Способ натяжения ремня привода механизма газораспределения двигателя автомобиля (варианты)
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к натяжению ремней и может найти применение в двигателях автомобиля. Способ натяжения ремня привода механизма газораспределения двигателя автомобиля заключается в передаче усилия натяжения ремня от вращательного движения эксцентрикового механизма (1) и поддержании натяжения ремня в постоянном рабочем состоянии посредством рабочей пружины (4). Эксцентриковый механизм (1) выполнен в виде обоймы ролика (5) с закрепленной в ней втулкой (6). Втулка (6) расположена с эксцентриситетом и на ней с возможностью вращения размещен эксцентрик. Вращательное движение эксцентрикового механизма (1) осуществляют путем приложения усилия на рычаг натяжения (2), который посредством рабочей пружины (4) передает его на рычаг эксцентрика (3), жестко закрепленный на последнем. При этом рабочее состояние ремня поддерживают путем жесткой фиксации рычага натяжения (2) и подпружинивания рычага эксцентрика (3). Подпружинивание достигают по первому варианту сжатием рабочей пружины (4), осуществляемым при взаимодействии обоймы ролика (5) и эксцентрика с ремнем, а по второму варианту растяжением рабочей пружины (4), осуществляемым при взаимодействии обоймы ролика (5) и эксцентрика с ремнем. Изобретение повышает надежность. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.
Реферат
Изобретение относится к общим способам и устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин и установок, а именно к способам и приспособлениям для изменения натяжения ремней, и может найти применение в двигателях автомобиля.
Наиболее близким к предлагаемому решению является способ натяжения устройства натяжения ремня привода механизма газораспределения двигателя автомобиля (патент РФ №2452885). В указанном патенте устройство приводят в рабочее положение, для чего ключом поворачивают головку 7 втулки 4 вокруг ее оси в любую сторону. За счет эксцентричного выполнения отверстия во втулке при повороте втулки на оси натяжной ролик начнет перемещаться в направлении ремня до упора в ремень. После этого, при дальнейшем повороте головки втулки в указанном направлении и повышении усилия упора ролика в ремень, от реакции ремня ролик начинает перемещаться в сторону от ремня за счет второго эксцентриситета ∈ - эксцентричной установки направляющей втулки в устройстве. При этом кронштейн и упорный рычаг начинают сближаться, а расстояние между фиксирующими элементами и будет сокращаться. Находящаяся в свободном, не сжатом положении, рабочая пружина сжимается (или растягивается), ее длина сокращается (или увеличивается), при этом напряжение растянутой дополнительной пружины изменяется, и она занимает свободное не рабочее положение. При сжатии рабочей пружины дополнительная пружина также сокращается и занимает нерабочее положение. Отверстие занимает верхнее положение ролик занимает рабочее положение, при котором он контактирует с ремнем привода механизма газораспределения двигателя. Поворот головки осуществляют до совпадения меток на радиусной части кронштейнов.
Фиксируют гайкой втулку на расположенной в отверстии оси крепления ролика на корпусе двигателя. При этом направляющая втулка остается в подпружиненном рабочей пружиной состоянии, которое обеспечивает расчетное натяжение ремня, мягко демпфирует динамические нагрузки на ремне в широком диапазоне знакопеременных нагрузок и повышает его рабочий ресурс.
Существенным недостатком является сложность конструкции.
Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, заключается в создании способа натяжения цепи и устройства для его осуществления, при которых возможно устранение вышеназванных недостатков.
Технический результат заключается в возможности осуществления надежного способа натяжения ремня привода механизма газораспределения двигателя автомобиля без применения дополнительных инструментов при создании усилия для вращательного движения эксцентрикового механизма.
Технический результат в варианте 1 достигается тем, что при осуществлении способа натяжения ремня привода механизма газораспределения двигателя автомобиля, заключающегося в передаче усилия натяжения ремня от вращательного движения эксцентрикового механизма и поддержании натяжения ремня в постоянном рабочем состоянии посредством рабочей пружины, вращательное движение эксцентрикового механизма, выполненного в виде обоймы ролика с жестко закрепленной в ней втулкой, расположенной с эксцентриситетом, на которой с возможностью вращения размещен эксцентрик, осуществляют путем приложения усилия на рычаг натяжения, который посредством рабочей пружины передает его на рычаг эксцентрика, жестко закрепленный на последнем, при этом рабочее состояние ремня поддерживают путем жесткой фиксации рычага натяжения и подпружинивания рычага эксцентрика, которое достигают сжатием рабочей пружины, осуществляемым при взаимодействии обоймы ролика и эксцентрика с ремнем.
Технический результат в варианте 2 достигается тем, что при осуществлении способа натяжения ремня привода механизма газораспределения двигателя автомобиля, заключающегося в передаче усилия натяжения ремня от вращательного движения эксцентрикового механизма и поддержании натяжения ремня в постоянном рабочем состоянии посредством рабочей пружины, вращательное движение эксцентрикового механизма, выполненного в виде обоймы ролика с жестко закрепленной в ней втулкой, расположенной с эксцентриситетом, на которой с возможностью вращения размещен эксцентрик, осуществляют путем приложения усилия на рычаг натяжения, который посредством рабочей пружины передает его на рычаг эксцентрика, жестко закрепленный на последнем, при этом рабочее состояние ремня поддерживают путем жесткой фиксации рычага натяжения и подпружинивания рычага эксцентрика, которое достигают растяжением рабочей пружины, осуществляемым при взаимодействии обоймы ролика и эксцентрика с ремнем.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен натяжитель по варианту 1 (изометрия); на фиг. 2 - натяжитель по варианту 1 (вид спереди); на фиг. 3 - натяжитель по варианту 1 (вид сверху); на фиг. 4 представлен натяжитель по варианту 2 (изометрия); на фиг. 5 - натяжитель по варианту 2 (вид спереди); на фиг. 6 - натяжитель по варианту 2 (вид сверху).
