Малогабаритный гусеничный вездеход

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к малогабаритному гусеничному вездеходу. Малогабаритный гусеничный вездеход содержит силовую установку с двигателем внутреннего сгорания, трансмиссию, пару гусеничных движителей, систему рулевого управления и платформу для стоящего водителя. Платформа жестко соединена с рамой малогабаритного гусеничного вездехода, система рулевого управления содержит тросы, соединяющие руль с нажимными роликами и обеспечивающие отвод соответствующего ролика из позиции нажима на ремень и, как следствие, прекращение передачи крутящего момента на гусеничный движитель. В шарнирном соединении руля и рулевой стойки ось, на которой установлен руль, закреплена на стойке под углом к ее продольной оси. Достигается упрощение конструкции и повышение безопасности при эксплуатации вездехода. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 фото.

Реферат

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Вездеход предназначен для передвижения вне дорог по грунту и снегу. Может применяться рыболовами и охотниками, а также использоваться для доставки почты или медицинской помощи в труднодоступные из-за бездорожья населенные пункты.

В настоящее время существует значительное количество моделей гусеничных вездеходов, которые отличаются друг от друга габаритами, массой и грузоподъемностью.

Известен малогабаритный всесезонный гусеничный вездеход с герметичным кузовом (патент на ПМ №140807, опубл. 20.05.2014). В кузове расположены пассажирский, моторный и грузовой отсеки. Гусеничные движители расположены по обеим сторонам кузова. Вездеход содержит силовую установку, подвеску, поворотный механизм и приводную передачу. Отличается высокой проходимостью, обусловленной большим клиренсом, отсутствием переднего свеса, минимальным задним свесом и низким центром тяжести.

Данный вездеход позиционируется как транспортное средство, занимающее промежуточное положение между вездеходами особо малого класса и большими гусеничными вездеходами военного назначения, имеющими значительные габариты и экономически неэффективными из-за больших размеров и веса.

Наряду с определенными достоинствами у вездехода имеются и недостатки. Сравнительно большие габариты не позволяют перевозить его в багажнике легкового автомобиля. Поворотное устройство имеет сложную конструкцию, в частности содержит сложный, дорогой в изготовлении кулачковый механизм.

Известен также гусеничный вездеход DTV SHREDDER, разработанный североамериканской компанией BPG WERKS для активного катания в любых погодных условиях: по бездорожью, снегу, песку, камням и уклонам до 40 градусов (см. http://redlinetuning.ru/equipment_dtv_shredder.shtml).

Вездеход одноместный, относится к транспортным средствам особо малого класса. На трубчатом каркасе закреплены двигатель, вариатор для бесступенчатого регулирования скорости, тормозная система, пара гусениц на независимой подвеске и поворотная платформа. Стоя на платформе, водитель задает направление движения вездеходу наклоном платформы в нужную сторону, т.е. используется принцип управления скейтбордом.

Именно этот принцип управления вездеходом - по типу скейтборда - можно отнести к недостаткам конструкции.

Управление скейтбордом считается достаточно сложным делом и даже в некоторых случаях - опасным. Эти обстоятельства отражены в инструкции по управлению скейтбордом (см. http://www.offsport.ru/skateboarding.shtml).

В частности, новичку предлагается выбирать дорожку для катания достаточной ширины, предварительно осмотреть трассу на предмет опасных помех: открытых люков, ям и глубоких канав. Предлагается также быть готовым к падениям с доски, неизбежным в начальный период, и соответственно использовать защитные приспособления для наиболее уязвимых частей тела.

Представляется, что танкетка с мощным мотором, на колеблющемся полу которой старается удержать равновесие водитель, может быть опаснее для катания, чем скейтборд.

Задача заявляемого изобретения состоит в упрощении конструкции и повышении безопасности эксплуатации вездехода.

Технический результат заключается в повышении травмобезопасности и снижении стоимости вездехода.

