Снегоуборочная машина

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области коммунального хозяйства, в частности к снегоуборочным машинам. Снегоуборочная машина для сдвигания снега с городских дорог в транспортном потоке на маршрутах маршрутных транспортных средств содержит транспортное средство и пассивный рабочий орган для сдвигания снега. Транспортное средство выполнено с возможностью перевозки пассажиров по городским маршрутам маршрутных транспортных средств. Рабочий орган для сдвигания снега выполнен шириной захвата, равной ширине транспортного средства плюс 400 мм, минус 300 мм с обеих сторон. При этом рабочий орган снабжен проходом или проходами с возможностью пропускания части снега или выполнен высотой 70-280 мм с возможностью создания вала сдвинутого снега высотой не более допустимой. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, заключается в расширении функциональных возможностей транспортных средств, исключении увеличения количества помех движению транспортного потока, а также в создании вала сдвинутого снега высотой не более допустимой. 7 з.п. ф-лы, 16 ил.

Реферат

Изобретение относится к области коммунального хозяйства, конкретно к снегоуборочным машинам для сдвигания снега с городских дорог в дневное время в транспортном потоке на маршрутах маршрутных транспортных средств (Правила дорожного движения 2015, Россия, п. 1.2, понятия и определения).

Известны снегоуборочные машины на базе транспортных средств различных категорий по ГОСТ Ρ 52051-2003, в том числе на базе автомобилей КАМАЗ, МАЗ, ЗИЛ категорий N 2, N 3, например, машина дорожная универсальная СДК 454510; на базе тракторов Беларусь категории Т, например, МТЗ-82. МК.01; на базе грузовых ГАЗелей категории N1, (RU 2495187, 21.11.2011 г).

Эти транспортные средства снабжены навесным оборудованием, включающим пассивный рабочий орган (www.special-machin.ru Снегоуборочная техника и оборудование (обзор), абз. 3. Пассивные и активные рабочие органы. Компания Меркатор.) в виде отвала для сдвигания снега и вспомогательное устройство, в уровне техники называемое рама отвала, металлоконструкция, опора (ГОСТ 15840-70, п. 22), а также сцепка, рама для крепления, крепеж, в том числе гидроприводы для бесступенчатого подъема и опускания рабочего органа в транспортное и рабочее положения.

Недостатком этих снегоуборочных машин являются функциональные возможности транспортных средств, специализированные, в том числе и вспомогательными устройствами, для выполнения работ по содержанию городских дорог в зимнее и не зимнее время, а так как объем зимних работ за 3 месяца в несколько раз больше объема не зимних работ за 9 месяцев, что отражено в нормативах потребности машин: 80 единиц для зимних работ, 25 единиц для не зимних работ (Рекомендации по технологии уборки проезжей части городских дорог с применением средств комплексной механизации, Приложение 4, АКХ им. Памфилова, Москва, 1989 г.), то большая часть снегоуборочных машин и их водителей в не зимнее время не полностью обеспечены работой. Это накладывает ограничение на возможность необходимого увеличения количества снегоуборочных машин для использования в дни обильных и длительных снегопадов, а необходимость увеличения подтверждают ежегодные зимние «пробки» на дорогах, вплоть до остановки движения. Поэтому в эти дни вынужденно привлекают малопригодную для уборки городских дорог технику МЧС, военных, строителей: бульдозеры, грейдеры и т.д.

Недостатком также является то, что сам факт появления на дорогах, в том числе на маршрутах маршрутных транспортных средств в транспортном потоке снегоуборочных машин на базе таких транспортных средств даже при их нехватке увеличивает количество участников движения, следовательно, увеличивает количество помех движению транспортного потока, что на время снегоуборки уменьшает пропускную способность и без того перегруженных дорог. Тем более, что, например, в Москве прошедшей зимой на дороги было выведено уже 10000 единиц снегоуборочных машин, способных остановить движение всех транспортных потоков (mosday.ru Москва Новости 2014/12/25 Более 10000 ед. …) и это количество необходимо еще увеличивать в 3…5 раз. Но, и без 10000 снегоуборочных машин перегруженность городских дорог - сложнейшая ежегодно усугубляющаяся нерешенная проблема, которую только пытаются частично решить, в том числе именно уменьшением количества транспортных средств в транспортном потоке путем перемещения пассажиропотока в общественный транспорт, как более вместительный, выделением отдельной полосы дороги для общественного транспорта, организацией перехватывающих парковок и т.д.

