Способ коррекции тембра голоса
Изобретение относится к медицине, педагогике, практике дикторской, актерской и вокальной деятельности. Коррекцию тембра голоса проводят на занятиях по развитию резонансной, вокальной и речевой техники. В процессе занятий пациент вначале выполняет приемы, направленные на развитие резонаторов голосового аппарата, техники дыхания солистов при исполнении вокальных произведений, упражнений по развитию мышц голосового аппарата, речевой артикуляции, выполняет приемы, направленные на подражание звукам животных и птиц. Также в процессе хорового пения подражает голосу певцов с заданным тембром до достижения резонансного звучания, для чего использует обертоны собственного голоса. В процессе проведения занятий пациент вначале выполняет приемы использования собственного голоса в среднем регистре, а затем расширяет вокальный диапазон и выполняет приемы формирования тембровой окраски голоса и эмоционального исполнения вокальных произведений. Способ обеспечивает активизацию индивидуального творчества пациента по устранению имеющихся дефектов голоса с учетом его индивидуальных данных, способностей обучаемого, устранение дефектов речи, развитие ораторских и лекторских, эмоциональных и артистических способностей, расширение вокального диапазона, положительный эффект при лечении пациентов с дефектами речи и хронической патологией органов дыхания. 4 пр.
Реферат
Изобретение относится к способам коррекции тембра голоса и может быть использовано в медицине, педагогике, практике дикторской, актерской и вокальной деятельности.
Одной из наиболее сложных проблем здравоохранения, имеющих медицинскую и социально-экономическую значимость, является проблема лечения больных с хроническими заболеваниями органов дыхания и людей, страдающих заиканием и другими расстройствами речи. Люди отмеченных выше профессий нуждаются в совершенствовании своего профессионального мастерства, поэтому методологический подход предложенного действия с материальным объектом найдет широкое применение для людей с различной профессиональной деятельностью и будет использован при лечении больных с определенной патологией.
В патентной литературе имеется значительное количество изобретений по обучению резонансному пению. Н.И. Максимов предложил способ обучения вокалистов в течение 3-х лет [Заявка на изобретение №2006136778 от 27.04.2008]. Автор предлагает сложную формулу изобретения по обучению вокалистов, включающую 32 независимых пункта в формуле. Автор уделяет большое внимание технике звукообразования, но не учитывает индивидуальные особенности и дефекты резонансного пения у вокалистов.
Предложен способ коррекции звука по амплитудно-частотной характеристике [Патент RU 2364957 С1 от 20.08.2009]. При данном способе не уделяется должного внимания эмоциональному исполнению вокальных произведений и тембровой коррекции голоса.
В.П. Багрунов предложил в процессе обучения вокалистов учитывать анатомические, физиологические и психологические особенности организма [Патент RU 2361282 С2 от 10.07.2009]. В изобретении описаны только различные типы техники дыхания вокалистов.
С.В. Белецкий предложил для коррекции тембра голоса использовать воспроизведение музыкальных звуков с помощью двенадцатислоговой системы («Слогофон Белецкого») [Патент RU 2154308 С2 от 10.08.2000]. Инструментальные звуки не позволяют воспроизводить богатство настроений чувств и эмоций вокалиста, в частности, при исполнении народных песен, отражающих характерные особенности музыкальной культуры того народа, к которому они принадлежат.
Известен способ коррекции заикания при проведении логопедических занятий по развитию артикуляционного аппарата [Патент RU 2254835 от 03.05.2004]. Пациент посредством перестройки спектра и тембра своего голоса при использовании компьютерного спектрального анализа восстанавливает свои речевые функции. Недостатком предложенного способа является применение аппаратуры, не позволяющей осуществлять дифференцированный подход к обучению пациента, и не учитываются речевые и эмоциональные особенности организма, а также тембровая окраска голоса.
Проводят комплексное лечение заикания с использованием психотерапии, логопедических занятий, медикаментозной терапии, дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой, массажа мышц, развивают фразовую речь с применением рече-слухового волновода [Патент RU 2147447 С1 от 20.04.2000; Патент RU 2199352 С1 от 27.02.2003; Патент RU 2497555 С1 от 10.11.2013].
