Способ контроля смещения осей отвнрстнй или выступов, находящихся в одной или параллельных плоскостях, от их взаимного нол\иналь- ного расположения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 31Х11.1968 (¹ 1258980/25-28) Кл. 42Ь, 26/03 с,присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 26.1.1970. Бюллетень № 6

МПК G 01Ь

УДК 531.717.! 4 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Дата опубликования описания 30. у1.1970

° $ jP $ z ° > нна

4, тт

СПОСОБ КОНТРОЛЯ СМЕЩЕНИЯ ОСЕЙ ОТВЕРСТИЙ

ИЛИ ВЪ|СТУПОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОДНОЙ ИЛИ ПАРАЛЛЕЛЪНЪ1Х ПЛОСКОСТЯХ, ОТ ИХ ВЗАИМНОГО НОМИНАЛЬНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ

Известен способ контроля смещения осей отверстий или выступов, находящихся в одной или параллельных плоскостях QT их взаимного номинального расположения, заключающийся в том, что сравнивают действительное рас- 5 положение с номинальным.

Предлагаемый способ отличается от извест нсго тем, что для использования универсальных измерительных средств и возможности контроля крупногабаритных деталей разме- 10 чают две диаграммы, одну из которых на прозрачном материале, на которые выносят номинальное положение осей в увеличенном масштабе, а на диаграмме из прозрачного материала вокруг каждой из осей проводят окруж- 15 ности радиусом, равным предельному отклонению смещения оси в масштабе, большем, чем масштаб номинального положения осей, измеряют с помощью универсальных средств, настример координатной измерительной машины, 20 отклонения положения осей на детали, наносят эти отклонения на непрозрачную диагграмму в том же масштабе, что и для радиусов, накладывают прозрачную диаграмму на непрозрачную и взаимным перемещением on- 25 ределяют, распслагаются ли действительные оси в пределах окружностей.

Для возможности расширения поля допуска при контроле размеров с зависимыми допусками радиусы окружностей увеличивают в мас- 30 штабе на величину, равную половине отклонения действительного размера отверстия или выступа от соответственно наименьшего диаметра отверстия илп наибольшего диаметра вала.

На фиг. 1 изображена схема измерен тя координат осей детали на координатной»=:мерительной машине; на фиг. 2 — контролируемая деталь; на фиг. 3 — непрозрачная диаграмма, на фиг. 4 — прозрачная диаграмма; на фиг. 5— совмещенные диаграммы.

Контроль смещения осей отверстий в детали производят следующим образом.

Деталь 1 выставляют на предметном столе 2 координатной машины с помощью визирного устройства 3 так, чтобы центры наиболее разнесенных отверстий, лежащих в одном ряду, т. е. Oi и Ов (см. фпг. 2) находились на одной линии, параллельной направлению отсчета по координате Х, После этого, принимая координаты оси О, за нуль, определяют координаты

Х и всех остальных центров отверстий.

Отклонения этих координат QT номинальных значений в увеличенном масштабе (на одинаковом по осям Х и ) откладывают на непрозрачной диаграмме 4 от соответствующих номинальных положений центров (точки 0 — Оч).

Номинальное расположение центров на диаграмме вычерчивается в другом масштабе, меньшем, чем масштаб отклонений. По нане262403

Фиг. 1 сенным отклонениям координат определяют действительные положения центров отверстий н а диаграмме (тс<чки Oi — O i), После этого на диаграмму 4 накладывают прозрачную диграмму 5, на которой в том же масштабе, что и на диаграмме 4, нанесено номинальное расположение осей (гочки Oi — 0 ), и вокруг каждого центра проведена окружность с радиусом R, равным предельному смещению оси от номинального расположения в масштабе, ксторый принят для отклонения «оординат на диаграмме 4.

Положение, когда диаграмма 5 наложена на диаграмму 4 так, что все действительные центры отверстий на диаграмме вписываются в поля допусков на смещение осей, показано на фиг. 5. В противном случае, т. е. когда хотя бы одна ось не располагается в пределах окружности, деталь 1 бракуют. При контроле размеров с зависимыми допусками радиусы окружностей увеличивают в масштаое на величину, равную половине отклонения действительного р азм ер а отверстия.

Предмет изобретения

1. Способ контроля смещения осей отверстий или выступов, находящихся в одной или параллельных плоскостях, от их взаимного номинального расположения, заключающийся в том, что сравнивают действительное расположение с номинальным, отличающийся тем, что, с целью использования универсальных измерительных средств и возможности контроля крупногабаритных деталей, размечают две диа5 граммы, одну из них на прозрачном материале, на которые наносят номинальное положение осей в увеличенном масштабе, а на диаграмме из прозрачного материала вокруг каждой из осей проводят окружности радиусом, 10 равным предельному отклонению смещения оси в масштабе, большем, чем масштаб номинального положения осеи, измеряют с помощью универсальных средств, например координатной измерительной машины, отклонения

15 положения осей на детали, наносят эти отклонения на непрозрачную диаграмму в том же масштабе, что и для радиусов, накладывают прозрачную диаграмму на непрозрачную и взаимным перемещением определяют, распола20 гаются ли действительные оси в пределах окружностей.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью возможности расширения поля допуска при контроле размеров с зависимыми допус25 ками, радиусы окружностей увеличивают в масштабе на величину, равную половине отклонения действительного размера отверстия или выступа от соответственно наименьшего диаметра отверстия или наибсльшего диамет30 ра вала.

262403

9- uz 2

9>иг. 3

Фиг 4

9ьиг.

Составитель В. Иванова

Редактор С. Сюткина Техред А. А. Камышникова Корректор Л. И. Гаврилова

Заказ !853!11 Тираж 488 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2