Таким образом, необходимое увеличение количества снегоуборочных машин в дни обильных и длительных снегопадов избавит на 3…4 часа дороги от снега, но приведет к многочисленным «пробкам» и остановкам движения транспортного потока и самих снегоуборочных машин из-за помех движению теперь уже от такого количества снегоуборочных машин.

Недостатком также является то, что пассивный отвал шириной захвата (ГОСТ 15840-70, п. 51) больше или равной ширине транспортного средства, высотой 560; 710 мм (например, www.dolina - sdm.ru Долина. Отвал снегоуборочный. Таблица моделей 48; 60; 72.), сдвигает такой же ширины снег за один проезд снегоуборочной машины, в результате создается вал сдвинутого снега (Рекомендации по технологии уборки проезжей части городских дорог с применением средств комплексной механизации, II. Зимняя уборка дорожных покрытий, п. 21, АКХ им. Памфилова, Москва, 1989 г.) высотой до 300 мм и более (размер в уровне техники не найден, определен из наблюдений) в зависимости от высоты сдвигаемого снега и при снегоуборке на двух и более полосных в одну сторону (далее - многополосных) городских дорогах, днем в транспортном потоке такой вал сдвинутого снега создает на смежной правой полосе дороги непреодолимое препятствие для транспортного потока, так как клиренс легковых автомобилей до 175 мм (www.znanieavto.ru, Клиренс автомобилей, сравнительная таблица). Поэтому днем патрульная снегоуборка (Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега. ОДМ 218.5.01-2008, раздел 8, п. б, Росавтодор, Москва) с таким отвалом на многополосных дорогах возможна только групповым способом, при котором 3…4 снегоуборочные машины двигаются «уступом» со скоростью приблизительно 30 км/час и сдвигают снег на обочину со всей ширины дороги за один проезд группы. Но при этом сзади, на освобожденной от снега дороге, образуется медленно движущаяся «пробка» из транспортного потока на несколько кварталов, а во время дневных длительных снегопадов эту «пробку» необходимо организовывать по несколько раз в день.

Необходимо рассмотреть ситуацию, в которой отвал высотой более 500 мм не создает непреодолимый вал сдвинутого снега высотой до 300 мм и более, и это зависит от высоты лежащего снега, который необходимо сдвигать. Для определения зависимости используем равенство площадей поперечного прямоугольного сечения сдвигаемого лежащего снега Пл1 и поперечного треугольного сечения вала сдвинутого снега Пл2, то есть Пл1=Пл2.

Пл1=ширина захвата × высота лежащего снега=2000 мм × Амм=2000Амм2.

При высоте вала сдвинутого снега В=300 мм, Пл2=300 мм × 300 мм / 2=45000 мм2, при этом высота лежащего снега А=45000 мм2 / 2000 мм=22,5 мм.

При В=175 мм (клиренс), А=175 мм × 175 мм 1212000 мм=7,7 мм.

Таким образом, при высоте лежащего снега 7,7 мм высота вала сдвинутого снега будет равна 175 мм, а так как снегоуборку начинают при высоте выпавшего снега 50 мм, то высоту в 7,7 мм можно рассматривать как незначительную, 15%, и ею для практических целей можно пренебречь.

В результате этих недостатков не может быть выполнено нормативное время уборки снега без применения ПГР (противогололедных реагентов) при однооперационной снегоочистке от момента его выпадения до начала уборки, равное 0,5…1,5 часа (Рекомендации по технологии уборки проезжей части городских дорог с применением средств комплексной механизации, II. Зимняя уборка дорожных покрытий, п. 22, АКХ им. Памфилова, Москва, 1989 г.). В результате превышения этого времени снег колесами транспортного потока уплотняется, сцепляется с поверхностью дороги, превращается в снежный «накат», затем в гололед и дорога приобретает аварийное состояние. Единственным эффективным выходом из этого состояния является применение ПГР, наносящих огромный и непоправимый вред экологии.

Известна снегоуборочная машина, содержащая специальное транспортное средство и рабочий орган в виде пассивной плоской щетки для сдвигания снега (DE 329338, 1920, поз.52, 53).