В описанных способах коррекции речи при заикании предлагается комплекс мероприятий по лечению пациентов, но не уделяется должного внимания действию с материальным объектом, а также при медикаментозной терапии не исключена возможность развития различных осложнений (аллергия, индивидуальная непереносимость и т.п.).
Предложено устройство для коррекции речи [Патент RU 2209614 С1 от 10.08.2003], позволяющее повысить эффективность реабилитации комплексного медико-педагогического воздействия. Применение предложенного устройства не гарантирует эффективность лечения от заикания в связи с тем, что нет индивидуального подхода к лечению пациентов.
В качестве прототипа коррекции тембра голоса нами выбран способ обучения резонансной и вокально-речевой технике [Патент RU 2380760 С1 от 27.01.2010]. Способ использован для коррекции тембра голоса у вокалистов, расширения вокального диапазона, развития музыкального слуха, эмоциональных и артистических способностей обучаемых, а также для лечения больных бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, лечения больных с заиканием.
Основным недостатком предложенного способа является необходимость предварительного всестороннего обследования пациентов (вокалистов) с использованием трехмерного спектрального анализа в диапазоне частот до 20500 Гц для определения голосовых данных и дефектов артикуляционного аппарата с целью анализа акустических характеристик голоса и сравнения его с эталонами звучания. Для коррекции тембра голоса использована сложная аппаратура, компьютерные программы с записями звуков, 6 схем проведения индивидуальных занятий с обучаемыми, что значительно усложняет процесс обучения и повышает финансовые затраты для достижения желаемого результата. Мало внимания уделяется индивидуальной работе с пациентами по устранению выявленных дефектов в процессе слуховой диагностики голоса. В связи с тем, что проводится в течение длительного времени сложная диагностика дефектов речи и вокальных данных у пациентов, увеличиваются сроки лечения больных и обучения вокалистов.
Задачей настоящего изобретения является активизировать индивидуальное творчество (пациента или вокалиста) по устранению имеющихся дефектов под руководством специалиста (врача, педагога по вокалу) с учетом индивидуальных данных и способностей обучаемого пациента. Установить возможность использования резонансной вокально-речевой техники для устранения дефектов речи и патологических процессов в органах дыхания, развивать ораторские и лекторские способности, осуществлять расширение вокального диапазона, развивать эмоциональные и артистические способности.
Технический результат - простой, не требующий больших материальных затрат и времени, необходимого для получения желаемого результата и основан он на действии с материальным объектом в строго определенной последовательности с учетом достигнутого положительного эффекта.
Технический результат достигается тем, что на основании использования резонансной, вокальной и речевой техники проводят коррекцию тембра голоса при проведении индивидуальных занятий, позволяющих получать положительный результат при лечении пациентов с патологией органов дыхания, речевыми дефектами, осуществлять коррекцию тембра голоса, расширять диапазон вокалистов, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать эмоциональные, артистические, ораторские и вокальные способности у обучаемых. Индивидуальная работа с пациентом позволяет сократить время для получения желаемого результата.
Технический результат способа коррекции тембра голоса достигается тем, что, согласно изобретения, заключающийся в проведении занятий по развитию резонансной, вокальной и речевой техники, причем, в процессе занятий пациент вначале выполняет приемы, направленные на развитие резонаторов голосового аппарата, техники дыхания солистов при исполнении вокальных произведений, упражнений по развитию мышц голосового аппарата, речевой артикуляции, выполняет приемы, направленные на подражание звукам животных и птиц, а также в процессе хорового пения подражает голосу певцов с заданным тембром до достижения резонансного звучания, для чего использует обертоны собственного голоса, в процессе проведения занятий пациент вначале выполняет приемы использования собственного голоса в среднем регистре, а затем расширяет вокальный диапазон и выполняет приемы формирования тембровой окраски голоса и эмоционального исполнения вокальных произведений.
