Способ реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Проводят лечебные занятия в виде физических упражнений, перед которыми у пациента формируют мотивационную компоненту на реализацию своих способностей, основанную на актуализации положительных эмоций пациента и эмоциональной насыщенности процесса выполнения физических упражнений, используя при этом элементы соревновательности. При этом последовательность выполнения физических упражнений такова, что вначале осуществляют упражнения, направленные на тренировку тонических мышц, затем на тренировку фазических мышц, затем упражнения, направленные на одновременную тренировку обоих видов мышц, затем упражнения на развитие силы. В завершение осуществляют упражнения с элементами акробатики и упражнения на развитие координации движений. Способ обеспечивает расширение возможностей реабилитации пациентов с упомянутой сочетанной патологией – нарушением функций опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, в том числе с отсутствием конечностей, после тяжелых травм, в том числе ожоговых, с врожденными пороками спинного мозга, нарушением функций тазовых органов, повышает эффективность психологического вовлечения пациента в процесс выполнения необходимых действий, в том числе в детском возрасте. 3 пр.

Реферат

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.

Показаниями к применению данного способа у пациентов (преимущественно школьного возраста) являются нарушения функций или отсутствие конечностей, состояние после тяжелых травм, в том числе ожоговых, врожденные пороки спинного мозга. Известны способы реабилитации, включающие лечебную физкультуру («Лечебная физкультура», Дубровский В.И., Гуманитарный издательский центр, М., 1998 г.). Недостатком описанных методик является относительно низкая эффективность реабилитации пациентов, обусловленная отсутствием процедур психотерапии, которые необходимо проводить совместно с указанными терапевтическими процедурами.

Известна методика реабилитации больных с отсутствием конечностей, основанная на использовании психологической реабилитации пациентов («Психологический аспект реабилитации больных, перенесших ампутацию конечностей». Гордиевская Е.О., Старобина Е.М., ФГУ «СПб НЦЭПР им. Альбрехта ФМБА России» г. Санкт-Петербург, Научно-практическая конференция «Реабилитация при патологии опорно-двигательного аппарата»).

Недостатком данной методики является узкий диапазон использования при реабилитации пациентов, в частности детей, с нарушениями центральной нервной системы и со спастическими формами заболеваний.

Известен способ лечения и нарушений опорно-двигательного аппарата у детей, включающий комплекс лечебной гимнастики в положении стоя, сидя на стуле, лежа и сидя на полу, включая использование музыки и танца для создания оптимальных условий для работы мышц (патент РФ №2113193 по кл. A61F 5/00 от 20.06.1998 г.).

Недостатком данного способа является относительно низкая эффективность реабилитации, обусловленная тем, что при использовании указанных в патенте приемов, не в полной мере включается механизм саногенеза, особенно у детей, у которых процедура реабилитации проходит без активного психологического вовлечения в процесс выполнения необходимых действий.

Известен способ реабилитации пациентов для комплексного психосоматического воздействия на организм человека для нормализации физического, психического и социально психологического состояния (патент РФ №2175251 по кл. А61М 21/00 от 27.10.2001 г.).

Данный способ включает физиотерапевтические процедуры с одновременным проведением психотерапевтических процедур самовнушения чувства и расслабленности, упражнения по телесно-ориентированной терапии, упражнения на визуализацию связанных с актуализированными ощущениями в теле образов вербального воздействия. Кроме этого проводят мануальную терапию, массаж, рефлексотерапию с проведением процедур психотерапии и медитационно-музыкальных упражнений.

Указанные действия позволяют повысить эффективность реабилитации.

Недостатком данного способа реабилитации является его ограниченные возможности для решения не только медицинских задач, но и задач социально-трудовой реабилитации пациентов.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в расширении возможностей реабилитации пациентов с патологиями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы и повышения эффективности психологического вовлечения в процесс выполнения необходимых действий.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, включающем проведение лечебных занятий в виде физических упражнений, перед выполнением физических упражнений у пациента формируют мотивационную компоненту на достижение результата, основанную на актуализации положительных эмоций пациента и повышении эмоциональной насыщенности выполнения физических упражнений с элементами соревновательности и обеспечения возможности каждому показать свои способности, при этом физические упражнения осуществляют в последовательности воздействия на тонические мышцы с переходом на воздействия фазических мышц, на упражнения с элементами акробатики и упражнения на развитие координации движения и укрепления морально волевых качеств пациента.

