Способ диагностики и реабилитации детей школьного возраста с железодефицитным состоянием

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для диагностики и реабилитации детей школьного возраста с железодефицитным состоянием. Для этого предварительно выполняют анкетирование и проводят забор периферической крови с определением уровня гемоглобина, цветового показателя, ферритина, общей железосвязывающей способности сыворотки крови, сывороточного железа. Полученные результаты оценивают по балльной системе. При выявлении цветового показателя, соответствующего норме, уровня сывороточного железа 14-15 мкмоль/л, ферритина, соответствующего норме и уровня общей железосвязывающей способности сыворотки менее 63 мкмоль/л, каждому показателю присваивают бал, равный 1 - коэффициент степени дефицита железа К1, и делают вывод о соответствии состояния и соответствие состояния прелатентному дефициту железа. При значении цветового показателя в норме, сывороточного железа менее 14 мкмоль/ л, ферритина 10-11 мкг/л, общей железосвязывающей способности сыворотки также менее 64-69 мкмоль/л, каждому показателю присваивают балл, равный 2 – К2, и делают вывод о соответствии состояния латентному дефициту железа. При снижении гемоглобина относительно нормы и цветового показателя менее 86%, сывороточного железа менее 12 мкмоль/л, ферритина менее 10 мкг/л и общей железосвязывающей способности 70 мкмоль/л и выше, каждому показателю присваивают по 3 балла – К3 и делают вывод о соответствии состояния железодефицитной анемии. После этого оценивают данные анкетирования для выявления таких симптомов, как слабость, быстрая утомляемость, недомогание, плохой сон, снижение концентрации внимания, отставание в физическом развитии, бледность кожных покровов и видимых слизистых оболочек, сухость кожи и волос, слоистость и поперечная исчерченность ногтей, извращение вкуса, головокружение, головные боли, ангулярный стоматит, одышка при умеренной и незначительной физической нагрузке, систолический шум, хорошо выслушиваемый на сосудах. При этом каждому выявленному симптому присваивают 1 балл – К4. Затем определяют общее суммарное значение ΣК баллов по формуле ΣК=К1234. При условии суммы баллов 1-10 школьник выполняет прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов, употребление мясных продуктов не менее 120 г в сутки, повышенное количество фруктов и овощей, богатых железом, травяные отвары, кислородные коктейли, минеральную железистую воду. При ΣК в 11-20 баллов к вышеперечисленным назначениям добавляют поливитаминные комплексы курсами и гомеопатический препарат феррин в дозировке 5 гранул под язык до полного рассасывания 3 раза в день, в течение 2-3 месяцев, также без отрыва от занятий. При ΣК, равном выше 20 баллов, курс лечения включает схему, предусмотренную для школьников с прелатентным дефицитом железа в сочетании с введением лекарственных железосодержащих средств по назначению педиатра в амбулаторных или стационарных условиях. Способ обеспечивает повышение точности и упрощение ранней доклинической диагностики ранних стадий дефицита железа, повышение эффективности реабилитации больных с дефицитом железа. 3 табл., 3 пр.

Реферат

Предлагаемое исследование относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для ранней диагностики и своевременной реабилитации детей школьного возраста с железодефицитными состояниями.

