Устройства и способы управления для системы взимания дорожных сборов

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к устройствам управления и к способам для системы взимания дорожных сборов, которая основана на бортовых устройствах, транспортируемых транспортными средствами, содержащим следующие операции: в маркирующем транспортном средстве: обнаруживают факт нарушения правил движения или правил оплаты дорожных сборов бортовым устройством или транспортирующим его транспортным средством и передают маркер в бортовое устройство посредством интерфейса DSRC-радиосвязи, если совершено нарушение; в бортовом устройстве: после приема маркера периодически определяют собственное местоположение устройства и производят широковещательную передачу сообщения о местоположении, содержащего сведения о его соответствующем текущем местоположении; и в контролирующем устройстве: обнаруживают транспортное средство на основании по меньшей мере одного из сообщений о местоположении, переданных бортовым устройством. Обеспечивается повышение выявления нарушений правил движения или правил оплаты дорожных сборов и наложения взысканий за них. 3 н. и 22 з.п. ф-лы, 7 ил.

Реферат

Настоящее изобретение относится к устройствам и к способам управления для системы взимания дорожных сборов, которая основана на бортовых устройствах, транспортируемых транспортными средствами.

В современных системах взимания дорожных сборов транспортные средства, с которых взимаются дорожные сборы, оснащены бортовыми устройствами (OBU), которые могут использоваться для определения местоположения транспортных средств для последующего взимания с них дорожных сборов (пошлин) за использование ими дороги. Бортовые устройства (OBU) могут представлять собой устройства разнообразных конструкций: бортовые устройства (OBU) могут представлять собой устройства, "сами определяющие свое местоположение", то есть которые могут сами непрерывно определять свое местоположение, например, посредством приемника спутниковой навигационной системы в качестве части спутниковой навигационной системы (глобальной спутниковой навигационной системы, GNSS) и сообщать сведения об определенных таким способом местоположениях ("засечках местоположения") либо непосредственно в центр обработки информации в системе взимания дорожных сборов по сети мобильной связи или по сети географически распределенных радиомаяков, либо в виде "абстрагированных" транзакций по оплате дорожных сборов, вычисленных на основании сообщенных местоположений. В альтернативном варианте такие бортовые устройства (OBU) глобальной спутниковой навигационной системы (GNSS) могут просто сохранять сведения о сообщенных местоположениях или о произведенных ими транзакциях по оплате дорожных сборов, или снимать сумму пошлин, вычисленную на основании этих местоположений, с внутреннего кредитного счета для оплаты дорожных сборов. Бортовые устройства (OBU) также могут представлять собой устройства, "местоположение которых определяют извне", например, с использованием множества маяков для взимания дорожных сборов или радиомаяков, которые географически распределены по системе взимания дорожных сборов, и которые устанавливают соответствующую ближнюю связь или DSRC (специализированную связь на коротких расстояниях) с проезжающими мимо бортовыми устройствами (OBU) и определяют их местоположение относительно известных мест расположения радиомаяков, что обусловлено ограниченной дальностью связи. Сведения о соответствующих сообщенных местоположениях или о вычисленных на их основании суммах транзакций по оплате дорожных сборов, могут быть затем сгенерированы бортовыми устройствами (OBU) или радиомаяками для взимания дорожных сборов и подвергнуты обработке либо в бортовых устройствах (OBU), либо в центре обработки информации.

Задачей настоящего изобретения является создание новых устройств и способов управления для выявления нарушений правил движения или правил оплаты дорожных сборов и наложения взысканий за них в таких системах взимания дорожных сборов.

В первом аспекте настоящего изобретения эта задача решена посредством устройства управления упомянутого выше типа, содержащего:

по меньшей мере одно маркирующее транспортное средство, по меньшей мере одно бортовое устройство и по меньшей мере одно контролирующее устройство, каждое из которых содержит DSRC-приемопередатчик для создания интерфейса DSRC-радиосвязи,

при этом маркирующее транспортное средство сконфигурировано для обнаружения факта нарушения правил движения или правил оплаты дорожных сборов бортовым устройством или транспортирующим его транспортным средством и для передачи маркера в бортовое устройство через интерфейс DSRC-радиосвязи в том случае, если совершено нарушение,

при этом бортовое устройство сконфигурировано для определения своего местоположения и для периодической широковещательной передачи сообщений о местоположении, содержащих сведения о его соответствующем текущем местоположении, после приема маркера, и

при этом контролирующее устройство сконфигурировано для обнаружения транспортного средства на основании, по меньшей мере, одного из сообщений о местоположении, переданных бортовым устройством.

