Двухчастотный глиссадный радиомаяк

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к радиотехнике и может использоваться в системах инструментального обеспечения захода самолетов на посадку. Достигаемый технический результат – повышение стабильности угла глиссады и крутизны зоны глиссадного радиомаяка при изменении высоты подстилающей поверхности вследствие выпадения снега либо роста травы или при изменении отражающих свойств подстилающей поверхности вследствие воздействия метеорологических факторов при обеспечении требований к величине искривлений глиссады и заданной зоны действия ГРМ. Указанный результат достигается за счет того, что двухчастотный глиссадный радиомаяк (ГРМ) содержит передатчик узкого канала с выходом "боковые частоты" и выходом "несущая плюс боковые частоты", передатчик широкого канала с выходом "боковые частоты" широкого канала и выходом "несущая плюс боковые частоты" широкого канала, распределительное устройство с четырьмя входами и четырьмя выходами, антенную решетку из четырех излучающих элементов, установленных на вертикальной мачте с высотами подвеса: Н0 - высота подвеса первого излучающего элемента, H0+d высота подвеса второго излучающего элемента, H0+2d - высота подвеса третьего излучающего элемента, Н0+3d высота подвеса четвертого излучающего элемента, где H0≤2.5 м, , λ - длина волны, θг - заданный угол глиссады, при этом каждый излучающий элемент содержит датчик апертурного контроля излучаемых сигналов (далее апертурный датчик), кроме того, содержит сумматор с четырьмя входами и с четырьмя выходами и устройство измерения разности глубин модуляции с четырьмя входами. 2 з.п. ф-лы, 6 ил., 20 табл.

Реферат

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к радиотехнике и может использоваться в системах инструментального обеспечения захода самолетов на посадку. Глиссадные радиомаяки (ГРМ) метрового волн, входящие в упомянутые системы, формируют зону глиссады, предназначенную для управления самолетом в вертикальной плоскости. Двухчастотный глиссадный радиомаяк в соответствии с настоящим изобретением позволяет обеспечить инструментальный заход самолетов на посадку на аэродромах с высоким уровнем снежного покрова и складками рельефа местности, вызывающими интерференцию радиоволн в области глиссады.

Уровень техники Основным средством обеспечения инструментального захода самолетов гражданской авиации на посадку и посадки являются радиомаячные системы посадки (СП) метрового диапазона длин волн (MB) формата ILS (Instrument Landing System). Радиомаячные системы посадки имеют почти вековую историю развития. История развития СП в США описана в [Watts, С.В., Jr. Instrument Landing Scrapbook / С.В., Jr. Watts. - Trafford Publishing, 2005. 392 p.p.]. Основные вехи развития СП MB для гражданской авиации и СП дециметрового диапазона длин волн для военной авиации в нашей стране освещены в [НИИ-33 / ВНИИРА. История становления и развития Всесоюзного НИИ радиоаппаратуры - СПб.: 2007. - 291 с.].

Радиомаячная СП включает в себя курсовой ОВЧ-радиомаяк (КРМ), глиссадный ОВЧ-радиомаяк (ГРМ), маркерные ОВЧ-радиомаяки или дальномерное оборудование (DME).

Системы инструментальной посадки самолетов метрового диапазона волн (Instrument landing systems - ILS) развивались до и после 1946 года, когда ILS была принята в качестве международного стандарта и могла быть категорирована в одной из трех групп: с опорным нулем, системой на боковой полосе или системой с решеткой типа М.

ГРМ устанавливают в точке, расположенной на расстоянии 200-400 м от порога взлетно-посадочной полосы (ВПП) и на удалении 120-180 м от оси ВПП. Антенна ГРМ излучает в окружающее пространство электромагнитные волны в диапазоне частот 328-335 МГц, модулированные по амплитуде сигналами тональных частот Гц, Гц. Поверхность, на которой разность глубин модуляции (РГМ) сигналами и равна нулю, называют поверхностью глиссады. Линию пересечения поверхности глиссады с вертикальной плоскостью, формируемой КРМ и проходящей через ось взлетно-посадочной полосы, называют глиссадой.

