Перевалочное устройство прокатных клетей

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к устройствам для перемещения прокатной клети в клетевое приемное приспособление или из клетевого приемного приспособления прокатной линии. Устройство содержит поводковый элемент для захвата ведомого элемента прокатной клети и транспортировочный элемент, посредством которого поводковый элемент перемещается вдоль заранее определенной криволинейной траектории. В результате расширяются технологические возможности и уменьшается время перевалки прокатных клетей. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 9 ил.

Реферат

Изобретение относится к устройству для перемещения прокатной клети в клетевое приемное приспособление или из клетевого приемного приспособления прокатной линии по пункту 1 формулы изобретения, способу перемещения прокатной клети в клетевое приемное приспособление или из клетевого приемного приспособления прокатной линии по пункту 11 формулы изобретения, а также к системе перемещения прокатной клети в клетевое приемное приспособление или из клетевого приемного приспособления прокатной линии по пункту 12 формулы изобретения.

Прокатные клети с несколькими валками, выполненные и расположенные таким образом, что они образуют калибр для прокатки стержневого или трубчатого прокатного материала, известны в многообразных формах осуществления. Прокатные клети расположены для прокатки в клетевом приемном приспособлении в прокатной линии. Изменение габаритов прокатываемого продукта или перевалка, обусловленная повреждением или износом валков, делают необходимой смену одной или нескольких клетей и замену на другую или другие.

Известные в настоящее время перевалочные устройства прокатных клетей могут быть разделены по существу на четыре группы.

В первой группе, перевалочная тележка принимает прокатную клеть, перемещается вместе с ней (поперек направлению прокатки) в прокатную линию и остается в ней во время прокатки. Таким образом, перевалочная тележка и прокатная клеть образуют единое целое. Следовательно, перевалочная тележка взаимодействует с определенным числом прокатных клетей. В этой группе перевалочных устройств прокатных клетей невозможно извлечь отдельную прокатную клеть из прокатной линии до тех пор, пока остальные прокатные клети остаются в прокатной линии.

В другой группе, клетевое приемное приспособление прокатного блока открывается сверху и при помощи специального крана или манипулятора прокатная клеть может быть помещена

сверху в прокатный блок или поднята вверх из него. Этот способ действия является очень дорогостоящим; кроме того, прокатная линия является по большей части недоступной, что представляет большой недостаток для удобства в обслуживании.

Согласно третьей известной группе, прокатную клеть боком, т.е. поперек направлению прокатки, помещают или извлекают в горизонтальном направлении перевалочной тележкой вниз в так называемое клетевое приемное приспособление прокатного блока. Для каждой прокатной клети может быть предусмотрен отдельный механизм перемещения, так что - по желанию эксплуатационника - отдельные прокатные клети или все прокатные клети сразу перемещают из прокатного блока на перевалочную тележку или с перевалочной тележки в прокатный блок. Известный механизм перемещения расположен либо с обратной, относительно стороны обслуживания прокатной клети, так называемой стороны привода, либо со стороны обслуживания. Расположение механизмов перемещения со стороны привода имеет тот недостаток, что здесь из-за расположенных здесь других компонентов имеется в распоряжении лишь крайне небольшое рабочее пространство, вследствие чего осуществляемый таким образом путь перемещения очень ограничен. Далее, возможное осуществление работ по обслуживанию/ремонту сопряжено со значительной затратой средств и времени. Если же механизм перемещения расположен со стороны обслуживания, известны два различных конструктивных исполнения. Во-первых, механизмы перемещения могут быть расположены со стороны обслуживания прокатного блока, с другой стороны перевалочной тележки. При этом перевалочная тележка находится между прокатным блоком и механизмом перемещения. Из этого неизбежно вытекает, что перевалочная тележка может двигаться лишь параллельно прокатной линии, но не поперек относительно линии клетей от прокатного блока прямо в ремонтный цех прокатных клетей. Это может привести к серьезным недостаткам, которые зависят от схемы расположения соответствующей прокатной линии. С другой стороны, может быть предусмотрено также, что механизмы перемещения расположены на самой перевалочной тележке. В этом случае, недостаток состоит в том, что устройство перемещения прокатных клетей должно быть предусмотрено, по меньшей мере, в двойственном числе, так как постоянно имеются, по меньшей мере, две перевалочные тележки.

