Способ определения асимметрии зрительного восприятия движущихся объектов

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для определения асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях объектов. Обследуемому предъявляют в центре экрана видеомонитора метку и движущиеся слева-направо с заданной скоростью вертикальные линии, отстоящие друг от друга на заданном расстоянии. Обследуемый, наблюдая за движением линий, в момент предполагаемого совпадения положения линий с меткой нажатием кнопки «Стоп» фиксирует положение движущейся линии, при этом движение линий продолжается без остановки. В момент нажатия кнопки «Стоп» вычисляют ошибку несовпадения положения движущейся линии и метки - ошибку запаздывания или упреждения. Процедуру повторяют заданное число раз. Обследуемый с перерывом заданной длительности выполняет заданное число серий из заданного количества остановок движущихся линий в области положения метки. По окончании серий вычисляют среднеарифметическое значение и среднеквадратическое отклонение ошибок несовпадения положений движущихся слева-направо линий и метки. Затем процедуру выполняют аналогичным образом при движении линий справа-налево. Сопоставление среднеарифметических значений ошибок несовпадения положений движущихся линий и метки при движении линий слева-направо и справа-налево позволяет судить о наличии и величине асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположном направлении линий. Сопоставление среднеквадратических отклонений ошибок несовпадения положений движущихся линий и метки при движении линий слева-направо и справа-налево позволяет судить о точности реакции на движущиеся линии при противоположном направлении их движения. Способ обеспечивает определение наличия и величины асимметрии зрительного восприятия, точности реакции при противоположном направлении движения линий. 1 ил., 6 пр., 7 табл.

Реферат

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для определения асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях объектов.

Известен способ определения асимметрии зрения под названием «проба Розенбаха» [1], при использовании которого обследуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и по просьбе исследователя фиксирует его взглядом, например, на вертикальной черте, нанесенной на экране, отстоящем на расстоянии 3-4 м от обследуемого. При этом обследуемый смотрит обоими глазами. Если закрыть правый глаз - ведущий у данного обследуемого, то линия взгляда «левый глаз - карандаш» смещается вправо от черты на экране. Если закрыть левый, неведущий глаз, то линия взгляда «правый глаз - карандаш - черта» на экране остается прежней, т.е. соответствующей бинокулярному взгляду.

Известен способ определения асимметрии зрения [1], по которому обследуемый держит перед глазами на расстоянии 30-40 см лист картона размером 5×10 см с квадратным отверстием в центре (1×1 см) и фиксирует через это отверстие предмет на экране, расположенном на расстоянии 2-3 м от него. После этого поочередно закрывают правый и левый глаз. Ведущим считают тот глаз, при закрытии которого предмет на экране смещается с линии «глаз-отверстие».

Недостатком способов является то, что они позволяют выявить лишь факт наличия или отсутствия ведущего глаза, но не позволяют оценить асимметрию зрения количественно.

Известен способ определения асимметрии зрения, включающий выявление ведущего глаза, отличающийся тем, что положение головы обследуемого фиксируют на подбороднике, в качестве ближнего предмета используют вертикально расположенный стержень на горизонтальной, жестко зафиксированной полуокружности, в качестве дальнего предмета используют вертикальную черту на экране, расположенную за полуокружностью, затем добиваются центральной бинокулярной фиксации объектов, а асимметрию зрения определяют как угловой стереоскопический параллакс моно- и бинокулярного зрения, расстояние от центра средней линии между глазами до ближнего объекта составляет 33 см, до черты на экране 3 м, а размер ближнего объекта 15 см, внешнюю сторону полуокружности для точной фиксации асимметрии зрения градуируют от центра влево и вправо от 0 до 90°, через каждые 5° [2].

Недостатком способа является малая точность оценки асимметрии зрения, т.к. внешняя сторона полуокружности градуируется через 5°. Кроте того, асимметрия зрения определяется путем нахождения статического положения стержня при фиксированном положении вертикальной черты на экране.

Ни один из известных способов не может быть принят в качестве прототипа к предлагаемому способу определения асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях объектов.

Асимметрия зрения отмечаются у новорожденных уже с первых дней жизни. Доминирование левого глаза отчетливо проявляется к 4-8 годам и постепенно в большинстве случаев с возрастом уменьшается [3, 4].

В то же время показано, что при выполнении заданий на срисовывание сложных фигур у детей-правшей наблюдается «путь», который имеет траекторию слева-направо: левый нижний угол - левый верхний угол - правый верхний угол - правый нижний угол - центр фигуры. В отличие от правшей почти все дети-левши срисовывают фигуру справа налево: правый верхний угол - левая часть листа [5].

