Лемех

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к лемехам плугов общего назначения. Лемех содержит основу, ограниченную по длине полевым и бороздным обрезами, а по ширине - спинкой с лезвием, и накладное выдвигающееся долото с передней и задней гранями. Передняя грань долота выполнена ломаной и состоит из двух отрезков: нижнего, расположенного параллельно линии полевого обреза, и верхнего, расположенного под углом 14…17° к линии полевого обреза. Верхний отрезок в 1,5…1,8 раза больше нижнего отрезка. Такое конструктивное решение направлено на снижение тягового сопротивления лемеха. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а конкретно к лемехам плугов общего назначения.

Известен лемех П702 цельной конструкции, выпускаемый ПО «АЛМАЗ». /www.http.//almaztd.ru/zfpchasti/plugi-lemeshnye.html/, содержащий спинку, полевой и бороздной обрезы, лезвие и долотообразный носок, выполненный со стороны полевого обреза, выступающий перед лезвием.

Недостатком известного лемеха является повышенный по сравнению с лезвием износ носка, приводящий к нарушению агротехнических требований по глубине обработки почвы при работоспособном лезвии.

Известен лемех, принятый в качестве прототипа, содержащий основу, ограниченную по длине полевым и бороздным обрезами, по ширине - спинкой с лезвием, и накладное выдвигающееся долото с передней и задней гранями, выполненными параллельно друг другу /Миронов Д.А., Лискин И.В., Сидоров С.А. Влияние геометрических параметров долота на тяговые характеристики и ресурс лемехов отечественных плугов // Сельскохозяйственные машины и технологии. 2015. №6. С. 25-29/.

При износе долота его выдвигают вперед. За счет этого сохраняется вылет носовой части перед лезвием основы и повышается работоспособность лемеха в целом.

Недостатком известного лемеха является то, что расположение передней грани долота параллельно полевому обрезу основы лемеха приводит к росту тягового сопротивления лемеха вследствие перемещения почвенных частиц под углом к линии полевого обреза.

Технической задачей изобретения является снижение тягового сопротивления лемеха за счет изменения передней грани долота.

Поставленная техническая задача достигается тем, что лемех содержит основу, ограниченную по длине полевым и бороздным обрезами, а по ширине - спинкой с лезвием, и накладное выдвигающееся долото с передней и задней гранями, согласно изобретению передняя грань выполнена ломаной, состоящей из двух отрезков, при этом нижний отрезок расположен параллельно линии полевого обреза, а верхний - под углом 14…17° к ней, и верхний отрезок передней грани в 1,5…1,8 раза больше нижнего.

Изобретение поясняется чертежом, где на фиг. 1 показан общий вид лемеха с лицевой стороны.

Лемех содержит основу 1, ограниченную по длине полевым 2 и бороздным 3 обрезами, по ширине - спинкой 4 с лезвием 5, и накладное выдвигающееся долото 6 с передней 7 и задней 8 гранями. Передняя грань 7 выполнена ломаной, состоящей из двух отрезков 9 и 10, причем нижний отрезок 9 расположен параллельно линии полевого обреза 2, а верхний 10 - под углом f=14…17° к ней. Верхний отрезок 10 передней грани 7 в 1,5…1,8 раза больше нижнего 9.

За счет изменения передней грани долота почвенные частицы не будут вонзаться в грань, а скользить вдоль ее поверхности, увеличивается прочность в зоне носка на пересечении линии полевого обреза и лезвия основы.

Лемех работает следующим образом.

При движении лемеха в почвенной массе наибольшее давление испытывает носовая часть в зоне пересечения полевого обреза 2 и лезвия 5 основы 1. Нижний отрезок 9 передней грани 7 долота 6 перекрывает данную зону, повышая ее прочность за счет увеличения толщины металла на носке основы 1. При износе долота 6 до критической отметки, при которой начинается выглубление плуга, долото 6 выдвигают вперед и, восстанавливается первоначальная заглубляющая способность лемеха, соответственно увеличивается ресурс и работоспособность лемеха в целом.

Заданное соотношение длины отрезков 10 и 9, равное 1,5…1,8 является оптимальным, а угол f=14…17° между верхним отрезком 10 передней грани 7 и линией полевого обреза 2 обеспечивает направление движения почвенных частиц параллельно верхнему отрезку 10 передней грани 7 долота 6, что способствует снижению тягового сопротивления лемеха.

Если соотношение отрезков 10 и 9 более 1,8 - максимально снизится допустимый вылет долота 6 перед лезвием 5 основы 1 и долото 6 не сможет полностью использовать заложенный в его конструкцию металл. Если соотношение отрезков 10 и 9 менее 1,5, вылет долота 6 перед лезвием 5 увеличится, что приведет к снижению прочности носовой части из-за роста нагрузки на носок лемеха.

Изменение угла f между верхним отрезком 10 передней грани 7 и линией полевого обреза 2 в любую сторону, то есть более 17° или менее 14°, повлечет за собой изменение направления движения почвенных частиц, что скажется на увеличении тягового сопротивления лемеха и снижении его прочности в верхней части полевого обреза.

В результате реализации изобретения снизится тяговое сопротивление лемеха до 8…10% и увеличится прочность в зоне носка на пересечении линии полевого обреза и лезвия основы.

Лемех, содержащий основу, ограниченную по длине полевым и бороздным обрезами, а по ширине спинкой с лезвием, и накладное выдвигающееся долото с передней и задней гранями, отличающийся тем, что передняя грань выполнена ломаной, состоящей из двух отрезков, при этом нижний отрезок расположен параллельно линии полевого обреза, а верхний - под углом 14…17° к ней, причем верхний отрезок в 1,5…1,8 раза больше нижнего.