Для использования предлагаемого способа необходим натяжитель, содержащий эксцентриковый механизм 1, рычаг натяжения 2, рычаг эксцентрика 3, пружину рабочую 4.
Экцентриковый механизм 1 содержит в себе обойму ролика 5, втулку 6, эксцентрик 7, подшипник 8, подшипник скольжения 9, пылезащиту подшипника 10, дистанционную шайбу 11, стопорное кольцо 12. Втулка 6 жестко закреплена в обойме ролика 5 и расположена в ней с эксцентриситетом. Эксцентрик 7 размещен на втулке 6 с возможностью вращения. Рычаг эксцентрика 3 жестко закреплен на эксцентрике 7 и имеет защиту от пыли.
Натяжение ремня привода механизма газораспределения двигателя автомобиля предлагаемым способом по варианту 1 осуществляют следующим образом.
Натяжитель устанавливают на шпильку крепления ролика (или прикручивают болтом), в зависимости от модели автомобиля, на который он устанавливается.
Ремень привода механизма газораспределения двигателя автомобиля (далее - ремень) ГРМ упирается в поверхность обоймы ролика 5.В предустановочном положении рычаги 2 и 3 натяжителя максимально разведены и метки (не показаны) на рычагах 2 и 3 не совпадают.
При приложении усилия на рычаг натяжения 2 усилие через рабочую пружину 4 передают на рычаг эксцентрика 3, который в свое очередь осуществляет вращательное движение в эксцентриковом механизме 1, а именно, т.к. рычаг эксцентрика 3 жестко зафиксирован на эксцентрике 7 посредствам специальной лыски и контактной сварки, то эксцентрик 7 перемещается на втулке 6 в сторону ремня, и тем самым передают усилие натяжения к ремню.
При этом, когда обойма 5 и эксцентрик 7 взаимодействуют с ремнем, упираясь в него, происходит сжатие пружины 4. При совпадении меток (не показаны) на рычагах 2 и 3 фиксируют натяжитель на двигателе посредством болта или гайки на шпильке, рычаг натяжения 2 жестко фиксируют, а рычаг эксцентрика 3 становится подпружиненным и обеспечивает постоянное натяжение ремня, т.е. его рабочее состояние.
Натяжение ремня привода механизма газораспределения двигателя автомобиля предлагаемым способом по варианту 2 осуществляют следующим образом.
Натяжитель устанавливают на шпильку крепления ролика (или прикручивают болтом), в зависимости от модели автомобиля, на который он устанавливается.
Ремень ГРМ упирается в поверхность обоймы ролика 5. В предустановочном положении рычаги 2 и 3 натяжителя максимально сведены и метки (не показаны) на рычагах 2 и 3 не совпадают.
При приложении усилия на рычаг натяжения 2 усилие через рабочую пружину 4 передают на рычаг эксцентрика 3, который в свое очередь осуществляет вращательное движение в эксцентриковом механизме 1, а именно, т.к. рычаг эксцентрика 3 жестко зафиксирован на эксцентрике 7 посредствам специальной лыски и контактной сварки, то эксцентрик 7 перемещается на втулке 6 в сторону ремня, и тем самым передают усилие натяжения к ремню.
При этом, когда обойма 5 и эксцентрик 7 взаимодействуют с ремнем, упираясь в него, происходит растяжение пружины 4. При совпадении меток (не показаны) на рычагах 2 и 3 фиксируют натяжитель на двигателе посредством болта или гайки на шпильке, рычаг натяжения 2 жестко фиксируют, а рычаг эксцентрика 3 становится подпружиненным и обеспечивает постоянное натяжение ремня, т.е. его рабочее состояние.
Таким образом, указанный технический результат достигнут.
1. Способ натяжения ремня привода механизма газораспределения двигателя автомобиля, заключающийся в передаче усилия натяжения ремня от вращательного движения эксцентрикового механизма и поддержании натяжения ремня в постоянном рабочем состоянии посредством рабочей пружины, отличающийся тем, что вращательное движение эксцентрикового механизма, выполненного в виде обоймы ролика с закрепленной в ней втулкой, расположенной с эксцентриситетом, на которой с возможностью вращения размещен эксцентрик, осуществляют путем приложения усилия на рычаг натяжения, который посредством рабочей пружины передает его на рычаг эксцентрика, жестко закрепленный на последнем, при этом рабочее состояние ремня поддерживают путем жесткой фиксации рычага натяжения и подпружинивания рычага эксцентрика, которое достигают сжатием рабочей пружины, осуществляемым при взаимодействии обоймы ролика и эксцентрика с ремнем.
2. Способ натяжения ремня привода механизма газораспределения двигателя автомобиля, заключающийся в передаче усилия натяжения ремня от вращательного движения эксцентрикового механизма и поддержании натяжения ремня в постоянном рабочем состоянии посредством рабочей пружины, отличающийся тем, что вращательное движение эксцентрикового механизма, выполненного в виде обоймы ролика с жестко закрепленной в ней втулкой, расположенной с эксцентриситетом, на которой с возможностью вращения размещен эксцентрик, осуществляют путем приложения усилия на рычаг натяжения, который посредством рабочей пружины передает его на рычаг эксцентрика, жестко закрепленный на последнем, при этом рабочее состояние ремня поддерживают путем жесткой фиксации рычага натяжения и подпружинивания рычага эксцентрика, которое достигают растяжением рабочей пружины, осуществляемым при взаимодействии обоймы ролика и эксцентрика с ремнем.