Территориальная система контроля транспортировки особо важных и опасных грузов
Иллюстрации
Показать всеПредлагаемая система относится к области контроля и тревожной сигнализации и может быть использована для оперативного контроля и управления транспортировкой особо важных и опасных грузов. Технической задачей изобретения является повышение избирательности и помехоустойчивости радиоприемников, надежности дуплексной радиосвязи между диспетчерским пунктом управления и специальными транспортными средствами путем подавления ложных сигналов (помех), принимаемых по каналам прямого прохождения и интермодуляционным каналам. Территориальная система контроля транспортировки особо важных и опасных грузов содержит оборудование, размещенное на диспетчерском пункте управления (7), оборудование, размещенное на специальных транспортных средствах, и оборудование, размещенное на контрольных постах. Оборудование (1.i), размещенное на каждом специальном транспортном средстве, содержит датчик (2.1) координатной информации, датчик (2.2) характера груза, специальные датчики (2.3), устройство (3.i) кодирование, устройство (4.i) регистрации, радиостанцию (5.i), приемо-передающую антенну (6.i), идентификационную метку (38.i) (i=1, 2, …, n). Оборудование, размещенное на пункте (7) управления, содержит приемо-передающую антенну (8), радиостанцию (9), первый (10) и второй (14) процессоры, блок (11) сравнения, устройство (12) кодирования, рабочее место (13) оператора. Каждая радиостанция 9 (5.1) содержит генератор 15 (15.1) высокой частоты, фазовый манипулятор 16 (16.1), смесители 21 (21.1), 22 (22.1) и 33 (33.1), усилитель 17 (17.1) мощности, дуплексер 18 (18.1), приемо-передающую антенну 8 (6.1), первый гетеродин 19 (19.1), фазовращатели 20 (20.1) и 25 (25.1), узкополосные фильтры 28 (28.1), 58 (58.1), усилители 23 (23.1) и 24 (24.1) первой промежуточной частоты, амплитудный детектор 29 (29.1), ключ 30 (30.1), перемножители 27 (27.1), 35 (35.1), полосовые фильтры 36 (36.1), 61 (61.1) и 64 (64.1), фазовый детектор 37 (37.1), сумматоры 26 (26.1), 60 (60.1), 63 (63.1) и 66 (66.1), фазоинверторы 59 (59.1), 62 (62.1) и 65 (65.1). Идентификационная метка (38.i) содержит пьезокристалл (39.i), приемо-передающую антенну (40.i), набор отражателей (44.i), шины (42.i) и (43.i) (i=1, 2, …, n). Сканирующее устройство (45.j) содержит генератор (46.j) высокой частоты, усилитель (47.j) мощности, дуплексер (48.j), приемо-передающую антенну (49.j), усилитель (50.j) высокой частоты, фазовый детектор (51.j), компьютер (52.j), гетеродин (53.j), смеситель (54.j), усилитель (55.j) третьей промежуточной частот, фазовый манипулятор (56.j), усилитель (57.j) мощности (i=1, 2, …, m). 6 ил.
Реферат
Предлагаемая система относится к области контроля и тревожный сигнализации и может быть использована для оперативного контроля и управления транспортировкой особо важных и опасных грузов.
К особо важным и опасным грузам можно отнести экологически опасные грузы, промышленные и бытовые отходы при их транспортировке в места складирования и переработки, сильнодействующие ядовитые вещества, радиоактивные вещества, биологически опасные вещества, взрывчатые вещества, снаряды, мины, денежные средства при их транспортировке из банков к различным получателям, уникальные картины и другие материальны ценности.
Особо важные и опасные грузы, как правило, транспортируются специальными транспортными средствами (мусоровозами, контейнеровозами, инкассаторскими машинами и т.п).
Известны системы контроля транспортировки экологически опасных грузов (авторские свидетельства СССР №№864.318, 924.735, 966.714, 1.117.672, 1.363.126, 1.650.018, 1.693.622, 1.730.648, 1.751.795, 1.755.310, 1.764.070; патенты РФ №№2.032.220, 2.032.227, 2.053.561, 2.058.592, 2.173.889, 2.271.038, 2.312.399, 2.403.623; патенты США №№3.636.560, 3.713.125, 4.023.163, 4.742.338, 4.751.499; патенты Германии №№2.536.949, 2.616.603, 2.700.690; патенты Великобритании №1.267.040; патенты Франции №№2.199.151, 2.415.840 и другие).
Из известных систем наиболее близкой к предлагаемой является «Территориальная система контроля транспортировки особо важных и опасных грузов» (патенты РФ №2.403.623, G08B 25/10, 2009), которая и выбрана в качестве базового объекта.