Резкое ухудшение социально-экономической ситуации, неадекватное питание беременных и кормящих женщин, нерациональное вскармливание младенцев, ухудшение экологической обстановки - все это неполный перечень факторов, отрицательно влияющих на интенсивно растущий организм, развитие алиментарно-зависимых болезней, в том числе анемии (Щеплягина Л.А. с соавт., 2001). Дефицит железа является актуальной проблемой здравоохранения в силу своей высокой распространенности, а также в связи с негативными последствиями как для взрослого, так и для детского организма (Захарова И.Н. с соавт., 2013). Дефицит железа классифицируют как прелатентный дефицит железа (ПДЖ), латентный дефицит железа (ЛДЖ) и анемию (Самсыгина Г.А. с соавт., 2006). По данным ВОЗ (2008), во всем мире анемии подвержено 1,62 млрд человек, что соответствует 24,8% населения. У детей дошкольного возраста частота встречаемости анемий составляет 47,4%. Из всех анемий самой распространенной является железодефицитная (ЖДА), которая составляет примерно 80% от всех анемий. Доказано, что она приводит к поражению многих органов и систем, снижению защитных сил организма и является причиной нарушения роста и развития детей (Румянцев А.Г. с соавт., 2001). По данным Всероссийской диспансеризации детского населения (2002), уровень ЖДА у детей в России составляет около 50% - у детей младшего возраста, более 20% - у детей старшего возраста. Распространенность и заболеваемость анемиями в последние 10 лет неуклонно растет. Так, с 1992 по 2002 год заболеваемость анемиями детей в возрасте 0-14 лет выросла в 4 раза (с 452,0 в 1992 году до 1821,8 на 100 тысяч детей соответствующего возраста в 2002 году), у подростков 15-17 лет увеличилась в 5,7 раза (с 102,8 в 1992 году до 591,5 на 100 тысяч детей соответствующего возраста в 2002 году). Алгоритм диагностики анемии прост и возможен на приеме у врачей в амбулаторно-поликлиническом учреждении. Дифференциальный диагноз анемий и их лечение проводят на специализированном этапе. Выявление детей на прелатентной и латентной стадиях развития железодефицитного состояния позволяет своевременно провести реабилитационные мероприятия, что дает возможность предупредить развитие анемии.

Известен способ определения прелатентного дефицита запасов железа в тканях и лечение этого состояния назначением только сбалансированного питания, содержащего повышенное количество железа («Анемии у детей», под ред. Проф. Калиничевой Н.И. - Л.: Медицина, 1983). Суть способа заключается в том, что в макрофагах костного мозга определяют содержание гемосидерина и уровень абсорбции радиоактивного железа из желудочно-кишечного тракта и при снижении показателя гемосидерина или его отсутствии в макрофагах костного мозга и увеличении кишечной резорбции железа, выявляют прелатентный дефицит железа.

Недостатками данного способа является техническая сложность проведения диагностики, травматичность, т.к. предполагает взятие костного мозга, ограниченность и небезопасность применения в связи с использованием радиоактивного железа для диагностических целей, которое у детей может вызывать большое количество побочных эффектов. Кроме того, назначение только лишь сбалансированного питания является неэффективным, из-за плохой усвояемости железа организмом ребенка, длительность лечения.

Также известен способ выявления дефицита железа путем определения уровня показателей железа в сыворотке и лечение. Помимо диетотерапии используют препараты железа в комплексе с поливитаминами (Руководство для участкового педиатра. Узбекистан. Медицина, 1986 г; патент РФ №2012334, кл. А61K 31/295, от 1994 г.). Однако эта схема лечения недостаточна эффективна. Во-первых, прием препаратов железа оправдан только при установленной железодефицитной анемии, препараты отличаются плохой переносимостью, вызывая диспепсические явления. В то время как при прелатентном и латентном дефицитах железа возможно обойтись без них. Во-вторых, железо, содержащиеся в продуктах питания, всасывается только на 25%.

Наиболее близким к заявляемому, принятому за ближайший аналог, является способ профилактики и лечения синдрома поражения крови у детей, включающий отбор детей для лечения по результатам клинико-лабораторной диагностики (с предварительным забором крови) и проведение профилактических и лечебных мероприятий, путем назначения аскорбиновой кислоты на фоне коррегирующей диеты. При этом аскорбиновую кислоту предварительно облучают лазером, вводят больному перорально 2 раза в день, а после приема препарата проводят дополнительное облучение локтевой проекции вены (патент РФ № 2101043, кл. A61N 5/06, А61K 31/375, 1998 г).