Положительный эффект предложенного способа заключается в самообразовании и индивидуальной работе по устранению дефектов у пациентов. Дефекты у пациентов выявляют в процессе исполнения хоровых произведений, а устранение их осуществляют под руководством специалиста (опытного врача или педагога по вокалу). Индивидуальное самообразование и исполнение большого количества хоровых произведений позволяет выявить основные дефекты у пациентов и в процессе исполнения хоровых произведений наблюдается устранение дефектов речи и совершенствуется исполнение вокальных произведений в результате подражания звуковедению и интонациям певцов с красивым тембром, полетностью и силой округленных в зеве гласных, естественно артикулируемых согласных в ротовой полости, стремлению обеспечить резонансное звучание собственного голоса со звучанием соседних голосов, используя обертона собственного голоса в результате развития вокального слуха.
Снижение материальных затрат и времени, необходимого для получения желаемого результата достигается за счет последовательного действия с материальным объектом, постепенно увеличивая объем полученного положительного результата, закрепления полученного положительного эффекта. Снижение материальных затрат достигается за счет индивидуального самообразования. В диагностике дефектов пациента не требуется специальная аппаратура. При исполнении хоровых произведений выявляются дефекты у пациентов и определяются вокальные способности.
Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.
В процессе коррекции тембра голоса проводят занятия по развитию резонансной, вокальной и речевой техники. Пациент знакомится с расположением в организме резонаторов голосового аппарата и основами резонансной теории и техники [В.П. Морозов «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002, 496 с.] и осваивает технику подражания. Воспроизводит звуки различных животных и птиц, подражает исполнению вокальных произведений вокалистами мастер-класса.
В процессе самообразования особое внимание уделяют освоению техники дыхания, необходимую солистам при исполнении вокальных произведений. Певческая установка обеспечивает оптимальные условия для работы органов дыхания: глубокий, но умеренный по объему вдох при помощи мышц живота и спины в области пояса; момент задержки дыхания, в течение которого фиксируется положение вдоха и готовится атака звука на заданной высоте.
Дыхание распределяют на всю музыкальную фразу, регулируют подачу дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука. В период освоения техники дыхания большое внимание уделяют выполнению упражнений, обеспечивающих развитие певческого дыхания.
Должное внимание уделяют развитию мышц голосового аппарата. С этой целью используют различные упражнения, массажеры, а также устройства для коррекции речи (например, «Устройство для коррекции речи» [Патент RU на полезную модель 132723 от 27.09.2013]).
Совершенствование техники артикуляции проводят с использованием пословиц, поговорок и скороговорок, обеспечивающих полетность звука, координацию работы губ, включенающих в работу твердое небо и нижнюю губу, укрепление мышц щек и губ, поднятие мягкого неба, освобождение корня языка, включение в работу задней стенки глотки и освобождение челюсти, формирование смешанного регистра, улучшение тембра голоса.
Освоение музыкальной грамоты является необходимым для пациентов.
В процессе самостоятельного обучения необходимо использовать методы самоконтроля. Контролем освоения техники вокального дыхания является умение достигнуть величайшей силы звука при самом малом дыхании. Для пациентов с дефектами речи полезно исполнять вокальные произведения легато.
В процессе обучения проводят выявление индивидуальных особенностей пациента, дефектов речи, звуковедения, а также вокальных способностей. При хоровом исполнении вокальных произведений совершенствуются приобретенные навыки.
При исполнении хоровых произведений особое внимание уделяют методам подражания, звуковедению и интонациям певцов с красивым тембром, полетностью и силой округленных в зеве гласных, естественно артикулируемых согласных в ротовой полости, стремлению обеспечить резонансное звучание собственного голоса со звучанием соседних голосов, используя обертона собственного голоса. В результате исполнения хоровых произведений развивается вокальный слух.
В процессе обучения пациентов следует придерживаться строго определенной последовательности действия с материальным объектом. Только при достижении положительного эффекта на определенном уровне обучения можно приступить к следующему этапу обучения.
