Судно с аутригерами тримаранного типа

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам - носителям плавучих средств, например глубоководных исследовательских аппаратов. Предложено судно тримаранного типа с аутригерами - энергетическими модулями, состоящее из основного корпуса, двух боковых плавучестей - аутригеров и соединяющих их с корпусом надводных мостов. Вся энергетическая установка судна вынесена из корпуса в аутригеры и мосты. Благодаря этому предусмотрено формирование в корпусе протяженного туннеля, приспособленного для ввода в него плавучего средства через вырез в транце корпуса. Это позволяет обеспечить базирование относительно больших плавучих средств на относительно небольшом судне без подъема их на борт судна и, соответственно, без громоздкого грузового устройства. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к судам - носителям плавучих средств, например глубоководных исследовательских управляемых или автономных аппаратов.

Для их подъема и спуска обычно используются грузовые устройства массой в 2-3 раза большей поднимаемых средств. Расположение всего этого комплекса в надводной части судов отрицательно влияет на их поперечную остойчивость. Для выполнения ее нормы приходится увеличивать размерения и водоизмещение однокорпусных судов и соответственно возрастает стоимость их постройки.

Использование в качестве носителя плавсредств многокорпусных судов (катамаранов, тримаранов) относительно небольшого водоизмещения решает проблему поперечной остойчивости носителя, однако сохраняются проблемы конструктивной сложности грузового устройства и технологической сложности его использования в морских условиях.

В случае, когда плавучие средства имеют сравнительно небольшие размеры, они размещаются в нише внутри корпуса судна в пределах его последнего отсека (ахтерпика) с вводом в нишу через вырез в транце корпуса.

Одной из особенностей современного развития исследовательских автономных безэкипажных подводных аппаратов является увеличение их размеров и массы. Их длина достигает десятков метров и масса - десятков тонн. Для обеспечения их безопасного подъема на однокорпусное судно соответственно увеличиваются сложность и масса грузового устройства, размеры и водоизмещение судна - носителя. В результате существенно возрастают стоимости его постройки и эксплуатации.

Вариант размещения такого удлиненного исследовательского аппарата в кормовой нише относительно небольшого однокорпусного судна, катамарана или тримарана традиционной конструкции требует соответствующего удлинения ниши в нос за пределы ахтерпика и смежных отсеков корпуса. Такая удлиненная ниша фактически становится туннелем.

Его формирование на относительно небольших традиционных судах любого типа не представляется возможным в связи с традиционным расположением в корпусе энергетической установки (ЭУ).

Решением проблемы формирования удлиненного туннеля на относительно небольшом судне является освобождение корпуса от его энергетической установки. Такое решение предусмотрено архитектурно-конструктивной схемой судна с аутригерами (САР) - энергетическими модулями тримаранного типа по изобретению «Тримаран» (авторское свидетельство №631381 от 1978 г.).

САР состоит из водоизмещающего корпуса 1 и двух боковых плавучестей - аутригеров 2, соединенных с корпусом надводными мостами 3. Вся энергетическая установка САР размещается вне корпуса - в аутригерах и мостах - в виде двух предельно завершенных конструктивно - функциональных модулей (правый и левый), содержащих главную и вспомогательную ЭУ.

В корпусе, полностью освобожденном от ЭУ, появляется возможность формирования туннеля протяженностью до % длины корпуса по главной ватерлинии. Это позволяет обеспечить базирование на относительно небольшом судне плавучих средств длиной, соизмеримой с длиной судна, без подъема их на его борт. Соответственно отсутствует необходимость грузоподъемного устройства.

Описываемое изобретение иллюстрируется рисунками:

Фиг. 1 - продольный разрез корпуса САР;

Фиг. 2 - сечение - план кормового фрагмента корпуса САР на уровне его главной ватерлинии;

Фиг. 3 - поперечный разрез САР.

На рисунках схематично показаны:

- поз. 1 - корпус;

- поз. 2 - аутригеры;

- поз. 3 - мосты;

- поз. 4 - туннель;

- поз. 5 - поперечная переборка - носовая оконечность туннеля;

- поз. 6 - днищевая конструкция туннеля;

- поз. 7 - верхняя часть туннеля - палуба корпуса;

- поз. 8 - продольные стенки туннеля;

- поз. 9 - кормовая оконечность туннеля - транцевая конструкция орпуса с вырезом для ввода в туннель плавучего средства;

- поз. 10 - входное герметичное закрытие туннеля;

- поз. 11 - примерный вид положения в туннеле плавучего средства длиной около половины длины судна.

Для обеспечения ввода в туннель и вывода из него плавучего средства предусматриваются системы затопления и осушения туннеля.

Ввод и вывод плавучего средства может быть и самоходом, и принудительный. В последнем случае на судне предусматривается устройство, конструкция которого будет приспособлена к конструкции базируемого плавучего средства.

1. Судно с аутригерами тримаранного типа, состоящее из центрального корпуса и двух боковых плавучестей - аутригеров, соединенных с корпусом надводными мостами, отличающееся тем, что с целью обеспечения базирования в нем плавучих средств в корпусе сформирован туннель, простирающийся от транцевой поверхности в носовую часть корпуса до его длины по главной ватерлинии, ограниченный в носу поперечной переборкой корпуса, внизу - конструкцией днища корпуса, вверху - одной из палуб или платформ корпуса, по бортам - продольными стенками.

2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что вход в туннель выполнен через вырез в транцевой поверхности корпуса, снабженный герметичной крышкой.

3. Судно по п. 2, отличающееся тем, что туннель снабжен устройством для ввода внутрь туннеля и вывода из него базируемых на судне плавучих средств.

4. Судно по п. 2, отличающееся тем, что судно снабжено системами затопления и осушения туннеля.