Система обеспечения безопасности самолетов и вертолетов с использованием сжиженных азота, двуокиси углерода либо инертных газов
Изобретение относится к авиационной технике. Система подачи сжиженных азота, двуокиси углерода либо инертных газов к двигателям самолета или вертолета состоит из размещенных в корпусе самолета или вертолета емкостей со сжиженным азотом, двуокисью углерода либо инертным газом. От емкостей проложены трубопроводы, часть которых выходит к воздухозаборникам двигателей. Часть указанных трубопроводов проходит также к соплам двигателей самолета или вертолета. Система также содержит источник пассивных помех с ложными тепловыми целями. Изобретение повышает безопасность летательных аппаратов. 2 н.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к авиационной технике.
Информация об известных аналогах не найдена.
Задачей изобретения является обеспечение безопасности самолетов (вертолетов), в случае применения оружия с инфракрасными головками самонаведения либо угрозы его применения, с использованием сжиженных азота, двуокиси углерода либо инертных газов, а также тушение двигателя в случае его возгорания. Система может найти применение при производстве самолетов (вертолетов) как военного, так и гражданского назначения.
Задача решается следующим образом: в корпусе самолета (вертолета) размещаются емкости с сжиженным азотом, двуокисью углерода либо инертным газом, от емкостей прокладываются трубопроводы, часть которых выходит к воздухозаборникам двигателей, а часть к соплам двигателей самолета (вертолета). Система позволяет осуществлять подачу сжиженных азота, двуокиси углерода либо инертных газов, в область сопел, либо в область воздухозаборников двигателей, в зависимости от цели их использования. В случае фиксирования пуска ракеты экипажем визуально либо бортовым оборудованием или при нахождении самолета (вертолета) в зоне повышенной опасности из-за угрозы применения передвижных зенитно-ракетных ракетных комплексов, члены экипажа или автоматика активируют систему, которая подает в области сопел двигателей сжиженные азот, двуокись углерода или инертный газ. Так как сжиженные азот, двуокись углерода и инертные газы имеют очень низкую температуру и очень высокий изобарный коэффициент расширения, испаряясь, они значительно снижают температуру отработанных газов двигателя и способствуют более активному смешиванию их с окружающим воздухом, что противодействует захвату цели ракетами с тепловыми головками самонаведения и снижает вероятность уничтожения или повреждения самолета (вертолета). При активации системы производится запуск источников пассивных помех с ложными тепловыми целями. Одновременное использование данной системы с источниками пассивных помех с ложными тепловыми целями и экранированными выхлопными устройствами позволит достигнуть более значительных результатов. При возгорании двигателя подача сжиженного азота, двуокиси углерода или инертного газа осуществляется со стороны воздухозаборника в целях тушения пожара.
Техническим результатом является обеспечение безопасности самолетов (вертолетов), в случае применения оружия с инфракрасными головками самонаведения, а также тушение двигателя в случае его возгорания. Преимуществом данной системы, по сравнению с всеракурсной лазерной станцией помех «Клен-М», является то, что ее можно использовать непосредственно еще и в период взлета, набора высоты и посадки, в то время как использование в это время системы «Клен-М» малоэффективно, так как она работает по азимуту и от -45 до +30°, по углу места.
Изобретение позволяет улучшить безопасность самолетов (вертолетов), в случае применения оружия с инфракрасными головками самонаведения либо угрозы его применения, а также осуществить тушение двигателя в случае его возгорания.
1. Система подачи сжиженных азота, двуокиси углерода либо инертных газов к двигателям самолета или вертолета, состоящая из размещенных в корпусе самолета или вертолета емкостей со сжиженным азотом, двуокисью углерода либо инертным газом, от емкостей проложены трубопроводы, часть которых выходит к воздухозаборникам двигателей, отличающаяся тем, что часть указанных трубопроводов проходит также к соплам двигателей самолета или вертолета, при этом система также содержит источник пассивных помех с ложными тепловыми целями.
2. Способ подачи сжиженных азота, двуокиси углерода либо инертных газов к двигателям самолета или вертолета, заключающийся в том, что емкости со сжиженным азотом, двуокисью углерода либо инертным газом размещают в корпусе самолета или вертолета, от емкостей прокладывают трубопроводы, часть которых выходит к воздухозаборникам двигателей, осуществляют подачу сжиженных азота, двуокиси углерода или инертного газа в область воздухозаборников двигателей, отличающийся тем, что часть указанных трубопроводов прокладывают также к соплам двигателей самолета или вертолета для подачи сжиженных азота, двуокиси углерода либо инертного газа в случае фиксирования пуска ракеты экипажем визуально либо бортовым оборудованием или при нахождении самолета или вертолета в зоне повышенной опасности из-за угрозы применения передвижных зенитно-ракетных комплексов, при этом производят запуск источников пассивных помех с ложными тепловыми целями, а при возгорании двигателя подают сжиженные азот, двуокись углерода либо инертный газ со стороны воздухозаборника.