Недостатками вышеизложенного способа являются сложность технического исполнения (необходимость лазерной установки), неоправданное использование лазерного облучения для профилактических мероприятий при прелатентном и латентном дефицитах железа, неэффективность только лишь сбалансированной диеты, в связи с плохой усвояемостью. Кроме того, данная схема лечения может способствовать нарушению школьника в учебном процессе. Задачи:

- обеспечение ранней доклинической диагностики дефицита железа;

- упрощение способа диагностики ранних стадий дефицита железа;

- повышение точности;

- повышение эффективности реабилитации больных с дефицитом железа;

- корректировка программы реабилитации с условием преимущественного лечения без отрыва школьника от занятий.

Сущностью изобретения является то, что в группе школьников, у которых выявлены цветовой показатель, соответствующий норме, уровни сывороточного железа 14-15 мкмоль/л, ферритин, соответствующий норме, уровень общей железосвязывающей способности сыворотки менее 63 мкмоль/л, присваивают балл, равный 1 - коэффициент степени дефицита железа K1 и соответствие состояния прелатентному дефициту железа при условии значения цветового показателя в норме, сывороточного железа менее 14 мкмоль/ л, ферритина 10-11 мкг/л, общей железосвязывающей способности сыворотки 64-69 мкмоль/л присваивают K2, равный 2 баллам, и соответствие латентному дефициту железа; а при условии показателей: снижение гемоглобина относительно нормы и цветового показателя менее 86%, сывороточного железа менее 12 мкмоль/л, ферритина менее 10 и общей железосвязывающей способности 70 и выше мкмоль/л, присваивают состоянию 3 балла - K3 и определяют железодефицитную анемию; затем дополнительно выявляют сумму во всех группах (K4): слабость, быстрая утомляемость, недомогание, плохой сон, снижение концентрации внимания, отставание в физическом развитии, бледность кожных покровов и видимых слизистых оболочек, сухость кожи и волос, слоистость и поперечная исчерченность ногтей, извращение вкуса, головокружение, головные боли, ангулярный стоматит, одышка при умеренной и незначительной физической нагрузке, систолический шум, хорошо выслушиваемый на сосудах, при наличии показателя присваивают ему 1 балл, после чего определяют общее суммарное значение (∑K) баллов по формуле ∑K=K1+K2+K3=K4, и при условии суммы баллов 1-10 школьник выполняет прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов, употребляет мясные продукты не менее 120 г в сутки, повышенное количество фруктов и овощей, богатых железом, травяные отвары, кислородные коктейли, минеральную железистую воду; при ∑K в 11-20 баллов к вышеперечисленным назначениям добавляют поливитаминные комплексы курсами и гомеопатический препарат феррин в течение в дозировке до 10 лет по 3, старше 10 лет по 5 гранул 3 раза в день до еды в течение 2-3 месяцев, также без отрыва от занятий, а при ∑K, равном выше 20 баллов, курс лечения включает схему, предусмотренную для школьников с прелатентным дефицитом железа в сочетании с введением лекарственных железосодержащих препаратов по назначению педиатра в амбулаторных или стационарных условиях.

Техническим результатом данного способа является то, что значительно повышается эффективность ранней диагностики и реабилитации в полном объеме школьников с железодефицитными состояниями. Способ в основном исключает использование специфической терапии на ранних стадиях дефицита железа. Способ достаточно прост, а исключение необходимости применения сложного технического оснащения делает предлагаемый способ экономичным.

Способ апробирован на 1230 школьниках одной из общеобразовательных школ г. Краснодара. Среди них было 637 мальчиков и 573 девочек. Из них выявлено у 38 школьников прелатентный дефицит железа (ПДЖ), у 22 школьников - латентный дефицит железа (ЛДЖ), у 14 школьников - железодефицитная анемия (ЖДА).

