Автоматизированный способ заказа перевозок с автоматическим выделением атрибутов объекта перевозки из изображения и устройство для его осуществления (варианты)

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к компьютерной технике, а именно, к технологиям автоматизированного заказа перевозок. Техническим результатом является уменьшение вероятности отказа в бронировании за счет выделения атрибутов перевозки посредством фотографирования и направления выделенных атрибутов в систему бронирования. Предложен автоматизированный способ заказа перевозок. Способ включает в себя направление атрибутов объекта перевозки в систему бронирования. Атрибуты объекта перевозки выделяют из изображения, полученного посредством электронного фотографирования или сканирования документа. 3 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил., 3 табл.

Реферат

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано, например, в качестве способа заказа перевозок посредством получения и преобразования эквивалентных информации последовательностей компьютерных кодов и устройства для его осуществления.

Общеизвестны способы получения эквивалентных документам последовательностей электронных кодов. Еще в 1972 г. компания Texas Instruments получила патент «полностью электронное устройство для записи и последующего воспроизведения неподвижных изображений», а компания Apple получила патент US 20130076930 А1 на цифровую фотокамеру с функцией постфокусировки. Сканеры документов известны еще раньше: в 1902 году немецкий физик Артур Корн получил патент на технологию фотоэлектрического сканирования, которая стала основой современных факсов и других сканирующих приборов; а один из современных сканеров описан в патенте США №6648320.

Известны способы распознавания образов из сканированных изображений: http://cognitiveforms.com/files/Capabilities-Cognitive_Passport_API.pdf [1], а также с фото на мобильных устройствах: http://smartengines.biz/ru/products/smart-passportreader/ [2].

Известен способ поиска билетов, при котором покупатель, желая приобрести авиабилет, выбирает направление полета, указывает требуемую дату полета и, наконец, выбирает авиабилет на конкретный рейс [патент RU 2174709].

Также известна система, предоставляющая унифицированный интерфейс к различным Глобальным Дистрибутивным Системам [патент RU 2222825], и система, позволяющая широкому кругу пользователей получать доступ к бронированию билетов посредством терминалов [патент RU 2365997].

Известен также целый ряд приложений, позволяющих пассажирам производить заказы авиаперевозок с использованием мобильных устройств.

Несовершенство этих решений заключается в недостаточном удобстве и скорости ввода реквизитов объектов перевозки при ее заказе, что иногда провоцирует совершение ошибок и отказ в бронировании (как по причине ошибочного ввода реквизитов, так и из-за того, что за время ввода реквизитов свободные провозные ресурсы закончились).

Решаемой изобретением задачей является совершенствование способов заказа перевозки с достижением технического результата в виде уменьшения вероятности отказа в бронировании. Указанный технический результат достигается также с помощью устройств для осуществления предложенного способа. Их использование при заказе перевозок позволяет улучшить бронирование - уменьшить число отказов и число ошибок.

Для удобства и однозначного понимания целесообразно привести расшифровки и определения используемых далее обозначений, символов и/или терминов, за исключением общеизвестных.

Информация - совокупность всевозможных данных с возможностью преобразования и разбиения их на минимальные элементы, например да и/или нет.

Компьютерный код - электромагнитный сигнал, передаваемый по физическим каналам связи и/или сохраняемый на материальных носителях, эквивалентный минимальному элементу информации.

Последовательность и/или совокупность компьютерных кодов - набор электромагнитных сигналов, передаваемых по физическим каналам связи и/или сохраняемых на материальных носителях, и эквивалентных массивам информации различных объемов.

Эквивалентность последовательности и/или совокупности компьютерных кодов массиву информации - их взаимно однозначное отображение, то есть техническую возможность их взаимно однозначного преобразования посредством соответствующего устройства.

В дальнейшем, если это не оговорено особо, под операциями заявленного способа с информацией понимаются операции с последовательностями эквивалентных ей компьютерных кодов.

Мобильный терминал - это общее название мобильных телефонов, смартфонов, электронных планшетов и мобильных коммуникаторов.

Мобильный телефон - работающий в сотовой или спутниковой сети абонентский терминал, ориентированный, в первую очередь, на обеспечение голосового общения абонентов и обмен сообщениями. Передачу голоса и данных современные мобильные телефоны производят в цифровой форме. Практически все современные телефоны позволяют загружать и исполнять программы.