Способ реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы осуществляют следующим образом.

Данный способ используется преимущественно для реабилитации детей школьного возраста с нарушениями функций или отсутствием конечностей, после тяжелых травм, в том числе ожоговых, и врожденными пороками спинного мозга.

Задача эффективной реабилитации таких детей является очень важной, т.к. относится не только к области медицины, но и к физическому воспитанию, являющемуся неотъемлемой частью всестороннего развития личности. Поэтому для реабилитации таких детей и повышения качества их жизни является спорт - один из важнейших инструментов реабилитации.

Данный способ осуществляется на примере такого вида спорта как самбо, требующего развития мышечной силы, повышения самооценки, позитивного настроения и желания самостоятельно разрабатывать полученные навыки.

Начальным этапом осуществления предложенного способа реабилитации является формирование у пациента мотивационной компоненты на достижение результата. При этом мотивационная компонента основывается на актуализации положительных эмоций и повышения эмоциональной насыщенности выполнения физических упражнений с элементами соревновательности и обеспечения возможности каждому показать свои способности.

Доказано, что существует прямая связь между эмоциями и мотивами пациента и что эмоции выражают возможность реализации пациентами имеющихся у них мотивов и поставленных целей.

Известно также, что интерес к физической культуре является одним из сложных процессов мотивационной сферы, причем интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у пациентов желание продолжать занятия по собственной инициативе.

Это является чрезвычайно важным для реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.

После формирования мотивационной компоненты переходят к выполнению физических упражнений самими пациентами под контролем ассистента.

Физические упражнения осуществляют в последовательности воздействия на тонические мышцы с переходом на воздействия фазических мышц, на упражнения с элементами акробатики и упражнения на развитие координации движения и укрепления морально волевых качеств пациента.

Воздействие на тонические и фазические мышцы осуществляются путем нагрузок на мышцы, возникающих при ходьбе с плавным переходом на спортивную ходьбу, на бег с ускорением с последующим переходом на упражнения на одновременное воздействие на тонические и фазические мышцы, имитируя постановку рук, ног и корпуса.

После чего проводится силовая часть физических упражнений, развивающих силу: отжимание в упоре лежа, подтягивание на перекладине, повороты с партнером на плечах, растяжка мышц и сухожилий в шпагате и т.д.

Завершающей стадией физических упражнений является переход на упражнения с элементами акробатики и упражнения на развитие координации движения.

Указанные упражнения проводятся преимущественно для реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата при помощи движений, использующих принцип минимизации расхода энергии (минимум мышц). Проведение указанных упражнений способствует не только тренировке мышц, но и стимулирует включение в работу всей коры головного мозга, при этом используются новые двигательные элементы, благодаря чему при движении одной конечностью происходит расширение зоны, контролирующей ее корковой области. Новые двигательные акты стимулируют зарождение и образование новых ассоциативных путей в головном мозге, что способствует включению всех возможных мышц для осуществления требуемой команды. В конечном итоге повышается возможность включаться механизмам саногенеза и активного психологического вовлечении пациента. Это является важным при восстановлении пациентов с патологией центральной нервной системы.

Предложенный способ реабилитации пациентов позволяет в широком диапазоне изменять нагрузки под разные виды патологии и на этом основании коррегировать алгоритм воздействия. Применение данного способа позволяет значительно улучшить качество жизни инвалида и адаптировать его к комфортному проживанию в доступной для него среде.

Клинические примеры

Пример 1

М.И.И., 8 лет.

Находился на стационарном лечении в неврологическом отделении ДГКБ №9 им. Сперанского, Филиал №2, с 10.11.15 по 24.11.15.

Диагноз клинический: резидуальная энцефалопатия. Невротические реакции, энурез ночной, каломазание.

Жалобы при поступлении: на повышенную утомляемость, рассеянность внимания, неусидчивость, повышенную возбудимость, энурез ночной каждую ночь, эпизодически бруксизм, сноговорение.

