Способ оценки двигательного развития ребенка с последствиями перинатального поражения цнс
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к медицине, диагностике, детской неврологии, способу оценки двигательного развития ребенка и может быть использовано для оценки эффективности реабилитации у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС. Развитие ребенка оценивают по пяти параметрам, отражающим двигательные функции ребенка: 1) осознание тела в пространстве и симметрия тела, 2) опорные функции верхних конечностей и лабиринтный установочный рефлекс, 3) поворотные функции, 4) опорные функции нижних конечностей, 5) фиксация взгляда на предмете, присваивая по каждому из параметров от 0 до 5 баллов, в соответствии с формулой изобретения. Подсчитывают сумму баллов, отражающую степень двигательного развития ребенка, и используют ее для сравнительной оценки приобретенных двигательных навыков ребенка в динамике, после проведения курса реабилитации. Способ обеспечивает количественную, объективную оценку задержки моторного развития, степени задержки, гармоничности развития, а также эффективность реабилитации. 6 ил., 3 пр., 3 табл.
Реферат
Изобретение относится к диагностике в области медицины, а именно к способам оценки двигательного развития ребенка, и может быть использовано для оценки эффективности реабилитации у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС.
Известен способ оценки психомоторного развития ребенка по шкале, предложенный Л.Т. Журбой и Е.М. Мастюковой (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. «Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», 1969 г., М.: Медицина, 1981, с. 114-145), согласно которому уровень психомоторного развития ребенка оценивается по динамическим показателям и уровню стигматизации. При оценке параметров динамических показателей не учитываются движения, совершаемые ребенком в позе на боку. Таким образом, показатели, взятые за основу оценки двигательных параметров, не дают комплексного представления о двигательном развитии ребенка.
Известен способ оценки психомоторного развития по таблицам А. Гезелла. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. Автор предлагает оценивать психомоторное состояние ребенка по 5 параметрам: адаптивное поведение, грубая моторика, тонкая моторика, речевое развитие и социализация личности. Автор не принимает во внимание некоторые физиологические положения ребенка, без которых оценка гармоничности двигательного развития ребенка затруднена и не обоснована. Так, автор не считает важным умение ребенка лежа на спине поднимать согнутые в коленном суставе ножки под углом 90 градусов.
Известен способ оценки двигательного развития ребенка по шкале Н. Бейли, 1969 г. За основу таблицы взяты 3 критерия - моторное и сенсорное поведение, адаптивное поведение, личностное и социальное поведение. В шкале нет данных о сроках реализации поворота со спины на живот. Автор утверждает, что в возрасте 7-10 мес. ребенок активно прыгает в положении стоя. Для оценки двигательного развития ребенка нецелесообразно использовать длительные возрастные периоды - 3 месяца, как предлагает автор.
Известен способ оценки двигательного развития ребенка по таблицам В. Войта, описанный в книге (В. Войта, А. Петерс. «Принцип Войты. Игра мышц при рефлекторном поступательном движении и в двигательном онтогенезе». Springer, 2014). Автор проводит 7 диагностических тестов для выявлений нарушения развития двигательной системы. Тесты направлены на выявление у ребенка антигравитационных поз, возникающих в ответ на изменение положения ребенка в пространстве. Методист, вложив пальцы в кисть ребенку, быстро приподнимает ребенка, присаживая его; подводит руку под грудную клетку и поднимает над поверхностью опоры; захватывает ребенка с боковых сторон туловища и быстро переводит в вертикальное положение, поворачивает ребенка поочередно на бок; захватывает за плечевой и тазобедренный сустав, приподнимает над поверхностью опоры, сравнивая симметричность с обеих сторон; захватывает за 2 тазобедренных сустава и приподнимает над поверхностью, затем поочередно опускает правую и левую ногу. Оценивают моментальную реакцию ребенка, возникающую при выполнении теста, он не участвует в процессе оценки активно, а только наблюдает за ребенком и отмечает в таблице навыки, реализуемые ребенком.
Этот способ выбран нами в качестве прототипа.
Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа объективной оценки гармоничности двигательного развития ребенка.