Указанная система обеспечивает повышенную достоверность контроля транспортировки особо важных и опасных грузов путем дистанционной регистрации факта и времени прохождения специальных транспортных средств, перевозящих указанные грузы, через контрольные посты. При этом специальные транспортные средства снабжаются идентификационными ПАВ - метками, контрольные посты - сканирующими устройствами, способными в автоматическом режиме передавать по радиоканалу на диспетчерский пункт управления дискретную информацию, содержащую сведения о идентификационном номере специального транспортного средства и времени его прохождения через данных контрольный пост, причем указанная дискретная информация носит конфиденциальный характер и имеет три уровня защиты от несанкционированного доступа: криптографический, энергетический и структурный.
В состав радиостанций, размещенных на диспетчерском пункте управления и на каждом специальном транспортном средстве, входят радиоприемники, построенные по супергетеродинной схеме. В указанных радиоприемниках одно и то же значение первой промежуточной частоты ωпр1 может быть получено в результате приема сигналов на четырех частотах: ωI, ωII, ωз1 и ωз2, т.е.
ωпр1=ωI-ωг1, ωпр1=ωг1-ωз1
ωпр1=ωз2-ωг2, ωпр1=ωг2-ωII.
Следовательно, если частоты настройки ωI и ωII принять за основные каналы приема, то наряду с ними будут иметь место зеркальные каналы приема, частоты ωз1 и ωз2 которых отличаются от частот ωI и ωII на 2ωпр1 и расположены симметрично (зеркально) относительно частот ωг1 и ωг2 гетеродинов (фиг. 4а).
Преобразование по зеркальным каналам приема происходит с тем же коэффициентом преобразования Knp, что и по основным каналам приема. Поэтому они наиболее существенно влияют на избирательность и помехоустойчивость радиоприемников.
Кроме зеркальных существуют и другие дополнительные (комбинированные) каналы приема.
В общем виде любой комбинированный канал приема имеет место при выполнении условий:
ωпр1=(±mωki±nωг1),
ωпр1=(±mωkj±nωг2),
где ωki, ωkj - частоты i-го и j-го комбинированных каналов,
m, n, i, j - целые положительные числа.
Наиболее вредными комбинационными каналами приема являются каналы, образующие при взаимодействии первой гармоники частоты сигналов с гармониками частоты гетеродинов малого порядка (второй третьей и т.д.) так как чувствительность радиоприемников по этим каналам близка к чувствительности основных каналов. Так четырем комбинированным каналам при m=1 и n=2 соответствуют частоты:
ωk1=2ωг1-ωпр1, ωk2=2ωг1+ωпр1,
ωk3=2ωг2-ωпр1, ωk4=2ωг2+ωпр1.
Известная система обеспечивает подавление ложных сигналов (помех), принимаемых по зеркальным и комбинационным каналам.
Однако в радиоприемниках, входящих в состав радиостанций, установленных на диспетчерском пункте управления и специальных транспортных средствах, кроме зеркальных и комбинационных каналов приема существуют и другие дополнительные (интермодуляционные и канал прямого прохождения) каналы приема.
Если несущие частоты помех будут равны первой промежуточной частоте ωпр1, то образуются каналы прямого прохождения. Для указанных помех элементы радиоприемников являются простыми передаточными звеньями.
Если два или более мощных сигналов одновременно попадают в полосы пропускания Δωп1 и Δωп3, расположенные «слева» от полосы пропускания Δωп радиоприемников, или в полосы частот Δωп2 и Δωп4, расположенные «справа» от полосы пропускания Δωп радиоприемников, то на нелинейных элементах в результате их взаимодействия образуются инермодуляционные частоты, которые могут попадать в полосу пропускания Δωп радиоприемников, т.е. образуются интермодуляционные каналы приема (фиг. 4б, в, г, д).
Наличие ложных сигналов (помех), принимаемых по каналу прямого прохождения и интермодуляционным каналам, приводит к снижению избирательности и помехоустойчивости радиоприемников, надежности дуплексной радиосвязи между диспетчерским пунктом управления и специальными транспортными средствами путем подавления ложных сигналов (помех), принимаемых по каналам прямого прохождения и интермодуляционным каналам.
Поставленная задача решается тем, что территориальная система контроля транспортировки особо важных и опасных грузов, содержащая, в соответствии с ближайшим аналогом, на каждом специальном транспортным средстве идентификационную метку и последовательно связанные радиостанцию, абонентское устройство кодирования и устройство регистрации, а также датчик координатной информации, датчик характера груза и сигнальный датчик, подключенные к абонентскому устройству кодирования на диспетчерском пункте управления последовательно связанные радиостанцию, первый процессор и рабочее место оператора, к выходу первого процессора последовательно подключены блок сравнения, устройство кодирования, рабочее место оператора и второй процессор, выход которого соединен с вторым входом блока сравнения, при этом радиостанции специальных транспортных средств и диспетчерского пункта управления связаны между собой радиоканалами, каждая радиостанция содержит последовательно включенные генератор высокой частоты, фазовый манипулятор, третий смеситель, второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина, усилитель второй промежуточной частоты, усилитель мощности и дуплексер, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной, последовательно включенные первый гетеродин, первый смеситель, первый усилитель первой промежуточной частоты, первый сумматор, первый перемножитель, первый узкополосный фильтр, амплитудный детектор, ключ, второй вход которого соединен с выходом первого сумматора, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина, первый полосовой фильтр и фазовый детектор, второй вход которого соединен с вторым выходом первого гетеродина, последовательно подключенные к второму выходу первого гетеродина первый фазовращатель на 90°, второй смеситель, второй усилитель первой промежуточной частоты и второй фазовращатель на 90°, выход которого соединен с вторым входом первого сумматора, второй вход фазового манипулятора радиостанции, размещенной на диспетчерском пункте управления, соединен с выходом первого процессора, а выход фазового детектора подключен к выходу первого процессора, второй вход фазового манипулятора радиостанции, размещенной на каждом специальном транспортном средстве, соединен с выходом абонентского устройства кодирования, а выход фазового детектора подключен к выходу абонентского устройства кодирования, частоты ωг1 и ωг2 гетеродинов разнесены на значение первой промежуточной частоты.