Самым простым ГРМ в названных выше системах является ГРМ с опорным нулем. Он включает в себя две антенны, причем нижняя антенна расположена на высоте в два раза меньшей, чем высота верхней антенны. Нижняя антенна излучает так называемый опорный сигнал, модулированный с равной глубиной модуляции тонами 90 и 150 Гц с фазовой синхронизацией (называемый также суммарным сигналом или сигналом "несущая плюс боковые частоты"). Нижняя антенна с учетом влияния Земли формирует в вертикальной плоскости лепестковую диаграмму направленности с первым максимумом над Землей под углом 3° и первым нулем под углом 6°. Верхняя антенна излучает только сигнал боковой полосы 90 и 150 Гц (называемый разностным сигналом или сигналом "боковые частоты") и формирует (с учетом радиоволн, отраженных от поверхности Земли) лепестковую диаграмму направленности с первым максимумом под углом 1,5° и первым нулем под углом 3°. Этот первый нуль сигнала "боковых частот" под углом 3° задает угол глиссады θгл. Ширина зоны глиссады формируется в окрестности упомянутого нуля в диаграмме направленности. Сигналы фазируют таким образом, что сигнал "боковых частот", излучаемый верхней антенной, и опорный сигнал "несущая плюс боковые частоты" (опорный сигнал), излучаемый нижней антенной, суммируются так, что ниже угла глиссады преобладает модуляция сигналом тональной частоты 150 Гц, а выше ее, по крайней мере, до угла, составляющего 1,75θгл, преобладает модуляция сигналом тональной частоты 90 Гц. Таким образом, радиотехническая траектория, называемая глиссадой, формируется в зоне сигнала высокой интенсивности, а приемник просто разделяет и сравнивает звуковые тоны.

Система с нулевой зоной обычно требует наличия ровной плоскости перед ГРМ длиной 800 м для угла глиссады 3°, а поскольку уровень в диаграмме направленности боковой полосы растет от 0° почти линейно, то система очень чувствительна к отражениям радиоволн от неровностей Земли.

Глиссадные площадки редко бывают идеальными, антенны часто должны работать при наличии короткой площадки перед ГРМ или при наличии складок рельефа местности в зоне захода самолета на посадку. Любое из этих неблагоприятных условий может сильно ухудшить рабочие характеристики системы с нулевой зоной.

Кроме того, в процессе эксплуатации первых радиомаячных систем СП была обнаружена связь между точностными характеристиками СП и размерами и расположением складок местности в зоне захода самолетов на посадку. Следует отметить, что проблема влияния волн, отраженных от окружающей местности, существует для всех радиотехнических угломерных навигационных систем. Однако, для СП эта проблема является критической. Это обусловлено высокими требованиями к точности ILS, которые на порядок превышают таковые к другим аэродромным навигационным и радиолокационным системам.

Естественным стремлением разработчиков радиомаячных систем решить проблему влияния рельефа местности в зоне захода самолетов на посадку на поведение глиссады было сужение диаграммы направленности (ДН) антенны ГРМ в вертикальной плоскости, при котором складки местности не облучались бы сигналами ГРМ. Однако, пилоту трудно попасть в узкую зону. Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) установлены минимальные угловые размеры зоны действия системы ILS. В частности, ГРМ должен излучать сигналы, обеспечивающие удовлетворительную работу типового бортового оборудования в вертикальном секторе с верхней границей под углом 1,75θгл и нижней границей под углом 0,45θгл относительно горизонтальной плоскости или под меньшим углом до 0,3θгл, который требуется для гарантированного выполнения объявленной схемы входа в глиссаду ILS [пункт 3.1.5.3.1 в Приложении 10 к Конвенции о международной гражданской авиации. Авиационная электросвязь. Том 1. Радионавигационные средства. ИКАО, Монреаль (Канада), 2006. - 606 с.].

Проблема обеспечения, с одной стороны, высокой точности задания траектории полета путем сужения ДН антенн и, с другой стороны, широких зон действия КРМ и ГРМ была решена в радиомаяках с двухчастотным режимом работы. При этом используется так называемый эффект захвата (capture effect). Двухчастотный режим ILS предполагает формирование двух высокочастотных сигналов: основного - сигнала узкого канала (УК) и дополнительного - сигнала широкого канала (ШК). Задачей УК является формирование узких угловых зон: зоны глиссады в пределах ±0,45θгл. В этих зонах задается линейная зависимость между величиной информационного параметра РГМ и угловым отклонением самолета от заданной траектории. Широкий канал обеспечивает пилота информацией во всей остальной зоне действия, "указывая" направление "правильного" движения к траектории снижения. При этом несущая частота сигнала ШК смещена относительно частоты сигнала УК на ±(5÷15) кГц.

Путем формирования ДН специальной формы добиваются существенного превышения уровня сигналов УК по сравнению с уровнем сигналов ШК в пределах узкой зоны и существенного превышения уровня сигналов ШК по сравнению с уровнем сигналов УК в пределах зоны наведения: θ≥0,45θгл.

В бортовой же аппаратуре реализован "режим захвата", заключающийся в том, что аппаратура выделяет сигнал с большей амплитудой. В результате в узком секторе углов в направлении продолжения оси ВПП самолет ориентируется по сигналам УК, а за его пределами - по сигналам ШК.

Для излучения сигналов УК и ШК в ГРМ стали использовать одну и ту же антенную решетку (АР), так называемую антенную решетку типа М. Тогда в составе двухчастотного ГРМ оказалось устройство распределения мощности сигналов узкого и широкого каналов, которое позволило одной и той же АР излучать одновременно сигналы УК и ШК.