Как альтернатива возможности предусмотреть для каждой прокатной клети отдельный механизм перемещения, допускается также, что прокатные клети прокатного блока перемещают при помощи, так называемой перевалочной балки, которая простирается по длине прокатного блока. Из этого вытекает, что технически невозможно расположить перевалочную балку со стороны привода, так как в этом случае прокатные клети можно извлекать из прокатного блока не по отдельности, а только вместе.

При расположении перевалочной балки со стороны обслуживания прокатной клети могут различаться три конструктивных исполнения. В первом исполнении, перевалочная балка и ее привод расположены со стороны обслуживания с обратной стороны перевалочной балки. Из этого вытекает, следовательно, уже известный недостаток, что перевалочная тележка вместе с прокатными клетями не могут перемещаться прямо (поперек прокатной линии) в ремонтный цех прокатных клетей. Во втором конструктивном исполнении, перевалочная балка и ее привод расположены на перевалочной тележке. Эта конструкция имеет тот недостаток, что блок перемещения прокатных клетей должен быть выполнен двойным, так как для быстрой перевалки прокатной клети требуются, по меньшей мере, две перевалочные тележки. В третьем конструктивном исполнении, перевалочная балка расположена на перевалочной тележке, а привод перемещения, в свою очередь, со стороны прокатного блока. Преимущество этого конструктивного исполнения состоит в том, что дважды выполнена лишь перевалочная балка, а соответствующий привод лишь один раз. В этом последнем конструктивном исполнении, перевалочные тележки могут перемещаться поперек прокатной линии прямо в ремонтный цех прокатных клетей. Впрочем, недостатком является то, что блок перемещения вынужден многократно выполнять порожние поездки, чтобы перед вывозом прокатной клети соединиться с находящейся на перевалочной тележке перевалочной балкой и после вывоза прокатной клети отсоединиться от перевалочной балки и вновь вернуться в исходное положение. Кроме того, недостатком необходимого сцепного механизма является его дороговизна.

В четверной группе перевалочных устройств, агрегаты могут выдвигаться из прокатного блока в равной мере, как в прокатном направлении, так и в направлении, противоположном прокатке.

Самым большим недостатком этого так называемого тоннельного решения является то, что впереди или позади прокатного блока должен быть расположен перемещаемый рольганг, чтобы создать место для вывоза агрегатов из прокатного блока. Следствием этого, при определенных условиях, являются серьезные недостатки в схеме расположения прокатного стана в целом. Особая форма конструкции этой системы перевалки клетей предусматривает вывоз из блока одной половины клетей и направлении прокатки, а другой половины в направлении, противоположном прокатке. Однако это повышает объем технических средств, не снижая общую потребность в рабочем пространстве.

Используемые согласно уровню техники перевалочные устройства включают прямолинейно перемещающийся манипулятор, который должен входить в сцепление с прокатной клетью и затем вновь отцепляться от нее или удаляться. Осуществляются чисто поступательные движения, которые при использовании, например, перевалочной балки для извлечения прокатной клети из клетевого приемного приспособления должны производиться в два захода. Движения для выгрузки и движения для наружной сцепки.

Задача изобретения состоит в том, чтобы создать устройство и способ для перемещения прокатной клети в клетевое приемное приспособление или из клетевого приемного приспособления прокатной линии, а также систему перемещения прокатной клети в клетевое приемное приспособление или из клетевого приемного приспособления прокатной линии, которые работают надежно и обеспечивают перевалку прокатных клетей по отдельности и в короткое время. Желательна перевалка прокатных клетей по отдельности или вместе (одновременно). Желательно, далее, чтобы перевалочные тележки могли передвигаться, как параллельно прокатной линии, так и (в меру желания) прямо, то есть из прокатного блока поперек прокатной линии, в ремонтный цех прокатных клетей.

Задача решается за счет предметов изобретения согласно пунктам прилагаемой формулы изобретения. Предпочтительные осуществления и формы осуществления предусмотрены в зависимых пунктах формулы изобретения и вытекают из нижеследующего описания изобретения.

