Способ очистки контейнеров жидкостных ракет после пуска от компонентов ракетного топлива

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может быть использовано в химической, металлургической и оборонной отраслях промышленности при очистке от компонентов ракетного топлива емкостей и трубопроводов с целью приведения их в безопасное и нетоксичное состояние. Способ включает промывку заправочной магистрали водой под давлением объемом, равным объему магистрали, с последующей промывкой водным раствором перманганата калия с концентрацией не менее 0,1% магистралей горючего, водным раствором каустической соды концентрацией не менее 0,025% магистралей окислителя, контроль безопасности промстоков и магистралей для последующей утилизации. Предварительно проводят локальное охлаждение заправочной магистрали в месте нарушения герметичности до температуры замерзания компонента топлива, герметизацию заправочной магистрали в месте нарушения ее герметичности, при этом обеспечивают проходимость водного нейтрализующего раствора по всей длине заправочной магистрали. Технический результат - обеспечение производственной и экологической безопасности при извлечении, транспортировании и очистке контейнеров с целью их утилизации и ликвидации.

Реферат

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может быть использовано в химической, металлургической и оборонной отраслях промышленности при очистке от компонентов ракетного топлива (КРТ) емкостей и трубопроводов с целью приведения их в безопасное и нетоксичное состояние.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ очистки контейнеров жидкостных ракет после пуска от компонентов топлива - патент России №2509179. При этом осуществляют промывку заправочных магистралей водой и водными растворами: перманганата калия - для очистки магистралей горючего, каустической соды - для очистки магистралей окислителя.

Недостатком данного способа очистки является то, что при проведении работ возможно появление опасного фактора - токсичных паров компонентов ракетного топлива.

Во время пуска жидкостных ракет с газодинамическим стартом возникает вероятность разрывов и образования трещин в заправочных магистралях, по причине чего нарушается герметичность и происходит выход части КРТ из магистралей. При проведении подготовительных работ (извлечение из пусковой установки, кантование, транспортирование, перегрузка) перед очисткой контейнера, а также при повышении температуры окружающего воздуха происходит выход части КРТ из заправочных магистралей через образовавшиеся разрывы и трещины, при этом возникает производственная и экологическая опасность.

Технической задачей изобретения является приведение контейнера в безопасное состояние для последующего проведения его очистки.

Поставленная задача достигается тем, что в предлагаемом способе очистки контейнеров жидкостных ракет после пуска от компонентов ракетного топлива, включающем промывку заправочной магистрали водой под давлением объемом, равным объему магистрали, с последующей промывкой магистралей горючего водным раствором перманганата калия с концентрацией не менее 0,1% и магистралей окислителя водным раствором каустической соды концентрацией не менее 0,025%, контроль безопасности промстоков и магистралей для последующей утилизации, предварительно проводят локальное охлаждение заправочной магистрали в месте нарушения герметичности с использованием жидкого азота до температуры замерзания компонента топлива, герметизацию заправочной магистрали в месте нарушения ее герметичности, при этом обеспечивают проходимость водного нейтрализующего раствора по всей длине заправочной магистрали.

Сущность изобретения состоит в следующем.

В процессе извлечения контейнера из пусковой установки, а также при его кантовании, в случае выхода компонента топлива из магистралей, производится охлаждение этого участка магистрали до температуры замерзания компонента топлива: для тетроксида азота - минус 11°C, для несимметричного диметилгидразина - минус 57°C. После полного извлечения контейнера и кантования его в горизонтальное состояние убеждаются в том, что выхода компонента не происходит; при необходимости, производят дополнительно охлаждение магистралей, после этого осуществляют герметизацию «замороженных» разрывов, не закупоривая при этом внутреннюю полость магистрали для последующего прохождения нейтрализующего раствора. После этого проводят очистку контейнера нейтрализующими растворами.

Применение предложенного способа предполагается при очистке контейнеров ракет-носителей PC-18 после пусков с космодромов Байконур и Ясный. Выход компонента топлива при его взаимодействии с воздухом наблюдается визуально: тетроксид азота имеет буро-оранжевый цвет, несимметричный диметилгидразин наблюдается изменением преломления света воздухом (парение). Для охлаждения может быть использован жидкий азот. Для герметизации трубопроводов в местах разрывов могут быть использованы силиконовый герметик и киперная хлопчатобумажная лента. Приведенный способ будет отработан при извлечении и очистке контейнеров с целью их утилизации и ликвидации при выполнении работ на космодромах Байконур и Ясный, технология будет внесена в эксплуатационную документацию.

Способ очистки контейнеров жидкостных ракет после пуска от компонентов ракетного топлива, включающий промывку заправочной магистрали водой под давлением объемом, равным объему магистрали, с последующей промывкой магистралей горючего водным раствором перманганата калия с концентрацией не менее 0,1% и магистралей окислителя водным раствором каустической соды концентрацией не менее 0,025%, контроль безопасности промстоков и магистралей для последующей утилизации, отличающийся тем, что предварительно проводят локальное охлаждение заправочной магистрали в месте нарушения герметичности с использованием жидкого азота до температуры замерзания компонента топлива, герметизацию заправочной магистрали в месте нарушения ее герметичности, при этом обеспечивают проходимость водного нейтрализующего раствора по всей длине заправочной магистрали.