Технический результат изобретения заключается в возможности объективно оценить задержку моторного развития и количественно оценить степень этой задержки.
Сущность изобретения заключается в новом подходе к оценке двигательного развития ребенка, для чего была разработана оценочная таблица в баллах. При первичном осмотре ребенка врач-реабилитолог оценивает его двигательное развитие по пяти параметрам: осознание тела в пространстве и симметрия тела, опорные функции верхних конечностей и лабиринтный установочный рефлекс, поворотные функции, опорные функции нижних конечностей, фиксация взгляда на предмете, заполняет таблицу и подсчитывает баллы, после чего назначает необходимый объем реабилитации и передает инструктору ЛФК. По окончании курса реабилитации реабилитолог повторно оценивает ребенка по пяти параметрам, заполняет таблицу и оценивает приобретенные двигательные навыки развития ребенка.
Предложенная таблица характеризует гармоничность развития ребенка, позволяет оценить последовательность, этапность развития, а не проверить наличие того или иного звена моторного онтогенеза.
Позы ребенка при оценке двигательных функций представлены на Фиг. 1-6.
Способ осуществляют следующим образом.
Врач-реабилитолог проводит осмотр и оценивает ребенка по следующим 5 параметрам:
- осознание тела в пространстве и симметрия тела;
- опорные функции верхних конечностей, лабиринтный установочный рефлекс (ЛУР);
- поворотные функции;
- опорные функции нижних конечностей;
- фиксация взгляда на предмете.
При оценке параметра осознание тела в пространстве и симметрия тела, отсутствие контакта рука-рот оценивают 0 баллов, контакт рука-рот - 1 балл, контакт руки - рот - 2 балла, контакт рука-нога - 3 балла, контакт нога-нога - 4 балла, контакт ноги-рот - 5 баллов.
При оценке параметра опорные функции верхних конечностей, ЛУР, если ребенок лежит на животе, не приподнимается (отсутствует защитный рефлекс) - оценивают 0 баллов, опирается на предплечье с непродолжительным удержанием головы (до 15 с) - 1 балл, опирается на предплечье, осуществляет ротацию в шейном отделе позвоночника - 2 балла, опирается на предплечье с длительным удержанием головы (более 15 с) - 3 балла, устойчиво пребывает в положении на боку с опорой на локоть - 4 балла, подтягивается за опору при вертикализации - 5 баллов.
При оценке поворотных функций, если ребенок лежит на спине и не поворачивается на бок оценивают 0 баллов, ребенок находится непродолжительное время на боку или неустойчивое нахождение на боку - 1 балл, ребенок группируется в положении на боку - 2 балла, уверенно самостоятельно лежит на боку - 3 балла, совершает движения свободной нижней конечностью в позе на боку - 4 балла, осуществляет самостоятельный поворот со спины на живот - 5 баллов.
При оценке опорных функций нижних конечностей, если у ребенка нижние конечности не выполняют опорной функции оценивают 0 баллов, ребенок в положении на спине поднимает ноги под углом 90°, осуществляет наружную ротацию в тазобедренном суставе - 1 балл, находится в устойчивом положении на боку с согнутой в колене ногу - 2 балла, ребенок устойчиво находится в положении наклонное сидение - 3 балла, ребенок встает на четвереньки - 4 балла, ребенок владеет навыком реципрокного ползания - 5 баллов.
При оценке фиксации взгляда на предмете, если ребенок не фиксирует взгляд на предмете и не прослеживает за ним оценивают 0 баллов, кратковременно фиксирует, не прослеживает за предметом - 1 балл, кратковременно фиксирует, прослеживает за предметом - 2 балла, стойко фиксирует взгляда на предмете и прослеживает за ним - 3 балла.
Учитываются факторы риска, влияющие на развитие двигательных навыков ребенка, такие как: недоношенность, наличие постоянной фиксации, нарушение зрения.
Реабилитолог заполняет таблицу и подсчитывает баллы, после чего назначает необходимый объем реабилитации и передает инструктору ЛФК, который проводит с ребенком курс занятий ЛФК, массажа или других назначений, по окончании курса реабилитации реабилитолог повторно оценивает ребенка по пяти параметрам, заполняет таблицу и оценивает приобретенные двигательные навыки развития ребенка.