ωпр1: ωг2-ωг1=ωпр1, радиостанция, размещенная на диспетчерском пункте управления, выполнена с возможностью излучения сложных сигналов с фазовой манипуляцией на частоте ωI=ωг2=ωпр2, где ωпр2 - вторая промежуточная частота, а приема - на частоте ωII=ωг1=ωпр3, где ωпр3 - третья промежуточная частота, а радиостанция, размещенная на каждом специальном транспортном средстве, выполнена с возможностью излучения сложных сигналов с фазовой манипуляцией на частоте ωII, а приема - на частоте ωI, а также сканирующие устройства, установленные на контрольных постах, через которые следуют специальные транспортные средства, перевозящие особо важные и опасные грузы, каждая идентификационная метка выполнена в виде пьезокристалла с нанесенными на его поверхность алюминиевым тонкопленочным встречно-штыревым преобразователем, связанным с микрополосковой приемопередающей антенной, и набором отражателей, при этом встречно-штыревой преобразователь содержит две гребенчатые системы электродов, электроды каждой из гребенок соединены друг с другом шинами, связанными с микрополосковой приемопередающей антенной, каждое сканирующее устройство выполнено в виде последовательно включенных генератора высокой частоты, усилителя мощности, дуплексера, вход-выход которого связан с приемо-передающей антенной, усилителя высокой частоты, фазового детектора, второй вход которого соединен с выходом генератора высокой частоты, и компьютера, последовательно включенных гетеродина, смесителя, второй вход которого соединен с выходом генератора высокой частоты, усилителя третьей промежуточной частоты, фазового манипулятора, второй вход которого соединен с выходом компьютера, усилителя мощности и приемопередающей антенны, отличается от ближайшего аналога тем, что каждая радиостанция снабжена вторым узкополосным фильтром, вторым, третьим и четвертым сумматорами, вторым и третьим полосовыми фильтрами и тремя фазоинверторами, причем к выходу дуплексера последовательно подключены второй узкополосный фильтр, первый фазоинвертор, второй сумматор, второй вход которого соединен с выходом дуплексера, второй полосовой фильтр, второй фазоинвертор, третий сумматор, второй вход которого соединен с выходом второго сумматора, третий полосовой фильтр, третий фазоинвертор и четвертый сумматор, второй вход которого соединен с выходом третьего сумматора, а выход подключен к вторым входам первого перемножителя, первого и второго смесителей.
Структурная схема предлагаемой системы представлена на фиг. 1. Структурная схема радиостанции, размещенной на диспетчерском пункте управления, представлена на фиг. 2. Структурная схема радиостанции, размещенной на каждом специальном транспортном средстве, представлена на фиг. 3. Частотные диаграммы, поясняющие преобразование сигналов по частоте, изображены на фиг. 4. Электрическая схема идентификационной метки показана на фиг. 5. Структурная схема сканирующего устройства представлена на фиг. 6.
Оборудование размещенное на каждом специальном транспортном средстве, содержит идентификационную метку 38.i и последовательно связанные радиостанцию 5.i с приемопередающей антенной 6.i, абонентское устройство 3.i кодирования и устройство 4.i регистрации (i=1, 2, …, n) а также датчик 2.1 координатной информации, датчик 2.2 характер груза и сигнальные датчики 2.3, подключенные к абонентскому устройству 3.i кодирования.
Оборудование, размещенное на диспетчерском пункте управление 7, содержит последовательно связанные радиостанцию 9 с приемопередающей антенной 8, первый процессор 10 и рабочее место 13 оператора, к выходу первого процессора 10 последовательно подключены блок 11 сравнения, устройство 12 кодирования, рабочее место 13 оператора и второй процессор 14, выход которого соединен с вторым входом блока 11 сравнения.