Основная идея изобретения заключается в том, что предусмотрен, по меньшей мере, один поводковый элемент, который перемещается вдоль заранее определенной криволинейной траектории посредством транспортировочного элемента. Криволинейная траектория имеет, по меньшей мере, один нелинейный (не поступательный) участок, вдоль которого поводковый элемент перемещается по кривой и, следовательно, нелинейно.

Поводковый элемент выполняет заданное ему транспортировочным элементом заранее определенное движение, которое обеспечивает, например, быстрое сцепление и/или расцепление с ведомым элементом прокатной клети. В частности, движение поводкового элемента вдоль криволинейной траектории может осуществляться таким образом, что оно включает возвратно-поступательное движение поперек прокатной линии и комбинируется с движением вдоль кривой, например, с нисходящим и/или восходящим движением. Возвратно-поступательное движение может быть чисто поступательным движением, с которым может смыкаться криволинейное движение, например, нисходящее и/или восходящее движение. В частности, движение вдоль криволинейной траектории предпочтительно содержит первое поступательное движение, затем примыкающее к нему движение вдоль кривой, примыкающее к нему второе поступательное движение и примыкающее к нему дальнейшее движение вдоль кривой. В частности, предпочтительно второе поступательное движение, противоположное первому поступательному движению.

Таким образом, достигается, что перевалочная тележка после заталкивания прокатной клети может перемещаться обратно, будь то поперек прокатной линии, или также вдоль, т.е. параллельно прокатной линии, при этом не требуется расцепление механизма перемещения от прокатной клети. Сцепление и/или расцепление может осуществляться автоматически посредством предварительно заданного определенного движения по криволинейной траектории поводкового элемента. Исключается обратное движение поводкового средства в том же направлении. Обеспечивается экономия времени и капитальных затрат.

В предпочтительной форме осуществления, криволинейная траектория находится в плоскости перпендикулярно прокатной линии. Это позволяет обеспечить выполнение поводковым элементом перпендикулярно ориентированного относительно прокатной линии движения. При этом возникает возможность того, что поводковый элемент посредством ведомого элемента в перпендикулярном прокатной линии направлении извлекает прокатную клеть из клетевого приемного приспособления или заталкивает в клетевое приемное приспособление, причем одновременно устройство согласно изобретению может быть выполнено очень стройным в направлении прокатной линии. Возможны также формы осуществления, в которых криволинейная траектория расположена полностью в плоскости перпендикулярно прокатной линии. Хотя возможны также такие формы осуществления, в которых криволинейная траектория лишь в виде отдельного участка расположена в плоскости перпендикулярно прокатной линии и в виде отдельного участка выступает из этой плоскости. Таким образом, поводковый элемент может задать ведомому элементу многомерное движение, например, если прокатную клеть после извлечения из прокатной линии необходимо еще сдвинуть в сторону (т.е. в направлении прокатной линии), прежде чем она будет погружена ее на перевалочную тележку.

В альтернативной форме осуществления, криволинейная траектория расположена в плоскости, которая включает прокатную линию или проходит параллельно прокатной линии. Это может способствовать тому, что поводковый элемент выполняет, например, горизонтальное, направленное перпендикулярно прокатной линии движение, но одновременно устройство согласно изобретению может быть выполнено очень стройным в вертикальном направлении. При этом возникает возможность того, что поводковый элемент посредством ведомого элемента в перпендикулярном прокатной линии направлении извлекает прокатную клеть из клетевого приемного приспособления прокатных клетей или заталкивает в клетевое приемное приспособление прокатных клетей. Возможны также другие формы осуществления, в которых криволинейная траектория расположена полностью в плоскости, которая содержит прокатную линию или проходит параллельно прокатной линии. Однако возможны также такие формы осуществления, в которых криволинейная траектория лишь в виде отдельного участка расположена в плоскости, которая содержит прокатную линию или проходит параллельно прокатной линии, и в виде отдельного участка выступает из этой плоскости. Таким образом, поводковый элемент может задать ведомому элементу многомерное движение, например, если прокатную клеть после извлечения из прокатной линии необходимо еще опустить или поднять, прежде чем она будет задвинута на перевалочную тележку. Криволинейная траектория может проходить также в плоскости, которая расположена относительно прокатной линии под другим углом, чем 90°.