Навыки правильного звуковедения и звукообразования вырабатывают в центральном диапазоне. После того как пациент научится пользоваться своим голосом в среднем регистре, можно постепенно переходить к освоению верхнего регистра. Необходимо вырабатывать умение подачи звука без форсирования, стремиться к безупречной интонации. Только имея прочную техническую основу, вокалист сможет выразить свои чувства, передать художественное содержание произведения.
Из первоначального репертуара вокалиста следует отдать предпочтение песням. Песня, как романс и ария, способствует развитию у вокалиста музыкально-исполнительских навыков. Песня требует использования более простых для многих исполнителей средств выразительности и доступна для лиц, не имеющих музыкального образования. Поэтому песня является очень полезным жанром вокально-педагогического репертуара, особенно, в начальном обучении вокалистов.
Народная песня содержит в себе неоценимые богатства содержания, чувств, настроений и образов. Ее ценность заключается в том, что, во-первых, она несет в себе характерные особенности музыкальной культуры того народа, к которому она принадлежит, и, таким образом, заставляет исполнителя подражать особенностям музыкальной культуры народностей. А, во-вторых, являясь в большинстве своем несложным, доступным для многих исполнителей произведением. Народная песня построена на естественных мелодических интонациях и оборотах музыки, что в вокально-педагогической практике способствует правильному развитию голоса певца.
Под руководством врача, педагога по вокалу устраняют дефекты речи, формируют тембровую окраску голоса и эмоциональное исполнение вокальных произведений.
При обучении вокалиста следует придерживаться строго определенной последовательности действия с материальным объектом. Вначале вокалист осваивает пение произведения по нотам, затем до автоматизма воспроизводит текст музыкального произведения и завершается работа над музыкальным произведением эмоциональностью и артистичностью его исполнения. При выборе репертуара также нужно придерживаться определенной последовательности. Только при хорошем исполнении народных песен можно приступать к работе над оперными произведениями.
Примеры практического использования предлагаемого способа.
Пример 1
Пациент К., 39 лет, имел дефекты в речи, что являлось препятствием к осуществлению его профессиональных обязанностей: работа пациента была связана с чтением лекций и проведением практических занятий со студентами в медицинской академии. Пациент прошел самообучение по коррекции тембра голоса. На основании методических рекомендаций и периодической литературы получены основные знания по резонансному пению. Для освоения техники подражания использованы записи звуков различных животных и птиц. Освоение музыкальной грамоты проведено по учебникам с использованием музыкальных инструментов и воспроизведения нотных звуков.
На основании индивидуального обучения освоена техника дыхания вокалиста, выполнялись упражнения по артикуляции речи. Особое внимание уделялось произношению пословиц, поговорок и скороговорок.
На основании проведенного самообразования пациент улучшил свои дикторские и ораторские способности, что позволило ему в течение ряда лет читать лекции по микробиологии, вирусологии и иммунологии в Тюменской государственной медицинской академии.
В 2014 году, на основании приобретенных музыкальных навыков, пациент К., не имея музыкального образования, решил совершенствовать свои вокальные способности. В течение года пел партии баритона в Академическом любительском хоре им. В. Гостева ДК «Строитель», г. Тюмень.
Пациент К. совершенствовал вокальные навыки при хоровом исполнении партий, подражал звуковедению и интонациям певцов с красивым тембром, полетностью и силой округленных в зеве гласных, стремился обеспечить резонансное звучание собственного голоса со звучанием соседних голосов, используя обертона собственного голоса. За год им было исполнено 31 хоровое произведение.