Согласно второму аспекту изобретения, создано бортовое устройство для системы взимания дорожных сборов, содержащее устройство для определения собственного местоположения бортового устройства и DSRC-приемопередатчик для создания интерфейса DSRC-радиосвязи, который сконфигурирован для периодической широковещательной передачи сообщений о местоположении, содержащих сведения о соответствующем текущем его местоположении, после приема маркера в DSRC-приемопередатчике.

Согласно третьему аспекту изобретения, создан способ управления для системы взимания дорожных сборов, которая основана на бортовых устройствах, транспортируемых транспортными средствами, с использованием по меньшей мере одного маркирующего транспортного средства, по меньшей мере одного бортового устройства и по меньшей мере одного контролирующего устройства, каждое из которых содержит DSRC-приемопередатчик для создания интерфейса DSRC-радиосвязи, содержащий следующие операции:

выполняемые в маркирующем транспортном средстве: обнаруживают факт нарушения правил движения или правил оплаты дорожных сборов бортовым устройством или транспортирующим его транспортным средством, и передают маркер в бортовое устройство посредством интерфейса DSRC-радиосвязи, если совершено нарушение;

выполняемые в бортовом устройстве: после приема маркера периодически определяют собственное местоположение устройства и производят широковещательную передачу сообщений о местоположении, содержащих сведения о его соответствующем текущем местоположении;

выполняемые в контролирующем устройстве: обнаруживают транспортное средство на основании, по меньшей мере, одного из сообщений о местоположении, переданных бортовым устройством.

Изобретение основано на новом подходе к распределенной системе управления, которая состоит из первого парка маркирующих транспортных средств ("охотников"), которые электронным способом "маркируют" транспортные средства-нарушители, и второго парка контролирующих устройств ("ловцов"), которые ловят промаркированные таким способом транспортные средства-нарушители. "Охотники" являются хорошо оснащенными для автоматического обнаружения нарушений, и от них не требуется предпринимать какие-либо иные дополнительные действия в отношении транспортных средств-нарушителей, кроме маркирования транспортных средств-нарушителей; их взаимодействия с контролируемыми транспортными средствами являются кратковременными, и, следовательно, они могут быстро передвигаться о и даже проверять транспортные средства, движущиеся с высокой скоростью или во встречном транспортном потоке, и их количество может оставаться низким, в силу чего общие затраты на оборудование не выходят за разумные пределы. Бортовые устройства всего лишь должны быть оснащены небольшим количеством дополнительных функциональных возможностей для квази-самостоятельной беспроводной самоидентификации как OBU "промаркированного" транспортного средства-нарушителя. Для "ловцов" требуется сравнительно небольшое количество оборудования, поскольку они не выявляют нарушения, а только обнаруживают излучение промаркированных бортовых устройств (OBU) и, таким образом, выслеживают транспортные средства-нарушители. В таком случае экипаж контролирующего устройства может, например, остановить транспортное средство-нарушитель и произвести локальную проверку вручную. Вследствие невысоких требований, предъявляемых к оборудованию, может быть предусмотрено наличие большого количества контролирующих устройств ("ловцов"), и, следовательно, они могут, в частности, также проводить локальные инспекторские проверки, отнимающие много времени. Например, существующие сооружения инфраструктуры, такие как, например, пограничные станции или посты сбора дорожной пошлины, парки транспортных средств специального назначения, таких как, например, транспортные средства аварийно-спасательных служб, средства общественного транспорта, такси и т.п. могут быть превращены в контролирующие устройства и выполнять свои функции контроля стационарно или мобильно в движущемся транспортном потоке или в остановившемся транспорте, тогда как несколько сложных регистрирующих транспортных средств ("охотников") непрерывно движутся в транспортном потоке с высокой мобильностью и маркируют бортовые устройства-нарушители (OBU-нарушители). В результате, сами средства автоматического управления транспортными средствами, включающие в себя бортовые устройства, могут быть реализованы даже в больших, сильно разветвленных дорожных сетях, которые содержат полосы высокоскоростного движения и полосы встречного движения.

