Устройство спасения летчика при катапультировании из летательного аппарата и способ применения устройства спасения летчика
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области военной техники и может быть использовано при приводнении и приземлении при катапультировании из летательного аппарата. Устройство спасения летчика при катапультировании из летательного аппарата содержит парашют со спасательной лодкой. Лодка выполнена в виде спального мешка, который прикреплен к лямкам парашюта. Для применения устройства спасения летчика производят надувание спасательной лодки во время спуска с парашютом и приводнение на воду, а также освобождение от строп парашюта. Лодку выполняют в виде спального мешка, а залезание осуществляют во время спуска, для чего осуществляют приведение мешка из сложенного положения в расправленное вдоль тела. При этом верхнюю часть мешка надувают во время спуска, а нижнюю - после приводнения. Достигается повышение живучести, расширение функциональных возможностей и улучшение эксплуатационных характеристик. 2 н и 11 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат
Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано при приводнении и приземлении при катапультировании из летательного аппарата.
Прототипом является способ приводнения летчика при катапультировании из летательного аппарата, включающий надувание спасательной лодки во время спуска с парашютом, приводнение на воду, освобождение от строп парашюта, подтягивание спасательной лодки и залезание в нее [Памятка летному экипажу по действиям после вынужденного приземления в безлюдной местности или приводнении. М.: Венное издательство МО СССР, 1975, С. 27].
Недостатками прототипа являются:
- ограниченные функциональные возможности, обусловленные конструкцией спасательной лодки, которая по существу выполняет только одну функцию - удержание тела человека на воде и не предусматривает при необходимости переворот лодки в нужное (исходное) положение, не обеспечивает устойчивость лодки от переворота при волнении водной поверхности, а также не оберегает человека, например, от быстрого переохлаждения;
- неудобство в эксплуатации, вызванное необходимостью залезания в лодку из воды после освобождения от строп парашюта, что требует большого затрата сил особенно у раненого или травмированного человека, при этом одежда летчика намокает, что в дальнейшем приводит к большим потерям тепла организмом;
- недостаточная надежность удержания летчика наплаву при выходе из строя (проколе) спасательной лодки.
Задачей изобретения является повышение живучести, расширение функциональных возможностей и улучшение эксплуатационных характеристик.
Задача решается тем, что в способе приводнения летчика при катапультировании из летательного аппарата, включающем надувание спасательной лодки во время спуска с парашютом, приводнение на воду, освобождение от строп парашюта, подтягивание спасательной лодки и залезание в нее, лодку выполняют в виде спального мешка, а залезание осуществляют во время спуска, для чего переводят мешок из сложенного положения в расправленное вдоль тела летчика, при этом верхнюю часть мешка надувают во время спуска, а нижнюю - после приводнения.
В процессе надувания верхней части горловину мешка плотно прижимают к телу летчика в области предплечья. Внутри мешок покрывают углеродным войлоком. Часть мешка выполняют в виде емкости со спиртом. Часть подвесной системы в области груди выполняют в виде кармана. В кармане производят сжигание спирта. В кармане расстояние между волокнами выдерживают не превышающим 1 мм. В кармане выполняют, по крайней мере, одно отверстие, которое используют в качестве сигнального элемента. Внутреннюю часть кармана выполняют из теплопроводных нитей, часть которых размещают на внутренней поверхности подвесной системы в области груди. Нити кармана пропитывают окисями церия и тория.
В устройстве для осуществления способа приводнения летчика при катапультировании из летательного аппарата, содержащего парашют со спасательной лодкой, лодка выполнена в виде спального мешка, прикреплена к лямкам парашюта в области головы и во время спуска на парашюте имеет возможность контакта с телом летчика.
Борта лодки выполнены из секций, имеющих возможность перемещения относительно друг друга в горизонтальной плоскости, при этом, по крайней мере, борта средней секции охвачены краями дна лодки. Подвесная система выполнена с подушками, одна из которых размещена в зоне поясницы, а другая - верха спины.
Указанные отличительные признаки позволяют достичь следующих преимуществ по сравнению с прототипом.