Анамнез жизни и заболевания: ребенок от 1 беременности, протекавшей на фоне отеков, фетоплацентарной недостаточности, от 1-х естественных родов на 41-42 нед. состояние при рождении тяжелое, за счет с-ма дыхательных расстройств, гипоксии. 2-х кратное обвитие пуповины. Апгар 7/8б. Переведен в ДГКБ №13, находился на ИВ Л 2 сут, с DS: аспирационный синдром, церебральная ишемия 2 ст., постинтубационный трахеобронхит переведен в ДГБ №67 с DS: ВПС, ООО, находился под наблюдением, выписан домой. На первом году жизни развитие с темповой задержкой, ходит с 1 г 2 мес., говорит с 3-х лет.

С раннего возраста у ребенка расстройства мочеиспускания, наблюдается урологом с DS: нейрогенная дисфункция мочевого пузыря, энурез, каломазание.

Поступает для прохождения курса лечения.

Перенесенные заболевания - ОРЗ, ОРВИ, в/оспа. Привит по возрасту.

Состояние при поступлении: состояние средней тяжести. Жалобы на недержание мочи, эмоциональную лабильность. Не лихорадит. Мальчик правильного телосложения, удовлетворительного питания. Кожные покровы розовые, чистые от сыпи. Ротоглотка, задняя стенка чистая. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Перкуторно ясный легочный звук. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс удовлетворительных характеристик. Живот мягкий, доступен глубокой пальпации, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Диурез адекватный. Стул оформленный.

Неврологический статус.

В сознании. На осмотр реагирует адекватно. Общемозговых и менингеальных симптомов нет. Голова правильной формы. Перкуторный звук не изменен.

ЧМН: Глазные щели симметричные. Зрачки правильной формы, D=S. Зрачковые реакции живые, D=S. Движения глазных яблок в полном объеме. Лицо симметрично. Чувствительность в области лица сохранена. Роговичный рефлекс сохранен. Слух ориентировочно не снижен, фонация не нарушена. Язык во рту по средней линии. Голос громкий. Глотание не нарушено.

Двигательно-рефлекторная сфера: объем движений в конечностях полный, мышечный тонус нормальный. Сухожильные рефлексы живые, D=S. Брюшные рефлексы вызываются, D=S. Нарушений чувствительности, координации не выявлено. Функции тазовых органов не достаточно контролирует.

В отделении получал лечение - массаж, лечебная физкультура, физиолечение (ТНЧ на область мочевого пузыря, инфита-терапию), посещал занятия по методике профессора Е.Я. Гаткина - САМБО для детей с заболеваниями нервной системы.

Состояние при выписке удовлетворительное. Самочувствие хорошее. Динамика положительная в виде значительно уменьшения эпизодов ночного энуреза - 5 дней подряд сухие ночи.

При повторной госпитализации в марте 2016 г. родители отметили, что после предыдущей госпитализации количество эпизодов ночного энуреза снизилось до 1-2 в неделю, каломазание полностью купировано.

Пример 2

К.А.А., 8 лет.

Находился на стационарном лечении в неврологическом отделении ДГКБ №9 им. Сперанского, Филиал №2, с 26.08.15 по 13.09.15.

Диагноз клинический: нижняя параплегия у ребенка с органическим поражением спинного мозга - спинномозговая грыжа оперированная. Аномалия Арнольда-Киари 2 типа. Шунтозависимая гидроцефалия. Симптоматическая эпилепсия. Нарушение тазовых функций - недержание мочи. Косолапость, вальгусная установка стоп.

Жалобы при поступлении: на нарушение двигательных функций - не ходит самостоятельно, передвигается с поддержкой, нарушения функций тазовых органов.

Анамнез жизни и заболевания: ребенок от 2 беременности, протекавшей б/о, 2-х срочных естественных родов. Вес при рождении 3650, рост 51 см. После рождения переведен в отделение нейрохирургии новорожденных с диагнозом спинномозговая грыжа пояснично-крестцового отдела позвоночника. Врожденная гидроцефалия. В возрасте 27 суток жизни иссечение менингомиелорадикулоцеле. В 2 месяца вентрикуло-перитонеальное шунтирование справа. 2011 г. - устранение фиксации спинного мозга. В 2013 г. - удлинение шунта. На первом году жизни развитие с задержкой, голову держит с 4-х мес., сидит с 7-8 мес., опора на ноги появилась с 1 года, ходит с поддержкой с 2,5 лет.