Устройства и способы из настоящего изобретения пригодны для бортовых устройств (OBU) (использующих DSRC) обоих типов: для бортовых устройств (OBU), представляющих собой устройства "местоположение которых определяют извне", которые уже содержат интерфейс специализированной радиосвязи на коротких расстояниях (интерфейс DSRC-радиосвязи), и для бортовых устройств (OBU) глобальной спутниковой навигационной системы (GNSS), представляющих собой устройства "сами определяющие свое местоположение", которые дополнительно содержат интерфейс DSRC-радиосвязи для управления и настройки.

Количество контролирующих устройств предпочтительно является значительно большим, чем количество маркирующих транспортных средств, в частности, предпочтительно большим, по меньшей мере, в десять раз.

Особо предпочтительное, если после приема маркера бортовое устройство периодически передает способом широковещательной передачи сообщения о местоположении только лишь за ограниченный промежуток времени или только для ограниченного количества сообщений о местоположении. Это предотвращает непрерывное продолжение широковещательной передачи сообщений о своем местоположении транспортными средствами-нарушителями, не пойманными за приемлемый интервал времени.

Нарушения, обнаруживаемые маркирующим транспортным средством, могут включать в себя все типы нарушений правил оплаты дорожных сборов или правил движения, которые могут быть обнаружены автоматически, например нарушения, связанные с превышением скорости, которые обнаруживают посредством устройства измерения скорости в маркирующем транспортном средстве, запреты на вождение (включая запреты по времени), обнаруживаемые посредством устройства обнаружения транспортных средств, имеющегося в маркирующем транспортном средстве, и т.п. Нарушениями предпочтительно являются нарушения правил оплаты дорожных сборов, и в частности, такие нарушения, которые могут быть выявлены на основании параметра дорожного сбора, который может быть считан с бортового устройства через интерфейс DSRC-радиосвязи. Такие параметры дорожного сбора могут быть произвольными и предоставить информацию, например, о цели использования транспортного средства (например, транспортное средство аварийно-спасательных служб, средство общественного транспорта, личный автомобиль, грузовик и т.п.), о статусе пользователя транспортного средства, о размере, о весе, об экологическом классе, о количестве осей транспортного средства и т.п. Всякий раз при вычислении дорожного сбора либо во время обмена информацией с радиомаяком для взимания дорожных сборов, либо при вычислении сумм транзакций по оплате дорожных сборов на основании сообщенных местоположений, параметров дорожного сбора, взимаемого с OBU, используют для определения суммы дорожного сбора или даже для определения того, подлежит ли оплате дорожный сбор.

Таким образом, предпочтительный вариант осуществления настоящего изобретения характеризуется тем, что обнаружение в маркирующем транспортном средстве производится следующим образом: посредством интерфейса DSRC-радиосвязи с бортового устройства считывают, по меньшей мере, один параметр дорожного сбора, и проверяют правильность этого параметра дорожного сбора.

В еще одном аспекте изобретения оно относится, в частности, к проверке параметров дорожного сбора, зависящих от формы конкретного транспортного средства. Такими параметрами, зависящими от формы конкретного транспортного средства, которые определяют сумму дорожного сбора, подлежащую оплате, могут являться, например, габаритные размеры транспортного средства, количество осей в текущий момент времени (с прицепом или без него), конкретная конструкция кузова, например, грузовик или легковой автомобиль, и т.п., и они могут быть установлены или сохранены в качестве параметров дорожного сбора в бортовом устройстве. Для обнаружения неправомерных неправильных установок таких параметров дорожного сбора маркирующее транспортное средство содержит датчик, предпочтительно, лазерный дальномер или лазерное сканирующее устройство обнаружения параметра, характеризующего форму транспортного средства, транспортирующего бортовое устройство, и определяет точность параметра дорожного сбора в зависимости от параметра, характеризующего форму.