ГРМ с решеткой типа М имеет трехэлементную антенную решетку, в которой верхний, нижний и средний излучающие элементы возбуждаются сигналом "боковые частоты" УК, а средний и нижний излучающие элементы возбуждаются сигналом "несущая плюс боковые частоты". Сигнал "боковые частоты" для возбуждения верхнего и нижнего излучающих элементов имеют амплитуду и фазу 1/0°, а в среднем излучающем элементе имеет амплитуду и фазу 2/180°. Сигнал "несущая плюс боковые частоты" в среднем излучающем элементе имеет амплитуду и фазу 1/0°, а в нижнем излучающем элементе 2/180°.

Каждый вышеуказанный излучающий элемент антенной решетки может состоять, например, из отдельного диполя, расположенного в уголковом отражателе для получения требуемой направленности. Однако излучающий элемент может состоять из решетки излучающих элементов (например, директорная антенна) для получения заданных характеристик направленности.

Другим важным требованием, предъявляемым к параметрам ГРМ, является требование установки и выдерживания заданного угла глиссады θгл.

В соответствии рекомендацией ИКАО [пункт 3.1.5.1.2 в [1]) угол наклона глиссады θгл должен быть равен 3°. Угол наклона глиссады устанавливается и выдерживается в следующих пределах (пункт 3.1.5.1.2.1 в Приложении 10 к Конвенции о международной гражданской авиации. Авиационная электросвязь. Том 1. Радионавигационные средства. ИКАО, Монреаль (Канада), 2006. - 606 с.]:

a) 0,07θгл для глиссады ILS категорий I и II;

b) 0.04θгл для глиссады ILS категории III.

В связи с этим Руководством по эксплуатации Гражданских аэродромов РФ установлены требования к подстилающей поверхности перед ГРМ [РЭГА РФ 94 "Руководство по эксплуатации Гражданских аэродромов РФ, М: Воздушный транспорт. - 1996. - Таблица 2.2]:

- высота травяного покрова, не более 0,2 м;

- толщина целинного или уплотненного снега, не более 0,2 м.

Аналогичные требования к высоте травяного и снежного покрова установлены разработчиками глиссадных радиомаяков зарубежных фирм.

Эти требования вытекают из следующего. Принцип работы глиссадного радиомаяка предполагает, что отражение радиоволн от Земной поверхности равносильно существованию зеркального изображения антенны. При этом угол глиссады определяется расстоянием между реальной антенной и ее зеркальным отображением, т.е. высотой подвеса излучающих элементов относительно границы воздух - подстилающая поверхность. С появлением снежного покрова уровень подстилающей поверхности увеличивается, а высота подвеса излучающих элементов соответственно уменьшается, что приводит к увеличению угла глиссады. Исходя из допустимых величин изменения утла глиссады, установлены ограничения на допустимую высоту снежного покрова, равную 20 см (Инструкция по эксплуатации системы посадки СП-90). Высота снежного покрова во многих регионах РФ превышает указанную величину 20 см. При высотах снежного покрова более 20 см необходимо отключить глиссадный радиомаяк, убрать снег с площадки перед антенной решеткой ГРМ с площади, размером 200×600 м, после уборки выполнить летную проверку параметров радиомаяка, после которой ввести ГРМ в эксплуатацию. В результате отключения ГРМ на время уборки снега и летной проверки аэродром остается без радиотехнического обеспечения глиссады. Это снижает регулярность и безопасность полетов самолетов. Уборка снега связана с большими материальными и временными затратами, поскольку объем убираемого снега может превышать 24000 м3.

Предложенная в патенте РФ №2429 499 С2, МПК G01S 1/16 (2006.01), Глиссадный радиомаяк, авторов Войтовича Н.И., Жданова Б.В., Соколова А.Н., по заявке 2009116323/09 28.04.2009 г.(приоритет 28.04.2009) антенная решетка в составе глиссадного радиомаяка решает проблему влияния снега, а именно, формирует стабильную глиссаду при изменениях высоты снежного покрова до максимально наблюдаемой на аэродромах РФ высоты (равной 80 см) в отличие от существующих аналогов, для которых максимально допустимая величина высоты снежного покрова составляет 20 см. Таким образом, при эксплуатации системы посадки с упомянутой антенной решеткой отпадает необходимость отключений ГРМ на период уборки снега (снижение безопасности и регулярности полетов) и выполнение самой уборки снега с площадки перед глиссадным радиомаяком размером 200×600 м. Однако, на аэродромах, на которых одновременно присутствуют как большие складки местности в зоне подхода самолета на посадку, (соизмеримые с размерами зоны Френеля), так и высота снежного покрова существенно превышает 20 см применение технического решения по патенту №2429499, как показано ниже, в одночастотных радиомаяках затруднительно.