Недостатком является то, что сам факт появления на дорогах в транспортном потоке снегоуборочных машин на базе таких транспортных средств увеличивает количество участников движения, следовательно, увеличивает количество помех движению транспортного потока, что на время снегоуборки уменьшает пропускную способность и без того перегруженных дорог.

Недостатком также является то, что пассивная плоская щетка шириной захвата больше или равной ширине транспортного средства, используемая для чистового сдвигания снега после установленного впереди щеточного барабана подметания основной массы снега, при использовании без щеточного барабана и высоте лежащего снега, например, 50 мм должна быть выполнена высотой не менее 500 мм для предотвращения пересыпания сдвигаемого снега через верх плоской щетки и, также как и отвал предыдущих аналогов, создаст за один проезд снегоуборочной машины на смежной правой полосе дороги вал сдвинутого снега высотой до 300 м и более в зависимости от высоты сдвигаемого снега, поэтому днем патрульная снегоуборка с таким отвалом на многополосных дорогах возможна только групповым способом «уступом», создавая медленно движущуюся «пробку» на несколько кварталов.

В результате этих недостатков не может быть выполнено нормативное время уборки снега без применения ПГР, снег колесами транспортного потока уплотняется, превращается в снежный «накат», затем в гололед и дорога приобретает аварийное состояние.

Известна снегоуборочная машина на базе транспортного средства Wolksvagen Amarok в виде легкового автомобиля категории M 1 по ГОСТ Ρ 52051-2003 (tbu.com.ua). Это транспортное средство снабжено рабочим органом в виде отвала шириной захвата, равной ширине транспортного средства и высотой около 500 мм.

Достоинством этой снегоуборочной машины является использование функциональных возможностей транспортного средства по двум назначениям - временно, в снегопад как транспортное средство снегоуборочных машин, а в отсутствие снегопада как транспортное средство в виде легкового автомобиля для перевозки пассажиров.

Недостатком является то, что сам факт появления на дорогах в транспортном потоке снегоуборочных машин на базе даже таких небольших транспортных средств увеличивает количество участников движения, следовательно, увеличивает количество помех движению транспортного потока, что на время снегоуборки уменьшает пропускную способность и без того перегруженных дорог.

Недостатком также является то, что пассивный отвал шириной захвата больше или равной ширине транспортного средства создает за один проезд снегоуборочной машины на смежной правой полосе дороги вал сдвинутого снега высотой 300 мм и более, поэтому днем патрульная снегоуборка с таким отвалом на многополосных дорогах возможна только групповым способом «уступом».

В результате перечисленных недостатков не выполняется нормативное время уборки снега, в результате снег сцепляется с поверхностью дороги, превращается в снежный «накат», затем в гололед.

Наиболее близким решением к заявленному изобретению по виду транспортного средства является «Устройство для снегоочистки» (заявка RU 2009 118030, 12.05.2009).

Достоинством этого устройства является попытка использования функциональных возможностей транспортных средств общего назначения по двум назначениям - временно, в снегопад на части пути своего перемещения как транспортные средства снегоуборочных машин, а в отсутствие снегопада как транспортные средства по своему назначению.

Недостатком этого устройства является то, что его существенный признак, выраженный в формуле общим понятием «… все …транспортные средства … оснащены …» охватывает и такие формы выполнения признака в виде транспортных средств, которые не могут обеспечить получение указанного в описании технического результата «… использование … транспортных средств общего назначения … во время обычных поездок … на путях их перемещения» путем указанного в описании осуществления работы устройства.

Например, при использовании в качестве транспортного средства не раскрытых в описании безрельсовых маршрутных транспортных средств, в том числе автобусов и троллейбусов (Правила дорожного движения 2015, Россия, п. 1.2, понятия и определения.) для снегоуборки в снегопад, заставший их на маршруте с пассажирами, необходимо организовать группу из них или с их участием из 3…5 транспортных средств. При этом в описании не указано, что делать с пассажирами, например, высадить? Следовательно, в том виде, как это представлено в описании для других видов транспортных средств, маршрутные транспортные средства использовать в этом устройстве невозможно и в общее понятие «… все … транспортные средства …» их включать нельзя.

