Способ компенсации погрешности измерения пройденной дистанции одометрической системой вип с приведением диагностических данных к паспортным длинам трубных секций
Изобретение относится к процессу обработки результатов внутритрубных диагностических обследований магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов, выполненных всеми методами неразрушающего контроля, а именно к способу построения отображения диагностических данных на развертке трубы. Заявленный способ компенсации погрешности измерения пройденной дистанции одометрической системой ВИП (внутритрубного инспекционного прибора) с приведением диагностических данных к паспортным длинам трубных секций, который основывается на наличии эталонной раскладки диагностируемого участка трубопровода в соответствии с паспортными длинами трубных секций и состоит из следующих аппаратных средств: внутритрубный инспекционный прибор; рабочая станция с программой - терминалом, предназначенной для выгрузки данных; файловый сервер для хранения данных; рабочая станция с программой интерпретации диагностических данных; и работает на основе следующего алгоритма:
- «Вычисление статистики отклонения данных координатной информации от паспортных значений трубных секций», и для вычисления компенсационных величин проводят построение раскладки труб по корректируемым диагностическим данным, а эталонную раскладку используют в качестве совмещенной информации; далее выполняют последовательный перебор трубных секций с расчетом разницы в дистанциях поперечных стыков трубных секций, строят словарь объектов, ключом в котором является номер трубной секции, а значением кортеж со следующей информацией:
- разница с абсолютной дистанцией в метрах;
- коэффициент соответствия одометрической скорости;
- диапазон дистанций трубной секции в импульсах одометра;
- «Коррекция данных координатной информации», для чего проверяют словарь объектов на присутствие записей, если их нет, значит приведения координатной информации не требуется; далее в цикле по всем записям словаря в каждом из диапазонов одометрической информации с учетом коэффициента соответствия производят коррекцию, основанную на ранее обнаруженных дефектах и особенностях на данном участке с вновь поступившими диагностическими данными, после чего производят компенсацию погрешностей измерения пройденной дистанции одометрической системой внутритрубного инспекционного прибора и приведения длины трубных секций и соответственно всего диагностируемого участка трубопровода к паспортным данным трубных секций; при обновлении одометрической информации сведения об угловом положении не меняют, информация о скорости движения внутритрубного инспекционного прибора становится актуальной. Технический результат заключается в разработке способа компенсации погрешностей измерения пройденной дистанции одометрической системой внутритрубного инспекционного прибора (далее ВИП) и приведении длины трубных секций и соответственно протяженности всего диагностируемого участка трубопровода к паспортным длинам трубных секций, а также в упрощении совмещения информации о ранее обнаруженных дефектах и особенностях на данном участке с вновь поступившими диагностическими данными.
Реферат
Изобретение относится к процессу обработки результатов внутритрубных диагностических обследований магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов, выполненных всеми методами неразрушающего контроля (далее - НК), а именно к способу построения отображения диагностических данных на развертке трубы.
Известен способ получения разверток конических патрубков с наклонным срезом (патент RU 2255824 С1, МПК В21С 37/28, приоритет с 24.02.2004), включающий в себя определение образующих развертки и ее построение, при этом любую искомую образующую развертки определяют как сумму образующей, полученной измерением на первичной модели патрубка, и приращения, полученного измерением на фронтальной проекции патрубка, свернутого на трехмерном моделлере из предварительной развертки, построенной по образующим, измеренным на первичной модели, при этом стыковую часть развертки формируют двумя пересекающимися кривыми, проведенными через верхние точки соответствующих образующих.
Известен способ получения разверток цилиндрических патрубков с наклонным срезом (патент RU 2254191 С1, МПК В21С 37/28, приоритет с 09.01.2004), включающий вычисление координат развертки и ее построение, причем ординаты развертки определяют по двум формулам, учитывающим толщину стенки патрубка.
Известен способ выявления нарушении соединения полимерного покрытия с металлическими трубами (патент RU 2380699 С1, МПК G01N 29/04, приоритет с 08.07.2008), заключающийся в том, что посредством пьезоэлектрического преобразователя ультразвукового дефектоскопа вводят импульсы ультразвуковых колебаний, принимают и преобразовывают импульсы в эхо-сигналы, находят такое положение преобразователя, при котором амплитуда первого эхо-сигнала максимальна, корректируют чувствительность дефектоскопа, выставляя амплитуду первого эхо-сигнала на экране дефектоскопа на заданный уровень, при этом импульсы вводят со стороны металла, корректируют диапазон развертки на участке трубы без покрытия так, чтобы в правой части экрана находился контрольный эхо-сигнал, амплитуда которого составляет не менее половины амплитуды первого эхо-сигнала, выполняют контроль труб, выявляя места нарушения соединения покрытия с металлом по появлению контрольного эхо-сигнала.
Известен способ оптико-телевизионного распознавания и считывания маркировочных символов на поверхности труб (патент RU 2233475 С1, МПК G06K 7/12, G06K 9/58, G01BN11/24, приоритет с 29.07.2002), в котором контролируемую поверхность трубы освещают, вращая трубу вокруг своей оси, и с помощью видеокамер формируют изображение с последующей компьютерной обработкой, при этом одновременно с вращением трубу перемещают вдоль продольной оси со скоростью Vn=0,01-1,0 с-1, а освещение производят монохромным светом определенной волны.
В области НК магистральных нефтепроводов на заявленный способ не выявлено аналогов и прототипов.
Технический результат состоит в том, что разработан способ компенсации погрешностей измерения пройденной дистанции одометрической системой внутритрубного инспекционного прибора (далее ВИП) и приведения длины трубных секций и соответственно протяженности всего диагностируемого участка трубопровода к паспортным длинам трубных секций.
