Горловина проверочно-заправочная

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к горловинам пневмогидравлических систем в ракетно-космической технике. Горловина проверочно-заправочная содержит корпус (1). Корпус (1) содержит два штуцера (2,3), седло (5) под заправочный клапан и дополнительное седло (4) меньшего диаметра. Горловина также снабжена съемным проверочным клапаном, устанавливаемым при проверочных работах на дополнительное седло (4) меньшего диаметра. Оба клапана выполнены с возможностью поочередной установки при проверочных или заправочных работах и взаимодействия с одним и тем же устанавливаемым проверочно-заправочным приспособлением (9) посредством его штока (10). В указанном штоке (10) выполнено отверстие для подачи проверочного газа или заправки емкости топливом. Заправочный клапан выполнен с возможностью взаимодействия с заглушкой через эластичное кольцо, поджимаемой накидной гайкой. Изобретение упрощает конструкцию и эксплуатацию. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к горловинам пневмогидравлических систем в ракетно-космической технике, которые обеспечивают при подготовке техники проверку герметичности стыков и срабатывания приборов (например, сигнализаторов давления наддува), связанных с топливной емкостью без ее наддува проверочным газом.

Известна горловина заправочная (см. патент RU №2183787 - прототип), содержащая корпус со штуцером и седлом, затвор, уплотнительные элементы, причем для организации третьего барьера уплотнения на наружную поверхность корпуса установлен колпачок с выполненными на его внутренней поверхности коническими выступами, совпадающими с кольцевыми концентричными проточками с острыми кромками, выполненными на наружной поверхности корпуса, а на наружной поверхности колпачка в месте выполнения выступов установлена втулка, изготовленная из сплава «с памятью формы», контактирующая с упором, выполненным на корпусе, а между седлом корпуса и штуцером выполнено дополнительное седло меньшего диаметра, при этом между дополнительным седлом и седлом корпуса выполнен дополнительный штуцер.

В известной горловине заправочной для проверочных и заправочных работ необходимо наличие двух кранов (проверочного и заправочного), а установка втулки из материала типа нитинол ведет к усложнению процессов ее подготовки как охлаждение до минус 196°C, расширение внутреннего диаметра втулки дорном на 8%, определенные соотношения диаметров втулки, колпачка и корпуса, при этом после установки втулки исключаются повторные сливы - заправки, при необходимости, а все вышеперечисленные факторы приводят к усложнению конструкции и неудобству эксплуатации.

Задачей предложенного технического решения является упрощение конструкции и удобство эксплуатации за счет использования при проверках и заправках одного проверочно-заправочного приспособления (крана) и комплектного к горловине проверочного клапана.

Поставленная задача решается тем, что в горловине проверочно-заправочной, корпус которой содержит два штуцера, седло под заправочный клапан и дополнительное седло меньшего диаметра, согласно изобретению горловина снабжена съемным проверочным клапаном, устанавливаемым при проверочных работах на дополнительное седло меньшего диаметра, при этом оба клапана, поочередно устанавливаемые при проверочных или заправочных работах, взаимодействуют с одним и тем же устанавливаемым проверочно-заправочным приспособлением посредством его штока, в котором выполнено отверстие для подачи проверочного газа или заправки емкости топливом, при этом после заправки топливом емкости заправочный клапан через эластичное кольцо взаимодействует с заглушкой, поджимаемой накидной гайкой.

На чертежах представлена заявленная горловина проверочно-заправочная:

Фиг. 1 - горловина с проверочным клапаном и проверочно-заправочным приспособлением (краном).

Фиг. 2 - горловина с заправочным клапаном.

Горловина проверочно-заправочная содержит корпус 1, два штуцера 2, 3, подсоединяемых при проверочно-заправочных работах к приборам, связанных с топливной емкостью и к самой топливной емкости (топливная емкость на чертеже не показана).

На дополнительное седло 4 меньшего диаметра устанавливают съемный проверочный клапан, а на седло 5 после проверочных работ - заправочный клапан, при этом оба клапана выполнены в виде винтов 6, запорной иглы 7, кольцевого штифта 8. В процессе проверочно-заправочных работ оба клапана поочередно взаимодействуют с одним и тем же проверочно-заправочным приспособлением 9 (краном) посредством его штока 10 с наконечником шестигранной формы через шестигранные отверстия 11 и винтов 6. В штоке 10 выполнено отверстие 12 для подачи проверочного газа или топлива в топливную емкость при открытии и закрытии запорных игл 7. В горловине предусмотрена заглушка 13, которая с одной стороны через прокладку 14 контактирует с корпусом 1, с другой стороны - через эластичное кольцо 15 с винтом 6.

Для проверки герметичности стыков и приборов на горловине устанавливается проверочно-заправочное приспособление 9 через прокладку 14, вращением его штока 10 обеспечивается затяжка иглы 7 проверочного клапана необходимым моментом для обеспечения герметичности по седлу 4 меньшего диаметра в корпусе 1, при этом давление проверочного газа к штуцеру 2 подводится через отверстие 12, выполненное в штоке 10 проверочно-заправочного приспособления 9 и отверстия 16 винта 6.

После проведения проверочных работ снимается проверочно-заправочное приспособление 9 и вывинчивается проверочный клапан, а вместо него ввинчивается заправочный клапан.

Для заправки емкости топливом на горловину устанавливается также проверочно-заправочное приспособление 9 через прокладку 14, открывается штоком 10 клапан заправочный и через проверочно-заправочное приспособление 9 производится заправка емкости топливом.

После заправки заправочный клапан с помощью штока 10 затягивается необходимым моментом, снимается проверочно-заправочное приспособление 9 и устанавливается заглушка 13 с эластичным кольцом 15, выполняющим роль уплотнителя, и в то же время средства стопорения заправочного клапана за счет деформации эластичного кольца 15, обеспечивающего создание момента трения на торце винта 6, препятствующего его отворачиванию при воздействии механических нагрузок от транспортирования, на участке выведения и орбитального полета.

Заглушка 13 и прокладка 14 затягиваются накидной гайкой 17 определенным моментом, обеспечивающим деформацию прокладки 14 и эластичного кольца 15.

Предложенное техническое решение позволит упростить конструкцию горловины и удобство ее эксплуатации.

Горловина проверочно-заправочная, корпус которой содержит два штуцера, седло под заправочный клапан и дополнительное седло меньшего диаметра, отличающаяся тем, что горловина снабжена съемным проверочным клапаном, устанавливаемым при проверочных работах на дополнительное седло меньшего диаметра, при этом оба клапана, поочередно устанавливаемые при проверочных или заправочных работах, взаимодействуют с одним и тем же устанавливаемым проверочно-заправочным приспособлением посредством его штока, в котором выполнено отверстие для подачи проверочного газа или заправки емкости топливом, при этом после заправки топливом емкости заправочный клапан через эластичное кольцо взаимодействует с заглушкой, поджимаемой накидной гайкой.