Каждая радиостанция 9 (5.1) содержит последовательно включенные генератор 15 (15.1) высокой частоты, фазовой манипулятор 16 (16.1), третий смеситель 33 (33.1), второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина 32 (32.1), усилитель 34 (34.1) второй промежуточной частоты, усилитель 17 (17.1) мощности, дуплексер 18 (18.1), вход-выход которого связан с приемопередающей антенной 8 (6.1), второй узкополосный фильтр 58 (58.1), первый фазоинвертор 59 (59.1), второй сумматор 60 (60.1), второй вход которого соединен с выходом дуплексера 18 (18.1), второй полосовой фильтр 61 (61.1), второй фазоинвертор 62 (62.1), третий сумматор 63 (63.1), второй вход которого соединен с выходом второго сумматора 60 (60.1), третий полосовой фильтр 64 (64.1), третий фазоинвертор 65 (65.1), четвертый сумматор 66 (66.1), второй вход которого соединен с выходом третьего сумматора 63 (63.1), первый смеситель 21 (21.1), второй вход которого соединен с первым выходом первого гетеродина 19 (19.1), первый усилитель 23 (23.1) первой промежуточной частоты, первый сумматор 26 (26.1), первый перемножитель 27 (27.1), второй вход которого соединен с выходом четвертого сумматора 66 (66.1), первый узкополосный фильтр 28 (28.1), амплитудный детектор 29 (29.1), ключ 30 (30.1), второй вход которого соединен с выходом первого сумматора 26 (26.1), второй перемножитель 35 (35.1), второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина 32 (32.1), первый полосовой фильтр 36 (36.1) и фазовый детектор 37 (37.1), второй вход которого соединен с вторым выходом первого гетеродина 19 (19,1). при чем второй вход фазового манипулятора 16 радиостанции, размещенной на диспетчерском пункте 7 управление, соединен с выходом первого процессора 10, а выход фазового детектора 37 подключен к входу первого процессора 10, второй вход фазового манипулятора 16.1 радиостанции, размещенной на каждом специальном транспортном средстве, соединен с выходом абонентского устройства 3.1 кодирования, а выход фазового детектора 37.1 подключен к входу абонентского устройства 3.1 кодирования.
Первый гетеродин 19 (19.1), фазовращатели 20 (20.1) и 25 (25.1), смесители 21 (21.1) и 22 (22.1), усилители 23 (23.1) и 24 (24.1) первой промежуточной частоты, сумматоры 26 (26.1), 60 (60.1), 63 (63.1) и 66 (66.1), перемножитель 27 (27.1), узкополосные фильтры 28 (28.1) и 58 (58.1), амплитудный детектор 29 (29.1), ключ 30 (30.1), фазоинверторы 59 (59.1), 62 (62.1) и 65 (65.1), полосовые фильтры 61 (61.1) и 64 (64.1) образуют универсальный преобразователь частоты 31 (31.1).
Частоты ωг1 и ωг2 гетеродинов 19 (19.1) и 32 (32.1) разнесены на значение первой промежуточной частоты ωпр1
ωг2-ωг1=ωпр1.
Идентификационная метка 38.1 выполнена в виде пьезокристалла 39.1 с нанесенным на его поверхность аллюминиевым тонкопленочным встречно-штыревым преобразователем (ВШП), связанным с микрополосовой приемопередающей антенной 40.1, и набором отражателей 44.1. ВШП поверхностных акустических волн (ПАВ) содержит две гребенчатые системы электродов 41.1, шины 42.1 и 43.1, которые соединяют электроды каждой из гребенок между собой. Шины, в свою очередь, связаны с микрополосовой приемопередающей антенной 40.1.
Сканирующее устройство 45.1 выполнено в виде последовательно включенных генератора 46.1 высокой частоты, усилителя 47.1 мощности, дуплексера 48.1, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной 49.1, усилителя 50.1 высокой частоты, фазового детектора 51.1, второй вход которого соединен с выходом генератора 46.1 высокой частоты, компьютера 52.1, последовательно включенных гетеродина 53.1, смесителя 54.1, второй вход которого соединен с выходом генератора 46.1 высокой частоты, усилителя 55.1 третьей промежуточной частоты, фазового манипулятора 56.1, второй вход которого соединен с выходом компьютера 52.1, усилителя 57.1 мощности и приемопередающей антенны 49.1.
Предлагаемая система работает следующим образом.
Чувствительными элементами системы являются датчик 2.1 координатной информации, датчик 2.2 характера груза, сигнальные датчики 2.3 (2.i) и идентификационные метки 38.i (i=1, 2, …, n), устанавливаемые на каждом специальном транспортном средстве.
Датчик 2.1 координатной информации (навигационный датчик) является неотъемлемым элементом глобальной радионавигационной спутниковой системы «Глонасс» (РФ) или «Навигатор» (США), выполняется съемным и выпускаемым промышленностью в стандартной упаковке (прибор SDS - 221). С помощью указанной радионавигационной системы обеспечивается определение географических координат местоположения (с точностью до 1 метра) и вектора скорости специального транспортного средства. Датчик каждую секунду, в момент смены секунды единого времени, передает координатную информацию в абонентское устройство 3.i кодирования.
