Устройство для регулирования температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннегосгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О Il И С А Н И Е 262545
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 16.Х.1968 (1275574j24-6) с присоединением заяьки №
Приоритет
Опубликовано 26.1,1970, Бюллетень № 6
Дата опубликования описания 21.V.1970
Кл. 46с4, 12
46ат, 1!02
МПК F 01р
F 02п
УДК 621.43 — 713 8:
:621.43 — 574 (088.8) Номитет по делам изобрвтеиий и открытий при Совете Ыииистров
СССР
Авторы изобретения
И. Ф. Гаркуша и В. Н. Грязнов
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ
ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДВИГА1 ЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ
Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к подогреву двигателей внутреннего сгорания.
Известны устройства для регулирования температуры охлаждающей жидкости двигателей внутреннего сгорания в условиях низких температур, содержащие подогреватели жидкости, включенные в систему охлаждения двигателя, блоки электропитания, измерения температуры и аварийного слива воды.
Предложенное устройство отличается от известных тем, что подогреватели выполнены в виде водогрейного котла на жидком топливе и теплообменников с электронагревательными элементами, установленными в системе охлаждения двигателя. Блок измерения содержит три датчика, два из которых установлены в цепях включения и выключения электронагревательных элементов и срабатывают соответственно при достижении максимальной и минимальной температур подогрева, а третий— в цепи переключения с одного подогревателя на другой. Такое выполнение устройства позволяет автоматически регулировать температурный режим двигателя.
На чертеже дана принципиальная схема предложенного устройства.
Оно имеет включенные в электрическую цепь подогреватели жидкости, состоящие из водогрейного котла 1 с электродвигателем 2, 2 приводящим в действие водяной и масляный насосы, и электронагревательных элементов 8.
Подогреватели питаются как от блока электропитания 4, так и от аккумуляторных батарей 5. Для автоматического поддержания температурного режима двигателя в цепь включен блок измерения, который состоит из температурных контактных датчиков б — 8, установленных в водяном патрубке головки бло1р ка цилиндров и отрегулированных на размыкание контактов при температурах охлаждающей жидкости свыше плюс 50, 70 и 40 С, соответственно номерам датчиков. Для включения систем подогрева, переключения с одного подогревателя на другой и подачи световой 9 и звуковой 10 сигнализаций служат реле 11 — 15 и контакты lб — 28. В схеме предусмотрена система 24 аварийного слива воды с выключателями 25 и 2б.
20 Предлагаемое устройство вводится в действие при прогретом двигателе. При подключении к силовой сети через контакты lб реле ll подается напряжение на все элементы устройства за исключением элементов котла подо2б грева, так как цепь к ним будет разомкнута контактами 17 и 18.
При температуре охлаждающей жидкости ниже +50 С контакты датчиков б и 7 замкнутся, в результате чего сработают реле 12 зр и 18, которые контактами 19 и 20 включат
262545 электродвигатель 2, приводящий в действие водяной и масляный насосы подогревателя, и контактами 21 реле 14 — электронагревательные элементы 8.
При повышении температуры охлаждающей жидкости свыше +70 С контакты датчиков 7 разомкнутся, в результате чего реле И отключит электродвигатель 2 насосов и электронагревательные элементы 8. При понижении температуры ниже +50 С процесс повторяется.
В случае появления неисправностей в системе электронагревательных элементов или отсутствия электроэнергии температура охлаждающей жидкости падает. При падении температуры ниже +40 С срабатывают датчик 8 и реле 15, которые включают котел 1 подогрева следующим образом: контакты датчика 8 замыкаются и включают в действие реле 15, которое контактами 22 обесточивает реле 11, вследствие чего контакты 23 подключают в сеть аккумуляторные батареи 5, При этом напряжение от аккумуляторных батарей подается на элементы котла подогрева, который вступает в действие. При достижении заданной температуры охлаждающей жидкости (+70 С) датчик 7 выключит котел подогрева. В дальнейшем процесс повторяется при понижении температуры охлаждающей жидкости ниже +50 С. В случае полного выхода из строя подогревателей при заправке системы охлаждения водой срабатывает система 24, в результате чего осуществляется слив воды.
При отсутствии электроэнергии и на длительных стоянках температурный режим двигателя поддерживается автоматически путем периодического включения котла подогрева. При этом реле 11 обесточивается, и питание элементов осуществляется только лишь от акку5 муляторных батарей 5.
При разогреве холодного двигателя реле 15 и система 24 слива воды выключается с помощью выключателей 25 и 2б с последующим их включением при повышении температуры
10 охлаждающей жидкостями свыше +50 С.
Предмет изобретения
15 1. Устройство для регулирования температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания в условиях низких температур, содержащее подогреватели жидкости, включенные в систему охлаждения двигателя, 20 блоки электропитания, измерения температуры и аварийного слива воды, отличающееся тем, что, с целью автоматического поддержания температурного режима, подогреватели выполнены в виде водогрейного котла на жид25 ком топливе и теплообменников с электронагревательными элементами, установленными в системе охлаждения двигателя.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок измерения содержит три датчика, два
ЗО из которых установлены в цепях включения и выключения электронагревательных элементов и срабатывают соответственно при достижении максимальной и минимальной температур подогрева, а третий — в цепи переклю35 чения с одного подогревателя на другой. ав
Составитель К. Клишенко
Техред А. А. Камышникова Корректор В. В. Комарова
Редактор Э, Рубан
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1063/19 Тираж 500 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5