Поводковый элемент выполнен с возможностью захвата ведомого элемента прокатной клети. Поводковый элемент может иметь форму выступающего элемента, например, оправки, штифта или крюка, чтобы войти с зацеплением в выемку ведомого элемента, например кольца на прокатной клети, или взаимодействовать с выступом на прокатной клети. В частности, предпочтительно, поводковый элемент имеет, в свою очередь, выемку, в которую может входить с зацеплением выступающий элемент, например, штифт, оправка или крюк ведомого элемента прокатной клети, или выступ, с которым может взаимодействовать выступ прокатной клети. Выполненный с выемкой поводковый элемент может быть выполнен более плоским, чем поводковый элемент, выполненный с выступающим элементом, например оправкой или штифтом. Плоское выполнение поводкового элемента особенно предпочтительно, если поводковый элемент без контакта относительно ведомого элемента приходится отводить внутри устройства согласно изобретению. За счет плоского выполнения в таком случае сокращается предусматриваемое для отвода свободное пространство.

Поводковый элемент может быть выполнен, таким образом, что он может взаимодействовать с ведомым элементом прокатной клети лишь в направлении движения. Например, поводковый элемент может иметь выступ, который содержит обращенную в одном направлении контактную поверхность. Эта контактная поверхность может взаимодействовать с контактной поверхностью выступа ведомого элемента прокатной клети и увлекать его в направлении движения. Если же в этой форме исполнении поводковый элемент движется в другом направлении, контакт между контактными поверхностями разрывается, и поводковый элемент не захватывает в совместное движение ведомый элемент. В такой форме осуществления поводковый элемент в зависимости от схемы расположения может быть использован либо для удаления прокатной клети из клетевого приемного приспособления, либо использован для заталкивания прокатной клети в клетевое приемное приспособление. Для встречного движения предпочтительно предусмотрен другой поводковый элемент.

В особенно предпочтительной форме осуществления, поводковый элемент выполнен таким образом, что он может взаимодействовать с ведомым элементом прокатной клети в двух, в частности, в двух встречных направлениях движения. В такой форме осуществления, поводковый элемент может быть использован в равной мере как для выдвижения прокатной клети из клетевого приемного приспособления, так и для заталкивания прокатной клети в клетевое приемное приспособление. С этой целью, поводковый элемент имеет, в частности, предпочтительно два выступа, на которых выполнены контактные поверхности для контакта с ведомым элементом прокатной клети, причем векторы нормалей контактных поверхностей расположены под углом друг к другу, с частности под углом 180° (то есть контактные поверхности взаимно обращены одна к другой). В частности, предпочтительно, контактные поверхности образуют ограничивающие поверхности выемки. В частности, предпочтительно, выемка выполнена по существу U-образной формы.

Предпочтительно, предусмотрены отстоящие друг от друга в направлении прокатной линии, по меньшей мере, два поводковых элемента. Такое исполнение обеспечивает, что параллельно через оба ведомых элемента прокатной клети может быть передано движение на прокатную клеть. Таким образом, прямолинейное движение прокатной клети может быть выполнено путем задачи движения по двум разнесенным точкам, при этом предпочтительно оба поводковых элемента могут быть синхронизированы друг с другом. Предпочтительно, поводковые элементы могут перемещаться параллельно друг другу с поддержанием расстояния между ними.

В форме осуществления, в которой устройство имеет поверхность скольжения, вдоль которой перемещается движимая устройством согласно изобретению прокатная клеть, в частности, на каждой стороне поверхности скольжения предпочтительно предусмотрен соответственно поводковый элемент. При этом поводковые элементы могут перемещаться ниже поверхности скольжения по криволинейной траектории. Поверхность скольжения не должна быть выполнена обязательно замкнутой поверхностью, наоборот, в это понятие включены также несколько (необязательно взаимосвязанных) направляющих скольжения, по которым может двигаться прокатная клеть.

