Способ интерактивного психофизиологического тестирования

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области медицины, а именно к области проведения психофизиологических исследований, например анализа психофизиологических реакций человека, и может быть использовано в медицинских целях, функциональной диагностике, педагогике, психологии, судебной практике и криминалистике. В процессе интерактивного психофизиологического тестирования предъявляют тестируемому лицу вопросы. Регистрируют физиологические параметры тестируемого лица, а также регистрируют психологическую составляющую путем измерения электрической проводимости головного мозга с помощью электродов, наложенных на височные области, а также непосредственно над ушами на участках, где отсутствуют волосы в области левого и правого висков в 5 см от верхних краев ушей. Измерение электрической проводимости в височной области и в области над ушами осуществляют постоянно в течение всего времени предъявления тестируемому вопросов. По изменению электрической проводимости, измеряемой в височной области, судят о повышении эмоционального напряжения тестируемого лица при предъявлении вопроса. По изменению электрической проводимости, измеряемой в области над ушами, судят об актуализации образов в долговременной памяти тестируемого лица при предъявлении вопроса. Способ позволяет определить функциональную природу психофизиологических реакций при предъявлении тестируемому вопросов, и возможности определить, вспоминает человек что-либо при предъявлении вопроса или нет за счет проведения интерактивного психофизиологического тестирования с использованием электродов, наложенных на височные области, а также непосредственно над ушами. 8 з.п. ф-лы, 5 ил., 4 табл., 3 пр.

Реферат

Изобретение относится к области медицины, а именно к области проведения психофизиологических исследований, например анализа психофизиологических реакций человека, и может быть использовано в медицинских целях, функциональной диагностике, педагогике, психологии, судебной практике и криминалистике.

Полиграф - электрический прибор, точно измеряющий амплитуду и длительность соответствующих психофизиологических реакций человека в динамике их проявления. Современный полиграф, как правило, осуществляет съем психофизиологической информации не менее чем по четырем функциональным физиологическим параметрам организма человека (дыхание, кожно-гальваническая реакция, сердечно-сосудистая деятельность, двигательная активность) и используется с персональным компьютером с соответствующим программным обеспечением. Съем и фиксация психофизиологической информации традиционно осуществляются с использованием контактных датчиков полиграфа через перевод электрических сигналов в цифровую и графическую формы на экране компьютера и последующей фиксации в цифровом и воспроизводимом на бумажных носителях виде. Указанные процессы съема психофизиологической информации и ее статистической обработки обусловлены конструктивными особенностями конкретного полиграфа, его программным обеспечением и особенностями метода, используемого в конкретном психофизиологическом исследовании с использованием полиграфа. Примерами классического полиграфа являются полиграфы «Крис» (http://antev-group.ru/chris.html) и «Риф» (http://www.antey-group.ru/reef.html)

Известен способ психофизиологического тестирования с помощью классического полиграфа, который заключается в предъявлении вопросов тестируемому лицу, регистрации физиологических параметров тестируемого лица, а также психологической составляющей. Для измерения физиологических параметров используются датчик кожно-гальванической реакции человека (КГР), датчик съема фотоплетизмограммы (ФПГ), датчик съема артериального давления (АД), датчики верхнего и нижнего давления (ВДХ и НДХ) и датчик двигательной активности - тремора (ТРМ). Регистрация физиологических параметров осуществляется в течение всего времени тестирования. По изменению параметров относительно фоновых значений судят о значимости вопроса для тестируемого лица. Для измерения психологической составляющей используют датчик оценки психологической составляющей (ПС) «Косынка», который представляет собой повязку с закрепленными на ней четырьмя электродами. Один электрод накладывают на центральную часть лба, два электрода - на височные области и один электрод на затылок. Измеряют температуру лобных долей и реоэнцефалограмму (Интернет-сайт «Полиграф обучение онлайн» http://www.polygraph-training.info/).

Электрод, накладываемый на лобные доли, предназначен для измерения активности коры лобных долей головного мозга, ассоциативная зона которой участвует в актуализации образов - в кратковременной памяти, а также в принятии решений, как отвечать и как поступать на момент ответа. Этот электрод используется для определения «самоконтроля» в начале и в конце тестирования. Электрод, накладываемый на затылок, - распределяющий электрод. По одному электроду накладывают на правую и левую височные области - примерно на 5 см вперед от верхнего края ушей. Височные электроды используются для регистрации изменения электрической активности (путем снятия реоэнцефалограммы - измерения электрического сопротивления) в зоне лимбической коры головного мозга для определения изменения «внутренней агрессии» за время тестирования. Измерения проводятся дважды - в начале и в конце тестирования.