Датчик 2.2 характера груза - это прибор для чтения информации о грузе. Маркером груза могут быть штриховой код, перфораторный код, электронный код и т.д. Информация о характере груза также передается в абонентское устройство 3.i кодирования.
Сигнальный датчик 2.3 - это контакты и кнопки, которые фиксируют, например, поднятие - опускание контейнера при погрузке, распечатывание опломбированного груза, открывание - закрывание дверей кабины, капота, топливного бака и т.д. на специальном транспортном средстве.
К основным характеристикам идентификационной метки можно отнести следующие:
- частотный диапазон - 900.....920 МГц;
- дальность действия - десятки метров;
- количество кодовых комбинаций - до 107;
- тип излучаемого сигнала - гармоническое колебание;
- тип отраженного (переизлучаемого) сигнала - сложный широкополосный сигнал с фазовой манипуляцией (база сигнала В=Δfc, Тс=200…1000, Δfc - ширина спектра, Тс - длительность сигнала);
- габариты - 8×1,5×5 мм;
- срок службы - не менее 20 лет;
- потребляемая мощность 0 Вт.
Идентификационная ПАВ - метка размещаемая на специальном транспортном средстве в зоне прямой видимости антенны сканирующего устройства (на лобовом стекле, бампере, номерном знаке, днище и т.д.)
При выезде специального транспортного средства на линию водителю вместе с путевым листом под расписку выдается датчик 2.1 координатной информации, который вставляется в заранее оборудованное в специальном транспортном средстве место. После включения датчика происходит его автоматическая инициализация и он связывается с данным специальным транспортным средством. Эта связь осуществляется передачей особого параметра - бортового номера, однозначно определяющего данный автомобиль. После того как автомобиль отправился на линию, система автоматически осуществляет запись в файл базы данных его географические координаты на местности.
Оператор диспетчерского пункта 7 управления может выбрать для просмотра то или иное специальное транспортное средство, ориентируясь на гаражный номер или другие характеристики специального транспортного средства. После выбора специального транспортного средства на экране компьютера рабочего места оператора появится карта местности с привязанным к ней пройденным маршрутом специальным транспортным средством в виде линии. Возможно изменение масштаба карты оператором для детализации маршрута специального транспортного средства. Если поместить курсор мыши на линию маршрута, то на экране появляются текущие на тот момент времени координатная информация, общий километраж, количество топлива в баке, скорость специального транспортного средства и т.д.
Устройство 3.1 кодирования получает данные состояния (показания) датчиков 2.1, 2.2, и 2.3, кодированные сообщения передаются на хранение в устройство 4.1 регистрации.
С заданным периодом времени Т процессор 10 с диспетчерского пункта 7 управления через радиостанцию 9 дает сообщения - запрос в адрес очередного по порядку последовательного опроса специального транспортного средства на выдачу массива данных, накопленных в устройстве 4.1 регистрации.
Для этого генератором 15 высокой частоты формируется гармоническое колебание
Uc1(t)=Vc1×Cos(ωct+ϕc1), 0≤t≤Tc1,
которое поступает на первый вход фазового манипулятора 16, на второй вход которого подается моделирующий код M1 (t) с выхода первого процессора 10. Модулирующий код M1 (t) соответствует бортовому номеру запрашиваемого транспортного средства. На выходе фазового манипулятора 16 формируется сложный сигнал с фазовой манипуляцией (ФМН)
U1(t)=Vc1×Cos[ωc1t+ϕк1(t)+ϕc1], 0≤t≤Tc1,
где ϕк1(t)={0, π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M1 (t), который поступает на первый вход третьего смесителя 33, на второй вход которого подается напряжение второго гетеродина 32
UГ1(t)=VГ1×Cos(ωГ1 t+ϕГ1).
На выходе третьего смесителя 33 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителем 34 выделяется напряжение второй промежуточной (суммарной) частоты
Uпр2(t)=Vпр2×Cos[ωпр2t+ϕк1(t)+ϕпр2], 0≤t≤Tc1,
где
ωпр2=ωс+ωГ1 - вторая промежуточная (суммарная) частота (фиг. 4, а);
ϕпр2=ϕс1+ϕГ1.
