Смазочное устройство зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах, смазываемых жидким смазочным материалом методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. На торце нижерасположенного колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев этого колеса, и параллельно этому торцу укреплен плоский диск, диаметр которого больше диаметра окружности вершин зубчатого венца колеса. В центре диска выполнено сквозное отверстие для вала, на котором установлено данное зубчатое колесо. Диск укреплен на торце колеса с зазором относительно этого торца, посредством плоского кольца, расположенного между диском и торцом колеса и укрепленного на них. Наружный диаметр кольца не больше диаметра окружности оснований зубчатого венца колеса, а его внутренний диаметр не меньше диаметра центрального отверстия в диске. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах, смазываемых жидким смазочным материалом методом погружения.

Известно смазочное устройство косозубой зубчатой передачи, смазываемой жидким смазочным материалом методом погружения, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи - см., например, «Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил.», стр. 214.

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что при вращении нижерасположенного косозубого колеса, погруженного в масляную ванну, зубья этого колеса, расположенные под углом к направлению вращения этого колеса, оказывают дополнительное возмущающее воздействие на смазочный материал масляной ванны, перемещая своими набегающими боковыми поверхностями захватываемый зубьями смазочный материал в сторону торца колеса, к которому обращены эти набегающие боковые поверхности. Это перемещение оказывает возмущающее воздействие на остальной объем смазочного материала масляной ванны, что способствует взмучиванию осадка масляной ванны и т.п. Все это ухудшает процесс смазывания зубчатой передачи.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства косозубой зубчатой передачи, смазываемой жидким смазочным материалом методом погружения, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи - см. «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985 - 416 с., ил.», стр. 149, рис. 11.1, а.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества процесса смазывания косозубой зубчатой передачи.

Для этого смазочное устройство косозубой зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. На торце нижерасположенного зубчатого колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев этого колеса, и параллельно этому торцу укреплен плоский диск, диаметр которого больше диаметра окружности вершин зубчатого венца колеса. В центре диска выполнено сквозное отверстие для вала, на котором установлено данное зубчатое колесо. Диск укреплен на торце колеса с зазором относительно этого торца, посредством плоского кольца, расположенного между диском и торцом колеса и укрепленного на них. Наружный диаметр кольца не больше диаметра окружности оснований зубчатого венца колеса, а его внутренний диаметр не меньше диаметра центрального отверстия в диске.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: схема косозубого колеса - вид сбоку (фиг. 1), зубчатый редуктор с косозубой зубчатой передачей - вид сбоку в разрезе (фиг. 2), тот же редуктор с зубчатой передачей - вид с торца в разрезе (фиг. 3).

На чертежах показаны: нижерасположенное зубчатое колесо 1, зубчатый венец с зубьями 2, линия 3 образующей колеса, жидкий смазочный материал 4, корпус 5 зубчатого редуктора, вышерасположенное зубчатое колесо 6, валы 7 и 8, диск 9, кольцо 10; диаметр dв окружности вершин зубчатого венца нижерасположенного зубчатого колеса (1); угол β наклона зубьев (2); направление вращения ω колеса (1); верхний уровень ВУ смазочного материала (4); зазор Δ; наружный диаметр dд диска 9; диаметр dо окружности оснований зубчатого венца; внутренний диаметр dвн кольца 10; разница а между наружным радиусом диска 9 и радиусом окружности вершин зубчатого венца колеса 1; направление Vз движения зубьев 2 колеса 1; направление Vсм движения смазочного материала под воздействием зубьев 2 колеса 1.

Смазочное устройство зубчатой передачи содержит нижерасположенное зубчатое колесо 1 диаметром dв, зубья 2 зубчатого венца которого расположены под углом β к образующей 3 колеса. Нижняя часть колеса 1 погружена в жидкий смазочный материал 4 масляной ванны, расположенной в корпусе 5 редуктора. Верхний уровень смазочного материала масляной ванны - ВУ. Колесо 1 находится в зацеплении с вышерасположенным зубчатым колесом 6. Колеса 1 и 6 установлены на валах 7 и 8. На торце колеса 1, к которому обращены - при вращении колеса ω - набегающие боковые поверхности его зубьев, с зазором Δ относительно этого торца, укреплен диск 9. Наружный диаметр dд этого диска больше, чем диаметр dв окружности вершин колеса 1. В центре диска 9 выполнено сквозное отверстие для вала 7, на котором укреплено колесо 1. Разница между половинами величин диаметров dд и dв равна а. Зазор Δ обеспечивается за счет наличия плоского кольца 10, расположенного между торцом колеса и диском 10 и укрепленного на них (между ними). Наружный диаметр кольца 10 не больше диаметра dо окружности оснований зубчатого венца колеса, а внутренний диаметр dвн кольца 10 не меньше диаметра центрального отверстия в диске 9.

При работе зубчатой передачи и вращении ω нижерасположенного зубчатого колеса 1, погруженного в жидкий смазочный материал 4 масляной ванны, перемещение V3 зубьев 2 колеса происходит в плоскости вращения (ω) этого колеса. Зубья 2 расположены под углом β к образующей 3 колеса и к направлению V3; поэтому смазочный материал, захватываемый зубьями этого колеса, перемещается по направлению Vсм - по направлению к торцу колеса 1, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев 2. Диск 9 выполняет роль экрана для смазочного материала, отбрасываемого зубьями 2 колеса 1, расположенными под углом β к плоскости вращения (ω) этого колеса, что позволяет снижать возмущающее воздействие вращающегося колеса на смазочный материал масляной ванны. Наличие зазора Δ между торцом колеса 1 и диском 9 предотвращает зацепление парного зубчатого колеса 6 с диском 9.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства снижает возмущающее воздействие вращающегося в смазочном материале масляной ванны нижерасположенного зубчатого колеса (косозубого) - на смазочный материал масляной ванны в целом, что повышает качество процесса смазывания зубчатой передачи.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно косозубой, смазываемой методом погружения, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи, отличающееся тем, что на торце нижерасположенного зубчатого колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев нижерасположенного зубчатого колеса, и параллельно торцу нижерасположенного зубчатого колеса укреплен плоский диск, диаметр которого больше диаметра окружности вершин зубчатого венца нижерасположенного зубчатого колеса, в центре плоского диска выполнено сквозное отверстие для вала, на котором установлено нижерасположенное зубчатое колесо, плоский диск укреплен на торце нижерасположенного зубчатого колеса с зазором относительно торца нижерасположенного зубчатого колеса, посредством плоского кольца, расположенного между плоским диском и торцом нижерасположенного зубчатого колеса и укрепленного на них, наружный диаметр плоского кольца не больше диаметра окружности оснований зубчатого венца нижерасположенного зубчатого колеса, а его внутренний диаметр не меньше диаметра центрального отверстия в плоском диске.