Известный способ не позволял определять функциональную природу психофизиологических реакций, например, для того, чтобы в момент предъявления вопроса определить, вспоминает человек что-либо или нет.

Наиболее близким к предложенному является способ интерактивного психофизиологического тестирования («Метод взаимных исключений Лосева-Миллера»), заключающийся в том, что предъявляют тестируемому лицу вопросы регистрируют физиологические параметры тестируемого лица, с помощью датчиков полиграфа, и по изменению регистрируемых параметров во время предъявления вопросов и получения ответов от тестируемого лица выносят суждение о реакции тестируемого лица на соответствующие вопросы, причем вопросы теста конструируют в виде вопросов трех типов: вопросы В1 по первой версии, вопросы В2 по второй версии, нейтральные вопросы Н, причем вопросы по первой и второй версиям В1 и В2 имеют взаимоисключающую смысловую нагрузку, но равную силу, при этом тест ПФТ конструируют в соответствии с конкатенацией

где X - индекс-идентификатор тестируемого лица;

О - неоценивающийся «нулевой» вопрос;

С - вопрос, снимающий стресс ожидания;

B1i - вопрос по первой версии, где i=1, 2, …, n;

B2i - вопрос по второй версии, где i=1, 2, …, n;

Н - нейтральный вопрос;

n - число конкретных обстоятельств события или действия;

«:», «→», «.» - разделители,

причем конструирование вопросов осуществляют с учетом поэтапности исследуемого события, включая в конструкцию вопросов только достоверно установленные факты или информацию, исключая домыслы или версии лица, проводящего тестирование, по результатам тестирования судят о преобладании одной из двух взаимоисключающих версий и оценивают соответствующий статус тестируемого лица, при этом определение и анализ психогенеза проводят с использованием полиграфа, а конструирование вопросов двух взаимоисключающих версий, индикацию и обработку данных ПФТ проводят с помощью компьютера с адекватным программным обеспечением (RU 2531645 С2, опубл. 27.10.2014).

Данный способ также не позволяет определять функциональную природу психофизиологических реакций, например, для того, чтобы в момент предъявления вопроса определить, вспоминает человек что-либо или нет.

Задачей изобретения является повышение достоверности психофизиологического тестирования.

Технический результат изобретения заключается в обеспечении возможности определения функциональной природы психофизиологических реакций при предъявлении тестируемому вопросов, а именно, возможности определить, вспоминает человек что-либо при предъявлении вопроса или нет.

Технический результат достигается способом интерактивного психофизиологического тестирования, заключающимся в том, что предъявляют тестируемому лицу вопросы, регистрируют физиологические параметры тестируемого лица, и по изменению регистрируемых параметров во время предъявления вопросов и получения ответов от тестируемого лица выносят суждение о реакции тестируемого лица на соответствующие вопросы, в котором согласно изобретению в качестве физиологических параметров регистрируют психологическую составляющую путем измерения электрической проводимости головного мозга с использованием двух электродов, наложенных на область над ушами, которые размещают непосредственно над ушами на участках, где отсутствуют волосы, и двух электродов, наложенных на височные области, которые размещают в области левого и правого висков в 5 см от верхних краев ушей, а измерение электрической проводимости в височной области и в области над ушами осуществляют постоянно в течение всего времени предъявления тестируемому вопросов, по изменению электрической проводимости, измеряемой в височной области, судят о повышении эмоционального напряжения тестируемого лица при предъявлении вопроса, а по изменению электрической проводимости, измеряемой в области над ушами, судят об актуализации образов в долговременной памяти тестируемого лица при предъявлении вопроса.

Кроме того, регистрируют в качестве физиологического параметра, в том числе, кожно-гальваническую реакцию (КГР), и при наличии одновременного изменения КГР и электрической проводимости в области над ушами подтверждают вывод об актуализации образов в долговременной памяти тестируемого лица при предъявлении вопроса.

Кроме того, регистрируют в качестве физиологического параметра, в том числе, показатели дыхания, и при наличии одновременного изменения показателей дыхания и электрической проводимости в височной области подтверждают вывод о повышении эмоционального напряжения тестируемого лица при предъявлении вопроса.