Итак, известен первый ГРМ дециметрового диапазона волн с опорным нулем [Г.А. Пахолков, В.В. Кашинов и др. "Угломерные радиотехнические системы посадки". - М.: Транспорт.- 1982, стр. 18], содержащий устройство формирования сигнала суммарного канала, устройство формирования сигналов разностного канала, первую и вторую антенны, разнесенные по вертикали, причем нижняя антенна запитана сигналами суммарного канала, а верхняя антенна запитана сигналами разностного канала. Под сигналом суммарного канала понимается сигнал, формируемый при модуляции высокочастотных колебаний меандрами с частотами Ω1 и Ω2, одинаковыми по амплитуде, при этом колебания Ω1 и Ω2 синфазны между собой. Под сигналами разностного канала подразумеваются сигналы боковых частот, формируемых при модуляции высокочастотных колебаний меандрами с частотами Ω1 и Ω2, одинаковыми по амплитуде, при этом высокочастотные колебания имеют сдвиг по фазе на 180°. (В системах посадки метрового диапазона в спектр сигналов суммарного канала входит несущая частота). Информационным параметром в системах посадки метрового диапазона волн является разность глубин модуляции (РГМ) излучаемого сигнала колебаниями с тональными частотами Ω1 и Ω2, а в системах посадки дециметрового диапазона волн так называемый коэффициент разнослышимости сигналов (КРС) с частотами модуляции Ω1 и Ω2.

ГРМ с опорным нулем является наиболее простым типом ГРМ, он нашел широкое применение на аэродромах гражданской и военной авиации.

Однако, ГРМ с опорным нулем имеет ряд недостатков:

- в ГРМ с опорным нулем угол глиссады задается высотой подвеса верхней антенны относительно подстилающей поверхности. При изменении уровня подстилающей поверхности, а также при изменении ее электрических характеристик, например, при изменении высоты снежного покрова, при изменении влажности снега, при росте травы, изменяется угол глиссады, изменяется крутизна зоны глиссады [Ваксенбург С.И., Войтович Н.И. и др. Влияние снежного покрова на характеристики глиссадного радиомаяка. //Вопросы радиоэлектроники. Серия общетехническая. - 1972, выпуск 14, стр. 76-90//];

- если за пределами спланированной площадки перед ГРМ (в зоне захода самолетов на посадку), расположены участки местности с восходящим уклоном, то вследствие отражения радиоволн, излучаемых антеннами ГРМ, от этих участков глиссада "искривляется"; на аэродромах в балочно-овражистой местности, в холмистой и предгорной местности ГРМ с опорным нулем, как правило, не обеспечивает требуемые характеристики;

- мал коэффициент усиления антенн. В результате на аэродромах с лесными массивами, расположенными вблизи торца взлетно-посадочной полосы, снижается дальность действия ГРМ.

Известен второй ГРМ [Австралийский патент №1545035, Application №44640/77, Instrument landing system glidepath antenna array and drive therefor [Australia №8121/76, filed 12 Nov. 1976; Int. CL2 G01S 1/18], содержащий устройство формирования сигналов суммарного канала, устройство формирования сигналов разностного канала, первую и вторую, третью и четвертую антенны, разнесенные по вертикали на равные расстояния друг от друга, причем (при счете снизу вверх) вторая и четвертая антенны запитаны сигналами разностного канала, а первая и третья антенны запитаны сигналами суммарного канала. Благодаря противофазной запитке второй и четвертой антенн снижается уровень облучения складок местности в зоне захода самолетов на посадку, вследствие чего уменьшается величина искривлений глиссады.

Однако второй известный ГРМ имеет недостатки:

- угол и крутизна зоны глиссады изменяются с изменением уровня подстилающей поверхности и с изменением отражающих свойств подстилающей поверхности вследствие воздействия метеофакторов,

- на аэродромах в холмистой и предгорной местности вследствие снижения уровня излучения волн под углами ниже угла глиссады снижается дальность действия радиомаяка.

Известен третий ГРМ (Патент №2429499, Российская Федерация С2, МПК G01S 1/16 (2006.01) Глиссадный радиомаяк (варианты). Войтович Н.И., Жданов Б.В., Соколов А.Н., Заявители и патентообладатели: Войтович Н.И., Жданов Б.В. №2009116323/09 заявл. 28.04.2009 г.; опубл. 20.09.2011, Бюл. №26. - 40 с.: ил.), содержащий передатчик узкого канала с выходом "боковые частоты" и выходом "несущая плюс боковые частоты", антенную решетку из четырех излучающих элементов, установленных на вертикальной мачте с высотами подвеса: Н0 - высота подвеса первого излучающего элемента, Н0+d высота подвеса второго излучающего элемента, Н0+2d - высота подвеса третьего излучающего элемента, Н0+3d высота подвеса четвертого излучающего элемента, где Н0≤2.5 м, , λ - длина волны, θг - заданный угол глиссады. В упомянутом патенте передатчик узкого канала с выходом "боковые частоты" и выходом "несущая плюс боковые частоты" представлен двумя устройствами: устройством формирования сигналов разностного канала и устройством формирования сигналов суммарного канала.

