Аварийная вагонная тележка для транспортировки кузова вагона метро

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к аварийным вагонным тележкам для транспортировки кузова вагона. Аварийная вагонная тележка для транспортировки кузова вагона метро содержит раму, опоры регулируемых по высоте скользунов, пары фланцевых колес, связанные с рамой, и тумбу. Рама выполнена из соединенных между собой продольных и поперечных балок. Опоры регулируемых по высоте скользунов установлены по концам поперечных балок. Тележка выполнена сборно-разборной. Основание тумбы установлено по центру поперечных балок, а верхний конец оснащен пятником. В пятнике и тумбе выполнены соосные отверстия под шкворень, связывающий тележку с кузовом вагона в рабочем положении. В боковой поверхности тумбы выполнена направляющая для размещения средства фиксации шкворня в рабочем положении. Пары фланцевых колес, продольные балки и поперечные балки, опоры скользунов и тумба установлены с возможностью монтажа-демонтажа. Достигается улучшение эксплуатационных свойств. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к рельсовому транспортному средству, а именно к вспомогательным устройствам для эвакуации рельсового транспортного средства, и предназначено для аварийной транспортировки кузовов вагонов метрополитена различных модификаций при разрушении штатных вагонных тележек как на открытых участках, так и в условиях тоннеля.

Из уровня техники известны приспособления и устройства (тележки) для транспортировки аварийных единиц подвижного состава в основном с заклиненной или поврежденной колесной парой, содержащие раму или корпус с упорами для колес заклиненной колесной пары, опорные колеса, установленные под каждым ходовым колесом (см. SU 427575, МПК B61K 5/00, 15.11.1976, RU 116433 U1, МПК B61J 1/12, 27.05.2012, RU 2354572, МПК B61J 1/12, 10.05.2009).

Недостатками данных устройств являются ограниченные технические возможности, заключающиеся в непригодности их использования для транспортирования вагона метрополитена различных модификаций при разрушении штатных вагонных тележек как на открытых участках, так и в условиях тоннеля.

Наиболее близкой к предлагаемому изобретению по совокупности существенных признаков является аварийная тележка для технического обслуживания и ремонтных работ на вагонах метро, представляющая собой массивную конструкцию из профильной стали, содержащую раму, выполненную из соединенных между собой продольных и поперечных балок, стойки с регулируемыми по высоте опорами скользунов, установленные по концам поперечных балок, пары фланцевых колес, связанные с рамой (см. патент DE №202010005944 U1, B61J 1/12, 27.10.2011).

Данная тележка рассчитана на сравнительно небольшую грузоподъемность (8 тонн) и предназначена для использования при техническом обслуживании и работах в ремонтных помещениях или на заводах-изготовителях только на прямых участках пути и не может быть использована для аварийной транспортировки вагонов метрополитена различных модификаций в условиях стесненного габарита, например в тоннеле.

Задачей изобретения является создание универсальной сборно-разборной тележки для аварийной транспортировки вагонов метрополитена различных модификаций как в условиях стесненного габарита, так и на открытых участках.

Техническим результатом при использовании изобретения является улучшение эксплуатационных свойств, обусловленное сборно-разборной конструкцией и удобством обслуживания.

Указанный технический результат достигается тем, что аварийная вагонная тележка для транспортировки кузова вагона метро, содержащая раму, выполненную из соединенных между собой продольных балок и поперечных балок, опоры регулируемых по высоте скользунов, установленные по концам поперечных балок, пары фланцевых колес, связанные с рамой, согласно изобретению выполнена сборно-разборной и содержит тумбу, основание которой установлено по центру поперечных балок, а верхний конец оснащен пятником, при этом в пятнике и тумбе выполнены соосные отверстия под шкворень, связывающий тележку с кузовом вагона в рабочем положении, а в боковой поверхности тумбы выполнена направляющая для размещения средства фиксации шкворня в рабочем положении, причем пары фланцевых колес, продольные балки и поперечные балки, опоры скользунов и тумба установлены с возможностью монтажа-демонтажа.

Кроме того, средство фиксации шкворня в рабочем положении выполнено в виде запорного ключа с тросом, закрепленным на тумбе; направляющая имеет Г-образную форму, а средство фиксации шкворня выполнено в виде рычага из стержня с тросом, закрепленным на тумбе; при транспортировке вагона легкого метро с разрушенной тележкой для смежных кузовов тележка дополнительно содержит подкладку, установленную под основание тумбы; продольные балки и поперечные балки, опоры скользунов и тумба оснащены ручками для переноса при монтаже - демонтаже.