В одном случае при регистрации одновременного наличия изменения электрической проводимости, измеряемой в височной области и в области над ушами, делают вывод об актуализации эмоционально значимого образа в долговременной памяти тестируемого лица.

В другом случае при регистрации одновременного наличия изменения электрической проводимости, измеряемой в височной области, и отсутствия изменения электрической проводимости, измеряемой в области над ушами, делают вывод о наличии эмоционального напряжения, при котором образы в долговременной памяти не актуализируются.

В третьем случае при регистрации одновременного отсутствия изменения электрической проводимости, измеряемой в височной области, и наличия изменения электрической проводимости, измеряемой в области над ушами, делают вывод об актуализации эмоционально значимого образа в долговременной памяти тестируемого лица.

Кроме того, в случае регистрации изменения электрической проводимости, измеряемой в области над ушами, при ответе на проверочный вопрос более чем на 10% выше, чем при ответе на вопрос на заведомую ложь или на вопрос на заведомо правдивый ответ (репрезентирующий вопрос), то делают вывод об актуализации образа в долговременной памяти тестируемого лица.

В случае регистрации изменения электрической проводимости, измеряемой в области над ушами, при ответе на проверочный вопрос более чем на 30% ниже, чем при ответе на вопрос на заведомую ложь или на вопрос на заведомо правдивый ответ (репрезентирующий вопрос), то делают вывод об отсутствии актуализации образа в долговременной памяти тестируемого лица.

В случае регистрации изменения электрической проводимости, измеряемой в области над ушами, при ответе на проверочный вопрос ниже менее чем на 30%, или равна, или выше не более чем на 10%, чем при ответе на вопрос на заведомую ложь или репрезентирующий вопрос, то делают вывод, о возможности актуализации образа или усиленной когнитивной активности без актуализации образа в долговременной памяти тестируемого лица.

В предложенном способе непрерывно в течение всего времени тестирования помимо физиологических параметров регистрируют как показатели активности (электрической проводимости) лимбической коры головного мозга (электроды в височной области - «височные электроды»), так и показатели активности (электрической проводимости) височной коры головного мозга (электроды в области над ушами - «надушные электроды»).

Измеряемое с помощью электродов электрическое сопротивление характеризует электрическую активность головного мозга. Активность лимбической и височной коры определяется постоянно при предъявлении каждого вопроса. Изменение активности лимбической коры свидетельствует об эмоциональном напряжении тестируемого лица, а изменение активности височной коры - об актуализации образов в долговременной памяти. Постоянная и одновременная регистрация этих параметров позволяет определять, вспоминает ли что-либо тестируемый во время предъявления вопроса.

Предложенный способ дает дополнительные возможности полиграфу в комплексе с другими показателями (КГР, ФПГ, АД, ВДХ, НДХ, ТРМ) выносить суждение об усилении активности мозга, уточнять природу изменений традиционных показателей.

Функциональная природа психофизиологических реакций ранее достоверно не определялась. Предложенный способ позволяет достоверно понимать причину «значительных» реакций. Нельзя делать вывод о какой-либо закономерности только по одному показателю. Для этого требуется два различных по принципу регистрации показателя. Например, показатель активности лимбической коры и показатели дыхания (ВДХ и НДХ) и артериального давления (АД) - три различных показателя, не связанных по принципу съема, по которым можно достоверно наблюдать изменения эмоционального напряжения. Показатель активности височной коры и показатель кожно-гальванической реакции (КГР) - два различных показателя, не связанных по принципу съема, которые достоверно свидетельствуют о процессах актуализации образов в долговременной памяти.

В криминалистике выводы диагностических методик специальных психофизиологических исследований (СПФИ) обычно закачиваются формулировкой о «значительной реакции на вопрос», тогда как предложенный способ позволит получать более точные формулировки. Например, возможно делать выводы о том, что получены реакции, характерные при актуализации в памяти тестируемого «эмоционально незначимых образов», или характерные при актуализации «эмоционально значимых образов», или характерные при эмоциональной значимости реакций, по которым не имеется признаков актуализации образов в долговременной памяти.