С 4,5 лет у ребенка отмечаются тонико-клонические судороги, получал кеппру, судороги сохранялись, с марта 2013 года принимает депакин хроно 300×2р/д, осполот 50×2р/д. Судороги стали реже, приступы короче, протекают легче. Последний приступ в мае 2015 года.

Наблюдается урологом, нефрологом с диагнозом хр. вторичный пиелонефрит, ФПС, дисфункция тазовых органов. Ортопедом с диагнозом вялая косолапость, вальгусная деформация стоп. Неврологом, нейрохирургом с диагнозом нижний вялый парапарез, аномалия Арнольда-Киари 2 типа, шунто-зависимая гидроцефалия. Симптоматическая эпилепсия.

Регулярно проходит курсы восстановительной терапии.

Состояние при поступлении: состояние средней тяжести. Жалобы на нарушение двигательных функций - самостоятельно не ходит. Не лихорадит. Мальчик правильного телосложения, повышенного питания. Кожные покровы смуглые, чистые от сыпи. Послеоперационный шов на коже поясничной области. Диурез адекватный, режим принудительных мочеиспусканий, катетеризация - 2-3 р/сут довыведение остаточной мочи. Стул с запорами.

Неврологический статус.

В сознании. На осмотр реагирует адекватно. Общемозговых и менингеальных симптомов нет. Голова гидроцефальной формы. Окружность 53,5 см, справа пальпируется шунт. Перкуторный звук не изменен.

ЧМН: Нистагм горизонтальный. Вертикальный с ротаторным компонентом.

Двигательно-рефлекторная сфера: самостоятельно не ходит, передвигается в коляске, может ходить с посторонней помощью - опора на родителя, на ходунки, перемещение вдоль поручней на короткие расстояния, быстро устает. Объем движений в в/конечностях полный, мышечный тонус удовлетворительный, мышечная сила - 3,5-4б. Сухожильные рефлексы в/конечностей живые D=S. В нижних конечностях мышечный тонус снижен. Сухожильные рефлексы н/конечностей - арефлексия. Брюшные рефлексы не вызываются. Чувствительность в ногах снижена в дистальных отделах от колен и ниже. Гипотермия дистальных отделов н/конечностей. Функции тазовых органов плохо контролирует, подтекание мочи между микциями, стул - запоры. Интеллект по возрасту.

В отделении получал лечение - массаж, лечебная физкультура, физиолечение (квантовая терапия), посещал занятия по методике профессора Е.Я. Гаткина - САМБО для детей с заболеваниями нервной системы.

Состояние при выписке удовлетворительное. Самочувствие хорошее. Динамика положительная в виде увеличения объема движений в конечностях. Отмечалось увеличение силы в верхних конечностях до 4б. В нижних конечностях увеличился объем движений в виде увеличения проходимых дистанций. Увеличились сухие промежутки между мочеиспусканиями, увеличились объемы мочеиспусканий, при довыведении остаточной мочи катетером объемы уменьшились.

Стал более выносливый, лучше переносит физические нагрузки. Полюбил заниматься в зале, отрабатывая упражнения по методике.

При повторной госпитализации 13.12.2015-30.12.2015 отмечена положительная динамика в виде улучшения контроля тазовых функций - самостоятельно полностью опорожняет мочевой пузырь, катетеризация отменена.

В отделении назначен курс реабилитационного лечения, в том числе занятия по САМБО.

При выписке динамика положительная. Пытается ходить самостоятельно - несколько шагов. Значительно реже пользуется инвалидной коляской для перемещения по отделению.

Пример 3

О.А.А., 11 лет.

Находилась на стационарном лечении в неврологическом отделении ДГКБ №9 им. Сперанского, Филиал №2, с 13.10.15 по 01.11.15.

Диагноз клинический: смешанная параплегия нижних конечностей у ребенка с органическим поражением спинного мозга - сосудистая мальформация грудного отдела спинного мозга, состояние после хирургической коррекции. S-образный сколиоз грудо-поясничного отдела позвоночника 3 ст. дисплазия правого т/б сустава, подвывих правого т/б сустава. Неадаптированною арефлекторный мочевой пузырь, недержание мочи, запоры.