В предпочтительной форме осуществления, предусмотрены, в частности, два поводковых элемента, предпочтительно отстоящих друг от друга в направлении поперек прокатной линии, которые перемещаются вдоль одинаковой криволинейной траектории. Каждый из поводковых элементов может быть приведен в контакт с соответствующим ведомым элементом прокатной клети. Далее, один поводковый элемент может быть выполнен с целью использования для сцепления с ведомым элементом в первом направлении движения, например, при выдвижении прокатной клети из клетевого приемного приспособления, а другой поводковый элемент может быть использован для сцепления с ведомым элементом во втором, например, встречном направлении движения, например при заталкивании прокатной клети в клетевое приемное приспособление.

Под «транспортировочным элементом» следует понимать, в частности, приводимый приводом элемент, который для перемещения прокатной клети, посредством поводкового элемента может задавать прокатной клети действующую, в частности, поперек прокатной линии, силу для движения прокатной клети.

Транспортировочный элемент не должен быть выполнен обязательно для того, чтобы принимать или нести массу или вес прокатной клети; например поводковый элемент, посредством контакта с ведомым элементом, поступательным движением может перемещать прокатную клеть по поверхности скольжения, которая не должна быть частью транспортировочного элемента. В частности, вес или масса прокатной клети по существу может покоиться на поверхности скольжения, а не на поводковом элементе, или на транспортировочном элементе. Транспортировочный элемент может быть выполнен как тяговый орган, который содержит поводковый элемент. Поводковый элемент может быть частью транспортировочного элемента или быть закреплен на нем. Транспортировочный элемент, соответственно тяговый орган, посредством привода может быть выполнен с возможностью, по меньшей мере, частичного вращения. Привод может быть выполнен таким образом, что выполненный как тяговый элемент транспортировочный элемент он может тянуть или толкать в одном направлении. Таким образом, поводковый элемент может перемещаться в одном направлении вдоль криволинейной траектории. Дополнительно, привод может быть выполнен так, что выполненный как тяговый элемент транспортировочный элемент он может тянуть или толкать также в противоположном направлении. Таким образом, поводковый элемент может перемещаться в противоположном направлении вдоль криволинейной траектории.

Предпочтительно, транспортировочный элемент представляет собой канат, цепь, цепной транспортер или ленту. Это делает возможным простое исполнение.

В предпочтительной форме осуществления, транспортировочный элемент выполнен с возможностью обращения. Таким образом, может быть создана замкнутая криволинейная траектория, вдоль которой может обращаться поводковый элемент. В частности, если транспортировочный элемент выполнен как канат, цепь или лента, проходящий по замкнутой траектории транспортировочный элемент, обеспечивается возможность создания простого привода для транспортировочного элемента, например, посредством приводного ролика, или ведущей шестерни, который или которая частично охвачены транспортировочным элементом. При использовании каната, ленты или цепи допустимо также предусмотреть соответственно на противоположных концах ролик, и канат, ленту или цепь наматывать для движения соединенного с транспортировочным элементом поводкового элемента на один ролик, а для встречного движения наматывать на противоположный ролик.

В предпочтительной форме осуществления, ось вращения приводного ролика или ведущей шестерни ориентирована горизонтально. Эта конструкция подходит, в частности, для выполнения криволинейной траектории, которая расположена в плоскости перпендикулярно прокатной линии.

Предпочтительно, предусмотрены, в частности, два расположенных предпочтительно параллельно друг другу транспортировочных элемента, которые могут вращаться. Может быть предусмотрен общий привод для двух транспортировочных элементов или каждый из двух транспортировочных элементов может приводиться отдельно. В случае общего привода, транспортировочный элемент может перемещаться вокруг общего вала, вследствие чего оба транспортировочных элемента могут быть синхронизированы между собой. В случае различных приводов, общий вал, который простирается между транспортировочными элементами, может быть излишним и может быть выбрана более компактная конструкция для каждого из транспортировочных элементов, так как соединение посредством общего вала может быть излишним.

