Стенд испытания стояночных тормозных систем транспортных средств

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, в частности к способам испытания стояночной тормозной системы транспортного средства. Способ испытания стояночной тормозной системы транспортного средства посредством проверки его неподвижности заключается в том, что испытуемое транспортное средство устанавливают на предварительно отрегулированные на ширину ее колес опоры стенда, регулируют. Затем включают стояночную тормозную систему и опрокидывают раму стенда с транспортным средством на нужный угол. Достигается безопасность испытания стояночных тормозных систем транспортных средств одним исполнителем. 1 ил.

Реферат

Данное изобретение относится к автомобилестроению, к испытаниям тормозных систем, а именно способам проверки технического состояния и испытания стояночной тормозной системы транспортных средств. Испытуемое транспортное средство устанавливают на стенд для испытания стояночной тормозной системы, производится регулировка стояночной тормозной системы и опрокидывание автомобиля (прицепа) на нужный угол (%). Если стояночная тормозная система не держит транспортное средство, то рама стенда с транспортным средством опускается и производятся повторные регулировка и испытание.

Технический результат - создание способа испытания стояночной тормозной силы, не требующего дополнительных площадей и обеспечивающего оперативность и безопасность испытания стояночных тормозных систем транспортных средств одним исполнителем.

Известен способ проверки технического состояния стояночной тормозной системы транспортных средств на тормозных роликовых стендах силового типа, заключающийся в том, что испытуемое транспортное средство устанавливают на стенд, включают привод стенда, включают стояночную тормозную систему и измеряют реактивный момент от тормозных сил, возникающий на оси ведущего ролика стенда [см. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. Под ред. Е.С. Кузнецова. М.: Транспорт, 1991 г., стр. 145].

Недостатком данного способа является то, что измерение может производится одновременно только для колес одной оси, а в случае действия стояночной тормозной системы на все колеса транспортного средства такие стенды не позволяют производить измерения на всех колесах одновременно, т.е. определить суммарную тормозную силу. Приходится проводить измерения последовательно для всех осей транспортного средства, а потом подсчитывать суммарную тормозную силу, что увеличивает продолжительность испытаний. Кроме того, стенды, реализующие данный способ, весьма дорогостоящие.

Известен способ проверки технического состояния стояночной тормозной системы транспортных средств посредством тяговых испытаний по патенту Российской Федерации №2244911, опубликованному 20.01.2005 года.

Данный способ проверки технического состояния стояночной тормозной системы транспортных средств предлагается реализовать двумя схемами:

а) Испытуемое транспортное средство устанавливают на ровную горизонтальную поверхность, включают стояночную тормозную систему и тянут транспортное средство до величины заданного усилия, определяемого весом транспортного средства, умноженным на общую удельную тормозную силу.

Недостатком данного метода является:

- необходимость в дополнительных площадях, оборудованных лебедкой (площадка для испытания);

- необходимость в ассистенте, контролирующем силу тяги лебедки по динамометру;

- если пост не оборудован ямой, то необходимо возвращать автомобиль на пост TO-1 для повторной регулировки стояночного тормоза, а затем на площадке повторить испытание стояночного тормоза;

- необходимость в ограждении площадки для испытания стояночной тормозной системы транспортного средства во избежание травм при обрыве натяжного троса или срыве лебедки.

- необходимость в расчетах суммарной тормозной силы с учетом веса транспортного средства и общей удельной тормозной силы.

б) Испытание стояночной тормозной системы проводится следующим образом. Подготавливается груз, весом равный весу транспортного средства, умноженным на общую удельную тормозную силу. Трос через блок прикрепляется к испытуемому транспортному средству. Транспортное средство, сдавая назад, приподнимает груз, включают рабочую тормозную систему (останавливают транспортное средство). Далее включают стояночную тормозную систему, а рабочую тормозную систему выключают (при этом рычаг коробки передач в нейтральном положении). Если транспортное средство под действием груза остается неподвижным, стояночная тормозная система исправна, и наоборот.

Недостатком данного метода является:

- необходимость в дополнительных площадях (площадка для испытания);

- необходимость в ассистенте (помогает установить грузы и контролирует силу тяги на динамометре);

- если пост не оборудован ямой, то необходимо возвращать автомобиль на пост ТО-1 для повторной регулировки стояночного тормоза, а затем на площадке повторить испытание стояночного тормоза.