Недостатком этого устройства также при снегоуборке маршрутов маршрутных транспортных средств является несовпадение большей части направления путей перемещения транспортных средств общего назначения во время обычных поездок с маршрутами маршрутных транспортных средств. Каждый из конкретных маршрутов проходит через множество больших и средних перекрестков города, на которых может изменяться или изменяется направление движения каждого транспортного средства общего назначения (например, в городе с населением 500 тысяч человек в центре России это количество составляет до 40 перекрестков) Следовательно, для снегоуборки маршрута маршрутного транспортного средства максимально может потребоваться до 40 групп по 3..5 автомобилей общего назначения (для снегоуборки частично совпадающего маршрута от перекрестка до перекрестка) или, что реальнее, 8…10 групп с учетом большего процента частичного совпадения длин маршрута и путей перемещения. Но и организация 8…10 групп требует значительного времени и создает значительные помехи вплоть до остановки движения транспортного потока во время самой организации групп, поэтому не гарантирует снегоуборку на всей длине маршрута, тем более что невозможно найти группу из 3…5 транспортных средств общего назначения с направлением перемещения, совпадающим со специфическим маршрутом снегоуборки отстойно-поворотных площадок на конечных остановках маршрутов (acropol.ru 7.4 Сеть общественного пассажирского транспорта, п. 7.4.20, 7.4.22, 7.4.23, 7.4.24).

Недостатком этого устройства также является то, что отвальный щит, в уровне техники чаще называемый отвалом, установленный под передней частью транспортного средства, что не выполнимо из-за недостатка пространства и по вертикали и в плане, выполнен стандартной ширины, равной ширине транспортного средства (никаких указаний на необычность ширины отвала в описании не содержится) и неуказанной высоты, создает вал сдвинутого снега высотой 300 мм и более, поэтому днем патрульная снегоуборка с таким отвалом возможна только групповым способом «уступом».

В результате этих недостатков не выполняется нормативное время уборки снега, снег уплотняется, превращается в снежный «накат», затем в гололед, эффективно устранимые только ПГР, что наносит огромный непоправимый вред экологии.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению по конструкции рабочего органа является пассивный отвал шириной захвата половина ширины и менее, чем ширина транспортного средства, высотой более 500 мм и смещением отвала в одну сторону (WO 0026475, 2000 г.) Такой отвал используется для сдвигания снега с однополосных дорог, в основном дорог от загородного дома или гаража до магистральных дорог. Техническим результатом от сдвигания части снега путем уменьшения ширины захвата отвала до половины и менее является увеличение соотношения мощности транспортного средства и сопротивления сдвигаемого снега для увеличения проходимости транспортного средства, снижения нагрузки на транспортное средство, так как, уменьшая ширину захвата отвала, уменьшают массу сдвигаемого снега и для полного сдвигания снега на смежную полосу требуется два или три проезда снегоуборочной машины в зависимости от того, в какую сторону смещают отвал.

Недостатком такого отвала при возможной уборке городских многополосных дорог является то, что 50% или более ширины полосы снега, равной ширине транспортного средства, остается вне зоны действия отвала, ее не захватывают и пропускают нетронутой рядом с отвалом, в результате до следующего проезда снегоуборочной машины эта часть полосы подвергается воздействию колесами транспортного потока, что приводит к уплотнению и сцеплению снега с поверхностью дороги, образованию снежного «наката» и гололеда с последующим применением ПГР.

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в следующем.

Во время обильных и длительных снегопадов пропускная способность дорог значительно уменьшается, и это особенно негативно влияет на перевозку пассажиропотоков, 54,5% объема которой осуществляют безрельсовыми маршрутными транспортными средствами (studiopedia.ru Сферы рационального использования различных видов городского и пригородного транспорта, строка 41…46), то есть автобусами категории М2, М3 и троллейбусами.

В этой ситуации снегоуборочные машины на базе транспортных средств категорий N1, N2, N3, M1, известные из уровня техники, не обеспечивают своевременную и качественную снегоуборку городских дорог, тем более маршрутов маршрутных транспортных средств, так как маршруты проложены в большей части своей длины по улицам с наибольшей интенсивностью движения транспортного потока между пассажирообразующими и пассажиропоглащающими пунктами: жилыми районами, промышленными предприятиями, торговыми центрами и т.д. (Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте. Приказ Минавтотранс РСФСР, п. 23, 31.12.1981 г.), а также оборудованы отстойно-разворотными площадками на конечных пунктах маршрутов, на которых также необходимо производить снегоуборку.