Недостатком известного третьего ГРМ является наличие глубокого интерференционного минимума в области выше глиссады при настройке ГРМ с глубокой вырезкой в диаграмме направленности для сигнала в области ниже угла глиссады, которая требуется для формирования глиссады без искривлений на аэродромах с высокими складками местности в зоне захода самолетов на посадку.

Известен четвертый ГРМ. [СП-90, радиомаяк глиссадный (РМГ). Техническое описание ИЦРВ.461512.020ТО, НИИИТ-РТС, 1996-1999], содержащий передатчик узкого канала с выходом "боковые частоты" узкого канала и выходом "несущая плюс боковые частоты" узкого канала, передатчик широкого канала с выходом "несущая плюс боковые частоты" широкого канала, линейную антенную решетку типа М из трех излучающих элементов, расположенных на вертикальной мачте, распределительное устройство с тремя входами и тремя выходами, устройство апертурного контроля.

Однако четвертый известный ГРМ имеет недостатки:

- угол и крутизна зоны глиссады изменяются с изменением уровня подстилающей поверхности, а также с изменением отражающих свойств подстилающей поверхности вследствие воздействия метеофакторов;

- разность глубин модуляции сигнала широкого канала постоянна во всей зоне действия ГРМ, т.е. тоновый сигнал 150 Гц преобладает над тоновым сигналом 90 Гц как ниже угла глиссады, так и выше угла глиссады. Преобладание тонового сигнала 150 Гц над тоновым сигналом 90 Гц ниже угла глиссады по широкому каналу совпадает с таковым в узком канале. Однако выше угла глиссады указанное преобладание входит в противоречие с соотношением тоновых сигналов в узком канале, что является недостатком известного пятого ГРМ.

Известны другие технические решения, предназначенные для обеспечения работы ГРМ на аэродромах с изменяющимся уровнем снежного покрова, представленные в авторских свидетельствах СССР на изобретения и патенте РФ на изобретение:

А.с. №711845. - 2591230. Приоритет 20.03.78. Зарегистр. 28.09.79;

А.с. №1396781. - 4125531. Приоритет 30.09.86. Зарегистр. 15.01.88;

А.с. №1426260. - 4125479. Приоритет 30.09.86. Зарегистр. 22.05.88;

А.с. №275692. - 3163500. Приоритет 11.02.87. Зарегистр. 01.06.88;

А.с. №287782. - 3195405. Приоритет 31.03.88. 3арегистр. 02.01.89);

А.с. №1623443. - 4619435/24-09, Приоритет 13.12.88. Зарегистр. 22.09.90;

А.с. №1626884. - №4619434/09. Приоритет 13.12.88. Зарегистр. 08.10.90;

А.с. №1690468. - 4619436/09, Приоритет 13.12.88. Зарегистр. 08.07.91;

А.с. №1690469. - 4619436/09. Приоритет 13.12.88. 3арегистр. 08.07.91;

А.с. №1695758. - 4731827/09. Приоритет 22.08.89. Зарегистр. 01.08.91;

А.с. №1715060. - 4673557/09. Приоритет 04.04.89. Зарегистр. 22.10.91;

А.с. №1730923. - 4731828/09, Приоритет 22.08.89. Зарегистр. 03.01.92;

А.с. №1734471. - 4673558/09. Приоритет 04.04.89. Зарегистр. 15.01.92;

А.с. №1752075. - 4756469/22. Приоритет 01.11.89. 3арегистр. 26.11.92;

А.с. №1785350. - 4755385/22, Приоритет 01.11.89. Зарегистр. 01.09.92;

А.с. №1802602. - 4873721/09, Приоритет 11.10.90. Зарегистр. 09.10.92;

А.с. №1822264. - 4870495/09. Приоритет 1.10.90. Зарегистр. 12.10.92;

А.с. №1822265. - 4887243/09, Приоритет 28.11.90. Зарегистр. 12.10.92;

А.с. №1828278. - 4809235/09, Приоритет 02.04.90. Зарегистр. 12.10.92;

Патент РФ №21222216. - 94032782, Приоритет 08.09.94. Зарегистр. 20.11.98.

US patent №5546095, Alfred R. Lopez, Non-imaging glideslope antenna systems, опубл. 13.08 1996, H01Q 3/30, H01Q 21/10.

Патент Alfred R. Lopez. Non-imaging glideslope antenna systems (US patent №5546095, опубл. 13.08 1996, Int. CL6 H01Q 3/30, H01Q 21/10).