Наиболее эффективным предложенный способ является, если использовать рекомендуемую авторами последовательность зачитывания вопросов по методу зональных репрезентирующих вопросов (МЗРВ), который заключается в том, что при тестировании в каждую зону сравнения тестов, построенных на основе метода контрольных вопросов (МКВ), метода проверочных и нейтральных вопросов (МПНВ), методов выявления скрываемой информации (тесты МВСИ: тест пика напряжения Л. Киллера, тест Д. Ликкена, поисковый тест) или метода взаимных исключений (МВИ, см. RU 2531645 С2) включаются специальные репрезентирующие вопросы, по событиям которых тестируемому не имеет смысла скрывать информацию (вопрос на заведомо правдивый ответ, вызывающий вспоминание репрезентации из прошлого опыта тестируемого) и/или вопросы на заведомую ложь.

Возможны следующие варианты последовательности вопросов при использовании МЗРВ.

1. Вариант теста, используемый при расследовании невыделенного во времени или в пространстве события, содержит контрольные вопросы, при этом его конструируют в соответствии с конкатенацией:

2. Вариант теста, используемый при расследовании выделенного во времени или в пространстве события, с взаимоисключающими прямыми вопросами конструируют в соответствии с конкатенацией:

3. Вариант теста, используемый при отборочных проверках и плановых проверках персонала, конструируют в соответствии с конкатенацией:

4. Вариант теста, используемый при опознании какой-либо детальной информации, содержит в одной зоне сравнения условно-нейтральные и значимый вопросы, при этом его конструируют в соответствии с конкатенацией:

5. Вариант теста, используемый при поиске какой-либо детальной информации, содержит в одной зоне сравнения множество значимых вопросов, его конструируют в соответствии с конкатенацией:

;

где:

Н - нейтральный вопрос;

УН - условно-нейтральный вопрос;

НС - нейтральный вопрос, снимающий стресс ожидания;

Т - тематический вопрос;

вЗЛ - мотивационно-незначимый вопрос на заведомую ложь, направленный на активизацию ярких образов из прошлого и эмоцию на ложь в настоящем времени;

Рв - специальный мотивационно-незначимый репрезентирующий вопрос-вопрос, который вызывает воспоминание ярких репрезентации из прошлого опыта тестируемого;

К - мотивационно-значимый контрольный альтернативный вопрос, или контрольный вопрос сравнения, формулируется в соответствии с требованиями к контрольным вопросам в МКВ, который имеет эмоционально-значимые образы и (или) хотя бы имеющие мотивационную значимость - дающие в ответ на вопрос эмоции;

Зв - мотивационно-значимый проверочный (или значимый) вопрос, направленный на актуализацию возможных эмоционально значимых образов из прошлого, и имеющие мотивационную значимость - на которые имеются эмоции в настоящем;

СрЗв - средний значимый вопрос;

СЗв - сильный значимый вопрос;

(Версия 1) - (Версия 2) - вопросы по взаимоисключающим версиям в соответствии с МВИ;

n - число конкретных обстоятельств события или действия.

Предложенное изобретение иллюстрируется графическими материалами.

На фиг. 1 представлена полиграмма и таблица к ней, полученные при тестировании по примеру 1.

На фиг. 2 представлена полиграмма и таблица к ней, полученные при тестировании по примеру 2.

На фиг. 3 представлены вопросы, предъявленные при тестировании по примеру 3 на фоне полиграммы.

На фиг. 4 представлена полиграмма с фиг. 3.

На фиг. 5 представлена таблица к полиграмме на фиг. 3

Предложенный способ психофизиологического тестирования осуществлялся с помощью классического полиграфа в комплекте с датчиками КГР, ФПГ, АД, ВДХ, НДХ, ТРМ, а также с помощью прибора, регистрирующего сигналы КПС, поступающие с электродов «Косынки».

На тестируемого человека устанавливали датчики таким же образом, как в известном способе тестирования. На голову закрепляли «Косынку», имеющую два дополнительных электрода. При этом два электрода размещали в области левого и правого висков примерно в 5 см от верхних краев ушей, два электрода размещали непосредственно над ушами на участках, где отсутствуют волосы. Если имеются волосы, применяют токопроводящий гель для обеспечения электрического контакта. Один электрод размещали на лбу и один на затылке, как и в известном способе.

Тестируемому человеку предъявляли вопросы и получали на них ответы. В течение всего тестирования регистрировали показатели КГР, ФПГ, АД, ВДХ, НДХ, ТРМ, а также показатели КПС электрической активности лимбической коры (височные электроды) и показатели электрической активности височной коры (надушные электроды) головного мозга (электрическое сопротивление).