В предпочтительной форме осуществления, цепь представлена бесконечной звеньевой цепью, которая позволяет создать прочный, мало подверженный износу, вращающийся транспортировочный элемент. Далее, для бесконечной звеньевой цепи может быть выбран известный тип привода, например, по меньшей мере, вертикально расположенная, в частности, цепная звездочка. Одна соответственно несколько цепных звездочек не должна/должны быть расположены обязательно вертикально, однако предпочтительно, если звездочки образуют с горизонталью угол неравный 0°, предпочтительно выбирается угол близкий или равный 90°. В предпочтительной форме осуществления, предусмотрены отстоящие между собой в направлении прокатки две звеньевые цепи, на которых соответственно имеется, по меньшей мере, один поводковый элемент. Обе звеньевые цепи могут вращаться соответственно вокруг двух звездочек, при этом могут приводиться, по меньшей мере, одна из них или обе звездочки. Соответственно одна из двух звездочек для одной цепи приводится приводом, предпочтительно обе приводимые звездочки расположены на одном общем валу, вследствие чего возможна синхронизация предусмотренных на двух звездочках поводковых элементов.

В предпочтительной форме осуществления, поводковый элемент имеет размер звена звеньевой цепи или кратного, предпочтительно нечетного кратного звеньевой цепи, вследствие чего обеспечивается простое выполнение привода посредством вертикально расположенной звездочки.

Поводковый элемент может быть соединен с транспортировочным элементом неподвижно или также с возможностью поворота.

Поводковый элемент может быть выполнен из нескольких компонентов, в частности, двухкомпонентным. При этом одна часть поводкового элемента может содержать контактную поверхность, которая приспособлена для передачи движения ведомому элементу прокатной клети в направлении движения, а другая часть поводкового элемента может содержать контактную поверхность, которая приспособлена для передачи движения ведомому элементу прокатной клети во втором, в частности, предпочтительно встречном направлении движения прокатной клети. В частности, предпочтительно вторая часть выполнена с возможностью перемещения относительно первой части, в частности, предпочтительно с возможностью поворота. Это позволяет добиться того, что вторая часть при движении поводкового элемента в одном направлении может поворачиваться и не блокирует ведомый элемент, находящийся в зацеплении с первой частью.

Система согласно изобретению имеет заявляемое устройство и прокатную клеть с ведомым элементом, который для перемещения прокатной клети в клетевое приемное приспособление или из клетевого приемного приспособления прокатной линии может быть приведен в движение поводковым элементом. Система согласно изобретению может состоять из прокатного блока с одной или несколькими прокатными клетями, закрепленными в клетевых приемных приспособлениях для создания прокатной линии, а также с приводами для прокатки прокатных клетей, предусмотренными с приводной стороны, и из устройства согласно изобретению. В частности, предпочтительно, также перевалочная тележка составляет часть заявляемой системы.

В предпочтительной форме осуществления, прокатная клеть со стороны привода и/или со стороны обслуживания, противоположной приводной стороне, имеет ведомый элемент. Ведомый элемент может быть представлен, в частности, предпочтительно выступающим элементом, в частности, предпочтительно оправкой, штифтом или крюком.

В предпочтительной форме осуществления, используемое как часть системы заявляемое устройство содержит поверхность скольжения или параллельно расположенные друг к другу две направляющие скольжения, которые вместе с устройством согласно изобретению расположены между перевалочной тележкой и соответствующим клетевым приемным приспособлением. Поверхности скольжения могут быть использоваться для того, чтобы воспринимать силу тяжести прокатной клети, перемещающейся из месторасположения прокатных клетей к перевалочной тележке или наоборот. Таким образом, может быть разгружен перемещающий поводковый элемент транспортировочный элемент, так как в этом случае ему не приходится также воспринимать силу тяжести прокатной клети.