При этом транспортные средства известных снегоуборочных машин:

- или увеличивают количество участников движения, следовательно, увеличивают количество помех движению транспортного потока, в том числе на каждом конкретном маршруте маршрутных транспортных средств;

- или имеют направления путей перемещения «во время обычных поездок» лишь частично совпадающие с маршрутами маршрутных транспортных средств, что требует организации большого количества групп по 3…5 автомобилей, создающей помехи движению транспортного потока и во время самой организации групп вплоть до его остановки, а снегоуборка всего маршрута не гарантирована;

При этом рабочие органы известных снегоуборочных машин в виде отвала или плоской щетки:

- или выполнены шириной захвата, равной или более ширины транспортного средства, создают на смежной правой полосе непреодолимый вал сдвинутого снега и ограничивает патрульную снегоуборку только группой «уступом», которая перекрывает движение транспортного потока;

- или выполнены шириной захвата рабочего органа от половины ширины транспортного средства и менее и пропускают 50% и более ширины полосы снега рядом с отвалом, в результате эта часть уплотняется колесами транспортного потока до снежного «наката» и гололеда.

Перечисленные недостатки могут быть устранены:

- если снегоуборочные машины для маршрутов маршрутных транспортных средств будут выполнены на базе транспортных средств, которые при снегоуборке не увеличивают количество транспортных средств в транспортном потоке, следовательно, не увеличивают количество помех движению, при этом маршрут движения снегоуборочной машины полностью совпадает с маршрутом движения маршрутного транспортного средства;

- если рабочий орган будет учитывать разницу условий снегоуборки с городских многополосных дорог в ночное и дневное время, заключающуюся в наличии днем на дорогах сплошного транспортного потока, движение которого перекрывать нельзя;

- если рабочий орган будет иметь максимально возможную ширину захвата, чтобы захватывать, сдвигать, а значит рыхлить максимально возможное количество снега за один проезд снегоуборочной машины для выполнения нормативного времени снегоуборки до образования снежного «наката», гололеда и применения ПГР;

- если рабочий орган будет создавать вал снега, который не создает непреодолимое препятствие движению транспортного потока, то есть создает возможность производить патрульную снегоуборку одной снегоуборочной машиной в транспортном потоке.

Технические результаты, которые могут быть достигнуты при решении этой задачи, заключаются в следующем:

- в расширении функциональных возможностей маршрутных транспортных средств;

- в увеличении количества снегоуборочных машин без увеличения количества помех движению транспортного потока;

- в уменьшении высоты вала сдвинутого снега при ширине захвата рабочего органа, равного ширине транспортного средства;

- в рыхлении большей части или всего снега по ширине захвата рабочего органа;

- в создании вала сдвинутого снега высотой не более допустимой;

- возможный технический результат (при условии проведения испытаний, аттестации и получении лицензий в соответствующих уполномоченных органах) - одновременное выполнение функций снегоуборочной машины и функций транспортного средства по перевозке пассажиров на маршрутах маршрутных транспортных средств без помех движению транспортного потока.

Указанные технические результаты достигаются тем, что в известной снегоуборочной машине для сдвигания снега с городских дорог в транспортном потоке на маршрутах маршрутных транспортных средств, содержащей транспортное средство и пассивный рабочий орган для сдвигания снега, особенность заключается в том, что транспортное средство выполнено с возможностью перевозки пассажиров по городским маршрутам маршрутных транспортных средств, а рабочий орган для сдвигания снега выполнен шириной захвата, равной ширине транспортного средства плюс 400 мм, минус 300 мм с обеих сторон, при этом рабочий орган снабжен проходом или проходами с возможностью пропускания части снега или выполнен высотой 70…280 мм с возможностью создания вала сдвинутого снега высотой не более допустимой.

При этом рабочий орган выполнен в виде отвала или плоской щетки с одним проходом шириной 10…15% ширины захвата рабочего органа, расположенным в середине рабочего органа.

При этом рабочий орган выполнен в виде отвала или плоской щетки с двумя проходами шириной 8…10% ширины захвата рабочего органа, расположенными равномерно по ширине захвата рабочего органа.