Выполнение лодки в виде спального мешка, залезание в него во время спуска, перевод мешка из сложенного положения в расправленное вдоль тела летчика и надувание верхней части мешка во время спуска, а нижней - после приводнения, повышает живучесть, расширяет функциональные возможности и улучшает эксплуатационные характеристики. В момент приводнения тело летчика вертикально входит в воду, при этом надутая верхняя часть лодки (мешка) сначала тормозит погружение тела в воду, а затем поднимает верхнюю часть туловища над водой и удерживает его в вертикальном положении, при котором летчику легче освободиться от парашюта. Последующий надув нижней части мешка, например с помощью пиропатрона, обеспечивает перевод лодки в штатный рабочий режим, обеспечивающий горизонтальное положение тела летчика, при этом не тратятся его силы, а одежда остается сухой.
Плотный прижим в процессе надувания верхней части горловины мешка к телу летчика в области предплечья повышает живучесть и улучшает эксплуатационные характеристики, так как не позволяет воде (брызгам) попасть внутрь мешка (намокнуть) в момент погружения в воду при приводнении.
Покрытие внутри мешка углеродным войлоком повышает живучесть (уменьшает переохлаждение в воде) за счет снижения потерь тепла через материал лодки.
Выполнение части мешка в виде емкости со спиртом, во-первых, позволяет использовать спирт в качестве горючего вещества для получения тепла. Во-вторых, появляется возможность применять спирт в экстренных случаях для промывки ран или частичного приема внутрь для компенсации тепловых потерь. Это расширяет функциональные возможности и повышает эксплуатационные характеристики.
Выполнение части подвесной системы в области груди в виде кармана позволяет делать в него выдох из легких теплого воздуха и согревать в нем руки и грудь, что улучшает эксплуатационные характеристики.
Сжигание в кармане спирта способствует компенсации тепловых потерь организма. В этой зоне находится грудная часть аорты и нагрев кармана способствует также нагреву крови, проходящей через аорту, которая разносит тепло по всему телу. При этом в легких согревается вдыхаемый холодный воздух, что также уменьшает переохлаждение организма. Все это повышает живучесть.
Выдерживание в кармане расстояния между волокнами не более 1 мм не позволяет открытому пламени вырваться за пределы кармана, что исключает ожог пламенем лица или рук даже в ветреную погоду. Это повышает эксплуатационные характеристики.
Выполнение в кармане, по крайней мере, одного отверстия и использование его в качестве сигнального элемента облегчает поиск терпящего бедствие человека, поскольку пламя, особенно в ночное время, хорошо видно издалека. Это расширяет функциональные возможности.
Выполнение внутренней части кармана из теплопроводных нитей, часть которых размещают на внутренней поверхности подвесной системы в области груди, способствует распространению согревающего тепла по большей поверхности, что повышает эксплуатационные характеристики.
Пропитывание нитей кармана окисями церия и тория позволяет повысить яркость свечения тусклого пламени при сжигании спирта, что позволяет заметить спасательными службам лодку с большего расстояния.
Выполнение в устройстве для осуществления способа приводнения летчика при катапультировании из летательного аппарата, содержащего парашют со спасательной лодкой, лодки в виде спального мешка, прикрепление ее к лямкам парашюта в области головы и обеспечение во время спуска на парашюте возможности ее контакта с телом летчика позволяют сэкономить летчику силы при помещении тела в лодку и сохранить одежду сухой, что улучшает эксплуатационные характеристики.
Выполнение бортов лодки из секций, имеющих возможность перемещения относительно друг друга в горизонтальной плоскости, охват бортами средней секции краями дна лодки позволяет при необходимости производить изнутри переворот лодки в исходное положение и повысить ее устойчивость к переворачиванию путем изменения положения центра тяжести тела в ней, что требует меньших затрат силы. Это расширяет функциональные возможности и улучшает эксплуатационные характеристики.
Выполнение подвесной системы с подушками, одна из которых размещена в зоне поясницы, а другая - верха спины, позволяет создать воздушный зазор между дном лодки и телом летчика, позволяющий уменьшить тепловые потери, и обеспечить удержание летчика на плаву в случае прокола лодки. Все это повышает живучесть и улучшает эксплуатационные характеристики.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг. 1 изображено положение лодки в сложенном состоянии на катапультируемом кресле. На фиг. 2 изображено положение летчика в лодке во время спуска на парашюте. На фиг. 3 изображено положение тела летчика в момент приводнения. На фиг. 4 изображено тело летчика в лодке на водной поверхности. На фиг. 5 изображено тело летчика в лодке в момент начала им ее переворота.
