Консервационная смазка для металлических поверхностей машин

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к составам углеводородных смазок, применяемых для консервации и защиты от коррозии металлических поверхностей машин при хранении на длительный срок. Предлагается консервационная смазка для металлических поверхностей машин, содержащая минеральное масло, петролатум нефтяной, антикоррозионную присадку, которая отличается тем, что в качестве минерального масла содержит масло М-11, в качестве антикоррозионной присадки включает присадку МНИ-7, а также дополнительно содержит осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Предлагаемая консервационная смазка по сравнению с прототипом имеет более высокую температуру каплепадения, а также верхний температурный предел применения. При этом в составе смазки использован доступный сырьевой компонент - нефтяной осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, который является нефтяным отходом, что позволяет существенно снизить себестоимость и расширить сырьевые ресурсы. 2 табл.

Реферат

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к составам углеводородных смазок, применяемых для консервации и защиты от коррозии металлических поверхностей машин при хранении на длительный срок.

Известна консервационная смазка, которая содержит в качестве масла базового отход добычи нефти - асфальтосмолопарафиновые отложения (АСПО) и имеет следующий состав, мас.%: петролатум - 10-20, АСПО - 80-90, антикоррозионная присадка МНИ-7 - 0,9-1,1 (сверх 100%) (Патент РФ №2238301, 2004 г.).

Недостатком данной смазки является относительно низкая температура каплепадения и недостаточно высокий верхний предел применения.

Известна также смазка УНЗ по ТУ 38.10277-76, содержащая нефтяное масло, петролатум и соду каустическую («Пластичные смазки общего назначения» ВНИИНефтехим, Киев, 1981 г.).

Данный состав имеет недостаточные эксплуатационные, особенно низкотемпературные и противоизносные свойства.

Наиболее близкой к предлагаемому составу является консервационная смазка ПВК (пушечная) по ГОСТ 199537-83, содержащая нефтяное масло, загущенное петролатумом и церезином, а также содержащая антикоррозионную присадку (Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник. Под ред. В.М. Школьникова, 1999 г., с. 348).

Недостатком смазки ПВК является использование дорогого и дефицитного компонента - церезина, а также низкие эксплуатационные показатели, а именно недостаточно высокий верхний предел применения и низкая температура каплепадения.

Задачей изобретения является повышение температуры каплепадения и верхнего температурного предела применения консервационной смазки для металлических поверхностей машин, а также снижение себестоимости смазки и расширение сырьевой базы.

Для решения поставленной задачи предлагается консервационная смазка для металлических поверхностей машин, содержащая минеральное масло, петролатум нефтяной, антикоррозионную присадку, которая отличается тем, что в качестве минерального масла содержит масло М-11, в качестве антикоррозионной присадки включает присадку МНИ-7, а также дополнительно содержит осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Петролатум нефтяной 10,0-14,0
Присадка МНИ-7 0,5-1,5
Осадок, образующийся на стенках трубопроводов
при транспортировке нефти 25,0-35,0
Масло М-11 остальное

В составе смазки используются следующие компоненты.

Осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, является нефтяным отходом и представляет собой пластифицированный парафин с высокомолекулярными гетероциклическими соединениями (ПВГС). ПВГС используют в качестве загустителя.

ПВГС имеет следующий структурно-групповой химический состав, мас.%:

парафины 77,1
асфальтены 13,2
смолы 9,7

Физико-химические свойства ПВГС:

плотность при 20°С 840 кг/м3
кинематическая вязкость при 100°С 9,59 сСт
температура каплепадения ≥80°С
температура плавления 80°С
содержание механических примесей 0,02%
потери при прокаливании при 105°С
(содержание гигроскопической влаги,
адсорбированных газов и легких
органических веществ) 9,04 мас.%
число пенетрации 40-50

Используют петролатум нефтяной по ТУ 38.401166-90 с температурой каплепадения 35-60°С.

В качестве антикоррозионной присадки используют присадку МНИ-7 по ОСТ 38.01385-85, представляющую собой окисленный церезин.

Используют масло М-11 по ТУ 38.101523-00 с вязкостью 11 мм2/с при 40°С.

Смазку получают путем компаундирования всех компонентов, их термомеханической обработки в обогреваемом аппарате с перемешивающим устройством, последующей выдержки при температуре 100±5°С и дальнейшего охлаждения в тонком слое.

Для иллюстрации предлагаемого технического решения было приготовлено 3 образца смазки (таблица 1). Для определения эффективности полученные образцы оценивались по физико-химическим свойствам. Результаты испытаний полученных образцов приведены в таблице 2.

Как видно из табл. 2, предлагаемая консервационная смазка по сравнению с прототипом имеет более высокую температуру каплепадения, а также верхний температурный предел применения.

Для оценки защитных способностей образцы предлагаемой смазки наносили на стальные (Ст3) пластины. Испытания проводили в климатической камере Г-4 при температуре 40°С и влажности 98-100% в течение 30 суток. Следов коррозии не обнаружено.

Таким образом, предлагаемый состав может быть рекомендован для консервации металлических поверхностей машин на длительный срок.

При этом в составе смазки использован доступный сырьевой компонент - нефтяной осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, который является нефтяным отходом, что позволяет существенно снизить себестоимость и расширить сырьевые ресурсы.

Консервационная смазка для металлических поверхностей машин, содержащая минеральное масло, петролатум нефтяной, антикоррозионную присадку, отличающаяся тем, что в качестве минерального масла содержит масло М-11, в качестве антикоррозионной присадки включает присадку МНИ-7, а также дополнительно содержит осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Петролатум нефтяной 10,0-14,0
Присадка МНИ-7 0,5-1,5
Осадок, образующийся на стенках трубопроводов
при транспортировке нефти 25,0-35,0
Масло М-11 остальное