Способ определения стереотипа спортсмена

Изобретение относится к спортивной медицине, педагогике, способам определения стереотипа реагирования спортсмена в игровых видах спорта. Светодинамической подсветкой, управляемой программно-аппаратным комплексом (ПАК), на игровом поле формируют мобильные запрещенные и разрешенные зоны для движения спортсмена. При этом с помощью световых зон моделируют режимы тренировок, фиксируемые видеокамерой. На верхней части головы спортсмена закреплен точечный световой индикатор – излучатель или отражатель, позволяющий фиксировать пространственное положение головы спортсмена на игровом поле. Видеокамера фиксирует перемещения точечного индикатора с заданными промежутками времени. Видеосигнал передается в ПАК для обработки и графического выражения траектории перемещения спортсмена в ответ на трансформацию и/или перемещение запрещенных зон. В моделируемых на тренировке повторяющихся игровых ситуациях ПАК в заданном отрезке времени осуществляет наложение графических изображений траекторий возможных путей решения когнитивно-двигательной задачи спортсмена и реального перемещения его точечного индикатора. На основании этого судят о динамическом стереотипе спортсмена. Способ обеспечивает эффективное определение стереотипа реагирования спортсмена в игровых видах спорта, оценку силы стереотипа игрока.

Реферат

Изобретение относится к способам определения стереотипа реагирования спортсмена в игровых видах спорта: хоккее, футболе и баскетболе. Вместе с тем, предложенный способ может быть использован и в других видах спорта, а также в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке, например, при исследовании динамики изменения игровых стереотипов спортсмена.

Образование прочного динамического стереотипа может наряду с положительным значением иметь и отрицательное. Привычка действовать по определенному стандарту затрудняет приспособление к новым условиям выполнения работы, к новому режиму жизни. Поэтому, как указывал И.П. Павлов, установление динамического стереотипа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при варьировании этих условий и резком их изменении. Это относится и к физическим упражнениям. Для стандартно выполняемых движений установление стереотипа полезно, для изменяющихся (спортивные игры, единоборство) - нежелательно [1].

Технические приемы в спортивных играх отличаются большим многообразием. Структура движений игрока, их скорость, ритм постоянно меняются в зависимости от конкретной обстановки игры и осуществляемой тактической задачи. В быстро изменяющихся условиях игры действия игрока часто автоматические и в ряде случаев стереотипны. Для эффективной подготовки и оценки потенциала игрока, а также построения эффективной игры команды в целом, тренеру важно знать о наличии стереотипов спортсменов.

Единого универсального метода определения стереотипов спортсменов в игровых видах спорта не существует. Для получения полной картины определения стереотипа реагирования следует использовать разнородные тесты.

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [2].

Однако такие системы не предназначены для тренировок спортсменов.

Известен способ интерактивной тренировки одного или нескольких игроков в светодинамических зонах по патенту WO 2003/100568 A2 [3]. Данный комплекс предназначен, прежде всего, для мультимедийных развлечений и создания аэробных упражнений, которые формируются указанием направлений движения пользователей различными звуковыми и световыми сигналами.

Недостатком данного способа тренировки является его малая функциональная возможность, не позволяющая определять стереотип реагирования спортсмена.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [4].

Недостатком данного способа тренировки является его низкая эффективность при определении стереотипа реагирования.

Близким по техническому решению к данному способу является способ по патенту [5], в котором технический результат достигается тем, что тренировка спортсмена со спортивным снарядом проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи подсветки задают разрешенные и запрещенные световые зоны, которыми моделируют игровые ситуации, а видеокамерой, входящей в состав программно-аппаратного комплекса, фиксируют события на игровой площадке. Программно-аппаратный комплекс формирует заданное количество повторений одной или нескольких типовых игровых ситуаций, которые предъявляются спортсмену в заданном или случайном порядке с непредсказуемыми для спортсмена промежутками времени. Типовые игровые ситуации формируются световыми зонами таким образом, чтобы у спортсмена всегда была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю. Программно-аппаратный комплекс фиксирует игровые моторные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему игровых ситуациях и сортирует повторения реакций спортсмена в каждом из видов типовой игровой ситуации. Компьютер определяет суммарное число одинаковых реакций спортсмена и вычисляет их процентное соотношение, выявляя наиболее часто проявляемую реакцию спортсмена. О наличии стереотипа реагирования и его характеристиках судят по ярко выраженному процентному соотношению количества одинаковых реакций спортсмена на однотипные игровые ситуации.

Недостатком данного способа является его низкая эффективность, сложность определения траектории перемещения спортсмена и отсутствие графической наглядности.

Технический результат, на который направлено изобретение, заключается в повышении эффективности определения стереотипа спортсмена в игровых видах спорта.