Заявленное изобретение иллюстрируется чертежами, где:

- на фиг. 1 изображена аварийная тележка для транспортировки кузова вагона метро, общий вид;

- на фиг. 2 то же, вид А на фиг. 1;

- на фиг. 3 изображена тумба, продольный разрез;

- на фиг. 4 изображена тумба с запорным ключом для фиксации шкворня;

- на фиг. 5 изображена тумба с Г-образной направляющей и рычагом для фиксации шкворня.

Аварийная вагонная тележка для транспортировки кузова вагона метро выполнена сборно-разборной (фиг. 1, 2) и содержит две пары фланцевых колес 1, связанных с рамой, выполненной из соединенных между собой продольных балок 2 и поперечных балок 3. По концам поперечных балок 3 установлены опоры 4 скользунов 5. По центру поперечных балок 3 установлена тумба 6. Верхний конец тумбы 6 оснащен жестко соединенным с тумбой 6 пятником 7. В пятнике 7 (фиг. 3) и в тумбе 6 выполнены соосные отверстия 8, 9 соответственно под шкворень 10. В рабочем положении (при транспортировке с места аварии) шкворень 10 связывает тележку с кузовом вагона (на чертеже не показан). На нижнем конце тумба 6 имеет жестко соединенное с ней основание 11 для установки и закрепления по центру поперечных балок 3. В боковой поверхности тумбы 6 выполнена Г-образная направляющая 12 для размещения и перемещения в ней средства для фиксации шкворня 10 в рабочем положении. Средство фиксации шкворня 10 выполнено в зависимости от модификации вагона метро или в виде запорного ключа 13 с тросом 14, закрепленным на тумбе 6 (фиг. 4), или в виде рычага из стержня 15 с тросом 14, закрепленным на тумбе 6 (фиг. 5).

Для транспортировки вагона легкого метро с разрушенной тележкой, поддерживающей смежные кузова сочлененных вагонов, предусмотрена подкладка 16 под основание 11 тумбы 6 (фиг. 3).

Конструкция аварийной тележки выполнена сборно-разборной, при этом пары фланцевых колес 1, продольные балки 2, поперечные балки 3, опоры 4 скользунов 5 и тумба 6 установлены с возможностью монтажа-демонтажа. Для удобства переноса упомянутых выше частей тележки при монтаже-демонтаже последние оснащены ручками 17. Для крепления сборных частей тележки используют упорные бочонки 18.

Грузоподъемность заявленной аварийной тележки составляет 15 тонн.

Аварийная вагонная тележка для транспортировки кузова вагона метро работает следующим образом.

В нерабочем положении тележка находится в разобранном состоянии, включающем отдельные пары фланцевых колес 1, продольные балки 2, поперечные балки 3, опоры 4 скользунов 5, тумбу 6 и элементы переменной комплектации, а именно: шкворень 10 для вагонов с пружинным центральным подвешиванием и шкворень для вагонов с пневматическим центральным подвешиванием; пятник верхний (на чертеже не показан, является составной частью кузова) для вагонов с пневматическим центральным подвешиванием; рычаг 15 для вагонов с пневматическим центральным подвешиванием; запорный ключ 13 для вагонов с пружинным центральным подвешиванием; подкладка 16 для вагонов со смежными кузовами сочлененных вагонов (легкого метро).

По получении информации об аварийной ситуации на линии о разрушении штатных тележек вагонов метро той или иной серии разобранные узлы и элементы переменной комплектации доставляют к месту аварии. Способы доставки могут быть любыми: по эскалаторам, через торцевые двери вагонов, вдоль состава, находящегося в тоннеле. Вес транспортируемых частей сборно-разборной тележки не превышает 80 кг.

После выкатывания поврежденной штатной тележки из-под вагона аварийную тележку собирают в следующем порядке.

Пары фланцевых колес 1 устанавливают на рельсы, затем укладывают на колесные пары продольные балки 2. На продольные балки 2 укладывают поперечные балки 3 и притягивают (скрепляют) упорными бочонками 18. Затем устанавливают на поперечные балки 3 опоры 4 скользунов 5 и закрепляют упорными бочонками 18. По центру поперечных балок 3 устанавливают тумбу 6 с основанием 11 и закрепляют упорными бочонками 18.

Дальнейшую сборку тележки проводят в зависимости от модификации поврежденного вагона.