Согласно еще одному предпочтительному признаку настоящего изобретения, в тех вариантах осуществления настоящего изобретения, в которых обнаружение факта нарушения в маркирующих транспортных средствах основано на проверке параметров дорожного сбора, заданных в бортовых устройствах, параметр дорожного сбора также может быть считан контролирующим устройством с бортового устройства через интерфейс DSRC-радиосвязи как часть процедуры обнаружения транспортного средства-нарушителя контролирующим устройством при условии, что местоположение, указанное в сообщении о местоположении, принятом контролирующим устройством, находится в пределах дальности действия интерфейса DSRC-радиосвязи контролирующего устройства, и может быть отображено в контролирующем устройстве для обеспечения возможности повторной проверки или подтверждения правильности параметра дорожного сбора и факта нарушения правил оплаты дорожных сборов.

Бортовые устройства, промаркированные как совершившие нарушение, могут передавать способом широковещательной передачи сообщения об их местоположении множеством разнообразных способов. Согласно первому варианту осуществления, широковещательная передача сообщений о местоположении производится бортовыми устройствами посредством их DSRC-приемопередатчика, так что эти сообщения могут быть приняты, например, радиомаяками DSRC на их пути или, предпочтительно, непосредственно контролирующими устройствами посредством их соответствующего DSRC-приемопередатчика. Вследствие ограниченного диапазона действия интерфейса DSRC-радиосвязи контролирующие устройства могут обнаруживать проезжающие мимо транспортные средства-нарушители просто на основании того факта, что сообщения о местоположении были успешно приняты посредством интерфейса DSRC-радиосвязи, и таким образом выслеживают их или определяют их местоположение.

В альтернативном варианте осуществления изобретения бортовые устройства передают сообщения об их местоположении по сети мобильной связи (по сети наземной мобильной связи общего пользования, PLMN), например, по сети стандарта GSM, UMTS или LTE, в центр обработки информации, который пересылает эти сообщения о местоположении в контролирующие устройства. На основании соответствующих местоположений, указанных в сообщениях о местоположении, эти контролирующие устройства могут затем определять местоположение и обнаруживать транспортные средства-нарушители.

В обоих вариантах осуществления изобретения, когда маркирующее транспортное средство передает маркер, оно может дополнительно передать сообщение о нарушении по сети мобильной связи в центр обработки информации для дополнительной проверки и/или архивирования. Предпочтительно центр обработки информации также может передавать сообщения о нарушения в контролирующие устройства, и контролирующие устройства могут использовать их для перепроверки считанных параметров дорожного сбора.

В еще одном варианте осуществления настоящего изобретения, сообщения о нарушении, принятые в центре обработки информации, также могут использоваться для возврата подтверждающего сообщения для каждого сообщения о нарушении, принятого по сети мобильной связи, в бортовое устройство, указанного в сообщении о нарушении. В этом случае бортовое устройство может быть сконфигурировано для ожидания такого подтверждающего сообщения до периодической широковещательной передачи сообщения о местоположении. В результате, безопасность системы может быть повышена, и, например, могут быть произведены дополнительные проверки полномочий в центре обработки информации.

Если бортовым устройством не принято подтверждающее сообщение для маркера в пределах заданного промежутка времени ожидания, бортовое устройство предпочтительно игнорирует принятый маркер, вследствие чего последующую широковещательную передачу сообщений о местоположении не производят.

В любом случае, особо предпочтительно, если центр обработки информации может отменить широковещательную передачу сообщений о местоположении в бортовом устройстве в любой момент времени по сети мобильной связи для обеспечения возможности централизованного вмешательства в случае неисправностей.

В еще одном предпочтительном варианте осуществления настоящего изобретения, в котором контролирующим устройством является контролирующее транспортное средство, это транспортное средство может быть оснащено устройством для определения собственного местоположения транспортного средства, предпочтительно, приемником спутниковой навигационной системы, и оно может регистрировать свое местоположение в центре обработки информации для того, чтобы принимать из центра обработки информации только те сообщения о нарушении, которые относятся к окрестности транспортного средства. Таким образом, для системы может быть реализован дополнительная операция обеспечения безопасности за счет требования того, чтобы соответствующее сообщение о нарушении присутствовало в центре обработки информации для бортовых устройств (OBU), промаркированных как совершившие нарушение, при которой контролирующие устройства перепроверяют сообщение перед тем, когда на пойманное за нарушение транспортное средство с OBU будет наложено взыскание за нарушение.