Способ осуществляют следующим образом: всем школьникам выполняют анкетирование и в процессе диспансеризации у школьников проводят забор периферической крови известным способом с определением уровня гемоглобина, цветового показателя, ферритина, общей железосвязывающей способности сыворотки крови, сывороточного железа. Полученные результаты оценивают по балльной системе согласно таблице 1 (см. в конце описания). Далее оценивают данные анкетирования по сумме баллов согласно таблице 2 (см. в конце описания). Затем в зависимости от суммы баллов определяют наличие прелатентного, латентного дефицитов железа, железодефицитной анемии.

У школьников, набравших от 1 до 10 баллов, определяют прелатентный дефицит железа. Дети выполняют: прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов; диету с употреблением мясных продуктов (не менее 120 г мяса в сутки), фрукты (гранаты, яблоки, цитрусовые) и овощи; применяют фитотерапию (отвары крапивы, шиповника, зверобоя); пьют кислородные коктейли; употребляют железистую минеральную воду (в Краснодарском крае это «Ласточка», «Полюстровские», «Джермук»).

Школьникам, набравшим от 11 до 20 баллов, устанавливают латентный дефицит железа. Дети выполняют: прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов; диету с употреблением мясных продуктов (не менее 120 г мяса в сутки), фрукты (гранаты, яблоки, цитрусовые) и овощи; применяют фитотерапию (отвары крапивы, шиповника, зверобоя); пьют кислородные коктейли; употребляют железистую минеральную воду («Ласточка», «Полюстровские», «Джермук»), поливитаминные комплексы курсами, гомеопатический препарат феррин в течение 2-3 месяцев (в возрасте до 10 лет по 3 гранулы, старше 10 лет по 5 гранул под язык за 20 мин до еды, до полного рассасывания 3 раза в день).

Учащимся, получившим от 21 баллов и выше, выставляют диагноз железодефицитной анемии. И выполнение: прогулок на свежем воздухе не менее 2 часов; диеты с употреблением мясных продуктов (не менее 120 г мяса в сутки), фруктов (гранаты, яблоки, цитрусовые) и овощи; применяют фитотерапию (отвары крапивы, шиповника, зверобоя), кислородные коктейли; употребление железистой минеральной воды (например, «Ласточка», «Полюстровские», «Джермук»); прием поливитаминных комплексов курсами; прием лекарственных железосодержащих средств (по назначению педиатра в амбулаторных или стационарных условиях).

Через 2-3 месяца проводят контрольное обследование школьников (анкетирование, лабораторное обследование), по результатам которых дают оценку эффективности проведенной реабилитации.

Примеры

1. У школьника 11 лет при диспансеризации во время осмотра обращали на себя внимания бледность кожных покровов и видимых слизистых, сухость кожи. Из анкеты, заполненной мамой, отмечали быструю утомляемость, частые жалобы на головную боль. При лабораторном обследовании: гемоглобин 123 г/л, цветовой показатель 0,91%, ферритин 15 мкг/л, сывороточное железо 15,5 мкмоль/л, общая железосвязывающая способность сыворотки крови 55 мкмоль/л.

Согласно имеющимся данным таблиц №1 и №2, подсчитана общая сумма баллов - 9 (∑K=1 (быстрая утомляемость) +1 (головная боль) +1 (бледность кожных покровов и видимых слизистых) +1 (сухость кожи) +1 (гемоглобин 123 г/л) +1 (цветовой показатель 0,91%) +1 (ферритин 15 мкг/л) +1 (сывороточное железо 15,5 мкмоль/л) +1 (общая железосвязывающая способность сыворотки крови 55 мкмоль/л)), т.е. был выставлен диагноз: Прелатентный дефицит железа.