Для вагонов с пружинным центральным подвешиванием собранную аварийную тележку подкатывают под шкворневую балку кузова (не показаны) до совмещения пятника кузова (на чертеже не показан) и пятника 7 тележки. Кузов опускают с домкратов на тележку. Далее регулируют высоту скользунов 5 тележки до их упора в скользуны кузова (на чертеже не показаны) и контрят гайкой (не показано). Шкворень 10 пропускают в отверстие пятника кузова (не показан), совмещенное с входным отверстием 8 пятника 7 тележки, контрят запорным ключом 13 и фиксируют тросом 14, закрепленным на тумбе 6.

Связь кузова с тележкой осуществлена, и вагон готов к транспортировке.

Для вагонов с пневматическим центральным подвешиванием при расположении аварийных тележек в местах шкворневых балок кузовов сначала с аварийного кузова демонтируют упоры бокового относа (на чертеже не показаны) и устанавливают с помощью болтов пятник верхний на кузове вагона (не показан). В тумбу 6 вставляют шкворень 10, а в имеющееся в нем отверстие вставляют рычаг 15, который фиксируют на шкворне 10. Собранную тележку подкатывают под шкворневую балку кузова (не показана) до совмещения пятника кузова и пятника 7 тележки. Кузов опускают с домкратов на тележку. Затем регулируют высоту скользунов 5 тележки до их упора в опорные кольца пневморессор кузова с последующей контровкой гайками (на чертеже не показаны). Шкворень 10 приводят в рабочее положение его поднятием и поворотом посредством рычага 15 по направляющей 12 тумбы 6. Рычаг 15 фиксируют тросом 14.

Связь кузова с тележкой осуществлена, и вагон готов к транспортировке.

При разрушении штатной тележки, расположенной в месте сочленения кузовов вагона (легкое метро), сначала под тумбу 6 устанавливают подкладку 16 для выставления кузова в «горизонт». Собранную тележку подкатывают под вагон к месту сочленения кузовов до совмещения пятника кузова и пятника 7 тележки. Кузов опускают с домкратов на тележку. Шкворень 10 пропускают в отверстие «пятник кузова - пятник 7 тележки», контрят ключом запорным 13 и фиксируют тросом 14, закрепленным на тумбе 6.

Связь кузова с тележкой осуществлена, и вагон готов к транспортировке.

Таким образом, заявленная аварийная вагонная тележка сборно-разборной конструкции позволяет транспортировать ее составные элементы вручную к месту аварийной ситуации со штатными тележками вагонов метрополитена, осуществлять ее сборку и подкатку в условиях стесненного габарита (по эскалаторам, через торцевые двери вагонов, вдоль состава, находящегося в тоннеле).

Ввиду малого количества основных составных частей и элементов переменной комплектации тележка является универсальной в использовании под вагонами различных модификаций, отличающихся конструктивно по типу и координатам опирания кузовов на тележки, различием в высоте от уровня головки рельса и т.д.

1. Аварийная вагонная тележка для транспортировки кузова вагона метро, содержащая раму, выполненную из соединенных между собой продольных балок и поперечных балок, опоры регулируемых по высоте скользунов, установленные по концам поперечных балок, пары фланцевых колес, связанные с рамой, отличающаяся тем, что она выполнена сборно-разборной и содержит тумбу, основание которой установлено по центру поперечных балок, а верхний конец оснащен пятником, при этом в пятнике и тумбе выполнены соосные отверстия под шкворень, связывающий тележку с кузовом вагона в рабочем положении, а в боковой поверхности тумбы выполнена направляющая для размещения средства фиксации шкворня в рабочем положении, причем пары фланцевых колес, продольные балки и поперечные балки, опоры скользунов и тумба установлены с возможностью монтажа-демонтажа.

2. Тележка по п. 1, отличающаяся тем, что средство фиксации шкворня в рабочем положении выполнено в виде запорного ключа с тросом, закрепленным на тумбе.

3. Тележка по п. 1, отличающаяся тем, что направляющая имеет Г-образную форму, а средство фиксации шкворня выполнено в виде рычага из стержня с тросом, закрепленным на тумбе.

4. Тележка по п. 1, отличающаяся тем, что при транспортировке вагона легкого метро с разрушенной тележкой для смежных кузовов дополнительно содержит подкладку, установленную под основание тумбы.

5. Тележка по п. 1, отличающаяся тем, что продольные балки и поперечные балки, опоры скользунов и тумба оснащены ручками для переноса при монтаже-демонтаже.