Еще одна операция проверки для обеспечения безопасности может быть реализована путем оснащения маркирующего транспортного средства устройством считывания регистрационного номера транспортного средства, транспортирующего бортовое устройство, и добавления сведений о регистрационном номере в сообщение о нарушении, при этом, контролирующее устройство аналогичным образом содержит устройство считывания регистрационного номера транспортного средства и использует этот номер для выбора сообщения о нарушении для перепроверки.

Согласно еще одному предпочтительному признаку настоящего изобретения, маркирующее транспортное средство также может быть оснащено устройством для измерения скорости и направления движения проезжающего мимо транспортного средства, и может добавлять эти измеренные значения в маркер и/или в сообщение о нарушении для облегчения проверки достоверности нарушения.

Дополнительные признаки и преимущества настоящего изобретения станут очевидными из приведенного ниже описания предпочтительного варианта его осуществления, в котором приведены ссылки на сопроводительные чертежи, на которых изображено следующее:

на фиг.1 схематично показан общий вид принципа действия устройств управления и способа управления из настоящего изобретения в совокупности транспортных средств в дорожной сети;

на фиг.2a и фиг.2b показаны различные компоненты устройства и операции способа, когда контролируемое транспортное средство проезжает мимо маркирующего транспортного средства;

на фиг.3a и фиг.3b показаны различные компоненты устройства и операции способа, когда контролируемое транспортное средство проезжает мимо контролирующего устройства;

на фиг.4a и фиг.4b изображены схемы последовательности операций двух различных вариантов осуществления той части способа, которая выполняется в маркирующем транспортном средстве;

на фиг.5 изображена блок-схема бортового устройства согласно настоящему изобретению;

на фиг.6 изображена схема последовательности операций той части способа, которая выполняется в бортовом устройстве;

на фиг.7a изображена схема последовательности операций из первого варианта осуществления той части способа, которая выполняется в центре обработки информации и в контролирующем устройстве; и

на фиг.7b изображена схема последовательности операций из альтернативного варианта осуществления той части способа, которая выполняется в контролирующем устройстве.

На фиг.1 приведена схематичная иллюстрация системы 1 взимания дорожных сборов, в которой множество транспортных средств 2, с которых взимают дорожные сборы, движутся по дорожной сети, которая подробно не показана, например, по общенациональной дорожной сети. Систему 1 взимания дорожных сборов используют для взимания взимание дорожных сборов (пошлин) за произвольное использования дороги транспортными средствами 2, и, в частности, как за использование проезжих частей для дорожного движения в форме дорожных сборов за проезд по шоссе, территории, за проезд или при пересечении границы, так и за использование проезжих частей для остановившегося транспорта, в форме платы за посещение или за парковку.

Для этого, согласно фиг.2, фиг.3 и фиг.5, все транспортные средства 2, с которых взимают дорожные сборы, оснащены бортовыми устройствами (OBU) 3, которые могут использоваться для определения местоположения транспортных средств 2, и, следовательно, с них могут взиматься дорожные сборы. Бортовые устройства (OBU) 3 могут представлять собой устройства разнообразных конструкций: бортовые устройства (OBU) 3 могут представлять собой устройства, "сами определяющие свое местоположение", то есть которые могут сами непрерывно определять свое местоположение, например, посредством приемника 29 спутниковой навигационной системы (см. фиг.5) в качестве части спутниковой навигационной системы (глобальной спутниковой навигационной системы, GNSS) и сообщать сведения об определенных таким способом местоположениях ("засечках местоположения") либо непосредственно в центр 4 обработки информации в системе 1 взимания дорожных сборов или по сети мобильной связи или по сети географически распределенных радиомаяков, либо в виде "абстрагированных" транзакций по оплате дорожных сборов, вычисленных на основании сообщенных местоположений. В альтернативном варианте такие бортовые устройства (OBU) 3 глобальной спутниковой навигационной системы (GNSS) могут просто сохранять сведения о сообщенных местоположениях или о произведенных ими транзакциях по оплате дорожных сборов, или снимать сумму пошлин, вычисленную на основании этих местоположений, с внутреннего кредитного счета для оплаты дорожных сборов. Бортовые устройства (OBU) 3 также могут представлять собой устройства, "местоположение которых определяют извне", например, с использованием множества маяков для взимания дорожных сборов или радиомаяков, которые географически распределены по системе 1 взимания дорожных сборов и которые устанавливают соответствующую ближнюю связь или специализированную связь на коротких расстояниях (DSRC) с проезжающими мимо бортовыми устройствами (OBU) 3 и определяют их местоположение относительно известных мест расположения радиомаяков, что обусловлено ограниченной дальностью связи. Сведения о соответствующих сообщенных местоположениях или о вычисленных на их основании суммах транзакций по оплате дорожных сборов могут быть затем сгенерированы бортовыми устройствами (OBU) 3 или радиомаяками для взимания дорожных сборов и подвергнуты обработке либо в бортовых устройствах (OBU) 3, либо в центре 4 обработки информации.