Технический результат достигнут за счет того, что разработан способ компенсации погрешности измерения пройденной дистанции одометрической системой ВИП с приведением диагностических данных к паспортным длинам трубных секций, который основывается на наличии эталонной раскладки диагностируемого участка трубопровода в соответствии с паспортными длинами трубных секций и состоит из следующих аппаратных средств: ВИП; рабочая станция с программой - терминалом, предназначенной для выгрузки данных; файловый сервер для хранения данных; рабочая станция с программой интерпретации диагностических данных; и работает на основе следующего алгоритма:
- «Вычисление статистики отклонения данных координатной информации от паспортных значений трубных секций», и для вычисления компенсационных величин необходимо проводят построение раскладки труб по корректируемым диагностическим данным, а эталонную раскладку используют в качестве совмещенной информации; далее выполняют последовательный перебор трубных секций с расчетом разницы в дистанциях поперечных стыков трубных секций, строят словарь объектов, ключом в котором является номер трубной секции, а значением кортеж со следующей информацией (Synclnfo):
- разница в абсолютной дистанции в метрах (DistanceDelta);
- коэффициент соответствия одометрической скорости (Factor);
- диапазон дистанций трубной секции в импульсах одометра (Synclnfo.Begin, Synclnfo.End);
- «Коррекция данных координатной информации», в цикле по всем записям словаря в каждом из диапазонов одометрической информации с учетом коэффициента соответствия производят коррекцию:
NewOdometer = Synclnfo.Begin + (Odometer - OldSessionSynclnfo.Begin) * Factor;
а при обновлении одометрической информации сведения об угловом положении не меняют, информация о скорости движения дефектоскопа становится актуальной.
Данный способ обработки диагностических данных позволяет упростить совмещения информации о ранее обнаруженных дефектах и особенностях на данном участке с вновь поступившими диагностическими данными. При этом производят компенсацию погрешностей измерения пройденной дистанции одометрической системой ВИП и приведения длины трубных секций и соответственно протяженности всего диагностируемого участка трубопровода к паспортным длинам трубных секций.
Реализация изобретения состоит в следующем. Выполняют пропуск ВИП по трубопроводу с целью сбора данных о техническом состоянии трубопроводов. При этом пропуск ВИП по одному и тому же трубопроводу выполняют с заданным периодом. Данные записывают на бортовой накопитель ВИП, а затем расшифровывают с помощью программ ЭВМ для интерпретации данных. Программы ЭВМ содержат электронные таблицы с эталонной раскладкой диагностируемого участка трубопровода в соответствии с паспортными длинами трубных секций. Эталонная раскладка не учитывает погрешности длины трубной секции, а также ширину сварного шва, соединяющего трубные секции. На бортовой накопитель ВИП записаны фактические длины трубных секций, измеренные одометрами, установленными на ВИП. Для определения точного положения выявленных дефектов на стенках трубопровода требуется компенсация погрешности измерения пройденной дистанции одометрической системой ВИП с приведением диагностических данных к паспортным длинам трубных секций, что и является техническим результатом изобретения. При этом коррекция данных производится следующим образом:
NewOdometer = Synclnfo.Begin + (Odometer - OldSessionSynclnfo.Begin) * Factor, где
Synclnfo.Begin - паспортная длина трубной секции;
Odometer - OldSessionSynclnfo.Begin - вычисление разницы между паспортной длиной трубной секции и измерениями пройденной дистанции одометической системой;
Factor - коррекционный коэффициент;
NewOdometer - скорректированные измерения пройденной дистанции одометрической системой ВИП, в которых погрешность компенсирована.
Способ компенсации погрешности измерения пройденной дистанции одометрической системой ВИП с приведением диагностических данных к паспортным длинам трубных секций, который основывается на наличии эталонной раскладки диагностируемого участка трубопровода в соответствии с паспортными длинами трубных секций и состоит из следующих аппаратных средств: внутритрубный инспекционный прибор; рабочая станция с программой - терминалом, предназначенной для выгрузки данных; файловый сервер для хранения данных; рабочая станция с программой интерпретации диагностических данных; и работает на основе следующего алгоритма:
- «Вычисление статистики отклонения данных координатной информации от паспортных значений трубных секций», и для вычисления компенсационных величин проводят построение раскладки труб по корректируемым диагностическим данным, а эталонную раскладку используют в качестве совмещенной информации; далее выполняют последовательный перебор трубных секций с расчетом разницы в дистанциях поперечных стыков трубных секций, строят словарь объектов, ключом в котором является номер трубной секции, а значением кортеж со следующей информацией:
- разница с абсолютной дистанцией в метрах;
- коэффициент соответствия одометрической скорости;
- диапазон дистанций трубной секции в импульсах одометра;
- «Коррекция данных координатной информации», для чего проверяют словарь объектов на присутствие записей, если их нет, значит приведения координатной информации не требуется; далее в цикле по всем записям словаря в каждом из диапазонов одометрической информации с учетом коэффициента соответствия производят коррекцию, основанную на ранее обнаруженных дефектах и особенностях на данном участке с вновь поступившими диагностическими данными, после чего производят компенсацию погрешностей измерения пройденной дистанции одометрической системой внутритрубного инспекционного прибора и приведения длины трубных секций и соответственно всего диагностируемого участка трубопровода к паспортным данным трубных секций; при обновлении одометрической информации сведения об угловом положении не меняют, информация о скорости движения внутритрубного инспекционного прибора становится актуальной.