Устройство для осуществления способа приводнения летчика при катапультировании из летательного аппарата содержит закрепленное на полу 1 кресло 2 с летчиком 3, прикрепленное подвесной системой 4 к парашюту посредством лямок 5, к которым в области головы прикреплена спасательная лодка 6, борта которой могут быть выполнены из секций 7, соединенных перемычками 8 и имеющих возможность перемещения относительно друг друга в горизонтальной плоскости. Борта лодки соединены между собой образующими мешок покрывалом 9 с застежкой-молнией 10 и дном 11, края которого охватывают, по крайней мере, борта средней секции. На подвесной системе в зонах поясницы и верха спины размещены подушки 12, 13, а в области груди выполнен карман 14, имеющий отверстие 15 и охватывающий пламя 16, получаемое при сжигании спирта из емкости 17, укрепленной на лодке, имеющей возможность контакта с водой 18.
Работает устройство для осуществления способа приводнения летчика при катапультировании из летательного аппарата следующим образом.
В исходном состоянии лодка находится в сложенном состоянии на месте заголовника кресла 2 (фиг. 1). Заметим, что обычно на указанном месте находится вытяжной парашют, однако, например, в заявке 2016119892 от 29 от 23.05.2016 «Способ катапультирования летчика из летательного аппарата и устройство для его осуществления», вытяжной парашют отсутствует, поэтому освободившееся место может быть занято спасательной лодкой.
После катапультирования и последующего освобождения от кресла 2, в процессе спуска, расправляют спасательную лодку, повисающую вдоль тела летчика, который опускает ноги между покрывалом 9 и дном 11 (засовывает ноги в нижнюю часть мешка) и застегивает потом молнию 10, оказываясь в мешке. После этого, например, с помощью пиропатрона надувают верхнюю секцию 7 лодки (фиг. 2).
При приводнении тело летчика вместе с мешком опускается в воду в вертикальном положении, при этом надутая верхняя часть мешка сначала тормозит погружение тела в воду, а затем поднимает верхнюю часть туловища над водой и удерживает его в вертикальном положении, в котором летчик отстегивает подвесную систему и лодку от лямок 5 парашюта (фиг. 3). Затем верхняя часть покрывала может быть застегнута в самом верху, у шеи, для исключения намокания одежды в области плеч. Заметим, что глубокому вертикальному погружению препятствует также и возрастающая выталкивающая сила. После этого надувают нижнюю часть лодки, переводя ее из вертикального в горизонтальное положение (фиг. 4).
Если водная поверхность относительно спокойна, а в ближайшее время помощь не ожидается и возникает угроза переохлаждения тела летчика, то следует принять меры для компенсации тепловых потерь. Для этого вскрывают емкость 17, которая находится выше уровня груди (над головой), и подают спирт по трубке (на чертеже не показана) самотеком к фитилю, находящемуся в кармане 14. Карман при этом должен быть вынут из-под покрывала 9 для выхода продуктов горения, например, путем небольшого расстегивания молнии (двумя замками) в зоне кармана. С помощью, например, пьезоэлектрической зажигалки, которой, кстати, может приводить в действие и пиропатрон, осуществляют поджигание паров спирта (температура вспышки 13°C), в результате чего в кармане 14 возникает пламя 16. Температура горения спирта составляет величину 900°C, а в нижней части пламени температура не поднимается выше 350°C, что будет способствовать достаточно комфортному нагреву области груди через одежду. Тепло, воспринимаемое грудной клеткой, будет разноситься кровью (перекачиваемой сердцем) по всему телу, компенсируя тепловые потери организма. Выходящее из отверстия 15 излучение при благоприятном случае используют для подачи световых сигналов бедствия. Кроме того, пропитанные окисями церия и тория нити кармана 14 повышают яркость свечения тусклого пламени при сжигании спирта и способствуют обнаружению спасательными службами лодки с большего расстояния.
Для уменьшения тепловых потерь надувают подушки 12, 13, в результате чего приподнимается тело летчика, и образуется воздушный зазор между последним и дном 11 лодки. При этом увеличивается парусность лодки, что может быть использовано при нужном направлении ветра, например в сторону берега, для более быстрого передвижения лодки. Подушки также позволяют летчику удержаться на плаву в случае потери лодкой герметичности.
