Подшипниковый узел
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П -И- С--А Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
ЙИ
262559
Сова Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 13.1,1969 (№ 1297226/25-27) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 26.1.1970. Бюллетень № 6
Дата опубликования описания 21 V.1970
Кл. 47е, 1
МПК Г 16п
УДК 621.822.6 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Автор изобретения
Л. И. Франкштейн
Заявитель
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в энергетических установках и вспомогательных агрегатах.
Известны подшипниковые узлы, содержащие корпус с фигурными крышками, в котором закреплено наружное кольцо подшипника, и с каналом для смазочного масла и маслосборником.
Однако такие узлы не обеспечивают необходимых для современных машин ресурсов работы вследствие испарения, утечек жидкостной смазки, отсутствия надежных уплотнений масляных полостей.
Предлагаемый подшипниковый узел отличается тем, что корпус выполнен с фланцами, а маслосборник — в виде двух камер расположенных с обеих сторон подшипника и образованных с одной стороны фланцами корпуса, а с другой — жестко установленными на цапфе вала дисками с радиальными лопатками и ступицами, между которыми закреплено внутреннее кольцо подшипника. Это улучшает смазку при увеличенных скоростях вращения вала. Для улучшения теплообмена жестко установленные на цапфе вала диски с внешней стороны имеют ребра.
На фиг. 1 показан подшипниковый узел, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по
A — А на фиг. 1.
Он содержит корпус 1 с фигурными крышками 2, в котором закреплено наружное кольцо подшипника 3 с помощью фланцев 4 и болтов 5. Внутреннее кольцо подшипника укреплено на цапфе ротора 6 между ступицами дисков 7 при помощи шайбы 8, замка 9 и гайки 10. С внутренних сторон диски имеют радиальные лопатки 11, с внешних — ребра (на чертеже не показаны). К дискам кре1р пятся фигурные крышки посредством прокладки 12 и болтов 13. На крышках выполнена маслосгонная резьба 14.
Корпус имеет канал а для подвода масла к форсункам 15, канал б, соединяющий мас1ь лосборник 16 с отверстием в, и сливные отверстия г. Кроме того, в системе смазки подшипникового узла имеются теплообменник и нагнетающий насос (на чертеже не показаны).
20 Через канал а и форсунки, расположенные с обеих сторон подшипника 3, масло подается в подшипник. Затем масло поступает в камеры маслосборника, образованного фланцами корпуса, дисками со ступицами и крыш25 ками корпуса. В камерах маслосборника масло приводится во вращение радиальными лопатками. Под действием центробежных сил скоростного напсра масло поступает в маслосборники, через канал б и отверстие в воз30 вращается в маслосистему.
262559
Разделение маслосборника на две камеры, расположенные с обеих сторон подшипника, надежно изолирует подшипник от горячих стенок агрегата и способствует уменьшению абсолютного расхода масла.
Масло, перелившееся через кольцевой зазор с маслосгонной резьбой 14, стекает через сливные отверстия 8.
Предлагаемый подшипниковый узел с двухкамерным вращающимся маслосборником может быть выполнен как с внешней циркуляционной системой смазывающей жидкости, так и с внутренней системой.
Предмет изобретения
1. Подшипниковый узел, содержащий корпус с фигурными крышками, в котором закреплено наружное кольцо подшипника, и с каналом для смазочного масла и маслосборником, отличающийся тем, что, с целью улучшения смазки при увеличенных скоростях
S вращения вала, корпус выполнен с фланцами, а маслосборник — в виде двух камер, расположенных с обеих сторон подшипника и образованных с одной стороны фланцами корпуса, а с другой — жестко установленны10 ми на цапфе вала дисками с радиальными лопатками и ступицами, между которыми закреплено внутреннее кольцо подшипника.
2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что, с
15 целью улучшения теплообмена, жестко установленные на цапфе вала диски с внешней стороны имеют ребра.
262559
Фие 2
Составитель Т, Хромова
Техред 3. Н. Тараненко Корректор С. М. Сигал
Редактор Л. Мутовкина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1270/14 Тираж 500 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва 7К-35, Раушская наб., д, 4/5