Это напряжение после усиления в усилителе 17 мощности через дуплексер 18 поступает в приемопередающую антенну 8, излучается ею в эфир на частоте ωI=ωпр2=ωГ2, улавливается приемопередающей антенной 6.1 специального транспортного средства и через дуплексер 18.1 поступает на вход универсального преобразователя 31.1 частоты. Указанный преобразователь обеспечивает подавление ложных сигналов (помех), принимаемых по каналу прямого прохождения на частоте ωпр1, по первому зеркальному каналу на частоте ωз1, по первому комбинационному ωk1 и второму комбинационному ωk2 каналам, по интермодуляционным каналам. Причем для подавления ложных сигналов (помех), принимаемых по первому зеркальному каналу на частоте ωз1, используется «внешнее кольцо» состоящее из гетеродина 19.1, фазовращателей 20.1 и 25.1 на 90°, смесителей 21.1 и 22.1, усилителей 23.1 и 24.1 первой промежуточной частоты, сумматора 26.1 и реализующее фазокомпенсационный метод. Для подавления ложных сигналов (помех), принимаемых по первому и второму комбинационным каналам на частотах ωk1 и ωk2, используется «внутреннее кольцо», состоящее из перемножителя 27.1, узкополосного фильтра 28.1, амплитудного детектора 29.1, ключа 30.1 и реализующие метод узкополосной фильтрации. При приеме полезных сигналов у сумматоров 60.1, 63.1, 66.1 работает только одно плечо и они беспрепятственно проходят через них.
Частота настройки ωН1 узкополосного фильтра 58.1 выбирается равной первой промежуточной частоты ωпр1: ωH1=ωпр1.
Частота настройки ωН2 и полоса пропускания Δωn1 полосового фильтра 61.1 выбираются равными (фиг. 4, б):
ωН2=(ω1+ω2)/2; Δωn1=ω2-ω1
Частота настройки ωН3 и полоса пропускания Δωn2 полосового фильтра 64.1 выбираются равными (фиг. 4, б);
ωН3=(ω3+ω4)/2; Δωn2=ω4-ω3
Если ложный сигнал помеха (помеха) принимается по каналу прямого прохождения
Un1(t)-Vn1×Cos(ωпр1t+ϕn1), 0≤t≤Tc1,
то он с выхода дуплексера 18.1 поступает на первый вход сумматора 60.1, выделяется узкополосным фильтром 58.1 и подается на вход фазоинвертора 59.1. На выходе последнего образуется напряжение
Un1*(t)=-Vn1×Cos(ωпр1t+ϕn1), 0<t<Tc1,
которое поступает на второй вход сумматора 60.1. Напряжения Un1(t) и Un1*(t), поступающие на два входа сумматора 60.1, на его выходе компенсируются.
Следовательно, ложный сигнал (помеха), принимаемый по каналу прямого прохождения на частоте ωпр1, подавляются фильтром - пробкой, состоящим из узкополосного фильтра 58.1, фазоинвертором 59.1, сумматора 60.1 и реализующим фазокомпенсационный метод.
Если два или более мощных сигналов на частотах ω1 и ω2 попадают в полосу пропускания Δωn1, расположенную «слева» от полосы пропускания Δωп приемника, взаимодействия между которыми на нелинейных элементах, приводит к образованию интермодуляционных составляющих, попадающих, а полосу пропускания Δωп приемника, то они поступают на первый вход сумматора 63.1, выделяются полосовым фильтром 61.1, инвертируются по фазе на 180° в фазоинверторе 62.1 и подаются на второй вход сумматора 63.1. На выходе сумматора 63.1 указанные сигнала компенсируются.
Следовательно, интермодуляционные помехи, попадающие в полосу пропускания ΔWn1, подавляются фильтром - пробкой, состоящим из полосового фильтра 61.1, фазоинвертора 62.1, сумматора 63.1 и реализующим фазокомпенсационный метод.
Если два или более мощных сигналов на частотах W3 и W4 попадают в полосу пропускания ΔWn2, расположенную «справа» от полосы пропускания ΔWn приемника, взаимодействие между которыми на нелинейных элементах, приводит к образованию интермодуляционных составляющих, попадающих в полосу пропускания ΔWn приемника, то они поступают на первый вход сумматора 66.1, выделяются полосовым фильтром 64.1 инвертируются по фазе на 180° в фазоинверторе и подаются на второй вход сумматора 66.1. На выходе сумматора 66.1 указанные сигналы компенсируются.
Следовательно, интермодуляционные помехи, попадающие в полосу пропускания Δωn2, подавляются фильтром-пробкой, состоящим из полосового фильтра 64.1, фазоинвертора 65.1, сумматора 66.1 и реализующим фазокомпенсационный метод.
На выходе сумматора 26.1 образуется суммарное напряжение.
UΣ1(t)=VΣ1×Cos[ωпр1t+ϕк1(t)+ϕпр1], 0≤t≤Tc1,
где ωпр1=ωI-ωГ1 - первая промежуточная (разностная) частота;
ωГ1 - частота гетеродина 19.1,
которое через открытый ключ 30.1 поступает на первый вход перемножителя 35.1, на второй вход которого подается напряжение гетеродина 32.1
UГ2(t)=VГ2×Cos(ωГ2t+ϕГ2).
На выходе перемножителя 35.1 образуется напряжение
U2(t)=V2×Cos[ωГ1t-ϕk1(t)+ϕГ1], 0≤t≤Тс1,
где
ωГ1=ωГ2-ωпр1=Wпр3,
которое выделяется полосовым фильтром 36.1 и поступает на первый (информационный) вход фазового детектора 37.1, на второй (опорный) вход которого подается напряжение гетеродина 19.1
UГ1(t)=VГ1×Cos(ωГ1t+ϕГ1)
В результате синхронного детектирования на выходе фазового детектора 37.1 образуется низкочастотное напряжение
UН1(t)=VH1×Cos ϕk1(t),
где
пропорциональное моделирующему коду M1(t).