Смартфон - мобильный телефон с увеличенным дисплеем и расширенной функциональностью. Как правило, в смартфонах используются встроенные операционные системы.

Электронный планшет - мобильное устройство с большим экраном, способным воспринимать нажатия. Примером электронного планшета может служить iPad.

Мобильный коммуникатор - карманный персональный компьютер, снабженный модулем сотовой связи.

Пользователь - автоматизированная система или человек, ориентированные заказать перевозку, в том числе посредством операций с совокупностями электронных кодов.

Объект перевозки - один или несколько грузов или пассажиров. Для упрощения изложения везде используется единственное число.

Реквизиты объекта перевозки - множество информации, индивидуализирующей объект перевозки. Примерами могут служить артикул или номер накладной для груза, а также фамилия, имя, дата рождения, номер и дата выдачи документов - для пассажиров.

Электронное фотографирование или сканирование - два общеизвестных альтернативных способа получения изображения документов в виде эквивалентных им последовательностей электронных кодов. Указанный технический результат достигается при использовании любого из этих способов получения изображения документа.

ГДС - Глобальная Дистрибутивная Система. В мире существует несколько основных ГДС: 5 международных (Sabre, Amadeus, Galileo, Worldspan, Gabriel - все авиационные) и 3 российские (Сирена 2000, Сирена 2, 3 - авиационные и Экспресс -железнодорожная), у каждой из которых свой интерфейс.

Система бронирования - автоматизированная система, выдающая в ответ на запрос информации о доступных к приобретению вариантах перевозки информацию о таких вариантах, а при поступлении заказа на перевозку осуществляющие резервирование перевозки согласно поступившему заказу. Примерами источника информации могут служить: ГДС, сервер РЖД или билетного агентства.

Отказ в бронировании - ситуация, когда система бронирования отвергает направленный ей заказ на перевозку. Их можно разделить на три типа. Отказы первого типа происходят из-за того, что система бронирования не может воспринять ошибочно введенные реквизиты (например, недостающее число цифр в паспорте или неверную дату его выдачи). Отказы второго типа - потому что за прошедшее с момента получения информации до момента заказа время требуемые объемы перевозки (например, места на рейсе) были проданы. Отказы третьего типа происходят по иным причинам (например, неработоспособности системы бронирования или запрета авиакомпанией на перевозку конкретного пассажира); они чрезвычайно редки.

Интерфейс взаимодействия с внешними сетями - узел для связи устройства с другими устройствами. Примерами его могут служить сетевой разъем, разъем USB, а также модули беспроводного подключения Wi-Fi, Bluetooth, GSM, GPRS или LTE.

Подключен к … - означает выполнение узла с возможностью передачи электронных кодов от него к объекту подключения.

Взаимосвязан с … - означает выполнение узла с возможностью двунаправленной передачи электронных кодов от него к объекту подключения и обратно.

В качестве кратких сведений, раскрывающих сущность изобретения, следует отметить, что достигаемый технический результат обеспечивают с помощью предложенного автоматизированного способа, по которому производят заказ перевозки, при этом атрибуты объекта перевозки выделяют из изображения, полученного посредством электронного фотографирования или сканирования документа.

Технический результат достигается также в модификации заявленного способа, в которой выделение атрибутов перевозки производят на удаленном сервере.

Технический результат достигается также в модификации заявленного способа, в которой выделение атрибутов перевозки производят без передачи изображения на удаленный сервер.

Указанный технический результат также обеспечивают с помощью автоматизированного комплекса, представляющего собой мобильный терминал с фотокамерой, выполненный с возможностью выполнения операций способа по п. 1.

Указанный технический результат также обеспечивают с помощью автоматизированного комплекса, который представляет собой компьютер с устройством ввода изображений, выполненный с возможностью выполнения операций способа по п. 1.

При изложении сведений, подтверждающих возможность осуществления изобретения, целесообразно более детально описать предложенный способ с помощью примеров. При описании способа нецелесообразно детально останавливаться на известных из опубликованных источников и имеющейся общеизвестной практики особенностях выполнения его операций, присущих аналогам, в частности демонстрации данных пользователю, получения от него запроса на заказ перевозки или отправки его в систему бронирования.