Ниже приведены конкретные примеры осуществления способа.

Пример 1

Проводилось тестирование гр-ки X.

В ходе тестирования были предъявлены, в том числе, вопросы:

H1 (Рв) - Знает ли кто-нибудь, что Вы ранее когда-либо употребляли рыбу?

З1 (Зв 1) - … Вы ранее когда-либо злоупотребляли алкоголем?

З2 (Зв 2) - … Вы ранее когда-либо употребляли наркотики?

З3 (Зв 3) - … Вы имеете зависимость от азартных игр?

Вопрос, поставленный на разрешение: «Выявляются ли у гр-ки X. при осознанном ответе на зачитываемые вопросы З1, З2, З3 психофизиологические реакции, характерные реакциям, сопровождающим актуализацию образа (или стресс, или комплекс реакций, включающий актуализацию образа и стресс)?»

На фиг. 1 на вопрос H1 и З2 в 5 секундном интервале после зачитывания вопроса наблюдается значительная реакция на канале КГР, на вопросе З3 такой значительной реакции не наблюдается. На каналах Дыхания (ВДХ и НДХ) после зачитывания вопросов H1 и З2 также наблюдается выраженная реакция, а на вопросе З3 - очень сильная реакция с нарастанием глубины вдохов-выдохов от уменьшенных к повышенным относительно фоновых показателей, включающая задержку дыхания, - свидетельствующая о кратковременном неврологическом расстройстве. Можно достоверно констатировать, наблюдая подобные реакции при анализе полиграммы, что на данные вопросы получены значительные реакции. Выводы диагностических методик обычно формулировкой о «значительной реакции на вопрос» и заканчиваются.

Далее, на вопрос H1 (не имеющий никакой мотивационно-эмоциональной значимости, т.е. ничем не угрожающий гр-ке X.) о том, знает ли кто-либо, что она ранее употребляла рыбу, она отвечает: «Да». При ознакомлении вопросов в предтестовой беседе специалист актуализирует вспоминания моментов в ее прошлой жизни, когда она ела рыбу и, как правило, она вспоминает образы декларативной или процедурной памяти. Например, это соответственно или образ какой-либо рыбы, или тот процесс, когда она ела рыбу, сопровождаемый эмоциональным отношением к этому процессу употребления рыбы. Поэтому, с большой долей вероятности, можно считать, что при задавании вопроса H1, она актуализирует в памяти определенный образ, который может сопровождаться эмоциональной (то есть стрессовой) реакцией, что мы и видим на полиграмме - значительные реакции на канале КГР и каналах Дыхания.

Далее, на вопрос З1 (данный вопрос о злоупотреблении алкоголем, имеет мотивационную значимость для гр-ки X., поскольку выявление фактов злоупотребления алкоголем может быть причиной того, что ее на работу не возьмут) мы наблюдаем также повышенные (относительно средней арифметической на все вопросы теста), но незначительные (относительно реакции на вопрос H1) реакции на канале КГР и каналах Дыхания. Поскольку в ответ на данный вопрос не получены реакции КГР равные или превышающие чем на вопрос H1 (на который гр-ка X. вероятнее всего актуализировала эмоционально-значимые образы), то можно сомневаться, что при предъявлении эмоционально малозначимого вопроса З1 гр-ка X. актуализировала образы в долговременной памяти - вероятно не актуализировала образы в долговременной памяти, или актуализировала малозначимый образ.

Далее, на вопрос З2 (данный вопрос об употреблении когда-либо наркотиков, имеет мотивационную значимость для гр-ки X., поскольку выявление фактов употребления наркотиков может быть причиной того, что ее на работу не возьмут) мы наблюдаем также значительные реакции на канале КГР и каналах Дыхания. И поскольку в ответ на данный вопрос получены аналогичные реакции, как и на вопрос H1 (на который гр-ка X. вероятнее всего актуализировала эмоционально-значимые образы), то можно по аналогии считать, что при предъявлении вопроса З2 гр-е X. получены реакции, характерные при актуализации эмоционально-значимого образа.