Известно, что субъективные ощущения, возникающие у наблюдателя при восприятии набегающего и убегающего движений, имеют принципиальные отличия [6]. Тогда движущийся объект слева-направо или справа-налево для правшей и левшей, у которых естественное движение взгляда противоположно, будет субъективно ощущаться по разному, так как для одних движущийся объект относительно движения взгляда будет набегающим, а для других - убегающим.

Технический результат предлагаемого способа заключается в определении асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях объектов.

Технический результат достигается тем, что обследуемому предъявляют в центре экрана видеомонитора метку и движущиеся вначале слева-направо, затем справа-налево с заданной скоростью вертикальные линии, отстоящие друг от друга на заданном расстоянии, в момент предполагаемого совпадения положения движущихся линий с меткой обследуемый нажимает кнопку «Стоп», при этом движение линий продолжается без остановки, в момент нажатия кнопки «Стоп» фиксируют положение движущейся линии и вычисляют ошибку несовпадения положений линии и метки, обследуемый выполняет первую серию нажатий кнопки «Стоп» в момент предполагаемого совпадения положения движущихся линий с меткой, повторяя описанную процедуру заданное число раз, затем обследуемый выполняет заданное число серий, разделенных перерывом заданной длительности, после окончания обследования вычисляют среднеарифметическое значение и среднеквадратическое отклонение ошибок несовпадения положений движущихся линий и метки по всем нажатиям всех серий кнопки «Стоп» в момент предполагаемого совпадения положения движущихся линий с меткой при движении линий слева-направо и справа-налево, сопоставление среднеарифметических значений ошибок несовпадения положений движущихся линий и метки при движении линий слева-направо и справа-налево позволяет судить о наличии и величине асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположном направлении линий, сопоставление среднеквадратических отклонений ошибок несовпадения положений движущихся линий и метки при движении линий слева-направо и справа-налево позволяет судить о точности реакции на движущиеся линии при противоположном направлении их движения.

На фиг. 1 представлена метка 1 и движущиеся с заданной скоростью полосы 2, отстоящие друг от друга на заданном расстоянии, предъявляемые обследуемому на экране видеомонитора.

Предлагаемый способ определения асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях линий осуществляется следующим образом.

Обследуемому предъявляют в центре экрана видеомонитора метку 1 и движущиеся слева-направо с заданной скоростью вертикальные линии 2, отстоящие друг от друга на заданном расстоянии (фиг. 1). Обследуемый, наблюдая за движением линий 2, в момент предполагаемого совпадения положения линий 2 с меткой 1 нажатием кнопки «Стоп» фиксирует положение движущихся линий 2, при этом движение линий 2 продолжается без остановки.

В момент нажатия кнопки «Стоп» вычисляют ошибку несовпадения положения движущейся линии 2 и метки 1 - ошибку запаздывания или упреждения, описанную процедуру повторяют заданное число раз.

Обследуемый с перерывом заданной длительности выполняет заданное число серий из заданного количества остановок движущихся линий 2 в области положения метки 1. После окончания серий вычисляют среднеарифметическое значение и среднеквадратическое отклонение ошибок несовпадения положений движущихся слева-направо линий 2 и метки 1.

Затем процедуру обследования выполняют аналогичным образом при движении линий 2 справа-налево.

Сопоставление среднеарифметических значений ошибок несовпадения положений движущихся линий и метки при движении линий слева-направо и справа-налево позволяет судить о наличии и величине асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположном направлении линий.

Сопоставление среднеквадратических отклонений ошибок несовпадения положений движущихся линий и метки при движении линий слева-направо и справа-налево позволяет судить о точности реакции на движущиеся линии при противоположном направлении их движения.

Заявляемый способ позволяет по результатам обследования определить наличие и величину асимметрии зрительного восприятия и точность реакции при противоположном направлении движения линий.

Таким образом, заявляемый способ определения асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях линий обладает новыми свойствами, обусловливающими получение заявленного технического результата.

Пример 1.

Обследуемый В., 12 лет, учащийся ДЮСШ, отделение футбола, ведущая рука - правая, ведущая нога - правая, ведущий глаз - правый. Обследование проведено с использованием ноутбука Toshiba, тактовая частота процессора 2,3 ГГц, монитор LED размером по диагонали 15,6 дюймов, разрешение экрана монитора 1366×768 пикселей.