Особенностью изобретения является неочевидный технический результат, получаемый сочетанием отличительных существенных особенностей предложенного способа: получении путем сканирования или электронного фотографирования документа (или документов), содержащего реквизиты перевозки, отображающей его последовательности электронных кодов, последующего выделения из нее реквизитов объекта перевозки в виде последовательностей электронных кодов и направления их в систему бронирования.

Для наглядности целесообразно рассмотреть в качестве иллюстрации примеры осуществления способа устройствами, конструктивные структурные схемы которых приведены на фиг. 1. и фиг. 2.

Фиг 1. Конструктивная структурная схема автоматизированного комплекса по п. 4, представляющего собой мобильный терминал с фотокамерой, выполненный с возможностью выполнения операций способа по п. 1.

На Фиг. 1 чертежа обозначены:

1. Экран Э

2. Цифровая фото(видео)камера К

3. Главный блок ГБ

4. Интерфейс взаимодействия с внешними сетями ИВ

Камера подключена к Главному блоку, а Экран и Интерфейс взаимодействия с внешними сетями взаимосвязаны с Главным блоком.

Опишем подробно работу устройства по п. 4 по способу по п. 2.

Сначала требуемые параметры перелета вводят посредством нажатий на виртуальную клавиатуру на экране Э, а затем направляют в виде электронных кодов в ГБ. Оттуда посредством ИВ их автоматически направляют в систему бронирования, получают от нее возможные варианты перелета в виде электронных кодов, которые передают в ГБ и затем отображают на Э. Пользователь выбирает нажатием нужный вариант, информация о выборе направляется в ГБ. После чего Пользователь посредством К производит цифровую фотосъемку документа объекта перевозки, полученное изображение в виде кодов воспринимают в ГБ и через ИВ автоматически передают на удаленный сервер (например, в компьютер, на котором установлена программа распознавания). Результаты распознавания воспринимают ГБ посредством ИВ; операции фотографирования, передачи и распознавания и восприятия распознанных данных производят столько раз, сколько пассажиров в группе. Затем посредством ИВ полученные данные о выборе и реквизитах объекта перевозки в виде электронных кодов направляют в систему бронирования, получают от нее ответ, воспринимают его в ГБ и демонстрируют его пользователю на Э.

Функционирование этого комплекса во время выполнения операций модификации способа по п. 3 отличается лишь тем, что изображение в электронном виде не отправляют на удаленный сервер, а производят распознавание прямо в ГБ мобильного терминала (существует насколько технологий такого распознавания, одна из них подробно описана в [2]).

Если мобильный терминал обладает физической клавиатурой, то ввод данных пользователем может быть произведен с помощью нее.

Фиг 2. Конструктивная структурная схема автоматизированного комплекса по п. 5, представляющего собой компьютер с устройством ввода изображений, выполненный с возможностью выполнения операций способа по п. 1.

На Фиг. 2 чертежа обозначены:

5. Экран Э

6. Устройство ввода изображений С

7. Главный блок ГБ

8. Интерфейс взаимодействия с внешними сетями ИВ

9. Устройства механического ввода-вывода (клавиатура, мышь и т.п.) УВ

Устройство ввода изображений и Устройства механического ввода-вывода подключены к Главному блоку, который подключен к Экрану и взаимосвязан с Интерфейсом взаимодействия с внешними сетями.

Опишем подробно работу устройства по п. 5 по способу по п. 3.

Сначала требуемые параметры перелета вводят посредством УВ, затем направляют в виде электронных кодов в ГБ. Оттуда посредством ИВ их автоматически направляют в систему бронирования, получают от нее возможные варианты перелета в виде электронных кодов, которые передают в ГБ и затем отображают на Э. Пользователь выбирает посредством УВ нужный вариант, информацию о выборе направляют в ГБ. После чего Пользователь посредством С производит сканирование или цифровую фотосъемку документа объекта перевозки, полученное изображение в виде электронных кодов воспринимают в ГБ и там распознают; операции фотографирования, передачи и распознавания и восприятия распознанных данных производят столько раз, сколько пассажиров в группе. Затем посредством ИВ полученные данные о выборе и реквизитах объекта перевозки в виде электронных кодов направляют в систему бронирования, получают от нее ответ, воспринимают его в ГБ и демонстрируют его пользователю на Э.