Далее, на вопрос З3 (данный вопрос о том, имеет ли гр-ка X. зависимость от азартных игр) мы наблюдаем очень сильную реакцию на каналах Дыхания, но не наблюдаем выраженной реакции на канале КГР. В чем причина этого парадокса, пока не доказано, но сам этот факт уже является доказательством того, что каналы Дыхания и канал КГР фиксируют различные физиологические функции организма гр-ки X.

Остается недоказанным - на каком из вышеуказанных каналов полиграфа лучше наблюдаются функции актуализации образов в памяти (то есть воспоминания чего-либо), а на каком - функции эмоциональной напряженности (стресса)?

Для доказательного дифференцирования вышеуказанных каналов полиграфа по данному принципу потребовалось при проведении исследования использовать еще одно обязательное (на наш взгляд) для полиграфа устройство - модуль «Память», который регистрирует сигналы, поступающие с височных и с надушных датчиков. Как же наблюдается дифференциация этих каналов с использованием данного модуля? Метрические показатели модуля, которые дают возможность дифференцировать корреляции можно наблюдать на таблице №1.

Наблюдались следующие изменения метрических показателей модуля (приведены в таблице 1):

- после зачитывания репрезентирующего вопроса H1 увеличиваются относительно фоновых показатели электрической активности, фиксируемые и височными (зона активности лимбической коры), и надушными (зона активности височной коры) датчиками, что соответственно коррелирует с каналами Дыхания и КГР;

- после зачитывания вопроса З1 очень незначительно увеличиваются показатели электрической активности, фиксируемые височными (зона активности лимбической коры) датчиками, и довольно значительно показатели электрической активности, фиксируемые надушными (зона активности височной коры) датчиками, что соответственно коррелирует с каналами Дыхания и КГР;

- после зачитывания вопроса З2 значительно увеличиваются показатели электрической активности, фиксируемые височными и надушными датчиками, что соответственно коррелирует с каналами Дыхания и КГР;

- после зачитывания вопроса З3 значительно увеличиваются показатели электрической активности, фиксируемые височными датчиками, и очень незначительно показатели электрической активности, фиксируемые надушными датчиками, что соответственно коррелирует с каналами Дыхания и КГР.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что показатели височных датчиков модуля «Память» коррелируют с динамикой каналов Дыхания и показатели надушных датчиков - с динамикой канала КГР.

В данном же конкретном примере, поскольку показатели височных датчиков мозга свидетельствуют об усилении активности лимбической коры, то есть усилении эмоциональных процессов, а показатели надушных датчиков - об усилении процессов в височной коре, участвующей в процессах актуализации образов в долговременной памяти, то соответственно можно сделать выводы о том, что:

- на вопрос H1 и З2 гр-ка X. дает ответные реакции, характерные при актуализации в памяти эмоционально-значимых образов,

- на вопрос З1 гр-ка X. дает ответные реакции, характерные при актуализации в памяти эмоционально-малозначимого образа,

- на вопрос З3 гр-ка X. дает ответные реакции, характерные для сильного эмоционального стресса, при котором образы в долговременной памяти не актуализируются.

Пример 2

Проводилось второе тестирование гр-ки X.

Предъявлялись те же вопросы, что в примере 1.

На фиг. 2 на вопрос H1 и З2 в 5 секундном интервале после зачитывания вопроса наблюдается значительная реакция на канале КГР, на вопросе З3 такой значительной реакции не наблюдается. На каналах Дыхания после зачитывания вопросов H1 и З1 также наблюдается выраженная реакция, а на вопросах З2 и З3 - значительной реакции не наблюдается. Можно достоверно констатировать, что на вопрос H1 получена значительная реакция, на вопросы З1 и З2 - сомнительная реакция, а на вопрос З3 - нет значительной реакции.

Далее, на вопрос H1 (не имеющий никакой мотивационно-эмоциональной значимости, т.е. ничем не угрожающий гр-ке X.) о том, знает ли кто-либо, что она ранее употребляла рыбу, она отвечает: «Да». При этом, с большой долей вероятности, можно считать, что при задавании вопроса H1 она актуализирует в памяти определенный образ, который может сопровождаться эмоциональной (то есть стрессовой) реакцией, что мы и видим на полиграмме - значительные реакции на канале КГР и каналах Дыхания.

