Консервационная смазка для металлических поверхностей машин
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области нефтехимии, в частности к составам углеводородных смазок, применяемых для консервации и защиты от коррозии металлических поверхностей машин при хранении на длительный срок. Предлагается консервационная смазка для металлических поверхностей машин, содержащая минеральное масло, петролатум нефтяной, антикоррозионную присадку, которая отличается тем, что в качестве минерального масла содержит масло М-11, в качестве антикоррозионной присадки включает присадку МНИ-7, а также дополнительно содержит осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Предлагаемая консервационная смазка по сравнению с прототипом имеет более высокую температуру каплепадения, а также верхний температурный предел применения. При этом в составе смазки использован доступный сырьевой компонент - нефтяной осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, который является нефтяным отходом, что позволяет существенно снизить себестоимость и расширить сырьевые ресурсы. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к составам углеводородных смазок, применяемых для консервации и защиты от коррозии металлических поверхностей машин при хранении на длительный срок.
Известна консервационная смазка, которая содержит в качестве масла базового отход добычи нефти - асфальтосмолопарафиновые отложения (АСПО) и имеет следующий состав, мас.%: петролатум - 10-20, АСПО - 80-90, антикоррозионная присадка МНИ-7 - 0,9-1,1 (сверх 100%) (Патент РФ №2238301, 2004 г.).
Недостатком данной смазки является относительно низкая температура каплепадения и недостаточно высокий верхний предел применения.
Известна также смазка УНЗ по ТУ 38.10277-76, содержащая нефтяное масло, петролатум и соду каустическую («Пластичные смазки общего назначения» ВНИИНефтехим, Киев, 1981 г.).
Данный состав имеет недостаточные эксплуатационные, особенно низкотемпературные и противоизносные свойства.
Наиболее близкой к предлагаемому составу является консервационная смазка ПВК (пушечная) по ГОСТ 199537-83, содержащая нефтяное масло, загущенное петролатумом и церезином, а также содержащая антикоррозионную присадку (Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник. Под ред. В.М. Школьникова, 1999 г., с. 348).
Недостатком смазки ПВК является использование дорогого и дефицитного компонента - церезина, а также низкие эксплуатационные показатели, а именно недостаточно высокий верхний предел применения и низкая температура каплепадения.
Задачей изобретения является повышение температуры каплепадения и верхнего температурного предела применения консервационной смазки для металлических поверхностей машин, а также снижение себестоимости смазки и расширение сырьевой базы.
Для решения поставленной задачи предлагается консервационная смазка для металлических поверхностей машин, содержащая минеральное масло, петролатум нефтяной, антикоррозионную присадку, которая отличается тем, что в качестве минерального масла содержит масло М-11, в качестве антикоррозионной присадки включает присадку МНИ-7, а также дополнительно содержит осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Петролатум нефтяной | 10,0-14,0 |
Присадка МНИ-7 | 0,5-1,5 |
Осадок, образующийся на стенках трубопроводов | |
при транспортировке нефти | 25,0-35,0 |
Масло М-11 | остальное |
В составе смазки используются следующие компоненты.
Осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, является нефтяным отходом и представляет собой пластифицированный парафин с высокомолекулярными гетероциклическими соединениями (ПВГС). ПВГС используют в качестве загустителя.
ПВГС имеет следующий структурно-групповой химический состав, мас.%:
парафины | 77,1 |
асфальтены | 13,2 |
смолы | 9,7 |
Физико-химические свойства ПВГС:
плотность при 20°С | 840 кг/м3 |
кинематическая вязкость при 100°С | 9,59 сСт |
температура каплепадения | ≥80°С |
температура плавления | 80°С |
содержание механических примесей | 0,02% |
потери при прокаливании при 105°С | |
(содержание гигроскопической влаги, | |
адсорбированных газов и легких | |
органических веществ) | 9,04 мас.% |
число пенетрации | 40-50 |
Используют петролатум нефтяной по ТУ 38.401166-90 с температурой каплепадения 35-60°С.
В качестве антикоррозионной присадки используют присадку МНИ-7 по ОСТ 38.01385-85, представляющую собой окисленный церезин.
Используют масло М-11 по ТУ 38.101523-00 с вязкостью 11 мм2/с при 40°С.
Смазку получают путем компаундирования всех компонентов, их термомеханической обработки в обогреваемом аппарате с перемешивающим устройством, последующей выдержки при температуре 100±5°С и дальнейшего охлаждения в тонком слое.
Для иллюстрации предлагаемого технического решения было приготовлено 3 образца смазки (таблица 1). Для определения эффективности полученные образцы оценивались по физико-химическим свойствам. Результаты испытаний полученных образцов приведены в таблице 2.
Как видно из табл. 2, предлагаемая консервационная смазка по сравнению с прототипом имеет более высокую температуру каплепадения, а также верхний температурный предел применения.
Для оценки защитных способностей образцы предлагаемой смазки наносили на стальные (Ст3) пластины. Испытания проводили в климатической камере Г-4 при температуре 40°С и влажности 98-100% в течение 30 суток. Следов коррозии не обнаружено.
Таким образом, предлагаемый состав может быть рекомендован для консервации металлических поверхностей машин на длительный срок.
При этом в составе смазки использован доступный сырьевой компонент - нефтяной осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, который является нефтяным отходом, что позволяет существенно снизить себестоимость и расширить сырьевые ресурсы.
Консервационная смазка для металлических поверхностей машин, содержащая минеральное масло, петролатум нефтяной, антикоррозионную присадку, отличающаяся тем, что в качестве минерального масла содержит масло М-11, в качестве антикоррозионной присадки включает присадку МНИ-7, а также дополнительно содержит осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Петролатум нефтяной | 10,0-14,0 |
Присадка МНИ-7 | 0,5-1,5 |
Осадок, образующийся на стенках трубопроводов | |
при транспортировке нефти | 25,0-35,0 |
Масло М-11 | остальное |