При этом рабочий орган выполнен в виде отвала или плоской щетки с одним проходом, правая часть рабочего органа смещена относительно левой части вперед и параллельно ей на расстоянии 600±50 мм и они выполнены шириной захвата в половину ширины захвата рабочего органа.

При этом рабочий орган выполнен в виде отвала или плоской щетки с двумя проходами, каждая правая часть рабочего органа смещена относительно смежной с ней левой части вперед и параллельно ей на расстояние 400±50 мм, они выполнены шириной захвата в одну треть ширины захвата рабочего органа и сверху соединены между собой.

При этом рабочий орган выполнен в виде отвала или плоской щетки с одним проходом шириной 30…60% ширины захвата рабочего органа, проход расположен с правой стороны в верхней части рабочего органа с возможностью пропускания части снега над рабочим органом.

При этом рабочий орган выполнен в виде отвала или плоской щетки с одним проходом шириной 30…60% ширины захвата рабочего органа, проход расположен с правой стороны в верхней части рабочего органа и образован наклонной линией с возможностью пропускания части снега над рабочим органом.

При этом рабочий орган выполнен в виде отвала или плоской щетки высотой 70…280 мм с возможностью создания вала сдвинутого снега высотой не более допустимой.

В отличительную часть формулы включена совокупность существенных признаков двух устройств - транспортного средства и рабочего органа, но эта совокупность характеризует одно изобретение, так как:

- транспортное средство имеет два назначения - одно в виде транспортного средства для сдвигания снега, второе в виде транспортного средства для перевозки пассажиров по городским маршрутам маршрутных транспортных средств, а рабочий орган имеет одно назначение в виде рабочего органа для сдвигания снега, следовательно, каждое из устройств, соединяясь в снегоуборочной машине реализует одно общее с другим устройством назначение - сдвигание снега, что обеспечивает получение технических результатов одновременно и по транспортному средству и по рабочему органу;

- для реализации назначения транспортного средства в снегоуборочной машине в виде сдвигания снега требуется рабочий орган для сдвигания снега и наоборот;

- совокупность существенных признаков обоих устройств является единым конструкторским замыслом и сама по себе является самостоятельным отличительным признаком этой снегоуборочной машины, так как замена в этой совокупности предлагаемого транспортного средства на любое известное другое или замена рабочего органа на любой известный другой не позволит достичь технических результатов;

- два назначения транспортного средства - допустимая альтернатива назначения, так как возможно использование транспортного средства по разным назначениям в зависимости от наличия или отсутствия снега на дорогах;

- возможна одновременная реализация обоих назначений.

Существенный признак транспортного средства «… выполнено с возможностью перевозки пассажиров по городским маршрутам маршрутных транспортных средств…» выражен в общем виде, так как:

- является известной обобщенной характеристикой группы известных из уровня техники конструкций транспортных средств, реализующих функцию «общественного транспорта» и включающих множество частных форм реализации в виде нескольких категорий транспортных средств по ГОСТ Ρ 52051-2003 и соответствующих ГОСТ Ρ 41.52-2005 и ГОСТ Ρ 41.36-2004 (п.2.2 - определение «тип транспортного средства»), в том числе:

- микроавтобусы типа Газель 3221, PEGO, IVECO и т.д. различных моделей с количеством сидячих мест более 8, не считая места водителя, категории М2;

- микроавтобусы типа RENO, FORD и т.д. различных моделей вместимостью не более 22 пассажиров, категорий M2, М3;

- автобусы типа ПАЗ-3205, ЛИАЗ и т.д. различных моделей вместимостью более 22 пассажиров, категории M3;

- троллейбусы типа ТролЗа различных моделей;

- возможные безрельсовые транспортные средства на электроприводе, двигателе на нефтепродуктах, газе и других возможных источниках энергии, в том числе комбинированные разных сочетаний с количеством сидячих мест более 8, не считая места водителя и возможностью перевозки пассажиров по городским маршрутам маршрутных транспортных средств;