Ему была назначена корригирующая диета с включением повышенного количества продуктов, богатых железом (мясных продуктов не менее 120 г в сутки), отвары крапивы и шиповника в чередовании ежедневно, кислородные коктейли ежедневно в течение 10 дней на базе медицинского кабинета школы, употребление минеральной железистой воды («Полюстровские», «Ласточка», «Джермук») ежедневно. После окончания курса лечения, через 1 месяц был проведен контрольный осмотр, при котором отмечались кожные покровы и видимые слизистые физиологической окраски. Со слов мамы, уменьшились жалобы на головную боль, улучшилась успеваемость в школе. Гематологические показатели удовлетворительные. Рецидивы последующие 6 месяцев не наблюдались.

2. Школьница 14 лет при диспансерном обследовании предъявляла жалобы на слабость, быструю утомляемость, плохой сон, сухость и шелушение кожи, повышенное выпадение волос, ломкость и слоистость ногтей. Также при опросе было выявлено, что менструации начались с 13 лет, нерегулярны последние 5-6 месяцев, обильные. При объективном обследовании отмечались: бледность кожных покровов и видимых слизистых, сухость и шелушение кожи, слоистость ногтей, аускультативно-систолический шум во втором межреберье слева. При лабораторном обследовании: гемоглобин 109 г/л, цветовой показатель 0,81%, ферритин 8 мкг/л, сывороточное железо 10,5 мкмоль/л, общая железосвязывающая способность сыворотки крови 83 мкмоль/л.

Согласно имеющимся данным таблиц №1 и №2 (см. в конце описания), подсчитана общая сумма баллов - 23 (∑K=1 (слабость) +1 (плохой сон) +1 (быстрая утомляемость) +1 (сухость и шелушение кожи) +1 (повышенное выпадение волос) +1 (ломкость и слоистость ногтей) +1 (бледность кожных покровов и видимых слизистых) +1 (систолический шум во 2-м межреберье слева) +3 (гемоглобин 109 г/л) +3 (цветовой показатель 0,81%) +3 (ферритин 8,1 мкг/л) +3 (сывороточное железо 10,5 мкмоль/л) +3 (общая железосвязывыющая способность сыворотки 83 мкмоль/л), т.е. был выставлен диагноз: Железодефицитная анемия. Девочка была направлена к участковому педиатру, для назначения препаратов железа. Был проведен курс терапии препаратом феррум-лек в возрастной дозировке.

Через месяц было проведено контрольное обследование, гематологические показатели улучшились. Было рекомендовано продлить лечение. Через 2 месяца уровень железа нормализовался. Контрольный осмотр через 6 месяцев. Жалоб нет. Железодефицитная анемия не выявлена при контрольном осмотре.

2. Школьник 12 лет при диспансерном обследовании пожаловался на частые головные боли. Со слов классного руководителя, мальчик стал отставать от школьной программы, ухудшилась успеваемость за последние 3-4 месяца. Из анкеты стало известно, что в последние 5-6 месяцев ребенок не получает мясных продуктов (мама ребенка перешла на вегетарианство, мясные продукты в семье были заменены на сою). Объективно отмечалась бледность кожных покровов и слизистых, сухость кожи, ломкость ногтей. При лабораторном обследовании: гемоглобин 119 г/л, цветовой показатель 0,93%, ферритин 11 мкг/л, сывороточное железо 13,2 мкмоль/л, общая железосвязывающая способность сыворотки крови 66 мкмоль/л. Согласно критериям таблиц №1 и №2, подсчитана общая сумма баллов - 15 (∑K=1 (снижение концентрации внимания) +1 (головные боли) +1 (сухость кожи) +1 (ломкость ногтей) +1 (бледность кожных покровов и видимых слизистых) +3 (гемоглобин 119 г/л) +1 (цветовой показатель 0,93%) +2 (ферритин 11 мкг/л) +2 (сывороточное железо 13,2 мкмоль/л) +2 (общая железосвязывыющая способность сыворотки 66 мкмоль/л), т.е. был выставлен диагноз: Латентный дефицит железа.