Обследуемому в центре экрана видеомонитора персонального компьютера предъявили метку и движущиеся слева-направо со скоростью 150 пикселей в сек вертикальные линии, отстоящие друг от друга на 200 пикселей (фиг. 1).

Обследуемый, наблюдая за движением линий, в момент предполагаемого совпадения положения линий с меткой нажимал клавишу клавиатуры компьютера «Пробел», выполняющую функцию кнопки «Стоп».

Компьютер в момент нажатия клавиши «Пробел» фиксировал положение движущейся линии, вычислял ошибку несовпадения положений линии и метки, заносил значение ошибки в запоминающее устройство и продолжал движение линий в заданном направлении без останова.

Обследуемый с перерывом в 1 минуту выполнил 3 серии из 15 нажатий клавиши клавиатуры компьютера «Пробел» в момент предполагаемого совпадения положения линий с меткой. Результаты обследования представлены в таблице 1.

Среднеарифметическое значение и среднеквадратическое отклонение ошибок несовпадения положений движущихся слева-направо линий и метки равны соответственно 5,8 и 4,7.

Затем обследование выполнено аналогичным образом при движении линий справа-налево. Результаты обследования представлены в таблице 2.

Среднеарифметическое значение и среднеквадратическое отклонение ошибок несовпадения положений движущихся справа-налево линий и метки равны соответственно 5,6 и 4,6.

Пример 2.

Обследуемый С., 12 лет, учащийся ДЮСШ, отделение футбола, ведущая рука - левая, ведущая нога - левая, ведущий глаз - левый. Обследование выполнено аналогично обследованию В., результаты обследования представлены в таблице 3.

Пример 3.

Обследуемый Л., 12 лет, учащийся ДЮСШ, отделение футбола, ведущая рука - правая, ведущая нога - правая, ведущий глаз - правый. Обследование выполнено аналогично обследованию В., результаты обследования представлены в таблице 4.

Пример 4.

Обследуемый Ф., 12 лет, учащийся ДЮСШ, отделение футбола, ведущая рука - правая, ведущая нога - правая, ведущий глаз - правый. Обследование выполнено аналогично обследованию В., результаты обследования представлены в таблице 5.

Пример 5.

Обследуемый Т., 12 лет, учащийся ДЮСШ, отделение футбола, ведущая рука - левая, ведущая нога - правая, ведущий глаз - правый. Обследование выполнено аналогично обследованию В., результаты обследования представлены в таблице 6.

Пример 6.

Обследуемый П., 12 лет, учащийся ДЮСШ, отделение футбола, ведущая рука - правая, ведущая нога - правая, ведущий глаз - правый. Обследование выполнено аналогично обследованию В., результаты обследования представлены в таблице 7.

Анализ результатов обследований показал, что среднеарифметическое значение ошибок несовпадения положений линий и метки у обследуемого В. (пример 1) при движении линий слева-направо и справа-налево равны соответственно 5,8 и 5,6 пикселей и отличаются на 3,4%. Среднеквадратическое отклонение ошибок несовпадения положений линий и метки при движении линий слева-направо и справа-налево равны соответственно 4,7 и 4,6 пикселей и отличаются на 2,1%. Это свидетельствует о том, что у обследуемого В. асимметрия зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях вертикальных линий практически отсутствует, а точность реакции на движущиеся линии практически не зависит от направления их движения.

Среднеарифметическое значение ошибок несовпадения положений линий и метки у обследуемого С. (пример 2) при движении линий слева-направо и справа-налево равны соответственно 4,8 и 4,7 пикселей и отличаются на 2,1%. Среднеквадратическое отклонение ошибок несовпадения положений линий и метки при движении линий слева-направо и справа-налево равны соответственно 5,3 и 3,9 пикселей и отличаются на 26,4%. Это свидетельствует о том, что у обследуемого С. асимметрия зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях вертикальных линий практически отсутствует, а точность реакции на движущиеся слева-направо линии хуже, чем при их движении справа-налево.

Среднеарифметическое значение ошибок несовпадения положений линий и метки у обследуемого Л. (пример 3) при движении линий слева-направо и справа-налево равны соответственно 5,3 и 6,2 пикселей и отличаются на 14,5%. Среднеквадратическое отклонение ошибок несовпадения положений линий и метки при движении линий слева-направо и справа-налево равны соответственно 3,7 и 4,2 пикселей и отличаются на 11,9%. Это свидетельствует о том, что у обследуемого Л. присутствует асимметрия зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях вертикальных линий, а точность реакции на движущиеся слева-направо линии лучше, чем при их движении справа-налево.