Это напряжение поступает в устройство 3.1 кодирования и, если оно соответствует бортовому номеру специального транспортного средства, запрашиваемого с диспетчерского пункта 7 управления, то массив данных, накопленных в устройстве 4.1 регистрации, в виде модулирующего кода M2(t) поступает на второй вход фазового манипулятора 16.1. На первый вход указанного фазового манипулятора подается гармоническое колебание с выхода генератора 15.1 высокой частоты
Uc2(t)=Vc2×Cos(ωct+ϕс2), 0≤t≤Тс2
На выходе фазового манипулятора 16.1 формируется сложный ФМН сигнал
U3(t)=Vc2×Cos[ωct+ϕk2(t)+ϕс2], 0≤t≤Тс2
где ϕk2(t)={0, π} - манипулируемая составляющая фазы,
отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом М2(t),
который поступает на первый вход смесителя 33.1, на второй вход которого подается напряжение гетеродина 32.1
UГ2(t)=VГ2×Cos(ωГ2t+ϕГ2).
На выходе смесителя 33.1 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителем 34.1 выделяется напряжение третьей промежуточной (разностной) частоты
Uпр3(t)=Vпр3×Cos[ωпр3t+ϕk2(t)+ϕпр3], 0≤t≤Тс2,
где
ωпр3=ωГ2-ωс - промежуточная (разностная) частота;
ϕпр3=ϕГ2-ϕс.
Это напряжение после усиления в усилителе 17.1 мощности через дуплексер 18.1 поступает в приемопередающую антенну 6.1, излучается ею в эфир на частоте ωII=ωпр3 улавливается приемопередающей антенной 8 диспетчерского пункта 7 управления и через дуплексер 18 поступает на вход универсального преобразователя 31 частоты, указанный преобразователь обеспечивает подавление ложных сигналов (помех), принимаемых по каналу прямого прохождения на частоте ωпр1, по второму зеркальному каналу на частоте ωз2, по третьему ωk3 и четвертому ωk4 комбинационным каналам, по интермодуляционным каналам. Причем для подавления ложных сигналов (помех), принимаемых по второму зеркальному каналу на частоте ωз2„ используется «внешнее кольцо», состоящее из гетеродина 19, фазовращателей 20 и 25 на 90°, смесителей 21 и 22, усилителей 23 и 24 первой промежуточной частоты, сумматора 26 и реализующее фазокомпенсационный метод. Для подавления ложных сигналов (помех), принимаемые по третьему и четвертому комбинационным каналам на частоте ωk3 и ωk4, используется «внутреннее кольцо», состоящее из перемножителя 27, узкополосного фильтра 28, амплитудного детектора 29, ключа 30 и реализующее метод узкополосной фильтрации.
Для подавления ложного сигнала (помехи), принимаемого по каналу, прямого прохождения на частоте ωпр1 используется фильтр-пробка, состоящий из узкополосного фильтра 58, фазоинвертора 59, сумматора 60 и реализующее фазокомпенсационный метод. Для подавления интермодуляционных помех, попадающих в пользу пропускания Δωn3 (Δωn4), используется фильтр-пробка, состоящая из полосового фильтра 61 (64), фазоинвертора 62 (65), сумматора 63 (66) и реализующий фазокомпенсационный метод.
На выходе сумматора 26 образуется суммарное напряжение
UΣ2(t)=VΣ2×Cos[ωпр1t+ϕk2(t)+ϕпр1], 0≤t≤Tc2
где ωпр1=ωГ2-ωII - первая промежуточная (разностная) частота, которое через открытый ключ 30 поступает на первый вход перемножителя 35, на второй вход которого подается напряжение UГ1(t) гетеродина 32. На выходе перемножителя 35 образуется напряжение
U4(t)=V4×Cos[ωГ2-ϕk2(t)+ϕГ2], 0≤t≤Тс2
где
ωГ2=ωпр1-ωГ1,
которое выделяется полосовым фильтром 36 и поступает на первый (информационный) вход фазового детектора 37, на второй (опорный) вход которого подается напряжение UГ2(t) гетеродина 19. На выходе фазового детектора 37 образуется низкочастотное напряжение
UH2(t)=VH2×Cos ϕk2(t),
где
пропорциональное модулирующему коду M2(t).