При сильном волнении водной поверхности, когда пламя может быть залито водой или имеется угроза переворачивания лодки, вместо сжигания спирта подносят отверстие 15 кармана ближе ко рту и осуществляют в него выдох из легких теплого воздуха, используя, таким образом, более рационально тепло выдыхаемого воздуха и согревая им грудь. Можно также осуществлять выдох под покрывало 9.
Если лодку перевернуло вверх дном, то для перевода ее в исходное положение перемещают под животом за внутреннюю ручку (не показана) среднюю часть секции (которая еще несколько поворачивается вокруг продольной оси) лодки к противоположному борту (фиг. 5). При этом летчик перемещает тело в образовавшуюся между дном и изогнутым бортом нишу, в результате чего центр тяжести выходит за край лодки, и она переворачивается в исходное положение. Заметим, что выполнение борта из отдельных секций позволяет уменьшить усилие этого перемещения по сравнению с цельным бортом, а охватывающие секцию края дна увеличивают размер этой ниши, что облегчает выполнение указанной процедуры. Поскольку эта процедура выполняется перемещением внутри лодки, то вся одежда летчика остается сухой, что благоприятно сказывается на сохранении тепла тела.
Заметим, что в лодке, например в перемычках 8, могут быть выполнены закрытые рукава, в которые можно просунуть руки и осуществлять при необходимости греблю или управлять тормозным якорем лодки. Если в исходном положении свести средние секции до соприкосновения, то тело опускается вниз, что позволяет увеличить подводную часть лодки, снизить ее парусность и, следовательно, уменьшить неблагоприятный снос лодки ветром. При этом также возрастает устойчивость лодки к опрокидыванию на волнах.
В случае приземления на лес во время спуска на парашюте нужно надуть и нижнюю секцию лодки, что позволит избежать возможного травмирующего действия веток и сучков деревьев. Надутая нижняя секция позволит смягчить удар при приземлении и уменьшить вероятность травмы ног и при приземлении на каменистую почву. Кроме того, такую лодку можно использовать в качестве спального мешка, а сжигание спирта применять еще в случае необходимости и для отпугивания диких зверей.
Внедрение изобретения позволит создать простое по конструкции устройство, позволяющее обеспечивать приземление и приводнение после катапультирования с меньшим риском получения травмы и повышающее живучесть летного состава при неблагоприятных погодных условиях.
1. Устройство спасения летчика при катапультировании из летательного аппарата, содержащее парашют со спасательной лодкой, отличающееся тем, что лодка выполнена в виде спального мешка, прикрепленного к лямкам парашюта.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что борта лодки выполнены из секций, имеющих возможность перемещения относительно друг друга в горизонтальной плоскости, при этом, по крайней мере, борта средней секции охвачены краями дна лодки.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что подвесная система выполнена с подушками, одна из которых размещена в зоне поясницы, а другая - верха спины.
4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что внутри мешок покрыт углеродным войлоком.
5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что часть мешка выполнена в виде емкости со спиртом.
6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что часть подвесной системы в области груди выполнена в виде кармана.
7. Устройство по любому из пп.1, 6, отличающееся тем, что в кармане производят сжигание спирта.
8. Устройство по любому из пп.1, 6, отличающееся тем, что в кармане расстояние между волокнами выдержано не превышающим 1 мм.
9. Устройство по любому из пп.1, 6, отличающееся тем, что в кармане выполнено, по крайней мере, одно отверстие, которое используется в качестве сигнального элемента.
10. Устройство по любому из пп.1, 6, отличающееся тем, что внутренняя часть кармана выполнена из теплопроводных нитей, часть которых размещена на внутренней поверхности подвесной системы в области груди.
11. Устройство по любому из пп.1, 6, отличающееся тем, что нити кармана пропитаны окисями церия и тория.
12. Способ применения устройства спасения летчика по любому из пп.1-11, включающий надувание спасательной лодки во время спуска с парашютом и приводнение на воду, освобождение от строп парашюта, отличающийся тем, что лодку выполняют в виде спального мешка, а залезание осуществляют во время спуска, для чего осуществляют приведение мешка из сложенного положения в расправленное вдоль тела, при этом верхнюю часть мешка надувают во время спуска, а нижнюю - после приводнения.
13. Способ по п.13, отличающийся тем, что в процессе надувания верхней части мешка его горловину плотно прижимают к телу летчика в области предплечья.