Технический результат достигается малогабаритным гусеничным вездеходом. Вездеход содержит силовую установку с двигателем внутреннего сгорания, трансмиссию, пару гусеничных движителей, систему рулевого управления и платформу для стоящего водителя.

Новое заключается в том, что в шарнирном соединении руля и рулевой стойки ось, на которой установлен руль, закреплена на стойке под углом к ее продольной оси. Кинематическая схема трансмиссии содержит ременные передачи. Трансмиссия содержит две ременные передачи, кинематически связанные с двигателем, для привода каждой из обеих гусениц. Ременные передачи снабжены подпружиненными нажимными роликами. Система рулевого управления содержит тросы, соединяющие руль с нажимными роликами и обеспечивающими отвод соответствующего ролика из позиции нажима на ремень и, как следствие, прекращение передачи крутящего момента.

Заявляемый вездеход представлен на чертеже и фотографии.

Для привода использован ДВС мощностью 6 л.с. От двигателя крутящий момент передается на вариатор или на вторичный вал. Дальше поток мощности посредством ременных передач разделяется на две ветви на соосно установленные выходные валы, на торцах которых закреплены ведущие звездочки привода гусениц. Около ременных передач, передающих крутящий момент на выходные валы, закреплены подпружиненные натяжные ролики. В рабочем состоянии ролики находятся в плотном контакте с ремнями, обеспечивая их натяжение, достаточное для надежной передачи крутящего момента к гусеницам.

Поворот осуществляется по известной схеме - затормаживают одну из гусениц, продолжая вращать вторую.

Для управления вездеходом установлена рулевая система, включающая рулевую стойку 1 и руль 2, который посажен на ось, закрепленную на рулевой стойке под углом к продольной оси стойки. Угол предпочтительно должен быть прямым.

Водитель стоит на платформе, жестко соединенной с рамой. Держась за рукоятки руля, он управляет поворотами вездехода, вращая руль в вертикальной плоскости. Поворотом руля выводят из позиции натяжения соответствующий натяжной ролик, ремень передачи ослабляется и перестает передавать крутящий момент на гусеницу. Доворачивая руль дальше, приводят в действие тормоз, состоящий из тормозной колодки, которая прижимается к тормозному диску, закрепленному на выходном валу. При этом вездеход разворачивается на месте вокруг одной точки. Для остановки вездехода приводят в действие оба тормоза, расположенные с обеих сторон, нажимая на рукоятку, закрепленную на руле 2.

Скоростью вездехода управляют, изменяя число оборотов двигателя рычагом акселератора в виде курка, закрепленного около одной из ручек руля.

Во время управления вездеходом водитель устойчиво стоит на платформе, в отличие от прототипа, где необходимо постоянно менять положение ног и при этом стараться сохранять равновесие, чтобы не упасть. Руки поворачивают руль в вертикальной плоскости, что также позволяет стабильнее удерживать равновесие на платформе.

Изготовлены и испытаны опытные образцы заявляемого устройства. Установлена на практике технологичность конструкции, т.к. используются несложные в изготовлении узлы и детали, а также доступные стандартные детали массового производства. При эксплуатации подтвердились легкость и безопасность управления вездеходом.

Таким образом подтвердилось достижение заявленного технического результата.

1. Малогабаритный гусеничный вездеход, содержащий силовую установку с двигателем внутреннего сгорания, трансмиссию, пару гусеничных движителей, систему рулевого управления и платформу для стоящего водителя, отличающийся тем, что платформа жестко соединена с рамой малогабаритного гусеничного вездехода, система рулевого управления содержит тросы, соединяющие руль с нажимными роликами и обеспечивающие отвод соответствующего ролика из позиции нажима на ремень и, как следствие, прекращение передачи крутящего момента на гусеничный движитель.

2. Вездеход по п.1, отличающийся тем, что в шарнирном соединении руля и рулевой стойки ось, на которой установлен руль, закреплена на стойке под углом к ее продольной оси.