Функционирование этого комплекса во время выполнения операций модификации способа по п. 2 отличается лишь тем, что изображение в электронном виде от ГБ через ИВ передают на удаленный сервер (например, в компьютер, на котором установлена программа распознавания), а затем результаты распознавания воспринимают в ГБ посредством ИВ. Такая архитектура устройства может быть выбрана, например, с целью экономии средств на покупку программного обеспечения, если есть большое число рабочих мест, например, на пограничном пункте в аэропорту.

В функционировании обоих комплексов совокупность операций сканирования и распознавания (с передачей на удаленный сервер или без) может выполняться не только непосредственно перед отправкой реквизитов в систему бронирования, но и на любом этапе до этого, поскольку является независимой от других операций, а другие операции не зависят от них.

Поскольку функциональность устройств типа «мобильный терминал» или «компьютер» позволяет это сделать, Пользователь, увидев на экране результаты бронирования, в дальнейшем может, например, оплатить перевозку или произвести заказ повторно.

Был поставлен эксперимент для выяснения, был достигнут ли технический результат.

В эксперименте был использован автоматизированный комплекс по п. 4, представляющий собой смартфон со встроенной цифровой фотокамерой, который был подсоединен к компьютеру, служившему сервером распознавания. Также был использован автоматизированный комплекс по п. 5, представляющий собой компьютер со сканером и программой распознавания документов. Таким образом, предложенный способ был протестирован в модификациях п. 2 и п. 3.

В эксперименте были произведены по три попытки заказа авиабилетов на 269 человек - одна в режиме ручного ввода данных пассажиров и две при получении паспортных данных по п. 2 и п. 3. Билеты заказывались группами от 1 до 4 человек. Для трети заказов попытка ручного заказа билетов была первой (для этой трети второй была попытка по п. 2, третьей - по п. 3), для трети - второй (для этой трети третьей была попытка по п. 2, первой - по п. 3), для трети - третьей (для этой трети первой была попытка по п. 2, второй - по п. 3).

Были получены отказы в бронировании только первого и второго типов.

Результаты эксперимента приведены в табл.1-3.

Вероятность отказа при ручном вводе составляет 7,97%, при вводе по п. 2 - 3,62%; при вводе по п. 3 - 2,17%. Это доказывает достижение технического результата для обоих п. 2 и п. 3, из чего следует достижение технического результата без учета места распознавания, т.е. способом по п. 1. Попутно были продемонстрированы снижение числа ошибок реквизитов, загруженных в систему бронирования, и уменьшение необходимого для заказа времени.

Вышеизложенным наглядно показано, что достижение технического результата может быть обеспечено только неразрывно взаимосвязанной совокупностью всех существенных признаков заявленных объектов, отраженных в формуле изобретения. Указанные в ней отличия дают основание сделать вывод о новизне данного технического решения, а совокупность испрашиваемых притязаний в связи с неочевидностью полученного технического результата - о его изобретательском уровне, что доказывается также вышеприведенным их детальным описанием. Соответствие критерию «промышленная применимость» предложенного способа доказывается как его реализацией, так и отсутствием в заявленных притязаниях каких-либо практически трудно реализуемых в промышленных масштабах признаков.

В заключение целесообразно отметить, что одним из высоковостребованных направлений практического использования данного изобретения является эффективное использование электронных устройств для заказа авиационных и железнодорожных перевозок.

1. Автоматизированный способ заказа перевозок, включающий в себя направление атрибутов объекта перевозки в систему бронирования, отличающийся тем, что атрибуты объекта перевозки выделяют из изображения, полученного посредством электронного фотографирования или сканирования документа.

2. Способ по п. 1, в котором выделение атрибутов перевозки производят на удаленном сервере.

3. Способ по п. 1, в котором выделение атрибутов перевозки производят без передачи изображения на удаленный сервер.

4. Автоматизированный комплекс для выполнения операций способа по п. 1, представляющий собой мобильный терминал с фотокамерой, выполненный с возможностью выполнения операций способа по п. 1.

5. Автоматизированный комплекс для выполнения операций способа по п. 1, представляющий собой компьютер с устройством ввода изображений, выполненный с возможностью выполнения операций способа по п. 1.