Способ экологически безопасного обустройства придорожной полосы автомобильной трассы и шоссе

Изобретение относится к области безопасности жизнедеятельности и экологической безопасности и может быть использовано для повышения безопасности движения автомобильного транспорта на автомобильной трассе и шоссе, снижения риска аварийности и негативных последствий дорожно-транспортных происшествий, а также для улучшения качества атмосферного воздуха. Согласно способу экологически безопасного обустройства придорожной полосы автомобильной трассы и шоссе выравнивают кюветы и другие неровности рельефа, осуществляя снижение крутизны до 5-10 градусов. Вырубают стволовые деревья и высаживают в три яруса вечнозеленые кустарниковые насаждения, обладающие амортизирующими, пылепоглощающими и аэрофитонцидными свойствами, на расстоянии 25-75 м от края дорожного полотна. Первый ярус формируют из можжевельника казацкого высотой 0,3-1,0 м, второй ярус - из можжевельника обыкновенного колонновидного высотой 3,5-4,0 м, третий ярус - из туи кавказской высотой 10-15 м в виде живой изгороди.

Реферат

Изобретение относится к области безопасности жизнедеятельности и экологической безопасности и может быть использовано для обеспечения безопасного и комфортного движения автомобильного транспорта на автомобильной трассе и шоссе, снижения риска аварийности и негативных последствий дорожно-транспортных происшествий, а также для улучшения качества атмосферного воздуха.

Известен способ, при котором создают ограждение автомобильных дорог и мостов, содержащих вертикальные стойки, а на стойках закреплены балки, расположенные параллельно полотну дороги. На балках установлены светоотражающие элементы, корпуса которых выполнены за одно целое с балками, что позволяет повысить прочность крепления светоотражающего элемента вследствие устранения концентраторов напряжений и снижение трудоемкости изготовления ограждения (патент на изобретение №2554600, МПК Е01F 15/02, опубликован 27.06.2015).

Однако известный способ формирования дорожного барьерного ограждения является сложным и дорогостоящим техническим сооружением, который не только не обеспечивает безопасность дорожного движения, но и повышает риск аварийности и соответствующих негативных последствий, а также не обеспечивает экологическое оздоровление воздушного бассейна от выхлопных газов.

Технический результат - упрощение способа обустройства придорожной полосы автомобильной трассы и шоссе за счет замены сложных и трудоемких металлических оградительных сооружений полосой вечнозеленых кустарниковых насаждений в виде живой изгороди.

Техническое решение заявленного способа заключается в создании зеленой буферной зоны в придорожной полосе автомобильной трассы и шоссе. В придорожной полосе выравнивают кюветы и другие неровности рельефа, осуществляя снижение крутизны до 5-10 градусов, вырубают стволовые деревья и на расстоянии 25-75 м от края дорожного полотна в три яруса высаживают вечнозеленые кустарниковые насаждения, обладающие гибкой амортизирующей стволовой структурой, пылепоглощающими и аэрофитонцидными свойствами, при этом первый ярус формируют из можжевельника казацкого высотой 0,3-1,0 м, второй ярус - из можжевельника обыкновенного колонновидного высотой 3,5-4,0 м, третий ярус - из туи кавказской высотой 10-15 м в виде живой изгороди.

Способ осуществляется следующим образом.

Выравнивают кюветы в придорожной полосе, осуществляя снижение крутизны до 5-10 градусов, поскольку уклон более 10 градусов представляет опасность для автомобиля, сошедшего с дорожного полотна, и в то же время, уклон в 5-10 градусов способен обеспечить слив дождевых вод. Расстояние от края дорожного полотна до предлагаемых кустарниковых насаждений может варьировать от 25 до 75 м, в зависимости от класса и категории автомобильной дороги, рельефа местности и близости придорожных объектов. Предлагаемые виды кустарников - вечнозеленые, что обеспечивает круглогодичную утилизацию выхлопных газов. Кроме того, чешуйчатое морфологическое строение листьев этих кустарников обеспечивает максимальное поглощение автомобильной пыли. Предлагаемые высоты первого яруса кустарниковых насаждений (0,3-1,0 м) и второго яруса - (3,5-4,0 м) рассчитаны для остановки сошедшего с дороги автомобиля разного калибра: от легкового до грузового. Предлагаемая высота третьего яруса (10-15 м) объясняется его предназначением для очищения и оздоровления приземного слоя атмосферного воздуха.

Предлагаемый способ служит защитой для автомобиля, сошедшего с трассы при аварийной ситуации, и спасения человеческих жизней. Полоса кустарниковых насаждений также выполняет функции защиты от ветра и снежных заносов, очищения атмосферного воздуха от углекислого газа, оксида азота, оксида серы, углеводородов, бензапирена, соединений тяжелых металлов и других вредных элементов и соединений, содержащихся в выхлопных газах, от пыли и сажи, а также выполняет функции обогащения фитонцидами.

Способ экологически безопасного обустройства придорожной полосы предлагается использовать для загородных автомобильных шоссе и трасс с режимом разрешенной повышенной скорости.

Пример 1.

В придорожной полосе региональных шоссейных дорог между г. Владикавказ и районными центрами РСО-Алания создают экологически безопасную зеленую буферную зону: выравнивают кюветы и другие неровности рельефа, вырубают стволовые деревья и высаживают вечнозеленые кустарниковые насаждения.

По обе стороны от дорожного полотна на придорожной полосе осуществляют снижение крутизны кюветов до 5 градусов, вырубают имеющиеся стволовые деревья и на расстоянии 25-50 м от края дорожного полотна трассы высаживают в три яруса вечнозеленые кустарниковые насаждения, обладающие амортизирующими, пылепоглощающими и аэрофитонцидными свойствами. Первый ярус формируют из можжевельника казацкого высотой 0,3-1,0 м, второй ярус - из можжевельника обыкновенного колонновидного высотой 3,5-4,0 м, третий ярус - из туи кавказской высотой 10-15 м в виде живой изгороди.

Пример 2.

В придорожной полосе транзитной Федеральной трассы, проходящей между регионами Северного Кавказа, создают экологически безопасную зеленую буферную зону: выравнивают кюветы и другие неровности рельефа, вырубают стволовые деревья и высаживают кустарниковые насаждения. По обе стороны от дорожного полотна на придорожной полосе осуществляют снижение крутизны кюветов до 10 градусов, вырубают имеющиеся стволовые деревья и на расстоянии 50-75 м от края дорожного полотна трассы высаживают в три яруса вечнозеленые кустарниковые насаждения, обладающие амортизирующими, пылепоглощающими и аэрофитонцидными свойствами. Первый ярус формируют из можжевельника казацкого высотой 0,3-1,0 м, второй ярус - из можжевельника обыкновенного колонновидного высотой 3,5-4,0 м, третий ярус - из туи кавказской высотой 10-15 м в виде живой изгороди.

Способ экологически безопасного обустройства придорожной полосы автомобильной трассы и шоссе, отличающийся тем, что в придорожной полосе автомобильной трассы и шоссе выравнивают кюветы и другие неровности рельефа, осуществляя снижение крутизны до 5-10 градусов, вырубают стволовые деревья и высаживают в три яруса вечнозеленые кустарниковые насаждения, обладающие амортизирующими, пылепоглощающими и аэрофитонцидными свойствами, на расстоянии 25-75 м от края дорожного полотна, при этом первый ярус формируют из можжевельника казацкого высотой 0,3-1,0 м, второй ярус - из можжевельника обыкновенного колонновидного высотой 3,5-4,0 м, третий ярус - из туи кавказской высотой 10-15 м в виде живой изгороди.