Технический результат достигается тем, что светодинамической подсветкой, управляемой программно-аппаратным комплексом, на игровом поле формируют мобильные запрещенные и разрешенные зоны спортсмена, при этом с помощью световых зон моделируют режимы тренировок, фиксируемые видеокамерой. Новым является то, что для эффективной оценки динамического стереотипа движения спортсмена, на его верхней части головы закрепляется точечный световой индикатор - излучатель или отражатель, позволяющий фиксировать пространственное положение головы спортсмена на игровом поле. Видеокамера фиксирует перемещения точечного индикатора с заданными промежутками времени, видеосигнал передается в программно-аппаратный комплекс для обработки и графического выражения траектории перемещения, которая отражает локомоции спортсмена, как ответ на трансформацию и/или перемещение запрещенных зон. В моделируемых на тренировке повторяющихся игровых ситуациях программно-аппаратный комплекс в заданном отрезке времени осуществляет наложение графических изображений траекторий возможных путей решения когнитивно-двигательной задачи спортсмена и реального перемещения его точечного индикатора, что наглядно характеризует динамический стереотип спортсмена.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Предлагаемый способ определения стереотипа спортсмена в игровых видах спорта осуществляется следующим образом. Тренировка спортсмена проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи подсветки задают разрешенные и запрещенные световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь этих зон. Изменением положений, формы и площади световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией световых зон, прогнозирует развитие смоделированной игровой ситуации, определяет для себя рациональный маршрут и передвигается по нему со спортивным снарядом в свободную зону. При этом программно-аппаратный комплекс в течение установленного тренировкой периода времени формирует заданные тренером игровые ситуации, имеющие несколько вариантов решения. Повторения типовых ситуаций задаются с заданным интервалом времени или непредсказуемо для спортсмена.

Программно-аппаратный комплекс, включающий видеокамеру, фиксирует перемещения спортсмена, на верхней части головы которого установлен точечный световой индикатор - излучатель или отражатель. Видеокамера фиксирует перемещения точечного индикатора с заданными промежутками времени, видеосигнал передается в программно-аппаратный комплекс для обработки и графического выражения траектории перемещения, которая отражает локомоции спортсмена как ответ на трансформацию и/или перемещение запрещенных зон. В моделируемых на тренировке повторяющихся игровых ситуациях программно-аппаратный комплекс в заданном отрезке времени осуществляет наложение графических изображений траекторий возможных путей решения когнитивно-двигательной задачи спортсмена и реального перемещения его точечного индикатора, что наглядно характеризует динамический стереотип спортсмена.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства. Для компьютерной обработки информации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Заявляемый способ позволяет создать условия тренировки, при которых эффективно определяется стереотип реагирования спортсмена. Это осуществляется в искусственно созданной среде, максимально приближенной к реальным игровым условиям. Вместе с тем, данный способ дает возможность оценить силу стереотипа игрока, что немаловажно знать для определения потенциала спортсмена и его профессионального развития.

Таким образом, заявляемый способ подготовки спортсменов обладает новыми свойствами, обусловливающими получение положительного эффекта.

Источники информации

1. http://uchebalegko.ru/lections/viewlection/fiziologiya/fiziologiya_vyisshey_ner vnoy_deyatelnosti_i_sensornyih_sistem/dinamicheskiy_stereotip

2. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

3. Патент WO 2003/100568 A2 (LIGHTSPACE CORP.), 04.12.2003.

4. Патент 2444392 РФ, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.

5. Патент 2577649, МПК A63B 69/00. Способ тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена / Афоньшин В.Е.; опубл. 20.03.2016. Бюл. №8.

Способ определения стереотипа спортсмена в игровых видах спорта, в котором светодинамической подсветкой, управляемой программно-аппаратным комплексом, на игровом поле формируют мобильные запрещенные и разрешенные зоны для движения спортсмена, при этом с помощью световых зон моделируют режимы тренировок, фиксируемые видеокамерой, отличающийся тем, что на верхней части головы спортсмена закрепляют точечный световой индикатор – излучатель или отражатель, позволяющий фиксировать пространственное положение головы спортсмена на игровом поле; видеокамера фиксирует перемещения точечного индикатора с заданными промежутками времени, видеосигнал передается в программно-аппаратный комплекс для обработки и графического выражения траектории перемещения, которая отражает движения спортсмена в ответ на трансформацию и/или перемещение запрещенных зон; в моделируемых на тренировке повторяющихся игровых ситуациях программно-аппаратный комплекс в заданном отрезке времени осуществляет наложение графических изображений траекторий возможных путей решения когнитивно-двигательной задачи спортсмена и реального перемещения его точечного индикатора, и на основании этого судят о динамическом стереотипе спортсмена.