Список произведений, исполненных в хоре им. В. Гостева: «Грусть просторов» Г. Свиридов - Ф. Сологуб, «Молотьба» Г. Свиридов - С. Есенин, «В сердце светит Русь» Г. Свиридов - С. Есенин, «Метель» Г. Свиридов - А. Пушкин, «Пастораль» Г. Свиридов - С. Есенин, «В лесу прифронтовом» М. Блантер - М. Исаковский, «Вольный ветер» И. Дунаевский, «С песней по жизни» И. Дунаевский, «Воспоминание о полковом оркестре» Ю. Гуляев - Р. Рождественский, «Время» А. Островский - Л. Ошанин, «Вставайте, люди русские» С. Прокофьев - В. Луговской, «Гвардейская полька» Б. Терентьев - В. Гурьяна, «Эх, дороги» А. Новиков - Л. Ошанин, «Вася-Василек» А. Новиков - С. Алымов, «Заветный камень» Б. Мокроусов - А. Жаров, «Испанское болеро» Винченцо ди Кьяра - А. Джанизе - Б. Абрамович, «Лирический вальс» Е. Жарковский - В. Винников, В. Крахт, «Моряки» М. Вильбоа - А. Овчинников, «Не бушуйте, ветры буйные, ты запой, засвисти соловушка» музыка и текст народные, «Соловьем залетным» М. Анцев - А. Кольцов, «Отговорила роща золотая» Г. Пономаренко - С. Есенин, «Песня о Днепре» М. Фрадкин - Е. Долматовский, «Песня о русском солдате» К. Акимов - К. Филиппова, «Напишет ротный писарь бумагу» К. Молчанов - А. Галич … Дембельская, «Прощание славянки» В. Агапкин, «Солдат» М. Бирман, «Соловьи» В. Соловьев-Седой - А. Фатьянов, «Хлеба России» А. Пахмутова - С. Гребенников, хор из оперы «Пиковая дама» Пастораль «Искренность пастушки» П. Чайковский, «Я покинул родимый дом» Г. Свиридов - С. Есенин. В результате исполнения хоровых произведений у Л.Б. развился вокальный и эмоциональный слух.
При исполнении хоровых произведений совершенствовалась коррекция тембра голоса. Пение в хоре позволило выявить у пациента вокальные способности и эмоциональность в исполнении хоровых произведений, что позволило подобрать репертуар из народных песен.
При работе над вокальными произведениями выполнялась следующая последовательность: вначале проводилось пение по нотам, затем запоминался текст произведения и завершалась работа над музыкальным произведением эмоциональностью и артистичностью его исполнения.
Пациент К. исполнил песню в сопровождении хора «Сын России» С. Туликов - В. Харитонов и несколько сольных народных песен: «Среди долины ровные» муз. неизвестного автора - сл. А. Мерзлякова, «Ямщик не гони лошадей» Я. Фельдман - Н. Риттер, «Песня извозчика» Н. Богословский - Я. Родионов, «У леса на опушке жила зима в избушке» Э. Ханок - С. Островой, «Береги друзей» сл. Р. Гамзатова, муз. П. Аедоницкого; «Вижу чудное приволье» /русская народная песня/ (РНП) и др. Формировалась тембровая окраска голоса и эмоциональное исполнение народных песен.
В процессе обучения использованы различные упражнения по развитию мышц голосового аппарата, а также «Устройство для коррекции речи» [Патент RU на полезную модель 132723 от 27.09.2013].
Исполнение народных песен позволило перейти к исполнению оперного репертуара: исполнена ария Мельника из оперы Даргомыжского «Русалка». Начата работа над исполнением «Песни Варяжского гостя» из оперы «Садко» Н. Римский-Корсаков.
В результате исполнения хоровых партий баритона и сольного репертуара у пациента сформировалась мобильная коррекция тембра голоса, и расширился диапазон вокалиста.
Пример 2
Гражданин X., 24 лет, не имеющий музыкального образования, аспирант 2-го курса Тюменского государственного университета (Институт государства и права, кафедра гражданского права и процесса) решил провести коррекцию своего голоса с целью возможности исполнять вокальные произведения. В течение года гражданин X. совершенствовал тембр своего голоса. Самостоятельно обучался по развитию резонансной, вокальной и речевой техники по предложенному в настоящей заявке способу, пел в хоре. Исполнял партии баритона в 31 хоровом произведении. Занимался с педагогом по вокалу по коррекции тембра голоса и приобрел необходимые навыки для исполнения вокальных произведений. Комбинированное обучение пациента резонансной, вокальной и речевой технике ускорило процесс совершенствования коррекции тембра голоса.