Их общим недостатком является малый уровень излучаемых сигналов в окрестности нижней границы зоны действия ГРМ.

В качестве прототипа авторами выбран третий известный ГРМ.

Раскрытие изобретения

Технический результат изобретения направлен на повышение стабильности угла глиссады и крутизны зоны глиссадного радиомаяка при изменении высоты подстилающей поверхности вследствие выпадения снега либо роста травы или при изменении отражающих свойств подстилающей поверхности вследствие воздействия на нее метеорологических факторов.

Технический результат достигается тем, что двухчастотный глиссадный радиомаяк, содержащий передатчик узкого канала с выходом "боковые частоты" и выходом "несущая плюс боковые частоты", антенную решетку из четырех излучающих элементов, установленных на вертикальной мачте с высотами подвеса: Н0 - высота подвеса первого излучающего элемента, Н0+d высота подвеса второго излучающего элемента, Н0+2d - высота подвеса третьего излучающего элемента, Н0+3d высота подвеса четвертого излучающего элемента, где Н0≤2.5 м, , λ - длина волны, θг - заданный угол глиссады, при этом каждый излучающий элемент содержит датчик апертурного контроля излучаемых сигналов (далее, апертурный датчик), дополнительно содержит передатчик широкого канала с выходом "боковые частоты" широкого канала и выходом "несущая плюс боковые частоты" широкого канала, распределительное устройство с четырьмя входами и четырьмя выходами, сумматор с четырьмя входами и с четырьмя выходами и устройство измерения разности глубин модуляции с четырьмя входами, при этом выход "боковые частоты" передатчика узкого канала соединен с первым входом распределительного устройства, выход "боковые частоты" широкого канала передатчика широкого канала соединен со вторым входом распределительного устройства, выход "несущая плюс боковые частоты" узкого канала передатчика узкого канала соединен с третьим входом распределительного устройства, выход "несущая плюс боковые частоты" широкого канала передатчика широкого канала соединен с четвертым входом распределительного устройства, каждый К-ый (К=1, …, 4) выход распределительного устройства соединен с входом К-го излучающего элемента, апертурный датчик К-го излучающего элемента соединен с К-ым входом сумматора, а К-ый выход сумматора соединен с К-ым входом измерителя разности глубин модуляции.

Также технический результат достигается тем, что распределительное устройство с четырьмя входами и четырьмя выходами содержит шесть направленных ответвителей, четыре фиксированных фазовращателя на , четыре согласованные нагрузки, причем, каждый направленный ответвитель состоит из первой линии передачи с первым и третьим плечами и второй линии передачи со вторым и четвертым плечами, связь между которыми определяется коэффициентом связи αn (n=1, …, 4), для первого и шестого направленного ответвителя , где 0≤а≤0,8; для второго и четвертого направленного ответвителя величина коэффициента связи α24=β, 0,2<β<0,7; для третьего и пятого направленного ответвителя величина коэффициента связи равна ; при этом, первый вход распределительного устройства последовательно соединен с первой линией передачи первого направленного ответвителя, первым фазовращателем на, первой линией передачи второго направленного ответвителя, первой линией передачи пятого направленного ответвителя и первой согласованной нагрузкой, вторая линия передачи второго направленного ответвителя вторым плечом соединена со второй согласованной нагрузкой, а четвертым плечом последовательно соединена со вторым фазовращателем и первой антенной; второй вход распределительного устройства последовательно соединен со второй линией передачи первого направленного ответвителя, первой линией передачи четвертого направленного ответвителя, второй линией передачи пятого направленного ответвителя и третьей согласованной нагрузкой, вторая линия передачи четвертого направленного ответвителя вторым плечом соединена с третьей согласованной нагрузкой, а четвертым плечом последовательно соединена с третьим фазовращателем и четвертой антенной; третий вход распределительного устройства последовательно соединен со второй линией передачи шестого направленного ответвителя, четвертым фазовращателем, первой линией передачи пятого направленного ответвителя и второй антенной; четвертый вход распределительного устройства последовательно соединен с первой линией передачи шестого направленного ответвителя, второй линией передачи третьего направленного ответвителя и третьей антенной.

