Устройство погрузки, транспортировки и установки на морское дно тяжеловесного и крупногабаритного морского подводного объекта

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области судостроения и морского транспорта, в частности касается транспортировки тяжеловесных и крупногабаритных морских подводных объектов. Предложено устройство погрузки, транспортировки и установки на морское дно тяжеловесного и крупногабаритного морского подводного объекта, включающее судно катамаранного типа, имеющее два жестко соединенных между собой с помощью моста корпуса и грузоподъемные механизмы, а также передаточный плавучий док с балластной системой, стапель-палубой с расположенными на ней кильблоками, устройство стыковки передаточного дока с передаточным стапелем, средство вывода в глубоководный котлован плавучего передаточного дока с судном и с раскрепленным между его корпусами подводным объектом. Грузоподъемные механизмы размещены на палубе с расположением вдоль судна в ряд с каждой стороны от ДП судна, и представляют собой функционирующие грузоподъемные механизмы группового действия с суммарной грузоподъемностью до 16000 т, оснащенные грузонесущими связями длиной до 1000 м. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных показателей и повышении уровня безопасности устройства погрузки, транспортировки и установки на морское дно тяжеловесного и крупногабаритного объекта. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к области судостроения и морского транспорта и касается вопроса погрузки, транспортировки и установки на морское дно тяжеловесных и крупногабаритных морских подводных объектов, к которым относится, в частности, нефте- и газодобычное оборудование для добычи полезных ископаемых из морского грунта.

Известно судно катамаранного типа «Титан» с грузоподъемными средствами в виде грузового крана, которое может быть использовано для погрузки на него морских подводных объектов, транспортировки и спуска их с судна с помощью грузонесущих связей грузового крана судна на морскую глубину и установки на морское дно (Сотрудничество СССР и Финляндии в области судостроения: Сб. ст. / Под редакцией Ю.Н. Горбачева. - Л.: Судостроение, с. 433-434 1990. - 456 с.) - прототип. Судно оборудовано установленным на его палубе грузовым краном, имеющим грузоподъемность в 600 тонн и тросовые грузонесущие связи, позволяющие опускать морские объекты на морское дно с судна на глубину до 60 м. Погрузку подводных морских объектов осуществляют с берега или со специального плавучего средства с помощью грузоподъемных средств (грузового крана), расположенных и закрепленных на палубе судна. После транспортировки морских объектов на судне к месту их установки на морское дно их опускают с судна с использованием грузонесущих связей грузового крана судна.

Однако грузоподъемные средства (грузовой кран) судна-катамарана - прототипа имеют грузоподъемность до 600 т и могут обеспечить погрузку на судно и спуск на морское дно подводного морского объекта массой не более 600 т и только на небольшие глубины, не превышающие 60 м. Кроме того, на палубе такого судна небезопасно транспортировать крупногабаритный подводный морской объект. В связи с чем судно с его грузоподъемными средствами не может обеспечить погрузку тяжеловесных (свыше 600 т) крупногабаритных морских объектов, масса которых значительно превышает указанное значение и может достигать до 16000 т, спуск объектов для установки на морское дно с глубинами, достигающими до 1000 м, а также безопасную транспортировку тяжеловесного крупногабаритного морского подводного объекта.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение погрузки на судно катамаранного типа тяжеловесного (до 16000 т) крупногабаритного морского подводного объекта (объектов), транспортировку и спуск с судна на глубины до 1000 м для установки на морское дно в назначенном месте, а также безопасной транспортировки объекта.

Для этого в устройство погрузки, транспортировки и установки на морское дно тяжеловесного и крупногабаритного морского подводного объекта, включающее судно катамаранного типа, имеющее два жестко соединенных между собой с помощью моста корпуса, и расположенные на палубе моста грузоподъемные механизмы, имеющие грузонесущие связи, по изобретению введены передаточный плавучий док, имеющий балластную систему, стапель-палубу с расположенными на ней кильблоками, устройство стыковки передаточного плавучего дока с передаточным стапелем и средство вывода на глубоководный котлован передаточного плавучего дока с судном и с раскрепленным между его корпусами подводным объектом. При этом судно катамаранного типа оснащено устройствами раскрепления морского подводного объекта между его корпусами в виде седел и пневматических кранцев, расположенных на внутренних бортах корпусов судна, а его грузоподъемные механизмы размещены на палубе с расположением вдоль судна в ряд с каждой стороны от диаметральной плоскости судна и представляют собой как функционирующие грузоподъемные механизмы группового действия с суммарной грузоподъемностью до 16000 т, и оснащены грузонесущими связями длиной до 1000 м.

Наличие плавучего передаточного дока в составе устройства для погрузки подводного морского объекта на судно, а также устройств раскрепления морского подводного объекта в виде седел и пневматических кранцев позволяет осуществить размещение и раскрепление тяжеловесного крупногабаритного морского объекта между корпусами судна катамаранного типа и надежную и безопасную транспортировку крупногабаритного морского подводного объекта на место его установки на дно в море.

Использование грузоподъемных механизмов группового действия, расположенных в ряд с каждой стороны от диаметральной плоскости судна с суммарной грузоподъемностью 1000-16000 т и их грузонесущих связей длиной свыше 100 м, обеспечивает погрузку с закреплением на корпусах судна и спуск тяжеловесного и крупногабаритного морского подводного объекта или оборудования, а длина их грузонесущих связей позволяет спускать объекты на морское дно до глубин, достигающих 1000 м.