В течение года исполнения хоровых произведений в Академическом любительском хоре им. В. Гостева освоены навыки правильного звуковедения и звукообразования в центральном диапазоне, и постепенно происходило расширение вокального диапазона. Достигнуты определенные успехи по коррекции тембра голоса. Тембр голоса стал звонким, отработана техника безупречной интонации, освоена техника дыхания вокалиста, более четкой стала артикуляция речи, расширился диапазон вокалиста, улучшился вокальный слух, что позволило пациенту исполнять народные песни.
Исполнены следующие вокальные произведения: «Вот мчится тройка почтовая» (РНП), «Если должны расстаться …» Ф Мендельсон - Э. Гейбель, «Фиалки» П. Бюль-Бюль оглы - О. Гаджикасимов и др.
В настоящее время А.Х. выступает в концертах Академического любительского хора им. В. Гостева как начинающий солист.
Пример 3
Пациент М., 76 лет, страдал заиканием. Дефекты речи не позволяли ему выполнять профессиональную деятельность педагога в медицинской академии. Пациент в течение года занимался по развитию резонансной, вокальной и речевой техники по предложенному в настоящей заявке способу. После проведенного курса обучения у пациента восстановились нормальные речевые функции голосового аппарата, и он смог читать лекции для студентов. В настоящее время он читает курс лекций по эпидемиологии и проводит практические занятия со студентами ГБОУ ВПО «Тюменский ГМУ» и на факультете повышения квалификации врачей на базе Тюменского ГМУ. В процессе обучения пациент М. освоил музыкальную грамоту, улучшил артикуляцию речи, добился определенных успехов в коррекции тембра голоса, приобрел навыки дыхания вокалистов. Отмечены определенные успехи в правильном звуковедении и образования звуков в центральном диапазоне, что позволило ему исполнять вокальные произведения. На концертах художественной самодеятельности в ТГМУ пациент М. исполнял следующие произведения: «Мальчишки» А. Островский - Л. Шаферан, «Любимые женщины» С. Туликов - М. Пляцковский, «Средь шумного бала» П. Чайковский - А. Толстой, «Я встретил Вас …» П. Шереметьев - Ф. Тютчев.
Пример 4
Пациентка Н., 47 лет, наблюдалась амбулаторно в ГБУЗ ТО «Областная больница №19». Диагноз: Бронхиальная астма, смешанная форма, средней степени тяжести, неконтролируемая, ДН I-II. Аллергия к препаратам пентоксифиллина. Контактный дерматит, аллергия к простым химическим веществам.
Жалобы при осмотре на приступы удушья до 5-6 раз в сутки, в ночное время до 2-х раз в неделю, одышку при умеренной физической нагрузке. Анамнез: Болеет с детства, неоднократно ставился диагноз рецидивирующего бронхита, часто выслушивались сухие хрипы в легких, не всегда болела с температурой, по результатам рентгенограммы органов грудной клетки (РОГК) изменений на фоне заболевания не было, эффекта от лечения бронхита не было. 5 лет назад перенесла острую правостороннюю пневмонию, лечилась в стационаре.
Обследование. OAK: Эр - 3,8, НВ - 115, ЦП - 0,89, ЛТ - 20,0, ю - 2, п - 6, с - 82, л - 4, м-б. СОЭ - 4 мм\час. В динамике: Эр - 4,4, НВ - 133, ЦП - 0,9, ЛТ - 10, 6-1, э - 6, с - 46, л - 35, м - 9, СОЭ - 8 мм\час. Биохимия крови 10.05.06: K - 3,0, Na - 147, Са - 1,95, сахар - 17,0, белок - 78, билирубин - 11, мочевина - 3,3, ост. азот - 14,3, ПТИ - 78-95%, K - 3,4, Са - 2,0, белок - 66, билирубин - 11, мочевина - 8,3, ост. азот - 25,0, креатинин - 0,11, фибриноген В - 1, фибриноген 2,8. В динамике: сахар - 5.1-3.3.
Иммунология. ЦИК - 3.5% - 6, 5% - 16, 7% - 72., Общий IgE крови - 50 (норма). ОАМ: сахар, белок отриц., Лт - 1-2 в п/з, УВ - 1018. Микрофлора из зева - Str. viridans 1012, - резидентная флора зева. Микрофлора на дифтерию - дифтерийной палочки не обнаружено.