Сумматор с четырьмя входами и с четырьмя выходами содержит четыре направленных ответвителя и четыре фиксированных фазовращателя на ; причем, каждый направленный ответвитель состоит из первой линии передачи с плечами 1 и 3 и второй линии передачи со вторым и четвертыми плечами, для первого и третьего направленных ответвителей коэффициент связи χn между первой и второй линиями передач равен χ13=0,707, а для второго и третьего направленных ответвителей коэффициент связи между первой и второй линиями передач равен ; при этом первый вход сумматора последовательно соединен с первым фиксированным фазовращателем, первой линией передачи первого направленного ответвителя, вторым фиксированным фазовращателем, вторым плечом второго направленного ответвителя; второй вход сумматора последовательно соединен с третьим фиксированным фазовращателем, первой линией передачи третьего направленного ответвителя, первым плечом второго направленного ответвителя; третье плечо второго направленного ответвителя соединено с первым выходом сумматора; четвертое плечо второго направленного ответвителя соединено со вторым выходом сумматора; третий вход сумматора последовательно соединен со второй линией передачи первого направленного ответвителя, вторым плечом четвертого направленного ответвителя; четвертый вход сумматора последовательно соединен со второй линией передачи третьего направленного ответвителя, четвертым фиксированным фазовращателем, первым плечом четвертого направленного ответвителя; третье плечо четвертого направленного ответвителя соединено с третьим выходом сумматора; четвертое плечо третьего направленного ответвителя соединено с четвертым выходом сумматора.

Применение антенной решетки с указанным высотами подвеса и указанным амплитудно-фазовым распределением токов сигналов УК в излучающих элементах обеспечивает независимость угла глиссады от высоты снежного покрова.

Противофазная запитка первой тройки ИЭ, состоящей из первой, второй и третьей антенн, по отношению ко второй тройке антенн, состоящей из второй, третьей и четвертой антенн, позволяет выполнить "вырезку" в диаграммах направленности для сигналов узкого канала под малыми углами места и тем самым существенно ослабить влияние складок рельефа местности на величину искривлений глиссады.

Применение антенной решетки с указанным высотами подвеса и указанным амплитудно-фазовым распределением токов сигналов ШК в излучающих элементах обеспечивает формирование зоны глиссады по ШК со сменой знака РГМ при переходе через угол глиссады. В результате, как по узкому, так и по широкому каналу ниже угла глиссады преобладает тон со звуковой частотой 150 Гц, а выше угла глиссады преобладает тон со звуковой частотой 90 Гц.

Включение в состав ГРМ дополнительно передатчика широкого канала с выходом "боковые частоты" широкого канала и выходом "несущая плюс боковые частоты" широкого канала, распределительного устройства с четырьмя входами и четырьмя выходами и их соединение указанным выше образом позволило обеспечить "беспровальную" зону действия ГРМ в вертикальной плоскости.

Включение в состав ГРМ дополнительно сумматора с четырьмя входами и с четырьмя выходами и устройства измерения разности глубин модуляции с четырьмя входами позволило обеспечить простым способом (не прибегая к задержки сигналов в схеме с помощью отрезков линии передачи) формирование контрольных сигналов и измерение параметров ГРМ; "0 РГМ УК", "0 РГМ ШК", "крутизна РГМ УК" и "крутизна РГМ ШК".

Решение этих и других задач поясняется далее текстом и рисунками на фигурах.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 представлена схема электрическая структурная двухчастотного глиссадного радиомаяка по настоящему изобретению. На фиг. 1 приняты следующие обозначения:

1 - двухчастотный глиссадный радиомаяк;

2 - передатчик узкого канала с выходом "боковые частоты" узкого канала (БЧ УК) и выходом "несущая плюс боковые частоты" узкого канала (НБЧ УК);

3 - передатчик широкого канала с выходом "боковые частоты" широкого канала (БЧ ШК) и выходом "несущая плюс боковые частоты" широкого канала (НБЧ ШК);

4 - распределительное устройство с четырьмя входами: 411, 412, 413 и 414 и четырьмя выходами: 421, 422, 423 и 424;

5 - антенная решетка излучающих элементов 51, 52, 53 и 54;

6 - апертурные датчики 61, 62, 63 и 64;

7 - сумматор с четырьмя входами: 711, 712, 713 и 714 и с четырьмя выходами; 721, 722, 723 и 724;

8 - устройство измерения разности глубин модуляции (измеритель РГМ) с четырьмя входами: 81, 82, 83 и 84.

На фиг. 2 представлено распределительное устройство 4, содержащее:

9 - первый направленный ответвитель (HO1);

10 - второй направленный ответвитель (НO2);

11 - третий направленный ответвитель (НО3);

12 - четвертый направленный ответвитель (НO4);

13 - пятый направленный ответвитель (НO5);

14 - шестой направленный ответвитель (НО6);

15 - первый фиксированный фазовращатель на ;

16 - второй фиксированный фазовращатель на ;

17 - третий фиксированный фазовращатель на ;

18 - четвертый фиксированный фазовращатель на ;

19 - первая согласованная нагрузка;

20 - вторая согласованная нагрузка;

21 - третья согласованная нагрузка;

22 - четвертая согласованная нагрузка.

На фиг. 3 представлен сумматор 7 с четырьмя входами: 711, 712, 713 и 714 и с четырьмя выходами: 721, 722, 723 и 724, содержащий:

23 - первый направленный ответвитель (НO7);

24 - второй направленный ответвитель (НO8);

25 - третий 25 направленный ответвитель (НO9);

26 - четвертый направленный ответвитель (НО10);

27 - первый фиксированный фазовращатель на π/2;

28 - второй фиксированный фазовращатель на π/2;

29 - третий фиксированный фазовращатель на π/2;

30 - четвертый фиксированный фазовращатель на π/2.