В предпочтительной форме осуществления, устройство согласно изобретению выполнено с двумя поводковыми элементами, которые перемещаются вдоль одной и той же криволинейной траектории, а прокатная клеть выполнена с двумя ведомыми элементами, предпочтительно одним со стороны обслуживания и одним с приводной стороны. В такой форме осуществления, расстояние между поводковыми элементами предусмотрено предпочтительно таким образом, что взаимодействующие с поводковым элементом ведомые элементы (со стороны обслуживания и со стороны привода) не постоянно находятся одновременно в контакте с обоими поводковыми элементами. При этом предпочтительно, расстояние между поводковыми элементами по существу равно расстоянию между ведомыми элементами с приводной стороны и со стороны обслуживания на прокатной клети. Например, при удалении прокатной клети из клетевого приемного приспособления первый поводковый элемент входит в зацепление с ведомым со стороны обслуживания элементом прокатной клети, и прокатная клеть может быть выдвинута из клетевого приемного приспособления на поверхность скольжения («мост перед блоком»). После этого, второй поводковый элемент может войти в зацепление со вторым ведомым элементом (со стороны привода), при этом первый поводковый элемент может соответственно на короткое время извлекать прокатную клеть, а второй поводковый элемент задвигать. Затем первый поводковый элемент может выйти из зацепления с первым ведомым элементом (со стороны обслуживания) и задвигаться вторым поводковым элементом. Благодаря названному выбору расстояния возможно автоматическое выдвижение на поверхность скольжения и задвигание с поверхности скольжения.

В предпочтительной форме осуществления, прокатная клеть имеет три или четыре валка, которые для образования калибра для прокатки стержневого или трубчатого прокатного материала расположены вокруг калибра в форме звезды.

В предпочтительной форме осуществления, поводковый элемент направляется вдоль криволинейной траектории, которая частично простирается также под прокатной клетью. Таким образом, поводковый элемент может быть хорошо подведен к ведомому элементу прокатной клети.

В предпочтительной форме осуществления, ведомый элемент выступает за пределы основного корпуса прокатной клети, содержащий существенные части прокатной клети. Это позволяет устройству согласно изобретению полностью задвинуть на перевалочную тележку основной корпус прокатной клети, без необходимости частичного заведения криволинейной траектории под перевалочную тележку.

Может быть предусмотрено, что транспортное устройство простирается по существу над всем путем перемещения прокатной клети. В частности, направляющие колеса могут быть расположены в этом случае позади задней кромки находящейся в положении прокатки в клетевом приемном приспособлении прокатной клети. В этой форме осуществления, прокатная клеть может иметь лишь один ведомый элемент, который может быть расположен со стороны привода. В этой форме осуществления, можно отказаться от ведомого элемента со стороны обслуживания. Предпочтительно, могут быть предусмотрены разнесенные в направлении прокатной линии два ведомых элемента, так что на прокатную клеть могут приходиться два ведомых элемента. Таким образом, можно допустить воздействие результирующей силы перемещения в срединной плоскости клети, не нагружая при этом в зоне срединной плоскости клети рабочее пространство для транспортировочного элемента. Это предпочтительно, в частности, если в зоне перемещающего устройства клетей расположена одна из служащих для привода шпинделей клетевых соединительных муфт. Это обеспечивает более компактное исполнение прокатной клети и упрощает ее манипулирование в ремонтной мастерской клетей.

Контактная поверхность для уборки прокатной клети может оставаться в контакте с ведомым элементом прокатной клети во время прокатки, чтобы исключить выдвижение прокатной клети из клетевого приемного приспособления. При условии, что служащая для выдвижения прокатной клети из клетевого приемного приспособления контактная поверхность может перемещаться прямолинейно на определенную величину за среднюю линию направляющих колес со стороны обслуживания, прокатная клеть может задвигаться дальше на перевалочную тележку и при этом как можно короче устанавливаться поперечина для ведомого элемента на прокатной клети. В указанной форме осуществления, это может быть достигнуто за счет того, что служащая для уборки прокатной клети в клетевое приемное приспособление контактная поверхность при выдвижении опускается незадолго до достижения конечного положения.

Способ согласно изобретению для перемещения прокатной клети в клетевое приемное приспособление или из клетевого приемного приспособления прокатной линии предусматривает, что поводковый элемент приводится в контакт с ведомым элементом прокатной клети и поводковый элемент перемещается согласно заранее определенной криволинейной траектории.