Для правильного вычисления дорожных сборов в системе 1 взимания дорожных сборов устанавливают один или большее количество параметров OC дорожного сбора, характерных для соответствующего транспортного средства 2, или сохраняют их в бортовых устройствах (OBU) 3. Параметры OC дорожного сбора могут представлять собой параметры любого произвольного типа и могут, например, предоставлять информацию о цели использования транспортного средства 2 (например, транспортное средство аварийно-спасательных служб, средство общественного транспорта, личный автомобиль, грузовик и т.п.), о статусе пользователя транспортного средства 2, о размере, о весе, об экологическом классе, о количестве осей транспортного средства 2 с прицепом или без него и т.п. Всякий раз при вычислении дорожного сбора либо во время обмена информацией с радиомаяком для взимания дорожных сборов, либо при вычислении сумм транзакций по оплате дорожных сборов на основании сообщенных местоположений, параметры OC дорожного сбора, взимаемого с OBU 3, используют для определения суммы дорожного сбора или даже для определения того, обязан ли быть уплачен дорожный сбор.

В другом примере рассматриваемые параметры OC дорожного сбора включают в себя, в частности, те параметры, которые могут быть проверены (подвергнуты перепроверке) путем проверки внешнего вида, то есть формы транспортного средства 2, транспортирующего OBU 3. В этом изобретении такие параметры OC дорожного сбора именуют зависящими от формы конкретного транспортного средства. Параметры OC дорожного сбора, зависящие от формы конкретного транспортного средства, могут, например, включать в себя один или большее количество габаритных размеров транспортного средства 2, сведения о конструкции его кузова (коробчатый кузов, кузов-платформа, кузов легкового автомобиля или кузов грузовика), о количестве осей, о количестве прицепов и т.п.

Устройства и способы управления, которые описаны ниже, пригодны, в частности, для тех бортовых устройств (OBU) 3, для которых установленные или хранящиеся в них параметры OC дорожного сбора, зависящие от формы конкретного транспортного средства, могут быть считаны через интерфейс 31 DSRC-радиосвязи (см. фиг.5), что имеет место, например, в случае бортовых устройств (OBU) с DSRC, соответствующих стандартам RFID, CEN-DSRC, UNI-DSRC,-G5 или WAVE (беспроводной доступ в среде транспортного средства). Также пригодными являются бортовые устройства (OBU) 3 GNSS, которые дополнительно содержат интерфейс 31 DSRC-радиосвязи для считывания их параметров дорожного сбора для задач контроля, и они могут быть проверены описанным ниже способом.

Кроме того, само собой разумеется, что описанные здесь устройства и способы управления также способны выявлять даже то, оснащено ли транспортное средство 2, с которого взимают дорожный сбор, бортовым устройством (OBU) 3, и проверять функциональность OBU 3, поскольку для считывания параметров дорожного сбора необходимо правильно функционирующее OBU 3.

Наконец, описанные устройства и способы управления также способны обеспечивать обнаружение и наложение взысканий за обычные нарушения правил движения транспортными средствами 2, например, нарушения, связанные с превышением скорости, нарушения запретов на вождение (в ночное время) и другие нарушения правил движения, поскольку они могут быть автоматически обнаружены посредством измерительных устройств, датчиков и т.п.