Среднеарифметическое значение ошибок несовпадения положений линий и метки у обследуемого Ф. (пример 4) при движении линий слева-направо и справа-налево равны соответственно 6,3 и 11,5 пикселей и отличаются на 45,2%. Среднеквадратическое отклонение ошибок несовпадения положений линий и метки при движении линий слева-направо и справа-налево равны соответственно 4,9 и 7,6 пикселей и отличаются на 35,5%. Это свидетельствует о том, что у обследуемого Ф. присутствует значительная асимметрия зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях вертикальных линий, а точность реакции на движущиеся слева-направо линии значительно лучше, чем при их движении справа-налево.

Среднеарифметическое значение ошибок несовпадения положений линий и метки у обследуемого Т. (пример 5) при движении линий слева-направо и справа-налево равны соответственно 7,0 и 4,8 пикселей и отличаются на 31,4%. Среднеквадратическое отклонение ошибок несовпадения положений линий и метки при движении линий слева-направо и справа-налево равны соответственно 5,7 и 4,1 пикселей и отличаются на 28,1%. Это свидетельствует о том, что у обследуемого Т. присутствует значительная асимметрия зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях вертикальных линий, а точность реакции на движущиеся слева-направо линии значительно хуже, чем при их движении справа-налево.

Среднеарифметическое значение ошибок несовпадения положений линий и метки у обследуемого П. (пример 6) при движении линий слева-направо и справа-налево равны соответственно 5,3 и 3,9 пикселей и отличаются на 26,4%. Среднеквадратическое отклонение ошибок несовпадения положений линий и метки при движении линий слева-направо и справа-налево равны соответственно 3,4 и 3,5 пикселей и отличаются на 2,9%. Это свидетельствует о том, что у обследуемого П. присутствует значительная асимметрия зрительного восприятия движущихся в противоположных направлениях вертикальных линий, а точность реакции на движущиеся линии практически не зависит от направления их движения.

Таким образом, заявляемый способ позволяет определить наличие и величину асимметрии зрительного восприятия и точность реакции при противоположном направлении движения линий.

Источники информации

1. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981. 288 с.

2. Патент 2217037 РФ, МПК А61В 3/00, А61В 3/08. Способ определения асимметрии зрения / Бегмат И.А. №2001102166/14; заявл. 23.01.2001; опубл. 27.11.2003, бюл. №33.

3. Поляков В.М., Колесникова Л.И. Функциональная асимметрия мозга в онтогенезе (обзор литературы отечественных и зарубежных авторов) // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. 2005. №5. С. 206-216.

4. Галюк Н.А. Феномен асимметрии зрительного восприятия у человека // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. №2. С. 5-8.

5. Корашвили Н.Ш. Обучение леворуких детей: индивидуальный подход и коррекция // Инновации в образовании. 2006. №3. С. 170-176.

6. Тюрин П.Т. Об эмоциональных состояниях, возникающих при наблюдении разнонаправленных движений // Национальный психологический журнал. 2012. №1. С. 104-106.

Способ определения асимметрии зрительного восприятия движущихся объектов, заключающийся в том, что обследуемому предъявляют в центре экрана видеомонитора метку и движущиеся вначале слева-направо, затем справа-налево с заданной скоростью вертикальные линии, отстоящие друг от друга на заданном расстоянии, в момент предполагаемого совпадения положения движущихся линий с меткой обследуемый нажимает кнопку «Стоп», при этом движение линий продолжается без остановки, в момент нажатия кнопки «Стоп» фиксируют положение движущейся линии и вычисляют ошибку несовпадения положений линии и метки, обследуемый выполняет первую серию нажатий кнопки «Стоп» в момент предполагаемого совпадения положения движущихся линий с меткой, повторяя описанную процедуру заданное число раз, затем обследуемый выполняет заданное число серий, разделенных перерывом заданной длительности, после окончания обследования вычисляют среднеарифметическое значение и среднеквадратическое отклонение ошибок несовпадения положений движущихся линий и метки по всем нажатиям всех серий кнопки «Стоп» в момент предполагаемого совпадения положения движущихся линий с меткой при движении линий слева-направо и справа-налево, сопоставление среднеарифметических значений ошибок несовпадения положений движущихся линий и метки при движении линий слева-направо и справа-налево позволяет судить о наличии и величине асимметрии зрительного восприятия движущихся в противоположном направлении линий, сопоставление среднеквадратических отклонений ошибок несовпадения положений движущихся линий и метки при движении линий слева-направо и справа-налево позволяет судить о точности реакции на движущиеся линии при противоположном направлении их движения.