Это напряжение поступает в первый процессор 10, который осуществляет разделение модулирущей функции M2(t) (кодограммы) на отдельные блоки данных по следующим признакам:
- номер специального транспортного средства;
- данные географических координат специального транспортного средства;
- данные о наличии особо важного и опасного груза на нем;
- данные о скорости движения;
- наличие аварийных сигналов;
и передает их в блок 11 сравнения, куда поступают также заданные и рассчитанные с помощью процессора 14 данные. Результаты сравнения кодируются кодирующим устройством 12 в соответствующее сообщение, которое поступает на рабочее место 13 оператора:
- специальное транспортное средство находится на разрешенном (запрещенном) маршруте (участке) движения;
- складирования груза произведено на разрешенном (не разрешенном) участке (где именно) контролируемой территории;
- разгрузка особо важного и опасного груза произведена в разрешенном (не разрешенном) месте;
- скорость движения специального транспортного средства соответствует (не соответствует) заданной на данном участке маршрута;
- показания датчика аварийного сигнала в норме или поступил сигнал «Тревога».
Разрешенный безопасный маршрут движения выбирается процессором 14 на основе данных о начальном и конечном пунктах движения специального транспортного средства и выдается в форме маршрутного путевого листа водителю.
Эти же данные через процессор 10 поступают в блок 11 сравнения.
Оператор рабочего места 13 по мере поступления данных со специальных транспортных средств осуществляет контроль за выполнением нормативных документов и при необходимости по каналам голосовой связи дает команду на специальное транспортное средство по корректировке действий специальных транспортных средств, а при поступлении сигнала «Тревога» дает голосовую команду мобильным группам быстрого реагирования о прибытии в конкретное место для ликвидации чрезвычайной ситуации.
Для повышения достоверности контроля транспортировки особо важных и опасных грузов используются идентификационные метки, размещенные на специальных транспортных средствах, и контрольные посты, устанавливаемые на маршрутах движения специальных транспортных средств, например, на въезде и выезде из парка и в других контрольных точках.
Контрольные посты снабжаются сканирующими устройствами 45.j (j=1, 2, ...., m, где m - количество контрольных постов).
Генератором 46.1 высокой частоты формируется гармоническое колебание
Uc(t)=Vс×Cos(ωсt+ϕс), 0≤t≤Тс
которое усиливается по мощности в усилителе 47.1 мощности и через дуплексер 48.1 поступает в приемопередающую антенну 49.1 и излучается ею в эфир.
Идентификационные ПАВ - метки размещаются на специальных транспортных средствам в зоне прямой видимости приемопередающей антенны 49.1 сканирующего устройства 45.1 (на лобовом стекле, бампере, номерном знаке, днище и т.д.).
Гармоническое колебание Uc(t) улавливается микрополосковой приемопередающей антенной 40.1 идентификационной ПАВ - метки 38.1 и поступает на выход встречно - штыревого преобразователя (ВШП), где преобразуется в акустическую волну.
Последняя распространяется по поверхности пьезокристалла 39.1, отражается от отражателей 44.1 и опять преобразуется в электромагнитный сигнал с фазовой манипуляцией (ФМН).
U5(t)=V5×Cos[ωct-ϕk(t)+ϕс], 0≤t≤Тс2
где ϕk(t)={0, π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с моделирующим кодом М3(t).
При этом внутренняя структура сформированного ФМН сигнала определяется моделирующим кодом М3(t), который, в свою очередь, определяется топологией ВШП, имеет индивидуальный характер и содержит всю необходимую уникальную информацию о специальном транспортном средстве и о грузе, перевозимом с помощью данного специального транспортного средства.
Сформированный ФМН сигнал U5(t) излучается микрополосовой антенной 40.1 в эфир, улавливается приемопередающей антенной 49.1 сканирующего устройства 45.1 и через дуплексер 48.1 и усилитель 50.1 высокой частоты поступает на первый (информационный) вход фазового детектора 51.1 на второй (опорный) вход которого подается гармоническое колебание Uc(t) с выхода генератора 46.1 высокой частоты. В результате синхронного детектирования ФМН сигнала U5(t) на выходе фазового детектора 51.1 образуется низкочастотное напряжение
UH(t)=VH×Cosϕk(t),
где
пропорциональное моделирующему коду М3(t).
Одновременное гармоническое колебание Uc(t) с выхода генератора 46.1 высокой частоты поступает на первый вход смесителя 54.1, на второй вход которого подается напряжение гетеродина 53.1
UГ2(t)=VГ2×Cos(ωГ2t+ϕГ2).
На выходе смесителя 54.1 образуются напряжение комбинационных частот. Усилителем 55.1 выделятся напряжение третьей промежуточной частоты
Uпр4(t)=Vпр4×Cos(ωпр3t+ϕпр4),
где
ωпр3=ωГ2-ωс - третья промежуточная (разностная) частота;
ϕпр4=ϕс-ϕГ2.
которое поступает на первый вход фазового манипулятора 56.1. На второй вход фазового манипулятора 56.1 подается модулирующий код M4(t), который формируется в компьютере 52.1 и представляет собой сумму модулирующих кодов
M4(t)=M3(t)+M5(t)+M6(t),
где М3(t) - модулирующий код, содержащий всю необходимую информацию о специальном транспортном средстве и