере 8. Рекомендуется в качестве такого каната использовать бортлежень следующей секции. Затем бортовую линейку 1 переводят от берега в требуемое положение (на фиг. 1 показано пунктиром). Для этого стравливают вспомогательный канат 7 на ближнем от берега анкере. После завершения перевода бортовой линейки 1 вспомогательный канат 7 с береговой стороны открепляют от бортлежня 6 линейки секции. Затем формируют внутреннюю линейку секции 9 (фиг. 2). Для обеспечения более удобных условий работы к формировочному устройству 3 подвешивают еще один вспомогательный пучок 5, который располагают с речной стороны у ближнего к берегу анкера 8. Конец вспомогательного каната 7 после двух-трех оборотов вокруг анкера 8 укладывают на ближний вспомогательный пучок 5. К нему подают первый пучок 10 для внутренней линейки. На нем делают концом вспомогательного каната 7 два шлага (у обвязок) таким образом, чтобы вспомогательный канат 7 оставался наверху, размещаясь по оси пучка. Затем стравливают вспомогательный канат 7. Вновь подаваемые пучки крепят к вспомогательному канату 7 при помощи временных проволочных хомутов 11 (фиг. 2). Действия продолжают по аналогии до набора нужной длины линейки (фиг. 3), соответствующей длине бортовой линейки 1. Готовую внутреннюю линейку 9 переводят к бортовой линейке 1 (на фиг. 3 показано пунктиром). Для этого к используемому вспомогательному канату 7 (далее береговому) крепят на крайнем пучке линейки аналогичный канат (далее речной), второй конец которого фиксируют на вспомогательном анкере 12 формировочного устройства 3 на соответствующем расстоянии от каната бортовой линейки 1. После этого стравливают береговой вспомогательный канат 7. При подходе внутренней линейки 9 к бортовой линейке 1 при необходимости стравливают речной вспомогательный канат 7, добиваясь требуемого взаимного расположения линеек по длине. Далее верхний конец берегового вспомогательного каната открепляют, переносят к верхнему концу речного вспомогательного каната и фиксируют рядом с ним на вспомогательном анкере 12. После этого речной вспомогательный канат 7 может быть освобожден. Далее по аналогии набирают и устанавливают в требуемое положение остальные внутренние линейки и формируют вторую бортовую линейку. Полностью сформированная секция показана на фиг. 4.

Бревна или полухлысты для брустверов рекомендуется укладывать на соответствующие крайние пучки плота в процессе формирования линеек у формировочного устройства. Их следует крепить к обвязкам пучков временными проволочными хомутами.

Завершают накладывание формировочного такелажа, На крайних секциях устраивают брустверы. Затем снимают вспомогательные канаты, временные проволочные хомуты.

Способ формирования секций малогабаритного плота, заключающийся в том, что на первый, поперечно установленный, пучок бортовой линейки секции крепят бортлежень, закрепленный на формировочном устройстве, бортлежень стравливают и формируют бортовую линейку, затем формируют внутренние линейки секции из продольно установленных пучков, отличающийся тем, что на первом пучке бортовой линейки бортлежнем делают шлаг, фиксируемый после утяжки двумя дуговыми сжимами, затем первый ошлагованный пучок разворачивают вокруг угла вспомогательного пучка и отпускают его вниз по течению до натяжения бортлежня и далее опускают в воду следующий пучок, разворачивают его и, подправляя багром, сопровождают до контакта с первым пучком, по аналогии продолжают набор бортовой линейки с периодическим стравливанием бортлежня, затем формируют внутреннюю линейку секции, далее к формировочному устройству подвешивают еще один вспомогательный пучок, который располагают с речной стороны у ближнего к берегу анкера, конец вспомогательного каната после двух-трех оборотов вокруг анкера укладывают на ближний вспомогательный пучок, затем к нему подают первый пучок для внутренней линейки, на нем делают концом вспомогательного каната два шлага у обвязок таким образом, чтобы вспомогательный канат оставался наверху, размещаясь по оси пучка, и затем стравливают вспомогательный канат, а вновь подаваемые пучки крепят к вспомогательному канату при помощи временных проволочных хомутов, аналогично продолжая действия до набора нужной длины линейки, соответствующей длине секции.