- определяет взаимосвязь и зависимость конструктивных параметров транспортных средств (вместимость; расположение и размеры проходов; сидений; наличие возможности контроля и кассовых расчетов; устройства информирования и связи с пассажирами; устройства безопасности и т.д.) и параметров пассажиропотока, являющегося средой, с которой взаимодействуют транспортные средства (объективное постоянство величины и маршрутов пассажиропотока в пространстве и времени для обеспечения транспортной целостности города, не зависящее, по крайней мере, в среднесрочной перспективе от соблюдения определенного порядка действий на основе договоренностей или установленных правил, которые могут ухудшить или улучшить процесс перевозки пассажиропотока, но не могут изменить его объективные параметры, в том числе величину и маршруты; требуемое количество и вместимость транспортных средств для конкретного пассажиропотока; интервалы движения; расположение остановочных пунктов и т.д.);

- исключает транспортные средства специального и ведомственного назначения: аварийные, медицинские, обслуживающие и т.д., то есть оборудованные специальными устройствами и обозначаемые буквой «С»;

- исключает такси и легковые автомобили, перевозящие пассажиров по индивидуальным маршрутам.

Этот же существенный признак транспортного средства находится в причинно-следственной связи с техническими результатами:

- «расширение функциональных возможностей маршрутных транспортных средств», так как транспортное средство используется по двум назначениям - для перевозки пассажиров и для сдвигания снега;

- «увеличение количества снегоуборочных машин без увеличения количества помех движению транспортного потока», так как количество снегоуборочных машин увеличивается за счет уменьшения количества маршрутных транспортных средств путем снабжения их навесным оборудованием, включающим рабочий орган, при этом суммарное количество снегоуборочных машин и маршрутных транспортных средств, не используемых для снегоуборки, не изменяется, следовательно, количество транспортных средств в транспортном потоке не изменяется и количество помех движению транспортного потока от снегоуборочных машин не увеличивается, при этом частичное уменьшение количества маршрутных транспортных средств на маршруте на 10…40% незначительно увеличивает, если вообще увеличивает, интервалы их движения по сравнению с интервалами движения по дорогам с неубранным снегом и «пробками», которые создают известные снегоуборочные машины при работе группой «уступом», но при этом другие участники транспортного потока двигаются по свободным от снега дорогам.

Эти же существенные признаки транспортного средства не основаны:

- на увеличении количества однотипных элементов для усиления технического результата, обусловленного наличием именно таких элементов, так как предлагаемое изобретение основано на увеличении количества однотипных элементов с достижением неизвестного из уровня техники технических результатов по отношению к недостаточному количеству известных однотипных элементов, количество которых увеличить проблематично или невозможно;

- на изменении количественного признака, представлении таких признаков во взаимосвязи, так как неизвестен факт влияния существенных признаков на технический результат - увеличение количества снегоуборочных машин без увеличения количества помех движению транспортного потока.

Существенный признак «…пассивный рабочий орган для сдвигания снега…» выражен в общем виде, охватывающем отвалы и плоские щетки, не оснащенные индивидуальным приводом рабочего движения, которое осуществляется за счет движения транспортного средства. Любая из этих частных форм выполнения пассивного рабочего органа в совокупности со всеми другими существенными признаками рабочего органа обеспечивает получение одних и тех же технических результатов, в том числе «уменьшение высоты вала сдвинутого снега при ширине захвата рабочего органа, равного ширине транспортного средства», так как для того, чтобы уменьшить высоту вала сдвинутого снега, необходимо разделить сдвигаемый снег на несколько валиков путем снабжения рабочего органа проходами для части снега и несущественно, в пассивном отвале или в пассивной плоской щетке эти проходы выполнены, поэтому на фиг. 1…16 и в описании они представлены, как идентичные.

Существенный признак «… шириной захвата, равной ширине транспортного средства плюс 400 мм, минус 300 мм с обеих сторон…» находится в причинно - следственной связи с техническими результатами, в том числе с «уменьшением высоты вала сдвинутого снега при ширине захвата рабочего органа, равного ширине транспортного средства», так как:

- задача заключается в том, чтобы уменьшить высоту вала сдвинутого снега при максимально возможной ширине захвата рабочего органа, то есть равной ширине транспортного средства, поскольку при меньшей ширине захвата, например, в одну треть, непреодолимый вал снега не создается;