Жалобы при поступлении: на нарушение двигательных функций - не ходит, не стоит, нарушение функций тазовых органов - недержание мочи, запоры.

Анамнез жизни и заболевания: ребенок от 1 беременности, протекавшей б/о, 1-х срочных естественных родов. Вес при рождении 2760, рост 49 см, из роддома выписана на 4 сут. На первом году жизни развитие с темповой задержкой в моторном развитии. Наблюдалась неврологом с DS: гипертонус н/конечностей, нарушение ночного сна. Получала амбулаторно лечение - ЛФК, массаж.

В возрасте 9 мес. внезапное резкое ухудшение общего состояния, фебрильная температура, при обследовании на МРТ выявлено интравертебральное образование (сосудистая мальформация спинного мозга на уровне Th 9-10). Госпитализирована в РДКБ, проведено оперативное удаление сосудистого образования.

Спаечная болезнь Th 9-10. Дисплазия, подвывих правого т/б сустава.

С раннего возраста у ребенка расстройства мочеиспускания, наблюдается урологом с DS: неадаптированно-арефлекторный мочевой пузырь, недержание мочи.

В настоящее время катетеризация мочевого пузыря каждые 2 часа, стул после очистит клизм.

Состояние при поступлении: состояние средней тяжести. Жалобы на нарушение двигательных функций нижних конечностей. Не лихорадит. Девочка правильного телосложения, удовлетворительного питания. Сколиоз грудо-поясничного отдела позвоночника 3 ст. Послеоперационный рубец в области грудного отдела позвоночника. Гипотрофия мышц нижних конечностей S>D. Диурез адекватный. Катетеризация мочевого пузыря каждые 2 часа, отмечаются сухие промежутки 20-30 мин. Стул оформленный после очистит клизмы.

Неврологический статус.

В сознании. На осмотр реагирует адекватно. Общемозговых и менингеальных симптомов нет. Голова правильной формы, окружность 52 см. Перкуторный звук не изменен.

ЧМН: без патологии.

Двигательно-рефлекторная сфера: объем движений в верхних конечностях полный, мышечный тонус удовлетворительный. Сухожильные рефлексы живые D=S. Мышечная сила - 4б. Объем активных движений в ногах снижен - самостоятельно не ходит, не стоит, перемещает ноги с помощью рук, ползает на четвереньках, ноги перемещает руками, объем пассивных движений ограничен контрактурами в коленных и голеностопных суставах, мышечный тонус повышен по спастическому типу D>S, рефлексы высокие, с расширением зон D>S. Клонусы стоп. Брюшные рефлексы не вызываются. Нарушений координации не выявлено. Чувствительность в ногах снижена мозаично, больше в дистальных отделах. Гипотермия нижних конечностей. Функции тазовых органов не контролирует. Интеллект по возрасту.

В отделении получала лечение - массаж, лечебная физкультура, физиолечение (магнитотерапия), посещала занятия по методике профессора Е.Я. Гаткина - САМБО для детей с заболеваниями нервной системы.

Состояние при выписке удовлетворительное. Самочувствие хорошее. Динамика положительная в виде увеличения объема движений в конечностях. Отмечалось увеличение силы в верхних конечностях до 4,5б. в нижних конечностях увеличился объем движений в коленных и голеностопных суставах. Отмечалась положительная динамика психоэмоционального состояния, девочка стала более открытой, подружилась с детьми без двигательных нарушений, посещавших занятия по методике САМБО. Родители ребенка остались довольны, намерены продолжить занятия по методике после выписки из стационара.

Способ реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, включающий проведение лечебных занятий в виде физических упражнений, отличающийся тем, что перед выполнением физических упражнений у пациента формируют мотивационную компоненту на реализацию своих способностей, основанную на актуализации положительных эмоций пациента и эмоциональной насыщенности процесса выполнения физических упражнений, используя при этом элементы соревновательности, при этом последовательность выполнения физических упражнений такова, что вначале осуществляют упражнения, направленные на тренировку тонических мышц, затем на тренировку фазических мышц, затем упражнения, направленные на одновременную тренировку обоих видов мышц, затем упражнения на развитие силы, в завершение осуществляют упражнения с элементами акробатики и упражнения на развитие координации движений.