ФВД. Умеренное снижение вентиляционной способности легких. Вентиляционные нарушения рестриктивного типа. Умеренно выраженная бронхиальная обструкция. ЖЕЛ умеренно снижена. Проба положительная. ОФВ1 (+13%). На прямой обзорной РОГК в динамике: очаговой и инфильтративной патологии не выявлено. Корни легких и органы средостения без изменений, диафрагма четкая, синусы свободны.
ЭКГ: Ритм синусовый 80 уд/мин, умеренные нарушения обменных процессов в миокарде. В ИФА антител к описторхисам не выявлено.
Пациентке Н. предложено провести занятия по развитию резонансной, вокальной и речевой техники по предложенному в настоящей заявке способу коррекции тембра голоса.
Пациентка Н. одновременно с занятиями по коррекции тембра голоса, описанных в материалах настоящей заявки на изобретение, получала базисную терапию: беклометазон 250 мкг/д по 2 дозы 2 раза в день, беродуал 20+0,5 мкг/д по 2 дозы по потребности.
Пациентка ежедневно выполняла комплекс упражнений по активизации работы органов дыхания, рекомендуемых для больных с заболеваниями органами дыхания и вокалистов.
Для совершенствования работы мышц голосового аппарата использованы различные упражнения, а также пословицы, поговорки и скороговорки. Коррекция тембра голоса проводилась в течение года под контролем врача-отоларинголога.
При динамическом осмотре через год пациентка Н. жалоб не предъявляла. Придерживалась гипоаллергенной диеты и гипоаллергенного образа жизни. Занятия по коррекции тембра голоса оказали положительный эффект на лечение основного заболевания: бронхиальной астмы.
Обследования выполнены через год. Клинический минимум в пределах нормы. ФВД: вентиляционная функция легких в пределах нормы, ЖЕЛ 89%, ОФВ1 - 98%. На прямой обзорной R-грамме ОГК в динамике: очаговой и инфильтративной патологии не определялось. Корни легких и органы средостения без изменений, диафрагма четкая, синусы свободны.
В качестве иллюстрации к настоящей заявке прилагается диск с записями: пациента с дефектом речи (пример 3), вокалистов (пример 1, 2) и исполнителей Академического любительского хора им. В.Гостева, прошедших обучение по способу коррекции тембра голоса.
Приведенные примеры иллюстрируют возможность применения данного способа коррекции тембра голоса для профессиональной деятельности педагогов, дикторов, артистов, вокалистов, а также для лечения больных с дефектами речи и хроническими заболеваниями органов дыхания. Преимущества предложенного способа по сравнению с прототипом представлены в таблице.
Предложенный способ апробирован в ГБОУ ВПО «Тюменский государственный медицинский университет» и при исполнении хоровых и сольных произведений в концертах Академического любительского хора им. В. Гостева Дома культуры «Строитель» г. Тюмени. Проведено обучение 23 вокалистов и вылечено 9 пациентов с дефектами речи и патологией органов дыхания.
Предложенный способ коррекции тембра голоса легко воспроизводим, не требует больших материальных затрат и в течение года позволяет достигнуть положительного результата по коррекции тембра голоса.
Способ коррекции тембра голоса, заключающийся в проведении занятий по развитию резонансной, вокальной и речевой техники, причем в процессе занятий пациент вначале выполняет приемы, направленные на развитие резонаторов голосового аппарата, техники дыхания солистов при исполнении вокальных произведений, упражнений по развитию мышц голосового аппарата, речевой артикуляции, выполняет приемы, направленные на подражание звукам животных и птиц, а также в процессе хорового пения подражает голосу певцов с заданным тембром до достижения резонансного звучания, для чего использует обертоны собственного голоса, в процессе проведения занятий пациент вначале выполняет приемы использования собственного голоса в среднем регистре, а затем расширяет вокальный диапазон и выполняет приемы формирования тембровой окраски голоса и эмоционального исполнения вокальных произведений.