Сущность изобретения поясняется рисунками, где на фиг. 1 показано устройство для погрузки, транспортировки и установки на морское дно тяжеловесного крупногабаритного морского подводного объекта (объектов), в передаточный плавучий док которого заведено судно катамаранного типа с раскрепленным между его корпусами подводным морским объектом, и на фиг. 2 - вид сверху на судно в передаточном плавучем подводным морским объектом, и на фиг. 2 - вид сверху на судно в передаточном плавучем доке на фиг. 1 со схемой размещения на палубе судна грузоподъемных механизмов группового действия.

Устройство содержит передаточный плавучий док 1, имеющий балластную систему (на рисунке не показано), стапель-палубу 2 с расположенными на ней кильблоками 3, судно катамаранного типа 4, имеющее два жестко соединенных между собой с помощью моста 5 корпуса 6, оснащенное грузоподъемными механизмами 7 с грузонесущими связями 8 и средствами раскрепления морского подводного объекта 9 на внутренних бортах 10 корпусов 6 судна 4 в виде седел 11 и пневматических кранцев 12 (фиг. 1). Грузоподъемные механизмы 7 судна 4 размещены на его палубе и расположены вдоль судна 4 в ряд с каждой стороны от диаметральной плоскости судна, и они в результате представляют собой грузоподъемные механизмы группового действия с суммарной грузоподъемностью до 16000 т, и оснащены грузонесущими связями 6 длиной до 1000 м (фиг. 2). В состав устройства введено устройство стыковки передаточного плавучего дока 1 к передаточному стапелю (на рисунке не показаны) и средство вывода на глубоководный котлован передаточного плавучего дока с судном и с морским подводным объектом, в качестве которого могут быть использованы также обычные буксирные суда (на рисунке не показано).

Работа устройства осуществляется следующим образом.

Погрузка тяжеловесного крупногабаритного морского подводного объекта 7 массой, существенно превышающей 600 т и достигающей тысяч тонн, на судно катамаранного типа 4 осуществляется в передаточном плавучем доке 1, имеющем балластную систему (на рисунке не показано), в который предварительно заводят на плаву судно 4 (фиг. 1). Затем с помощью устройства стыковки (на рисунке не показано) передаточного плавучего дока 1 к передаточному стапелю завода (на рисунке не показано) производят их стыковку, и с помощью самоходных кильблоков 13 передаточного стапеля закатывают на стапель-палубу 2 морской подводный объект 9, который располагают между корпусами 10 судна 4. После чего, откачивая балласт дока 1, поднимают док до контакта кильблоков 3 его стапель-палубы 2 с корпусами 10 судна 4. Далее, приподнимая морской подводный объект 9 с помощью грузонесущих связей 8 грузоподъемных механизмов группового действия 7 судна 4, размещенных на палубе судна и расположенных в ряд с каждой стороны от диаметральной плоскости судна 4 с суммарной грузоподъемностью 1000-16000 т (фиг. 2), до контакта с седлами 11 на корпусах 10 судна, раскрепляют его между корпусами судна с использованием пневматических кранцев 12 судна 4 (фиг. 1). Затем выводят самоходные кильблоки 13 (фиг. 1) из стапель-палубы 2 на передаточный стапель и, отстыковывая передаточный плавучий док 1 от передаточного стапеля, выводят док 1 с погруженным судном 4 с раскрепленным между его корпусами морским подводным объектом 9 на глубоководный котлован с помощью средства вывода или с помощью буксиров. Далее, балластируя передаточный плавучий док 1, погружают его в воду вместе с погруженным судном 4 до всплытия судна 4 с морским объектом 9 и отделения судна от кильблоков 3 дока 1. После этого транспортируют морской подводный объект 9 на судне 4 к месту его установки в море, где спуск морского подводного объекта 9 осуществляют с помощью грузонесущих связей 8 грузоподъемных механизмов группового действия 7 судна 4, и производят его установку на поверхность твердого основания (на рисунке не показано), оборудованного на морском дне.

Предлагаемое устройство обеспечивает погрузку на судно катамаранного типа тяжеловесного (до 16000 т), крупногабаритного морского объекта (объектов), его транспортировку и спуск с судна на морские глубины до 1000 м для установки на морское дно в назначенном месте акватории, а также безопасную транспортировку объекта, что выгодно отличает его от прототипа.

Устройство погрузки, транспортировки и установки на морское дно тяжеловесного и крупногабаритного морского подводного объекта, включающее судно катамаранного типа, имеющее два жестко соединенных между собой с помощью моста корпуса и расположенные на палубе моста грузоподъемные механизмы, имеющие грузонесущие связи, отличающееся тем, что в его состав введены передаточный плавучий док, имеющий балластную систему, стапель-палубу с расположенными на ней кильблоками, устройство стыковки передаточного плавучего дока с передаточным стапелем и средство вывода на глубоководный котлован плавучего передаточного дока с судном и с раскрепленным между его корпусами морским подводным объектом, при этом судно катамаранного типа оснащено устройствами раскрепления морского подводного объекта между его корпусами в виде седел и пневматических кранцев, расположенных на внутренних бортах корпусов судна, а его грузоподъемные механизмы размещены на палубе с расположением вдоль судна в ряд с каждой стороны от диаметральной плоскости судна и представляют собой функционирующие грузоподъемные механизмы группового действия с суммарной грузоподъемностью до 16000 т, оснащенные грузонесущими связями длиной до 1000 м.