Устройство контроля используется для вышеупомянутых задач контроля в системе 1 взимания дорожных сборов, которая состоит из первого парка маркирующих транспортных средств 5, вышеупомянутых бортовых устройств (OBU) 3, второго парка контролирующих устройств (здесь контролирующих транспортных средств 6) и сервера 7 регистрации нарушений в центре 4 обработки информации. Вместо мобильных контролирующих транспортных средств 6 или в дополнение к ним также можно обеспечить наличие стационарных контролирующих устройств, например, постов сбора пошлины или пограничны станций. Приведенное ниже описание, относящееся к контролирующим транспортным средствам 6, применимо к контролирующим устройствам всех типов.

Предпочтительно предусмотрено наличие значительно большего количества контролирующих транспортных средств 6, чем маркирующих транспортных средств 5. Отношение количества контролирующих транспортных средств 6 к количеству маркирующих транспортных средств 5 предпочтительно составляет, по меньшей мере, 10:1, и предпочтительно составляет 100:1, 1000:1 и более. Как описано ниже, контролирующие транспортные средства 6 имеют более простую конструкцию чем маркирующие транспортные средства 5 и функционируют с иным характером поведения при движении, что приводит к сбалансировавшему соотношению зон охвата для сфер действия маркирующих и контролирующих транспортных средств при минимальных затратах. Маркирующие транспортные средства 5 непрерывно движутся в транспортном потоке, и их взаимодействия с контролируемыми транспортными средствами 2 являются кратковременными, тогда как контролирующие транспортные средства 6 могут использоваться как в качестве мобильных средств, так и в качестве стационарных средств, и могут иметь более длительные взаимодействия с контролируемыми транспортными средствами 2, если они осуществляют проверки с остановкой или налагают взыскания за нарушения правил оплаты дорожных сборов.

Как показано на общем виде на фиг.1, маркирующие транспортные средства 5 используются для обнаружения тех транспортных средств 2, которые совершают нарушения правил движения или правил оплаты дорожных сборов, например, совершают нарушение, связанное с превышением скорости, или которые содержат неисправное или неправильно установленное OBU 3, или вообще не содержат его, которые ниже именуют транспортными средствами-нарушителями 2’, на соответственно заданных дальностях 8 обнаружения, и для электронного "маркирования" бортовых устройств (OBU) 3 этих транспортных средств через интерфейс DSRC-радиосвязи, как будет более подробно описаны ниже со ссылкой на фиг.2, фиг.4 и фиг.5. Контролирующие транспортные средства 6 используются для проверки транспортных средств 2, которые расположены в соответствующей окрестности 9, на основании сообщений о местоположении, переданных способом широковещательной передачи бортовыми устройствами (OBU) 3, что будет более подробно описано ниже со ссылкой на фиг.3 и фиг.7.

В этом случае экипаж контролирующего транспортного средства 6 может произвести соответствующую дополнительную проверку и предпринять принудительные меры, например, остановить транспортное средство-нарушитель 2’, произвести проверку транспортного потока, взыскать добавочный дорожный сбор, наложить штраф и т.п.

В дополнение к интерфейсам DSRC-радиосвязи между маркирующими транспортными средствами 5 и бортовыми устройствами (OBU) 3, и между бортовыми устройствами (OBU) 3 и контролирующими транспортными средствами 6, маркирующие транспортные средства 5 и/или бортовые устройства (OBU) 3 и/или контролирующие транспортные средства 6 могут поддерживать связь друг с другом и/или с центром 4 обработки информации через беспроводную сеть, например, через сеть мобильной связи, в частности, через сеть стандарта GSM, UMTS LTE, предпочтительно через соединения с коммутацией пакетов. В альтернативном варианте также возможно использование сети географически распределенных радиомаяков в системе 1 взимания дорожных сборов, например DSRC-радиомаяка, через который поддерживают связь маркирующие транспортные средства 5, бортовые устройства (OBU) 3 и контролирующие транспортные средства 6.