Далее, на вопрос З1 (данный вопрос о злоупотреблении алкоголем, имеет мотивационную значимость для гр-ки X., поскольку выявление фактов злоупотребления алкоголем может быть причиной того, что ее на работу не возьмут) мы наблюдаем также повышенные (относительно средней арифметической на все вопросы теста), но незначительные (относительно реакции на вопрос H1) реакции на канале КГР. На каналах Дыхания наблюдается значительная реакция. Поскольку в ответ на данный вопрос не получены реакции КГР, равные или превышающие чем на вопрос H1 (на который гр-ка X. вероятнее всего актуализировала эмоционально-значимые образы), то можно сомневаться, что при предъявлении эмоционально-значимого вопроса З1 гр-ка X. актуализировала образы в долговременной памяти - вероятно не актуализировала образы в долговременной памяти.

Далее, на вопрос З2 (данный вопрос об употреблении когда-либо наркотиков, имеет мотивационную значимость для гр-ки X., поскольку выявление фактов употребления наркотиков может быть причиной того, что ее на работу не возьмут) мы наблюдаем также незначительные реакции на каналах Дыхания и значительные на канале КГР.

Далее, на вопрос З3 (данный вопрос о том, имеет ли гр-ка X. зависимость от азартных игр) мы не наблюдаем реакцию на каналах Дыхания и КГР.

Метрические показатели модуля, которые дают возможность дифференцировать корреляции, приведены в таблице 2.

Можно наблюдать следующие изменения метрических показателей модуля:

- после зачитывания вопроса H1 увеличиваются показатели электрической активности, фиксируемые и височными (зона активности лимбической коры), и надушными (зона активности височной коры) датчиками, что соответственно коррелирует с каналами Дыхания и КГР;

- после зачитывания вопроса З1 незначительно увеличиваются показатели электрической активности, фиксируемые височными датчиками, и очень незначительно показатели электрической активности, фиксируемые надушными датчиками, что соответственно коррелирует с каналами Дыхания и КГР;

- после зачитывания вопроса З2 не увеличиваются показатели электрической активности, фиксируемые височными датчиками, и значительно увеличиваются фиксируемые надушными датчиками, что соответственно коррелирует с каналами Дыхания и КГР;

- после зачитывания вопроса З3 не увеличиваются показатели электрической активности, фиксируемые височными и надушными датчиками, что соответственно коррелирует с каналами Дыхания и КГР.

В данном примере можно сделать выводы о том, что:

- на вопрос H1 гр-ка X. дает ответные реакции, характерные при актуализации в памяти эмоционально-значимых образов,

- на вопрос З1 гр-ка X. дает ответные реакции, характерные при эмоциональной значимости вопроса, но без актуализации в памяти образов;

- на вопрос З2 гр-ка X. дает ответные реакции, характерные для актуализации в памяти эмоционально-незначимого образа;

- на вопрос З3 гр-ка X. не дает ответные реакции, характерные для стресса и актуализации в памяти какого-либо образа.

В таблице 3 приведены результаты тестирования по примерам 1 и 2.

Таким образом, использование предложенного способа позволяет при опросе с использованием полиграфа получать более достоверные и точные результаты, при этом по сравнению с ранее применявшимися методами появляется возможность получать дополнительную информацию, а именно определять функциональную природу (актуализации образа, стресса, и пр.) ответных психофизиологических реакций.

Пример 3

Проводилось тестирование гр-ки X. с использованием теста МЗРВ.

Предъявленные вопросы приведены на фиг. 3. Помимо обычных нейтральных, значимых и контрольных вопросов были предъявлены репрезентирующие вопросы Н3 и Н6 и заведомо ложные вопросы H1 и Н5.

Вопрос, поставленный на разрешение: «Выявляются ли у гр-ки X. при осознанном ответе на зачитываемые вопросы З1 и З3 психофизиологические реакции, характерные реакциям, сопровождающим актуализацию образа (или стресс, или комплекс реакций, включающий актуализацию образа и стресс)?»

На фиг. 4 представлен вид полиграмм теста МЗРВ. На полиграммах наблюдается сомнительный случай, когда амплитуда кривой кожно-гальванической реакции (КГР) (измеряемой в 8 секундной зоне после задания вопроса) по проверочному вопросу З1 и З3 выше, чем фоновый показатель и имеет примерно одинаковое значение с амплитудой КГР по репрезентирующему вопросу Н2 (по которому установлено, что тестируемое лицо должно актуализировать образы). На полиграммах проверочного вопроса З1 наблюдаются изменения Дыхания и артериального давления, свидетельствующие о высоком эмоциональном напряжении. На полиграммах вопроса З3 нет таких реакций, свидетельствующих о высоком эмоциональном напряжении, и потому значительная амплитуда КГР по этому вопросу может объясняться усилением электрической активности в височной доле коры головного мозга, то есть актуализацией образа в Долговременной памяти. Таким образом, без применения предложенного способа, по одному повышенному показателю амплитуды КГР достоверно дифференцировать причину реакции (сильное эмоциональное напряжение, или актуализация образа) не представляется возможным.