- необходимость в ограждении площадки для испытания стояночной тормозной системы транспортного средства во избежание травм при срыве блока или обрыве (срыве) натяжного троса.

- необходимости расчетов суммарной тормозной силы с учетом веса транспортного средства и общей удельной тормозной силы.

Наиболее близким к заявляемому является способ, оговоренный требованиями п. 1.2.5. ГОСТ 25478-91: "…стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние автотранспортного средства в снаряженном состоянии на дороге с уклоном не менее 23% - для легковых автомобилей и автобусов, и не менее 31% - для грузовых автомобилей". Данный способ заключается в том, что испытуемое транспортное средство устанавливает на горку нормированного уклона, включают стояночную тормозную систему и контролируют неподвижность транспортного средства.

Недостатком данного способа является то, что современные автомобили и, в частности, автобусы имеют низкую посадку и большие передний и задний свесы, которые ограничивают возможность въезда на горку величиной уклона 23%. Реализация же постепенного нарастания величины уклона горки (5%, 10%, 15%, 20%, 23%) увеличивает габариты этого испытательного сооружения (получается 2-3 длины автобуса). Испытание на горках стояночной тормозной системы автопоездов ввиду значительных их габаритов затруднительно по тем же причинам, плюс сложность маневрирования при въезде и съезде. А необходимость испытания стояночной тормозной системы транспортных средств настоящее время возникает постоянно - при технических осмотрах (для автобусов - два раза в год), при сертификационных проверках качества технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств.

Задачей изобретения является разработки стенда для испытания стояночной тормозной системы транспортных средств, обеспечивающего проверку качества работы стояночной тормозной системы транспортного средства и его испытание одним исполнителем, не требующего дополнительных площадей, необходимости в определении суммарной тормозной силы и обеспечивающего оперативность и безопасность проведения работ.

Предлагаемый способ может быть реализован посредством стенда, представленного на фиг. 1.

Стенд устанавливается на яме (или совместно с подъемником для сервиса) поста ТО-1.

Стенд представляет собой подъемник-опрокидыватель с регулируемым расстоянием между опорами под колеса. Стенд состоит из рамы 1. Сварная конструкция рамы выполнена из прямоугольных труб. Поперечные рамы соединены между собой телескопически (труба в трубе, и при помощи винтовой передачи может регулироваться расстояние между опорами). На опорах колес рамы установлены утопаемые упоры 2.

Винтовая передача приводится в движение приводом, состоящим из электродвигателя 3, муфты 4, червячного редуктора 5 и клиноременной передачи 6. Привод установлен на кронштейне, прикрепленном к раме. Перед рамой установлен въездной мостик 7, после рамы - настил 8.

Подъем рамы осуществляется гидроприводом, состоящим из электродвигателя 9, муфты 10, масленого насоса 11, гидрораспределителя 12, маслобака 13 и гидроцилиндра 14. Работа установки осуществляется через пульт управления 15.

После того как нужное расстояние между опорами установлено и транспортное средство (автомобиль, прицеп и др.) по мостику 7 въезжает (прицеп и другие агрегаты устанавливают посредством тягача-автомобиля), выдвигают упоры 2. Производится регулировка стояночной тормозной системы и опрокидывание автомобиля (прицепа) на нужный угол.

Если стояночная тормозная система не держит транспортное средство (при скатывании на стенде задерживается упорами 2, то рама с транспортным средством опускается, транспортное средство откатывается от упор и производятся повторная регулировка и испытание. После успешного испытания тормозной системы опускается подъемник и проводятся остальные работ из перечня TO-1 данного транспортного средства. В дальнейшем транспортное средство (автомобиль или агрегат) по настилу 8 съезжает (перемешают) со стенда за пределы поста ТО-1.

Предлагаемый способ испытания обладает преимуществами над известными, т.к. он не требует крупногабаритных сооружений, дополнительных площадей и дорогостоящего оборудования для проведения работ, а также исключает необходимость маневрирования, позволяет оперативно и безопасно выполнить регулировки и испытания стояночной тормозной системы транспортного средства одним исполнителем на одном месте (над смотровой ямой поста ТО-1).

Способ испытания стояночной тормозной системы транспортного средства посредством проверки его неподвижности, отличающийся тем, что испытуемое транспортное средство устанавливают на предварительно отрегулированные на ширину ее колес опоры стенда, регулируют, включают стояночную тормозную систему и опрокидывают раму стенда с транспортным средством на нужный угол.