На фиг.2a и фиг.2b подробно показано одно из маркирующих транспортных средств 5 в два последовательных момента времени, когда транспортное средство 2 на дороге 10 проезжает мимо во встречном транспортном потоке. Маркирующее транспортное средство 5 оснащено DSRC-приемопередатчиком 11 для DSRC-радиосвязи с OBU 3 транспортного средства 2, устройством 12 считывания регистрационных номеров для автоматического считывания (оптического распознавания символов, OCR) регистрационного номера с номерного знака 13 транспортного средства 2 и датчиком 14, которым здесь является лазерное сканирующее устройство, для обнаружения параметра, характеризующего внешнюю форму транспортного средства 2, который ниже именуют параметром CL, характеризующим форму.

В данном примере параметром CL, характеризующим форму, является категория транспортного средства ("легковой автомобиль", "двухосный грузовик", "трехосный грузовик", "четырехосный грузовик", "грузовик с прицепом" и т.п.); однако, само собой разумеется, что в качестве параметра CL, характеризующего форму, может служить любая другая характеристика внешней формы транспортного средства 2, которая может быть определена посредством датчика 14, аналогично вышеупомянутому параметру OC дорожного сбора, зависящему от формы конкретного транспортного средства.

Датчик 14 для обнаружения параметра CL, характеризующего форму, может быть выполнен любым способом, известным на предшествующем уровне техники, например, в виде электронной камеры, которая может записывать одного или большее количество изображений проезжающего мимо транспортного средства 2, в том числе, изображения с различных углов наблюдения, а эти изображения затем используют для извлечения соответствующих характеристик и параметров, характеризующие форму транспортного средства 2, посредством программы распознавания изображений. В альтернативном варианте датчиком 14 может являться датчик, основанный на методе светового сечения, радиолокационный или лазерный дальномер или лазерное сканирующее устройство, которое сканирует транспортное средство 2, когда оно проезжает мимо, с использованием светового, радиолокационного или лазерного остронаправленного или веерного луча 15 для обнаружения одного или большего количества габаритных размеров или контуров проезжающего мимо транспортного средства 2 в виде профиля сканирования или облака точек сканирования.

Устройство 12 считывания регистрационных номеров, имеющееся в маркирующем транспортном средстве 5, выполняет известную из предшествующего уровня техники процедуру считывания с оптическим распознаванием символов (OCR-считывания) официального регистрационного номера (LPN) на номерном знаке 13 транспортного средства 2 ("автоматическое распознавание регистрационного номера", ALNR); траектория формирования изображений или информационный поток схематично показаны стрелкой 16.

DSRC-приемопередатчик 11 маркирующего транспортного средства 5 устанавливают DSRC-радиосвязь 17 с OBU 3 для считывания параметра OC дорожного сбора, установленного или хранящегося в OBU 3, для его дальнейшего изучения. Во время этого изучения считанный параметр OC дорожного сбора, взимаемого с OBU 3, должен соответствовать параметру CL, характеризующему форму транспортного средства 2, обнаруженную датчиком 14. Например, если параметр OC дорожного сбора указывает "трехосный грузовик", то датчик 14 также должен обнаруживать не противоречащий ему параметр CL, характеризующий форму; в противном случае имеет место нарушение правил оплаты дорожных сборов, и транспортное средство 2 является "транспортным средством-нарушителем" 2’.

Само собой разумеется, что параметр OC дорожного сбора, считанный с OBU 3, может дополнительно зависеть от иных компонентов, чем форма транспортного средства, например, от состояния или от цели использования транспортного средства 2, от времени, от общих временных условий (например, от запрета на вождение ночью), от ограничений, наложенных на экологический класс транспортного средства, от скорости и т.п., что также может быть учтено при проверке нарушения.

Кроме того, маркирующее транспортное средство 5 также может выявлять иные нарушения помимо нарушений правил оплаты дорожных сборов, например распространенные нарушения правил движения транспортным средством 2, например нарушения, связанные с превышением скорости. Для этого маркирующее транспортное средство 5 может быть оснащено устройством 18 для измерения скорости и направления движения, то есть вектора v движения транспортного средства 2. Измерительное устройство 18 может также быть реализовано посредством устройства 12 считывания регистрационных номеров, которое выполнено