На фиг. 4 представлены:

31 - диаграмма направленности FБЧ УК(θ) в вертикальной плоскости с учетом влияния Земли для сигнала "боковые частоты" узкого канала;

32 - диаграмма направленности FНБЧ УК(θ) в вертикальной плоскости с учетом влияния Земли для сигнала "несущая плюс боковые частоты" узкого канала.

На фиг. 5 представлены:

33 - диаграмма направленности FБЧ ШК(θ) в вертикальной плоскости с учетом влияния Земли для сигнала "боковые частоты" широкого канала;

34 - диаграмма направленности FНБЧ УК(θ) в вертикальной плоскости с учетом влияния Земли для сигнала "несущая плюс боковые частоты" широкого канала.

На фиг. 6 приведена зависимость 35 разности глубин модуляции от угла места θ.

Обратимся к фиг. 1, на которой представлена в соответствии с настоящим изобретением схема электрическая структурная двухчастотного глиссадного радиомаяка для обеспечения инструментального захода самолетов на посадку на аэродромы с высоким уровнем снежного покрова и складками местности в зоне захода самолетов на посадку, вызывающими интерференцию радиоволн в области глиссады. Глиссадный радиомаяк 1 содержит передатчик узкого канала 2 с выходом "боковые частоты" узкого канала (БЧ УК) и выходом "несущая плюс боковые частоты" узкого канала (НБЧ УК), передатчик широкого канала 3 с выходом "боковые частоты" широкого канала (БЧ ШК) и выходом "несущая плюс боковые частоты" широкого канала (НБЧ ШК), распределительное устройство 4 с первым 411, вторым 412, третьим 413 и четвертым 414 входами и первым 421, вторым 422, третьим 423 и четвертым 424 выходами, антенную решетку 5 из четырех излучающих элементов 51, 52, 53 и 54 с апертурными датчиками 61, 62, 63 и 64, соответственно, сумматор 7 с первым 711, вторым 712, третьим 713 и четвертым 714 входами и с первым 721, вторым 722, третьим 723 и четвертым 724 выходами и устройство измерения разности глубин модуляции (измеритель РГМ) с первым 81, вторым 82, третьим 83 и четвертым 84 входами. Антенная решетка 5 из четырех излучающих элементов 51, 52, 53, 54 установлена на вертикальной мачте с высотами подвеса: Н0 - высота подвеса первого излучающего элемента 51, H0+d - высота подвеса второго излучающего элемента 52, Н0+2d - высота подвеса третьего излучающего элемента 53, H0+3d высота подвеса четвертого излучающего элемента 54, где Н0≤2.5 м для ГРМ метрового диапазона волн, , λ - длина волны, θгл - заданный угол глиссады.

Передатчик узкого канала 2 с выходом "боковые частоты" узкого канала (БЧ УК) и выходом "несущая плюс боковые частоты" узкого канала (НБЧ УК), передатчик широкого канала 3 с выходом "боковые частоты" широкого канала (БЧ ШК) и выходом "несущая плюс боковые частоты" широкого канала (НБЧ ШК) выполнены так, как они выполнены, например, в серийных радиомаяках метрового диапазона волн СП-90, выпускаемых АО "Челябинский радиозавод "Полет" и эксплуатируемых на аэродромах гражданской авиации и аэродромах совместного базирования гражданской и государственной авиации.

Распределительное устройство 4 (фиг. 2) с первым 411, вторым 412, третьим 413 и четвертым 414 входами и первым 421, вторым 422, третьим 423 и четвертым 424 выходами и сумматор (фиг. 3), как будет показано ниже, могут быть выполнены на основе направленных ответвителей в полосковом исполнении и рассчитаны по формулам из известных справочников.

В качестве излучающих элементов 51-54 антенной решетки в ГРМ метрового могут быть применены антенны в виде горизонтальной линейной решетки дипольных излучателей с общим рефлектором либо резонаторные антенны с частично прозрачной поверхностью. В ГРМ дециметрового диапазона могут быть применены антенны типа Уда-Яги, рупорные антенны, входящие в состав стационарного радиомаяка ПРМГ-6, либо антенны с более узкими диаграммами направленности в вертикальной плоскости, например, резонаторные антенны с частично прозрачной поверхностью.

В качестве зондов 6 могут быть использованы короткие по сравнению с длиной волны электрические диполи либо магнитные диполи (рамки).

В качестве измерителя РГМ 8 может быть использован любой серийный измеритель РГМ, например, анализатор сигналов посадки и навигации АСПН-1, выпускаемый научно-производственным объединением "Радиотехнические системы"