Ниже изобретение поясняется более детально на основе представленных на чертежах примеров осуществления. При этом на чертежах показаны:

Фиг.1 – прокатная клеть в клетевом приемном приспособлении, перевалочная тележка и устройство согласно изобретению в схематичном виде сбоку поперек прокатной линии;

Фиг.2 – вид детали с Фиг.1;

Фиг.3 – устройство согласно изобретению с Фиг.1 при передвижении прокатной клети в схематичном виде сбоку;

Фиг.4 - устройство согласно изобретению с Фиг.1 при заталкивании прокатной клети на перевалочную тележку в схематичном виде сбоку;

Фиг.5 – вид детали с Фиг.4;

Фиг.6 – другая форма осуществления устройства согласно изобретению с перевалочной тележкой, прокатной клетью и клетевым приемным приспособлением в схематичном виде сбоку;

Фиг.7 – вид детали с Фиг.6;

Фиг.8 – форма осуществления с Фиг.6, с помещенной в клетевом приемном приспособлении прокатной клетью в схематичном виде сбоку и

Фиг.9 – схематичный вид сверху перевалочной тележки.

На Фиг.1 показан прокатный стан с входной стороны. Прокатная клеть 1 расположена в клетевом приемном приспособлении 2. Для перемещения прокатной клети 1 устройство 3 позиционировано между клетевым приемным приспособлением 2 и перевалочной тележкой 4. Устройство 3 расположено ниже направляющих скольжения 5, на которых прокатный стан 1 может перемещаться.

Прокатная клеть 1 имеет со стороны привода, т.е. в показанном изображении справа, и со стороны обслуживания, т.е. в показанном изображении слева, поперечины 6, на конце которых соответственно расположен ведомый элемент 7, который выполнен в форме крюка.

Устройство 3 имеет, в свою очередь, поводковый элемент 8, который содержит контактную поверхность, которая может быть приведена в контакт с ведомым элементом 7. Поводковый элемент 8 расположен на транспортировочном элементе 10 или какой-то его части. Предусмотрены два транспортировочных элемента 10, по меньшей мере, с одним поводковым элементом 8, которые выполнены как два обращающихся тяговых органа в форме звеньевых цепей. Транспортировочный элемент 10 обращается соответственно вокруг двух вращающихся сателлитов 11. Тяговые органы или транспортировочные элементы 10 расположены друг за другом в направлении нормалей относительно плоскости чертежа. Находящиеся друг за другом сателлиты 11 расположены на одном валу 15.

При выдвижении прокатной клети 1 из клетевого приемного приспособления 2 первый поводковый элемент 8 входит в зацепление с ведомым элементом 7 со стороны обслуживания прокатной клети 1 (см. Фиг.2). Прокатная клеть 1 выдвигается их клетевого приемного приспособления 2 на поверхность скольжения 5 («мост перед блоком»). Поверхность скольжения 5 имеет несколько направляющих скольжения. Поверхность скольжения 5 может образовывать вместе с устройством 3 передвижной блок.

На Фиг.3 показано, как прокатная клеть 1 полностью расположена на поверхности скольжения 5. В этом положении два ведомых элемента 7 находятся в контакте с двумя поводковыми элементами 8. В результате дальнейшего обращения тягового органа 10 и, следовательно, поводковых элементов 8, левый поводковый элемент 8 выходит из зацепления с ведомым элементом 7, так что поводковый элемент 8 вслед за направляющим колесом 11 опускается, когда прокатная клеть 1 посредством показанного на Фиг.3 правого поводкового элемента 8 задвигается на перевалочную тележку 4. Также показанный на Фиг.3 правый поводковый элемент 8, когда прокатная клеть 1 уже задвинута на перевалочную тележку 4, вслед за направляющим колесом 11 выходит из зацепления с ведомым элементом 7.

На Фиг.4 показано положение незадолго до того, как поводковый элемент 8 выходит из зацепления с ведомым элементом 7.

На Фиг.5 показан вид детали с Фиг.4. На Фиг.5 в увеличенном изображении показаны поводковый элемент 8 и ведомый элемент 7. При этом видно, что расположенный со стороны привода прокатной клети 1 ведомый элемент 7 выполнен таким образом, что слу