Существенным отличием заявляемого способа от известных является принципиально новый подход к оценке двигательного развития ребенка.
Примеры осуществления способа.
Пример 1. Больной С., 5 месяцев, диагноз: последствия перинатального поражения ЦНС. Недоношенность 28 недель. Из осмотра: при оценке параметра осознание тела в пространстве и симметрия выполняет контакт рука-рот - 1 балл; при оценке параметра опорные функции верхних конечностей, ЛУР удерживает голову на непродолжительное время (менее 15 с) - 1 балл; при оценке поворотных функций лежит на спине, не поворачивается на бок - 0 баллов; при оценке опорных функций нижних конечностей нижние конечности не выполняют опорной функции - 0 баллов; при оценке фиксации взгляда на предмете кратковременная фиксация взгляда на предмете, не прослеживает за предметом - 1 балл. Итого: 3 балла. Назначено: курс Войта терапии 5 процедур, курс массажа 10 процедур, 10 процедур гидротерапии. На фоне проведенной реабилитации отмечена положительная динамика двигательного развития ребенка: овладел контактом руки-рот, параметр осознание тела в пространстве и симметрия оценивают в 2 балла, кроме того, овладел навыком опоры на предплечье, ротации с приподниманием головы, что оценивают в 2 балла, научился выполнять наружную ротацию с подъемом ног под углом 90°, что оценивают в 1 балл. Итого: 6 баллов. Оценка двигательного развития ребенка после курса реабилитации представлена в Таблице 1.
Пример 2. Больной В., 8 месяцев, диагноз: последствия перинатального поражения ЦНС. Со слов матери, ребенок сидит. При осмотре: при оценке параметра осознание тела в пространстве и симметрия выполняет контакт рука-рука, руки-рот - 2 балла; при оценке параметра опорные функции верхних конечностей, ЛУР опирается на предплечье с длительным удержанием головы (более 15 с), опираясь на предплечье, выполняет ротацию головы - 3 балл; при оценке поворотных функций самостоятельно поворачивается со спины на живот - 5 баллов; при оценке опорных функций нижних конечностей нижние конечности не выполняют опорной функции - 0 баллов; при оценке фиксации взгляда на предмете стойкая фиксация взгляда на предмете, прослеживает за предметом - 3 балла. Итого: 13 баллов. При проверке навыка сидения инструктор-методист обнаружил, что ребенок не выполняет предыдущих этапов, приводящих к сидению - ребенок не поднимает ноги в положении на спине и не лежит на боку с опорой на согнутую в колене ногу. При задавании наводящих вопросов мать пояснила, что она присаживает ребенка. Таким образом, в начале реабилитации за навык «Опорные функции нижних конечностей» ребенок получает не 3 балла (балл, соответствующий навыку наклонное сидение), а 0 баллов. В ходе проведенной реабилитации матери объяснили физиологичную последовательность развития ребенка, выявили ошибки, совершаемые матерью во время стимуляции моторного онтогенеза. В результате проведенной реабилитации, включающей курс гидротерапии, массажа и лечебной физической культуры, ребенок стал поднимать ноги под углом 90°, выполнять наружную ротацию в тазобедренном суставе, поэтому при оценке функций нижних конечностей в последний день реабилитации получает 1 балл. Суммарное количество составило 14 баллов. Оценка двигательного развития ребенка после курса реабилитации представлена в Таблице 2.