- чем больше ширина захвата рабочего органа, тем большее количество снега он сдвинет, раздробит и разрыхлит за один проезд, следовательно, тем выше будет вал сдвинутого снега и меньше времени требуется для сдвигания снега с проезжей части дороги на обочину, но, чтобы сделать вал сдвинутого снега легкопреодолимым, например, не более 100 мм, необходимо снабдить рабочий орган проходами, следовательно, существенные признаки «ширина захвата…» и «проходы для части снега…» взаимосвязаны между собой и с уменьшением высоты вала сдвинутого снега; при этом точного определения понятия «легкопреодолимый вал снега» в уровне техники не найдено и под этим понятием представлено движение транспортного средства через вал сдвинутого снега без значительных, до 10…20%, изменений показателей движения: направления движения, скорости движения, подъема/опускания транспортного средства, развиваемой мощности, расхода топлива;

- увеличение ширины захвата на 400 мм с обеих сторон соответствует ограничению, которое устанавливает «Технический регламент о безопасности движения колесных транспортных средств», Приложение 6, «Дополнительные требования к специализированным и специальным транспортным средствам», п. 1.13.19; в редакции Постановлений Правительства РФ от 10.09.2010 №706, от 06.10.2011 №824 и позволяет производить снегоуборку без помех движению транспортного потока;

- уменьшение ширины захвата на 300 мм с обеих сторон снижает количество сдвигаемого снега и увеличивает время снегоуборки, но эта вынужденная мера предотвращает возможное разрушение рабочего органа при наезде выступающим концом на ограничивающие дорогу бордюры или сдвинутый на обочину снег, слежавшийся в твердую снего-ледяную массу при его длительном нахождении там, а также увеличивает маневренность снегоуборочной машины для увеличения возможностей патрульной снегоуборки одной снегоуборочной машиной и выполнения нормативного времени снегоуборки;

- с учетом обоснований увеличения и уменьшения ширины захвата рабочего органа, технически противоречащих друг другу, возможно использование всех частных форм выполнения, в том числе одновременное увеличение до 400 мм с одной стороны с уменьшением до 300 мм с другой стороны, но наиболее предпочтительной и компромиссной из них является ширина захвата рабочего органа, равная ширине транспортного средства.

Существенный признак «…снабжен проходом или проходами с возможностью пропускания части снега» выражен в общем виде, так как возможны, по крайней мере, шесть частных форм его реализации в виде различных по количеству, размерам, форме и расположению проходов для снега, охватываемых общим понятием с достижением одинаковых технических результатов, в том числе «уменьшение высоты вала сдвинутого снега при ширине захвата рабочего органа, равного ширине транспортного средства» и «рыхление большей части или всего снега по ширине рабочего органа», так как:

- любое количество проходов для части снега любых размеров, формы и расположения, в том числе смещенные вправо или влево в рабочем органе уменьшают высоту вала сдвинутого снега;

- но ограничивающее условие по времени снегоуборки (0,5…1,5 часа) уменьшает эти возможности;

- поэтому конкретное соотношение количества, размеров, формы и расположения проходов, определяющее ту часть снега, которую через них пропускают, определяют по высоте лежащего снега, исходя из зависимости: чем больше высота лежащего снега, тем больше должно быть проходов, чем большая часть снега пройдет через них, тем меньше будет высота каждого валика сдвинутого снега, тем большее количество проездов снегоуборочной машины потребуется для полного сдвигания снега с полосы, а конкретные величины для каждой высоты сдвигаемого снега и требуемой легкопреодолимой высоты вала сдвинутого снега, например, 80 мм, или 100 мм, или 150 мм определяют экспериментальным путем; наиболее универсальные предположительные для различных высот сдвигаемого снега количество, размеры, форма и расположение проходов представлены в описании в частных формах выполнения, кроме того, возможно использование нескольких типоразмеров рабочего органа для разных высот лежащего снега.

Этот же существенный признак находится в причинно-следственной связи с техническими результатами, в том числе:

- с «уменьшением высоты вала сдвинутого снега при ширине захвата рабочего органа, равного ширине транспортного средства» во всех частных формах выполнения рабочего органа, так как сдвигает снег вправо и уменьшает высоту вала сдвинутого снега за счет разделения вала проходами на несколько валиков до высоты, легкопреодолимой транспортным потоком, следовательно, сдвинутый снег не создает помех движению транспортного потока, что позволяет выполнять патрульную снегоуборку одной снегоуборочной машиной без помех движению транспортного потока и, соответственно, выдерживать нормативное время снегоуборки;

- с «рыхлением большей части или всего снега по ширине рабочего органа», так как рабочий орган сдви