Была проведена беседа с мамой по поводу обязательного включения в рацион питания мясных продуктов. Ему была назначена коррегирующая диета с включением повышенного количества продуктов, богатых железом (мясных продуктов не менее 120 г в сутки), отвары крапивы и шиповника в чередовании ежедневно, кислородные коктейли ежедневно в течение 10 дней на базе медицинского кабинета школы, употребление минеральной железистой воды («Полюстровские», «Ласточка», «Джермук») ежедневно, поливитаминного комплекса «Алфавит», гомеопатический препарат Феррин в дозировке по 5 гранулы под язык до полного рассасывания 3 раза в день, до еды, в течение 1 месяца.

После окончания курса лечения через 1 месяц был проведен контрольный осмотр, кожные покровы и видимые слизистые физиологической окраски. Отсутствовали жалобы на головную боль, улучшилась успеваемость в школе (со слов классного руководителя). Гематологические показатели улучшились, повысился уровень сывороточного железа и ферритина до 15 мкмоль/л и 12 мкг/л соответственно. Рецидивы последующие 6 месяцев не наблюдались. И было рекомендовано в последующем полноценное питание с обязательным включением в рацион мясных (не менее 120 г в сутки).

Способ диагностики и реабилитации детей школьного возраста с железодефицитным состоянием, отличающийся тем, что предварительно выполняют анкетирование и проводят забор периферической крови с определением уровня гемоглобина, цветового показателя, ферритина, общей железосвязывающей способности сыворотки крови, сывороточного железа, далее полученные результаты оценивают по балльной системе, а именно, при выявлении цветового показателя, соответствующего норме, уровня сывороточного железа 14-15 мкмоль/л, ферритина, соответствующего норме и уровня общей железосвязывающей способности сыворотки менее 63 мкмоль/л, каждому показателю присваивают бал, равный 1 - коэффициент степени дефицита железа К1, и делают вывод о соответствии состояния и соответствии состояния прелатентному дефициту железа; при значении цветового показателя в норме, сывороточного железа менее 14 мкмоль/ л, ферритина 10-11 мкг/л, общей железосвязывающей способности сыворотки также менее 64-69 мкмоль/л, каждому показателю присваивают балл, равный 2 – К2, и делают вывод о соответствии состояния латентному дефициту железа; а при снижении гемоглобина относительно нормы и цветового показателя менее 86%, сывороточного железа менее 12 мкмоль/л, ферритина менее 10 мкг/л и общей железосвязывающей способности 70 мкмоль/л и выше, каждому показателю присваивают по 3 балла – К3 и делают вывод о соответствии состояния железодефицитной анемии; далее оценивают данные анкетирования для выявления таких симптомов, как слабость, быстрая утомляемость, недомогание, плохой сон, снижение концентрации внимания, отставание в физическом развитии, бледность кожных покровов и видимых слизистых оболочек, сухость кожи и волос, слоистость и поперечная исчерченность ногтей, извращение вкуса, головокружение, головные боли, ангулярный стоматит, одышка при умеренной и незначительной физической нагрузке, систолический шум, хорошо выслушиваемый на сосудах, при этом каждому выявленному симптому присваивают 1 балл – К4, после чего определяют общее суммарное значение ΣК баллов по формуле ΣК=К1234 и при условии суммы баллов 1-10 школьник выполняет прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов, употребление мясных продуктов не менее 120 г в сутки, повышенное количество фруктов и овощей, богатых железом, травяные отвары, кислородные коктейли, минеральную железистую воду; при ΣК в 11-20 баллов к вышеперечисленным назначениям добавляют поливитаминные комплексы курсами и гомеопатический препарат феррин в дозировке 5 гранул под язык до полного рассасывания 3 раза в день, в течение 2-3 месяцев, также без отрыва от занятий, а при ΣК, равном выше 20 баллов, курс лечения включает схему, предусмотренную для школьников с прелатентным дефицитом железа в сочетании с введением лекарственных железосодержащих средств по назначению педиатра в амбулаторных или стационарных условиях.