Пример 3. Больной А., 11 месяцев, диагноз: последствия перинатального поражения ЦНС. Первый этап реабилитации был проведен в 4 мес. По его итогам суммарный балл двигательного развития ребенка составлял 3 балла. Второй этап реабилитации был проведен в 8 мес. По его итогам суммарный балл двигательного развития ребенка составлял 15 баллов. Третий этап реабилитации проведен в 11 месяцев, при этом на момент осмотра: при оценке параметра осознание тела в пространстве и симметрия тела выполняет контакт рука-рука, руки-рот, рука-нога, нога-нога - 4 балла; при оценке параметра опорные функции верхних конечностей, ЛУР устойчиво лежит на боку, опираясь на локоть - 4 балла; при оценке поворотных функций самостоятельно поворачивается со спины на живот - 5 баллов; при оценке опорных функций нижних конечностей стояние на четвереньках - 4 балла; при оценке фиксации взгляда на предмете стойкая фиксация взгляда на предмете, прослеживает за предметом - 3 балла. Итого: 20 баллов. Назначено: занятия ЛФК 5 процедур, 10 процедур массажа. По окончании третьего этапа реабилитации ребенок овладел навыком реципрокного ползания на четвереньках, что соответствовало 5 баллам при оценке функции нижних конечностей. Суммарная оценка двигательного развития ребенка составила 21 балл. Оценка двигательного развития ребенка после курса реабилитации представлена в Таблице 3.
Способ позволяет количественно оценить двигательное развитие ребенка, а также оценить гармоничность его развития. Используя предложенную таблицу балльной оценки двигательных навыков ребенка, можно получить комплексное представление о моторном онтогенезе ребенка. Наиболее эффективно метод может быть использован в реабилитационно-восстановительных учреждениях для оценки двигательного развития детей с последствиями поражения ЦНС.
Способ оценки двигательного развития ребенка с перинатальным поражением ЦНС, заключающийся в том, что развитие ребенка оценивают по пяти параметрам: 1) осознание тела в пространстве и симметрия тела, 2) опорные функции верхних конечностей и лабиринтный установочный рефлекс, 3) поворотные функции, 4) опорные функции нижних конечностей, 5) фиксация взгляда на предмете, при этом при оценке параметра осознание тела в пространстве и симметрия тела отсутствие контакта рука-рот оценивают О баллов, контакт рука-рот - 1 балл, контакт руки-рот - 2 балла, контакт рука-нога - 3 балла, контакт нога-нога - 4 балла, контакт ноги-рот - 5 баллов; при оценке параметра опорных функций верхних конечностей и лабиринтного установочного рефлекса, если ребенок лежит на животе, не приподнимается оценивают 0 баллов, опирается на предплечье с непродолжительным удержанием головы - 1 балл, опирается на предплечье, осуществляет ротацию в шейном отделе позвоночника - 2 балла, опирается на предплечье с длительным удержанием головы более 15 с - 3 балла, устойчиво пребывает в положении на боку с опорой на локоть - 4 балла, подтягивается за опору при вертикализации - 5 баллов; при оценке поворотных функций, если ребенок лежит на спине и не поворачивается на бок оценивают 0 баллов, если ребенок находится на боку менее 15 с или неустойчивое нахождение ребенка на боку - 1 балл, группируется в положении на боку - 2 балла, самостоятельно лежит на боку - 3 балла, совершает движения свободной нижней конечностью в положении на боку - 4 балла, осуществляет самостоятельный поворот со спины на живот - 5 баллов; при оценке опорных функций нижних конечностей: если нижние конечности не выполняют опорной функции - оценивают 0 баллов, если ребенок в положении на спине поднимает ноги под углом 90°, осуществляет наружную ротацию в тазобедренном суставе - 1 балл, находится в устойчивом положении на боку с согнутой в колене ногой - 2 балла, ребенок устойчиво находится в положении наклонное сидение - 3 балла, ребенок стоит на четвереньках - 4 балла, ребенок владеет навыком реципрокного ползания - 5 баллов; при оценке фиксации взгляда на предмете, если ребенок не фиксирует взгляд на предмете и не прослеживает за ним оценивают 0 баллов, кратковременно фиксирует, не прослеживает взглядом за предметом - 1 балл, кратковременно фиксирует и прослеживает за предметом - 2 балла, стойко фиксирует взгляд на предмете и прослеживает за ним - 3 балла; затем подсчитывают сумму баллов, отражающую степень двигательного развития ребенка, и используют ее для сравнительной оценки приобретенных двигательных навыков ребенка в динамике, после проведения курса реабилитации.