Вопрос З1

В таблице 4 приведены метрические показатели модуля «Память».

Из таблицы видно, что показатели, регистрирующие электрическую активность височных долей, в ответ на вопрос З1 значительно меньше, чем на репрезентирующий вопрос Н2 и сравнимы с вопросом К1. Это свидетельствует о том, что электрическая активность в височной доле коры мозга после заданного вопроса З1 невысока, то есть характерная ситуациям, когда тестируемое лицо не актуализирует образы.

Одновременно показатели, регистрирующие электрическую активность лимбической коры, в ответ на вопрос З1 значительно выше, чем на репрезентирующий вопрос Н2 и контрольный вопрос К1. Это свидетельствует о том, что электрическая активность (и электрическая проводимость) в лимбической коре мозга после заданного вопроса З1 высокая, характерная ситуациям, когда тестируемое лицо испытывает эмоциональный стресс.

Вопрос З3

В таблице 4 приведены метрические показатели модуля «Память».

Из таблицы видно, что показатели, регистрирующие электрическую активность височных долей, в ответ на вопрос З3, сравнимы с репрезентирующим вопросом Н6 и незначительно выше, чем на вопрос К3. Это свидетельствует о том, что электрическая активность в височной доле коры мозга после заданного вопроса З3 высокая, что характерно для ситуации, когда тестируемое лицо актуализирует образы.

Одновременно показатели, регистрирующие электрическую активность лимбической коры, в ответ на вопрос З3 незначительно выше, чем на репрезентирующий вопрос Н6, вопрос на заведомую ложь Н5 и контрольный вопрос К1. Это свидетельствует о том, что электрическая активность (и электрическая проводимость) в лимбической коре мозга после заданного вопроса З1 высокая, не характерна ситуациям, когда тестируемое лицо испытывает эмоциональный стресс.

1. Способ интерактивного психофизиологического тестирования, заключающийся в том, что предъявляют тестируемому лицу вопросы, регистрируют физиологические параметры тестируемого лица, и по изменению регистрируемых параметров во время предъявления вопросов и получения ответов от тестируемого лица выносят суждение о реакции тестируемого лица на соответствующие вопросы, отличающийся тем, что в качестве физиологических параметров регистрируют психологическую составляющую путем измерения электрической проводимости головного мозга с использованием двух электродов, наложенных на область над ушами, которые размещают непосредственно над ушами на участках, где отсутствуют волосы, и двух электродов, наложенных на височные области, которые размещают в области левого и правого висков в 5 см от верхних краев ушей, а измерение электрической проводимости в височной области и в области над ушами осуществляют постоянно в течение всего времени предъявления тестируемому вопросов, по изменению электрической проводимости, измеряемой в височной области, судят о повышении эмоционального напряжения тестируемого лица при предъявлении вопроса, а по изменению электрической проводимости, измеряемой в области над ушами, судят об актуализации образов в долговременной памяти тестируемого лица при предъявлении вопроса.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что регистрируют в качестве физиологического параметра, в том числе, кожно-гальваническую реакцию (КГР) и при наличии одновременного изменения КГР и электрической проводимости в области над ушами подтверждают вывод об актуализации образов в долговременной памяти тестируемого лица при предъявлении вопроса.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что регистрируют в качестве физиологического параметра, в том числе, показатели дыхания и при наличии одновременного изменения показателей дыхания и электрической проводимости в височной области подтверждают вывод о повышении эмоционального напряжения тестируемого лица при предъявлении вопроса.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при регистрации одновременного наличия изменения электрической проводимости, измеряемой в височной области и в области над ушами, делают вывод об актуализации эмоционально значимого образа в долговременной памяти тестируемого лица.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при регистрации одновременного наличия изменения электрической проводимости, измеряемой в височной области, и отсутствия изменения электрической проводимости, измеряемой в области над ушами, делают вывод о наличии эмоциональн